Просмотр содержимого документа
«Презентация по литературному чтению на тему: И. А. Крылов. Жанр басни в литературе.»
Иван Андреевич КрыловЖанр басни в литературе.
Урок литературного чтения
3 класс
Составила: учитель Яковлева Елена Витальевна
Цель урока:-познакомить с художественным жанром басней;-сформировать умение понимать содержание басни;-развить умение анализировать басни;-осуществлять поиск главной мысли;-создать условия для ознакомления с творчеством И.А.Крылова
Сообщение темы и цели урока:
-Если человек пишет прозаические произведение (рассказы, романы, повести),
его называют….
А если сочиняет поэтические произведения?
А того кто пишет басни, называют….
Так, о чьем творчестве мы будем говорить сегодня на уроке?
Жанр басни имеетдревнюю и богатую историю.Первым, кто сталиспользовать приеминосказания, был Эзоп.Он жил в древней Грецииоколо 3000 лет назад.
Известно, что Эзоп был рабом. Благодаря своему уму он добился свободы.
Даже правители Греции прислушивались к его советам, выраженным в иносказательной форме. В своих баснях под видом животных Эзоп высмеивал глупость, жадность и другие пороки людей. Многие принимали это на свой счёт.
Чтобы отомстить Эзопу, обиженные им люди подложили в его котомку золотую чашу, украденную из храма. Согласно легенде, когда Эзопа схватили, его должны были либо казнить, либо он снова должен был признать себя рабом – и тогда хозяин уплатил бы штраф, а Эзоп сохранил бы жизнь.
Эзоп не захотел терять свободу и выбрал смерть свободного человека.
Картина Диего Веласкеса (1639 – 1640)
Что же такое басня?
Басня – жанр литературы, короткий рассказ моралью, в котором в иносказательной, аллегорической форме, сатирически высмеиваются изображённые человеческие поступки и отношения, героями в басне часто являются животные.
Какие важные слова вы выделите в этом определении, для того, чтобы лучше понять особенности жанра басни?
Короткий рассказ.
Мораль басни.
Иносказательная, аллегорическая форма.
Сатирически высмеиваются.
Герои басни – животные.
Композиция (строение) басни:
Рассказ.
Мораль- нравоучительный вывод, в котором заключена идея басни.
Прочитайте следующие отрывки. Как вы назовёте их? Чему они нас учат и от чего предостерегают?
«У сильного всегда бессильный виноват».
«А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь».
Выводы:
Из каких двух элементов состоит композиция басни?
Что такое мораль?
« Эзопов язык» басни – зашифрованный язык, который надо учиться разгадывать.
1.Иносказание– «говорение» на другом языке.
2.Аллегория- элемент иносказания, такое изображения предмета, когда за ним скрывается другой предмет (человек) или некое одно качество (хитрость, злость, коварство).
Лиса в басне «Ворона и лисица» – это аллегория . .
Ворона в этой же басне – это аллегория . . .
« Эзопов язык» басни – зашифрованный язык, который надо учиться разгадывать.
3. Сатирическое высмеивание– это прямое, иногда злое высмеивание дурных качеств человека.
Какие дурные качества высмеиваются в басне «Лебедь, рак и щука»?
Какие дурные качества высмеиваются в басне «Ворона и лисица»?
Какие дурные качества высмеиваются в басне «Свинья под дубом»?
4.Почему героями басни часто являются животные?
- В изображении героев используется приёмолицетворения.
-Олицетворение–приём, когда животные и неодушевлённые предметы говорят, думают, чувствуют.
« Эзопов язык» басни – зашифрованный язык, который надо учиться разгадывать.
Что такое иносказание?
Что такое аллегория?
Что такое «сатирическое высмеивание»?
Почему героями басни часто являются животные?
Что такое олицетворение?
Ворон и лисица.
Ворон унёс кусок мяса и уселся на дерево. Лисица увидела, и захотелось ей заполучить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царём над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него ещё и голос. Ворону и захотелось показать ей, что есть у него голос: выпустил он мясо и закаркал. А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит: «Эх, ворон, кабы у тебя ещё и ум был в голове, - ничего бы тебе больше не требовалось, чтобы царствовать».
Вспомните аналогичную басню И.А.Крылова .
Благодаря Эзопу в обиходе появилось выражение «Эзопов язык». Что означает это выражение?
- Иносказательное выражение мыслей.
- С какой целью поэты пользовались Эзоповым языком?
- Эзопов язык, понятный искушённому читателю, позволял избегать преследований властей и выражать запретные мысли при помощи различных приёмов.
Крылов Иван Андреевич, русский писатель, баснописец, журналист, родился 13 февраля 1769 г. в Москве в семье отставного офицера. Детские годы писателя прошли в Твери и на Урале. Правильного образования он так и не получил. Семья его жила очень бедно, еще подростком Крылов вынужден был поступить на службу в канцелярию земского суда на должность подканцеляриста. В 1782 г. Крылов переезжает в Петербург, где устраивается на работу мелким чиновником в Казенной палате. Крылов занимается самообразованием, изучает литературу и математику, французский и итальянский языки. В 1777—1790 гг. молодой чиновник пробует силы на драматическом поприще. В 1809 —1843 создал более 200 басен, проникнутых демократическим духом, отличающихся сатирической остротой, ярким и метким языком. В них обличались общественные и человеческие пороки. 9 ноября 1844 в возрасте 75 лет Крылов скончался. Похоронен в Петербурге.
В Санкт-Петербурге сооружен памятник Крылову. На каждой стороне высокого постамента, на котором разместился памятник, – барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова. Памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России (скульптор Петр Карлович Клодт)
Это интересно!
Иван Андреевич Крылов был очень трудолюбивым человеком. А знаете ли вы, что для того, чтобы написать хорошие басни, надо много работать? Только к одной басне «Кукушка и петух», в которой всего 21 строка, в черновых набросках он сделал около 200 строк.
Афоризмы из басен И.А. Крылова уже при его жизни использовались его современниками наряду с пословицами и поговорками.И.А.Крылов обогатил русский язык, русскую речь крылатыми, остроумными, образными выражениями-сравнениями
«Крылатые выражения»
А вы, друзья, как ни садитесь,Все в музыканты не годитесь.
Да только воз и ныне там.
Как под каждым ей листкомБыл готов и стол, и дом.
Мартышка к старости слаба глазами стала.
От радости в зобу дыханье сперло.
Я, совсем без драки,Могу попасть в большие забияки.
План анализа басни:
Выразительно прочитайте басню.
Найдите мораль басни.
Какая идея в ней заключена (ради чего написана басня?).
Что высмеивает басня?
Найдите элементы иносказания:
Аллегория. Какие герои и какие качества они воплощают?