Просмотр содержимого документа
«Презентация на урок литературного чтения "Творчество М,М. Пришвина"»
900igr.net
Жизненный путь и творчество
Для того чтобы начать разговор о Пришвине, нам придётся вернуться в XIX век.
М.М. Пришвин родился в 1873 году в селе Хрущёво Елецкого уезда Орловской
губернии. Дед будущего писателя, купец, приобрёл это имение у местного поме-
Щика. Миша был младшим ребёнком в семье, и ему шёл восьмой год, когда отца
парализовало.
Пришвин закончил сельскую школу и поступил в Елецкую гимназию. Первый
класс гимназии в то время соответствовал третьему или четвёртому классу совре-
менной школы. Туда поступали дети, уже умеющие читать и писать. Всего в гим-
назиях того времени было семь классов. После года учёбы мальчик был оставлен
в первом классе повторно за неуспеваемость с выводом: “безнадёжен по малоспо-
собности”.
В 1885 году Пришвин с друзьями-гимназистами попытался совершить побег в
“ Азию”. Спустя много лет он говорил, что это было его первое устремление к
мечте.
В учёбе Пришвину везло и не везло одновременно. Учителем географии у него
был Василий Васильевич Розанов, который вскоре станет известен всему миру
как выдающийся русский философ. Розанов защищал мальчика от града насме-
шек после неудачного побега в “Азию”. Но именно после оскорбления Розанова
Пришвин был исключён из гимназии без права поступления в другое учебное
заведение — “с волчьим билетом”. Тогда Пришвину было шестнадцать лет, и он
увлекался чтением нелегальной, то есть запрещённой литературы.
В 1889 году Пришвин переехал в Тюмень к дяде, крупному промышленнику. Он
учился в реальном училище, а затем экстерном сдал экзамены за седьмой класс
и в 1893 году поехал в Ригу, где поступил в политехникум на агрономическое
отделение химического факультета. Пришвину в этом году исполнилось двадцать
лет.
В те годы открытия, сделанные великими русскими химиками, произвели нас-
тоящую революцию в науке. Бурно развивались новые отрасли знания: почвове-
дение, агрохимия, агрономия, одно за другим совершались открытия, которые
будоражили умы всего мира. По всей России путешествовали исследователи, в
поле и в лабораториях изучали свойства воздуха, почв, растений и способы обра-
ботки земли. Учёные открывали великие тайны природы. Пришвина увлекла эта
волна, но ещё более захватил его марксизм и деятельность в “школе пролетарских
вождей”. В 1897 году Пришвина арестовали и приговорили к году тюремного зак-
лючения, а затем выслали в Елец под надзор полиции, запретив учиться в России.
В двадцать семь лет Пришвин уезжает в Германию, где поступает в Лейпцигский
университет. В течение двух лет учёбы он слушает лекции самых выдающихся
профессоров, ездит на лекции в Берлинский и Иенский университеты. Больше
всего Пришвина в эти годы увлекает вовсе не литература: с увлечением он зани-
мается в лаборатории физикохимика и философа В.Ф. Оствальда.
Итак, Пришвин возвращается в Россию. Он работает агрономом на опытной сель-
скохозяйственной станции, стремится к работе в лаборатории выдающегося русс-
кого учёного-биохимика — академика Дмитрия Николаевича Прянишникова. Ре-
дактирует сельскохозяйственную энциклопедию, пишет научные и популярные
статьи, например, на такую тему: «Как удобрять поля и луга» (1905), «Картофель
в полевой и огородной культуре» (1908). Но эта работа оставляет у него чувство
неудовлетворённости.
И вот происходит неизбежное в человеке, который чувствует в себе особое
призвание: в 1906 году тридцатитрёхлетний Пришвин по совету друга отправля-
ется для сбора фольклора в Заонежье — в Выговский край Олонецкой губернии,
куда в то время ещё не проникла цивилизация и где жила, может быть, в первоз-
данном виде народная культура. Тридцать восемь сказок записал там Пришвин.
Но главным результатом экспедиции для него стала книга «В краю непуганых
птиц. Очерки Выговского края» (1907). С любовью рассказывая о жителях
Заонежья, Пришвин открыл в себе писателя.
Через несколько лет, уже в Петербурге, Пришвин вновь встретился и стал
общаться с Розановым, с другими известными русскими писателями и филосо-
фами. Так в творчестве Пришвина слились глубокое знание природы, философ-
ская мысль и любовь к людям.
