Просмотр содержимого документа
««Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе, способствующих формированию самостоятельной познавательной деятельности»»
«Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе, способствующих формированию самостоятельной познавательной деятельности»
Кондратьева Светлана Владимировна
учитель начальных классов
МОУ ИРМО «Оёкская СОШ»
ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
!
10% то, что
читаем
Восприятие
слов.
словесная
расшифровка
20% то, что слышим
Иллюстрация.
30% то, что
видим
визуальная
расшифровка
50% то, что
видим и
слышим
Фильмы, выставки, экскурсии.
восприятие
и
участие
70% то, что
говорим
Участие в дискуссиях.
Имитация
участия в реальном процессе.
90% то, что
деятельность
говорим и
делаем
Заголовок слайда
2. АМ актуализации опорных знаний;
В целом, активные методы обучения можно разделить на следующие:
1. АМ начала образовательного мероприятия;
3. АМ выяснения целей, ожиданий и опасений;
4. АМ презентации учебного материала;
5. АМ организации самостоятельной работы над темой;
6. АМ релаксации;
7. АМ подведения итогов.
Методы начала урока
Метод «Подари подарок другу»
Цель: активизация внимания учащихся, воспитание коммуникативных качеств, доброжелательности.
Участники: все учащиеся.
Необходимые материалы: фонограмма с записью песни «Дружба», подарочная коробка с подарком внутри.
Проведение: учащиеся под музыку передают (дарят) подарок друг другу. Когда музыка заканчивается, подарок достается тому, у кого он оказался в руках.
Примечание: каждый ученик передает коробку со словами: «Миша (Вова, Таня и т. д.), я дарю этот подарок тебе! Ты мой друг!»
Методы актуализации опорных знаний
Метод « Магазин»
Цель: актуализировать знания учащихся по ранее изученной теме, подвести учащихся к изучению нового материала.
Необходимые материалы: предметные картинки с изображениями животных, фруктов, овощей, игрушек.
Проведение: на доске картинки с изображениями предметов. Каждый ученик подходить к доске, произносит фразу: « Я покупаю машинку потому, что слово, обозначающее этот предмет, отвечает на вопрос что?» Или : « Я покупаю зайчика потому, что слово, обозначающее этот предмет, отвечает на вопрос кто?» Ученик, правильно задавший вопрос, забирает картинку.
Оценка результата: после покупки всех картинок подводится итог ( чей ряд купил больше картинок).
Методы выяснения целей, ожиданий, опасений.
Метод «Фруктовый сад».
Цель: выявить уровень ожиданий и опасений учащихся.
Заранее готовятся два больших плаката с нарисованными на них деревьями (яблоня и лимонное дерево), учащимся раздаются вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны. На «плодах» ребята записывают свои ожидания и опасения и прикрепляют на ветки деревьев. В завершении метода учитель подводит итоги выяснения ожиданий и опасений.
ОПАСЕНИЯ
ОЖИДАНИЯ
Метод «Солнышко и туча»
Участники : все обучающиеся.
Необходимые материалы:
Карточки с изображением солнышка и тучи для каждого ученика.
Проведение: дети, уверенные в своих силах прикрепляют на доске с помощью магнитов солнышко, не уверенные – тучу.
Методы презентации учебного материала
Метод «Инфо - угадай-ка»
Цель метода : представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания учащихся.
Проведение : Учитель называет тему своего сообщения. На стене прикреплён лист ватмана, в его центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено на пронумерованные сектора, но пока не заполненные. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдёт речь. В сектора записываются ключевые моменты маркерами разных цветов.
Методы организации самостоятельной работы
Метод «Инфо-карусель»
На разных столах раскладывается информационный материал, связанный с темой урока. Класс разбивается на малые группы по числу столов. Каждая группа за своим столом знакомится с информацией и выполняет поставленные задания. По истечению отведённого времени каждая группа заканчивает работу за своим столом и переходит к другому. Группы работают до тех пор, пока каждая из них не побывает за каждым информационным столом. Таким образом, группы работают совместно, хотя и не в контакте друг с другом.
Методы релаксации
Метод «Постройся по росту».
Цель: встряхнуться, расслабиться, восстановить энергию .
Метод активной релаксации «Земля, воздух, огонь и вода»
Цель: повысить уровень энергии в классе.
Методы подведения итогов
Завершить урок, внеклассное мероприятие можно, применив такие методы, как “Ромашка”, “Мухомор”, “Мудрый совет”, “Итоговый круг” . Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и т.д. и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, мероприятия, записанные на обратной стороне. Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока.
У каждой методики есть свои плюсы и минусы.
+ Активные методы обучения помогают:
-Активные методы обучения имеют недостатки:
- Дети начальной школы имеют свои особенности, поэтому не могут совладать со своими эмоциями, следовательно на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем.
-Несмотря на выслушивание разных мнений, при выступлении может доминировать мнение одного, если выступающий психологически доминирует в группе.
-развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика,
- учить учащихся самостоятельно добывать знания,
-развивать интерес к предмету,
- позволять активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.
-Для некоторых участников работа в команде с использованием активных методов - только способ ничего не делать.
Методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества.
-
Заключение
Уроки с использованием активных методов обучения стали интересны не только для учащихся, но и для меня.
Но бессистемное, непродуманное их использование не дает хороших результатов.
Поэтому очень важно внедрять в урок АМ в соответствии с индивидуальными особенностями своего класса.
Таким образом, использование АМ позволяет обеспечить эффективную организацию образовательного процесса для достижения высокой заинтересованности и вовлеченности в учебную, проектную, исследовательскую деятельность.