Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по теме "Рыхлые горные породы"»
Тема урока: Рыхлые горные породы.
Форма урока: учебно-исследовательский проект.
Цели урока:
Формирование у школьников представления о характерных свойствах песка и глины и их значении в жизни человека.
Развитие наблюдательности, основ исследовательской работы, творческих и коммуникативных способностей ребёнка.
Формирование умений учебного сотрудничества: умений договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности.
Оборудование: учебник, образцы песка и глины, ручные лупы, стаканчики с водой, бумажные салфетки, тарелочки, стеклянные стаканчики, воронки, вата, мерные стаканчики.
Ход урока:
Орг. момент
Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте.
Актуализация знаний.
- Прежде чем начать знакомство с новой темой, давайте повторим изученный ранее материал. Несколько человек будут выполнять индивидуальные задания по карточкам, а для всех остальных проведем мозговой штурм.
На доске термины: ветер, флюгер, туман, явления природы, аорта, полезные ископаемые, исток, виды осадков.
(Дети дают определения, затем 2 человека по желанию рассказывают на оценку все правила)
Проверка домашнего задания
На прошлом уроке вы познакомились с различными горными породами. Какие из них запомнили? (называют горные породы).
- На какие две группы делятся горные породы? Какие горные породы относятся к плотным?
Дома у вас было задание найти материал о том, как образуются эти породы и где они используются.
Выступления детей (гранит, песчаник, известняк, мрамор, сопровождение презентацией.
Подготовка к изучению нового
Люди какой профессии занимаются изучением горных пород?
Геологи не только в экспедициях разведывают залежи горных пород, но и проводят исследования в лабораториях. Мы сегодня выступим в роли учёных-геологов, проведём исследование с целью изучения свойств горных пород. На уроке вы познакомитесь не только с горными породами и их свойствами, но и узнаете, где применяются эти горные породы.
- Какие горные породы мы будем изучать на уроке, узнаем, отгадав, что находится в чёрном ящике. Внимание! Чёрный ящик!
Дети отгадывают загадки
Если встретишь на дороге- То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу- Она понадобиться сразу. (Глина)
Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе, Он и на стройке, и на пляже, И он в стекле расплавлен даже. (Песок)
V. Постановка проблемы исследования.
- Итак, сегодня на уроке мы будем изучать свойства рыхлых горных пород -песка и глины. Для чего нам это нужно? Всё ли мы знаем о песке и глине? На все ли вопросы можем найти ответ?
Чтобы получить ответы на все интересующие нас вопросы, мы с вами выполним учебный исследовательский проект по изучению свойств песка глины.
Деление на группы. Распределение ролей.
- Каждая группа получает задание, проводит опыты, делает выводы. На основе выводов каждой группы мы составим сводную таблицу свойств песка и глины.
1 группа. «Наблюдатели»
2 группа. «Экспериментаторы»
3 группа. «Испытатели»
4 группа. «Практики»
Перед началом работы, повторим правила работы в группах.
VI.Практическая работа. Проведение опытов.
Каждая группа получает задание
Ученики работают в группах самостоятельно. Читают задание, выполняют все описанные опыты, записывают результаты опытов, оформляют свои выводы. По результатам проведённой работы выступают представители от каждой группы, заносят свои выводы в сводную таблицу.
1 группа. " Наблюдатели".
Опыт 1. Рассматривают песок и глину. Определяют их цвет и состояние. Высыпают песок и глину из стакана на лист бумаги. Трут песком и глиной по стеклу. Записывают результаты наблюдений. Делают выводы.
Опыт 2. Рассматривают песок и глину через лупу. Отмечают, что песок состоит из отдельных мелких песчинок. Они имеют разную окраску. Одни песчинки непрозрачные, другие почти прозрачные, похожи на кусочки мутного стекла. Частички глины непрозрачные, неблестящие, разного цвета: жёлтые, серые, коричневые, белые.
2 группа. "Экспериментаторы".
Опыт 1. В два стеклянных стакана вставляют стеклянные воронки. В воронки помещают фильтр из комочков ваты. На фильтр одной воронки кладут влажный песок, а на фильтр второй – размельчённую смоченную глину. С помощью мерных стаканов ученики отмеряют одинаковое количество воды и наливают эту воду одновременно в обе воронки. Они видят, что песок хорошо пропускает воду, а глина – плохо. Глина дольше удерживает воду. Выводы записывают.
