Цели:
- Расширить знания учащихся о сказках;
- развивать навыки беглого выразительного чтения, обогащать словарный запас учащихся, развивать творческие способности (артистизм, умение перевоплощаться), вырабатывать активность мысли, формировать способность отстаивать свою точку зрения, проводить работу по развитию речи.
- Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, товарищества.
Класс: 1 класс
Оборудование: интерактивная доска (слайды), иллюстрации народных сказок, иллюстрации к сказкам, наглядности, отрывки текстов сказок, листы и фломастеры, фишки.
Ход урока.
- Речевая разминка.
Жа-жа-жа- эта чашка для ежа,
жу-жу-жу- молоко дадим ежу.
Шу-шу-шу- я письмо тебе пишу.
Работа над скороговоркой
- Волки рыщут, пищу ищут.
- Волки рыщут, пищу ищут?
- Волки рыщут, пищу ищут!
- Работа по теме урока. Подготовка к викторине.
Итак, друзья, начнем программу,
Затей у нас большой запас.
А для кого они? Для вас.
Мы знаем, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интересней,
Чем наши волшебные сказки.
– А почему они волшебные?
– Да потому, что в них животные умеют разговаривать, есть несуществующие герои
(Кощей Бессмертный, Баба-Яга, леший), происходят чудеса – лягушка превращается в царевну, братец Иванушка в козленочка, ведра сами ходят.)
Что всегда ценится в сказках всех народов мира? Ответ: Ум.
Что в сказках, всегда побеждает зло? Ответ: Добро.
Все сумели мы собраться, за работу дружно взяться. Будем думать, рассуждать, можем мы урок начать.
Мы совершим путешествие, а куда, узнаете разгадав загадку:
Что наш маленький народ
в мир волшебный унесёт,
полный смеха, света, краски!
а зовется чудо …(сказка)!
– Мы сегодня собрались, чтобы провести викторину по сказкам народов мира, с которыми мы познакомились на прошлых уроках между четырьмя командами.
– Каждая команда будет получать свое задание. Если команда не справится с заданием, то вопрос переходит к другой команде. Все ваши ответы я буду оценивать фишкой для команды.
– Итак, начнем!
Конкурс 1. “Хорошо ли ты знаешь сказки”
(По иллюстрациям участники называют сказки: казахская сказка «Чудесная шуба», русская сказка «Снегурочка»,сербская сказка «Почему у месяца нет платья»,ненецкая сказка «Кукушка».)
– Молодцы! Оценивание команд.
Конкурс 2. “Ушки на макушке”
(Команды читают отрывки из сказок и определяют название.)
- Тут увидел он: едет навстречу всадник. Это был бай. Хитрец сразу смекнул, что ему делать. Он распахнул свою дырявую шубу и запел весёлую песню. (Чудесная шуба.)
- Растёт дочка не по дням, а по ночам. Умная и весёлая. Работа у неё в руках спорится. Прошла зима. Начало пригревать солнышко. Запели жаворонки. А девочка запечалилась.(«Снегурочка»)
- - Видно, я ошибся, - говорит портной.
И снова сел за работу. в назначенный срок пришёл заказчик за платьем. Опять платье мало! (Почему у месяца нет платья.)
- И вдруг одежда её перьями покрылась. Вместо рук крылья выросли. Обернулась птицей и вылетела из чума. (Кукушка)
- Молодцы! Оценивание команд.
А сейчас давайте отдохнем. А ребята вам покажут сказку «Снегурочка».
Конкурс 3. Эстафета “Юный художник”
– Мы убедились, что пройденные сказки вы знаете. А сможете ли вы нарисовать героев этих сказок? Героев, из какой сказки вы будете рисовать, узнаете из загадки:
- Эту шубу я хочу
И неплохо заплачу.
Дам тебе мешок с деньгами,
Шапку, шубу с сапогами.
А Алдар ему в ответ
Отвечает только: «Нет!»
- Так и быть, твоя удача,
Дам ещё коня в придачу! ……. (Чудесная шуба)
Красна девица грусна: ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко, слёзы льёт бедняжка! (Снегурочка)
Над нашей избушкой висит хлеба краюшка.
Собаки лают, а достать не могут. (Месяц)
Ты трудилась, ты устала
И совсем не отдыхала,
Буду солнышко просить
Утром в окна не светить:
— Не вставай так рано,
Не буди ты. (маму)
(На партах, всё для рисовании. Рисунки прикрепляют на доске.)
– Оценки.
Конкурс 4. “Телеграмма”
– Ребята, я сегодня шла в школу и встретила почтальона. Он передал нам телеграммы, потому что сам не может догадаться от кого они пришли. Помогите ему.
- “ Очень расстроен. Я не могу правильно выкроить платье” (портной)
- “Все закончилось благополучно, я скоро буду дома. в новой шубе и прекрасным жеребцом” (Алдар-Косе)
- “Дорогие бабушка и дедушка, не волнуйтесь. Я просто стала облачком» (Снегурочка)
- “Помогите, наша мама превратилась в кукушку и улетела” (Дети)
Учитель: Молодцы ребята, вы любите и знаете сказки. Вы прекрасно справились со всеми конкурсами. А сейчас, пора подводить итоги нашего урока- викторины.
Письменная работа.
Один ученик работает у доски, а остальные пишут в тетрадях.
- Давайте запишем несколько слов о том, чему нас учат сказки.
(Быть добрыми, справедливыми, помогать взрослым).
Считаем жетоны-смайлики.
4.Подведение итогов викторины. Заключение (о сказках).
5.Подведение итога урока. Рефлексия.
- Кто считает, что он хорошо работал на уроке, помогал команде, многое запомнил – на слово СКАЗКИ наклеивает зелёный кружок.
- Кто считает, что он не очень хорошо работал, мало запомнил – наклеивает красный
кружок.
Всем спасибо, до скорых встреч. Любите и читайте сказки.
Оценки за урок.