kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к урокам литературного чтения «Сказки народов мира» для 5-х классов в школах с казахским языком обучения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к урокам литературного чтения  «Сказки народов мира» для 5-х классов  в школах с казахским языком обучения. Работа составлена на основе материала учебника

Жадановой К.Х. Литературное чтение: Учебник для 5 класса общеобразовательных школ с казахским, уйгурским и др. языками обучения. – Алматы: Бiлiм, 2013.

Презентация рассчитана на четыре урока

Цели уроков:

1. знакомство с содержанием сказок народов мира;

2. развитие умения читать по ролям; составление характеристики сказочным персонажам; развитие устной связной речи;

3. воспитание чувства юмора, честности, находчивости и справедливости; умение находить выход из трудной ситуации; воспитание трудолюбия и ответственности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к урокам литературного чтения «Сказки народов мира» для 5-х классов в школах с казахским языком обучения. »

Сказки народов мира учитель русского языка и литературы КГУ ОСШ им.Т.Аубакирова   Исмаилова Наталья Усеиновна

Сказки народов мира

учитель русского языка и литературы

КГУ ОСШ им.Т.Аубакирова

Исмаилова Наталья Усеиновна

Цели уроков:  1. знакомство с содержанием сказок народов мира; 2. развитие умения читать по ролям; составление характеристики сказочным персонажам; развитие устной связной речи; 3. воспитание чувства юмора, честности, находчивости и справедливости; умение находить выход из трудной ситуации; воспитание трудолюбия и ответственности.

Цели уроков:

1. знакомство с содержанием сказок народов мира;

2. развитие умения читать по ролям; составление характеристики сказочным персонажам; развитие устной связной речи;

3. воспитание чувства юмора, честности, находчивости и справедливости; умение находить выход из трудной ситуации; воспитание трудолюбия и ответственности.

Алдар-Косе и хвастливый бай. (казахская народная сказка)

Как-то один бай сказал:

  • Вся степь твердит: что Алдар- Косе, Алдар-Косе! Подумаешь! Я бы вмиг его одурачил.

Все засмеялись, а старики покачали головами:

  • Эй, не хвастай, бай! Ещё никому на свете не удавалось обмануть Алдара!

Но бай заявил, что он обязательно перехитрит Алдара-Косе, а если это ему не удастся, то он заколет кобылицу и устроит той для всего аула.

Вот однажды едет бай на верблюде. Видит: какой-то человек ходит туда и обратно.

  • Эй, приятель! – крикнул бай. – Что потерял?

Незнакомец остановился и говорит:

  • Ищу начало Земли. Ведь слава и почёт ждут того человека, который найдет начало Земли.

Бай даже рот раскрыл от удивления.

  • Вот оно что! А ты полезай на моего верблюда, тебе будет виднее . А славу и почёт поделим пополам.

Посадил бай незнакомца на верблюда и спрашивает:

  • Ну, как, увидел ли ты начало Земли?
  • Нет, - сказал человек. – Не вижу. Только вижу, что ты бай – большой дурак. Зато можешь похвалиться, что вместе с Алдаром-Косе искал начало Земли. Прощай! – И пустил верблюда во весь опор.

Дошёл бай до своего аула пешком. А в ауле уже знали, что Алдар-Косе обманул бая. Пришлось баю зарезать кобылу и устроить той.

Подъехал тут Алдар-Косе на верблюде и говорит баю:

- Забирай своего верблюда, да не хвались наперёд! Будь умнее.

Ответить на вопросы:   - Почему сказка так называется? - Какое мнение вы составили о бае в начале сказки? - Что нового вы узнали об Алдар- Косе? - К какому виду сказок относится?

Ответить на вопросы:

- Почему сказка так называется?

- Какое мнение вы составили о бае в начале сказки?

- Что нового вы узнали об Алдар- Косе?

- К какому виду сказок относится?