Родился 23 января (4 февраля) 1873 в имении Хрущево близ г. Елец Орловской губернии, сын разорившегося купца. Исключен из Елецкой гимназии из-за конфликта с учителем географии, известным впоследствии писателем и философом В. В. Розановым, спустя годы ставшим единомышленником и другом Пришвина. Учился в Тюменском реальном училище, в Рижском политехникуме, за участие в работе марксистских кружков подвергался одиночному заключению (1897). Окончил агрономическое отделение философского факультета Лейпцигского университета (1900–1902), затем до 1905 работал агрономом в земстве (Клин, Луга); выпустил несколько книг и статей по сельскому хозяйству. В годы Первой мировой войны фронтовой корреспондент, после Октябрьской революции жил в Ельце, на Смоленщине, в Подмосковье; вел педагогическую деятельность, занимался охотой и краеведением. В 1905 начал журналистскую деятельность.
Первый рассказ Сашок опубликовал в 1906 . Увлекшись фолькло-ром и этнографией, много путешествовал. Впечатлениями от евро-пейского Севера (Олонец, Карелия, Норвегия)
продиктованы первые книги Пришвина – путевые записи-очерки В краю непуганых птиц (1907) и За волшебным колобком (1908), которые помогли их автору оказаться в центре литературной жизни Петербурга. Близость к символистски-декадентскому кругу писателей отразилась на рассказах Крутоярский зверь, Птичье кладбище (оба 1911), повести-очерке У стен града невидимого (Светлое озеро, 1909), посвященной легендарному Китежу. Результатом поездок Пришвина в Крым и Казахстан стали очерки Адам и Ева (1909), Черный Арал (1910), Славны бубны (1913) и др. «Родственным вниманием» к природе, в которой писатель призывал узнавать «лицо самой жизни», отмечены многочисленные натурописательные очерки, охотничьи и детские рассказы, фенологические записки Пришвина, в т.ч. Родники Берендея (1925), вышедшие с дополнениями в 1935 под названием Календарь природы. От научного знания и фольклора писатель идет к поэтической художественной прозе (так, очерк об оленях Дорогие звери предварил одно из лучших произведений Пришвина, повесть
Женьшень (первоначальное название Корень жизни, 1933). Сплав реалистического и романтического видения, правды и сказки «бывалого» и «небывалого» определил специфику пришвинской прозы. Переменчивый лик природы уловлен и в повести о Костромской и Ярославской земле Неодетая весна, и в цикле лирико-философских миниатюр Лесная капель и примыкающей к нему поэме в прозе Фацелия (все 1940).
Другая линия творчества Пришвина – автобиографический роман Кащеева цепь (1923–1954; опубл. в 1960) и примыкающая к нему повесть о творчестве Журавлиная родина (1929). В этих произве-дениях духовные искания героя раскрываются на фоне реальных исторических событий в России 20 в., запечатленных критически и трезво. Точность наблюдения художника и натуралиста, напряжен-ность ищущей мысли, высокое нравственное чувство, свежий, образный язык, питаемый соками народной речи, обусловили непреходящий интерес читателя к сочинениям Пришвина, среди которых заметное место занимают также сказка-быль Кладовая солнца (1945), сюжетно связанная с ней повесть-сказка
Корабельная чаща (1954), роман-сказка Осударева дорога (опубл. в 1957). В годы Великой Отечественной войны написал Рассказы о ленинградских детях (1943) и Повесть нашего времени (1945, полностью опубл. в 1957).
Постоянная духовная работа Пришвина, путь писателя к внут-ренней свободе особенно подробно и ярко прослеживается в его богатых наблюдениями дневниках (Глаза земли, 1957; полностью опубл. в 1990-е годы), где, в частности, дана правдивая картина процесса «раскрестьянивания» России и сталинских репрессий, выражено гуманистическое стремление писателя утвердить «святость жизни» как высшую ценность. Проблема «собирания человека» ставится Пришвиным, которого во всей глубине только в конце 20 в. стал узнавать отечественный читатель, и в повести Мирская чаша (другое название Раб обезьяний, 1920; полностью опубл. в 1982), сопрягающей реформы Петра I и большевистские преобразования и рассматривающей последние как «новый крест» России и знак «тупика христианского мира».