Опыт 2. Для эксперимента используются образцы сухой глины и вода. Чтобы установить, как глина впитывает воду, ученики смачивают её водой и наблюдают, что происходит: мокрое пятно на поверхности образца очень быстро исчезает. Делается вывод: глина хорошо впитывает в себя воду.
Опыт 3. Устанавливает свойства глины в том случае, если она обильно смочена водой. Для этого в блюдце с водой кладут небольшой кусок глины: вода вскоре исчезает с блюдца, понемногу подливая воду, глину разминают до тех пор, пока она не станет мягкой и вязкой. Глина стала пластичной. Выводы записывают.
3 группа. " Испытатели".
Задание 1. Ученики придают сырому песку и мокрой глине форму шарика. Ждут, пока немного подсохнет. Определяют, что лучше сохраняет форму: песок или глина? Делают выводы. Сырой глине можно придать форму, это мягкий материал. Глина легко мнётся, продавливается. После высыхания хорошо сохраняет форму. Песок плохо сохраняет форму, при надавливании шарик из песка рассыпается.
Задание 2. Ученики из влажной глины лепят чашку и наливают в неё воды. Проверяют, пропускает ли эта чашка воду. Делают вывод: изделия из глины не пропускают воду.
Представление результатов. Формулирование выводов.
Представители от 1,2,3 группы зачитывают свои записи классу, делают выводы.
Заполняем сводную таблицу.
Песок
Глина
рыхлый
непрозрачный
сыпучий
хорошо пропускает воду
плохо сохраняет форму
плотная
непрозрачная
вязкая
пластичная
плохо пропускает воду
можно придать любую форму
легко мнётся, продавливается
хорошо сохраняет форму
ФИЗМИНУТКА
Использование полученных выводов.
- Теперь исследовав свойства песка и глины, мы можем точно ответить на вопросы. Основываясь на ваших выводах, дайте ответ на вопросы:
Почему на песчаных дорожках после дождя не образуются лужи, а на глинистых они держатся долгое время?
Двое друзей поспорили: что лучше пропускает воду – песок или глина. Один утверждал, что песок, другой – что глина. Кто из них прав?
Ниф-Ниф построил дом из песка, а Наф-Наф построил дом из глины. Какой дом более прочный?
- О чём идёт речь?
Вязкая горная порода, которая очень осложняет передвижение после дождя.
Сыпучая, рыхлая горная порода, хорошо пропускает воду.
Использование песка и глины.
-Где и как люди могут использовать песок и глину, учитывая свойства этих полезных ископаемых? Об этом нам расскажут наши практики, 4 группа.
4группа. " Практики".
Закончить предложения:
Песок используют в водохранилищах в качестве…………………………….
Песок, смешанный с цементом, применяют в ………………………………..
Из песка, смешанного с глиной, делают ……………………….
Выступление с опережающим заданием.
Из глины делают………………………………………………………
Глина входит в состав …………………………………………………
………………………. – это тоже глина, приготовленная по особому рецепту.
Фильм «Как делают стекло»
Опережающее задание – «Муранское стекло»
Проверка изученного.
Тест. Взаимопроверка, взаимооценка.
Х. Подведение итогов урока
Построение дома мечты. Фундамент – из чего? Крышу – из чего? Лестницы, колонны -?
Облицовку дома - ?
А чтобы в этом доме всем жилось дружно и весело, украсим его клумбами из наших цветов.
Если вы остались довольны своей работой на уроке, вам было все понятно, возьмите бабочек розового цвета, если были некоторые вопросы, которые вам были немного не понятны и вы не совсем довольны своей работой – цветочки зеленого цвета и если вам совсем не понравилось на уроке, было все непонятно – бабочек желтого цвета. Приклейте их на клумбы возле дома. Спасибо за урок!
ПРИЛОЖЕНИЕ
Полезные ископаемые
……………… ……………… …………….
Приведите примеры в каждую группу:
………… ………………. …………….
…………. …………………. ………………
Полезные ископаемые
……………… ……………… …………….
Приведите примеры в каждую группу:
………… ………………. …………….
…………. …………………. ………………
Полезные ископаемые
……………… ……………… …………….
Приведите примеры в каждую группу:
………… ………………. …………….
…………. …………………. ………………
Полезные ископаемые
……………… ……………… …………….
Приведите примеры в каждую группу:
………… ………………. …………….
…………. …………………. ………………
Поставьте над данными полезными ископаемыми номер группы, к которой они относятся: