Просмотр содержимого документа
«Приёмы рефлексии учащихся на уроках в начальной школе»
Рефлексия - анализ учащимися собственного состояния, переживания, мыслей по завершении деятельности.
1.Рефлексия настроения и
эмоционального
состояния
Самый простой вариант - показываем учащимся карточки сизображением двух лиц: веселого,и грустного.
Грустный мишка
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению. А ещё детям можно предложить представить себя лучиками солнца. В конце урока дать задание разместить лучики на солнце согласно своему настроению. Ребята подходят к доске и вставляют лучики.
Интересен, на мой взгляд, и прием с различными цветовыми изображениями
У учеников две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ребёнка в процессе занятия. Не может не вызвать интереса у учителя причина изменения настроения в ходе урока. Это ценная информация для размышления и корректировки своей деятельности.
«Цветные карточки» (Показать карточку в соответствии с настроением в начале и в конце урока)
Эффективен прием «Букет настроения»
В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, - голубой.
Можно предложить ребятам поставить цветы в 2 вазы: в первую – я доволен своей работой, во вторую – я недоволен. В конце урока виден результат работы детей.
Еще один цветовой прием «Дерево чувств» Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного.
«Состояние моей души» Нужно взять изображение человека и поставить его на ту ступеньку, которая соответствует состоянию вашей души
Если учитель хочет закончить урок на более высоком эмоциональном уровне, к чему располагает также и содержание урока, то можно использовать еще один вариант - эмоционально-художественную рефлексию:
Детям предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.
Эмоционально-музыкальная концовка. Ребята слушают фрагменты из двух музыкальных произведений (желательно указать композитора произведения). Звучит тревожная музыка и спокойная, восторженная. Учащиеся выбирают музыкальный фрагмент, который соответствует их настроению.
Эмоционально-музыкальная концовка. Ребята слушают фрагменты из двух музыкальных произведений (желательно указать композитора произведения). Звучит тревожная музыка и спокойная, восторженная. Учащиеся выбирают музыкальный фрагмент, который соответствует их настроению.
Если есть время, то можно предложить детям выразить свое эмоциональное настроение в виде рисунка, а в конце провести выставку рисунков.
Более старшие ученики могут оценить не только настроение, но и своё эмоциональное состояние. И вопросы «Что ты чувствуешь сейчас? Какие эмоции ты испытываешь?» быстро становятся привычными и не вызывают у ребят удивления.
Отвечая на эти вопросы, учащиеся обычно радуют разнообразием чувств и переживаний.
Вопросы, которые можно задать в процессе рефлексии:
Я почувствовал, что…
Было интересно…
Меня удивило…
Своей работой на уроке я…
Материал урока мне был…
Мне захотелось…
Мне больше всего удалось…
Моё настроение…
Заставил задуматься…
Навел на размышления…
Могу похвалить своих одноклассников…
«Мордашки»
Дети рисуют «мордашки», которые соответствуют их настроению или выбирают из имеющихся.
«Дерево»
Учащиеся записывают свое мнение об уроке на бумаге в форме листьев дерева, можно предложить ряд вопросов, затем прикрепляют их на заготовку дерева на плакате.
“ Пятерочка “
Ребятам предлагается на листе обвести свою руку.
Каждый палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение.
Большой палец – для меня важно и интересно;
Указательный палец - мне было трудно ( не понравилось );
Средний – для меня было недостаточно;
Безымянный палец – мое настроение;
Мизинец – мои предложения.
«Карта настроения»
В конце занятия ребята заполняют карточки эмоционального состояния, в которых отмечают свое самочувствие, указывают свое отношение к уроку, вписывая то, что понравилось (не понравилось) на занятии.
Комплимент – похвала
Комплимент деловым качествам
Комплимент в чувствах, в котором Вы должны оценить вклад друг друга в урок и поблагодарить друг друга и учителя за проведённый урок.(Если урок Вам понравился и вы знаете, за что можно поблагодарить друг друга и учителя)
«Поезд»
Цель: оценка содержания урока
Содержание: На парте перед каждым ребенком два жетона: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое вам было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось не интересным. Можно использовать только один жетон по усмотрению ученика
Назвать три момента, которые у вас получились хорошо в процессе урока
Предложить одно действие, которое улучшит вашу работу на следующем уроке
В конце урока предлагаю выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать «Спасибо!» за сотрудничество.
И пояснить, в чём именно это сотрудничество проявилось.
Если вы найдёте волшебную палочку, вы попросите её помочь… (кому ? )
Почему ?
Ты – молодец!
Я доволен твоей работой на уроке
Ты мог бы поработать лучше
2. Рефлексия деятельности
Самооценка активности на каждом этапе урока.
Если учитель ведёт урок в традиционном плане, то можно выделить и написать на доске этапы деятельности. В конце урока предложить учащимся оценить свою работу на каждом этапе в виде ступенек, ведущих к успеху. Здесь уместно применять Лестницу успеха.
Рефлексия деятельности
верхняя ступенька ,
у «человечка» руки подняты вверх
- мне всё удалось.
средняя ступенька ,
у «человечка» руки разведены в стороны
- у меня были проблемы
нижняя ступенька ,
у «человечка» руки опущены
- у меня ничего не получилось
Рефлексия деятельности
Рефлексия деятельности на уроке может быть такая :
Составляем дерево успеха
Зеленый листок – не допустил ни одной ошибки, доволен собой
Желтый листок – допустил неточность
Красный листок – надо постараться и успех будет
3. Рефлексия содержания учебного материала.
Приём: Закончи предложение
Цель: подведение итогов урока, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
Содержание:Вариант 1.
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
Я узнал…
Я научился…
Было интересно…
У меня получилось…
Я смог…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я попробую…
Я понял, что…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
Мне захотелось…
Я приобрёл…
На урокеВариант 2
Я работал
Активно / пассивно
Своей работой на уроке я
Доволен / не доволен
Урок для меня показался
За урок я
Коротким / длинным
Моё настроение
Материал урока мне был
Не устал / устал
Стало лучше / хуже
Понятен / не понятен
Полезен / бесполезен
Интересен / скучен
«Мои ответы»Вариант 3
На протяжении урока отмечать условно свои ответы
ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный
Ответил по просьбе учителя, но ответ правильный
Ответил по своей инициативе, но ответ не правильный
ответил по своей инициативе, ответ правильный
не ответил
"Каким было общение на уроке?.
Вариант 4
- Занимательным
- познавательным
- интересным
- игровым
- необычным
- скучным
-радостным
-дружелюбным
«Поляна»
Цель: оценить содержание этапов урока
На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком - бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.
Пантомима»
Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.
«Дело в шляпе»
Ребята передают шляпу друг другу, когда заканчивается музыка или считалка, тот, у кого в руках осталась шляпа, анализирует свою работу на уроке или ставит оценку работающим у доски и обосновывает ее.
Узнал что – то новое
Научился
Я
Расстроился
Получил радость
Удивился
Ничего не понял
Итог совместной работы в группе
Рефлексию содержания учебного материала можно провести :
в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой, и в конце урока с целью выявления эмоционального состояния, степени удовлетворенности работой группы.
- На каком уровне в большей степени осуществлялось общение в группе?
Обмен информацией
Взаимодействие
Взаимопонимание
Были равномерно задействованы все уровни
- Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задания?
В группе сохранилось единство и партнёрские отношения
Единство в группе в ходе работы было нарушено
- Кто или что сыграло решающую роль в том, что происходило в группе?
Лидер, выдвинувшийся в ходе работы
Непонимание задачи, поставленной для совместной работы
Сама задача оказалась неинтересной, трудной
Итог совместной работы в группе
Вариант 1
Что нового ты узнал на уроке ?
Какие уже имеющиеся у тебя знания понадобились в решении задачи ?
Кто и как тебе помогал(и) на уроке при решении задач ?
Какие знания, полученные на уроке, понадобятся тебе в будущем ?
Где ты применишь полученные знания ?
В какой момент урока ты чувствовал себя особенно успешным ?
Вариант 2
С кем тебе было интереснее всего работать в паре / группе ? Почему ?
За что бы ты себя похвалил на уроке ?
Что тебе понравилось на уроке больше всего ?
Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего урока.
Я рада, что на протяжении всего урока Вы были внимательны.
Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать ещё лучше – поаплодировали себе.
Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека:
1.Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.
2.Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.
3.Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.