Составление сопоставительной таблицы из антонимов: БАЙ АЛДАР-КОСЕ хвастливый … … худой богатый … … умный жадный …

Составление сопоставительной таблицы из антонимов:

БАЙ

АЛДАР-КОСЕ

хвастливый

худой

богатый

умный

жадный

Честный мальчик. ( Мальчик с пустым цветочным горшком)   (корейская народная сказка) Давным-давно жил в одной стране мудрый и счастливый король. Одно лишь омрачало его старость – у него не было детей. И вот однажды король подумал: Выберу-ка я самого честного в стране ребенка и усыновлю его. Он велел раздать всем детям цветочные семена и объявил: – Тот, кто вырастит из этих семян самые красивые цветы, будет для меня сыном или дочерью. Все дети посадили семена и поливали их утром и вечером. Сон Ир тоже старательно ухаживал за семенами. Но прошло десять дней, прошло полмесяца, месяц, а семена в горшке все еще не пускали ростки. «Как странно», – недоумевал Сон Ир. Наконец он спросил у матери: – Почему у меня семена не прорастают? И мать, тоже озабоченная этим, сказала: – Посади-ка ты их в другую землю. Сон Ир пересадил семена, но они опять не проросли.

Честный мальчик. ( Мальчик с пустым цветочным горшком) (корейская народная сказка)

Давным-давно жил в одной стране мудрый и счастливый король. Одно лишь омрачало его старость – у него не было детей. И вот однажды король подумал: Выберу-ка я самого честного в стране ребенка и усыновлю его. Он велел раздать всем детям цветочные семена и объявил:

– Тот, кто вырастит из этих семян самые красивые цветы, будет для меня сыном или дочерью.

Все дети посадили семена и поливали их утром и вечером.

Сон Ир тоже старательно ухаживал за семенами. Но прошло десять дней, прошло полмесяца, месяц, а семена в горшке все еще не пускали ростки.

«Как странно», – недоумевал Сон Ир. Наконец он спросил у матери:

– Почему у меня семена не прорастают?

И мать, тоже озабоченная этим, сказала:

– Посади-ка ты их в другую землю.

Сон Ир пересадил семена, но они опять не проросли.

Наступил день, когда король должен был смотреть цветы. Множество детей в нарядной одежде вышло на улицу, держа перед собой горшки с цветами. Каждому хотелось стать наследным принцем. Но что это? Почему король, оглядывая цветы, проходил мимо всех детей и на лице у него не было и тени радости? Вдруг у одного дома он увидел плачущего Сон Ира, который стоял с пустым горшком. Король приказал позвать к нему мальчика. – Почему ты стоишь с пустым горшком? – спросил он. Сон Ир, всхлипывая, рассказал, как он посеял семена, но они не проросли, наверное, в наказание за то, что он однажды тайком сорвал яблоко в чужом саду. Услышав этот ответ, король взял Сон Ира на руки и сказал: – Вот мой честный сын! Люди зашумели: – Почему король усыновил мальчика с пустым горшком? И король объяснил: – Люди! Семена, которые роздали детям, были вареными. И тогда все одобрительно закивали. А у детей, стоявших с прекрасными цветами, от стыда загорелись щеки: ведь все они посадили другие семена.

Наступил день, когда король должен был смотреть цветы. Множество детей в нарядной одежде вышло на улицу, держа перед собой горшки с цветами. Каждому хотелось стать наследным принцем. Но что это? Почему король, оглядывая цветы, проходил мимо всех детей и на лице у него не было и тени радости?

Вдруг у одного дома он увидел плачущего Сон Ира, который стоял с пустым горшком. Король приказал позвать к нему мальчика.

– Почему ты стоишь с пустым горшком? – спросил он.

Сон Ир, всхлипывая, рассказал, как он посеял семена, но они не проросли, наверное, в наказание за то, что он однажды тайком сорвал яблоко в чужом саду.

Услышав этот ответ, король взял Сон Ира на руки и сказал:

– Вот мой честный сын!

Люди зашумели:

– Почему король усыновил мальчика с пустым горшком?

И король объяснил:

– Люди! Семена, которые роздали детям, были вареными.

И тогда все одобрительно закивали. А у детей, стоявших с прекрасными цветами, от стыда загорелись щеки: ведь все они посадили другие семена.

Ответить на вопросы:   - Какое горе было у короля? - Что он решил сделать? - Почему на площади собрались дети? - Что они держали в руках? - Как среагировал король красивым цветам? - Кого он выбрал в сыновья? Почему?

Ответить на вопросы:

- Какое горе было у короля?

- Что он решил сделать?

- Почему на площади собрались дети?

- Что они держали в руках?

- Как среагировал король красивым цветам?

- Кого он выбрал в сыновья? Почему?

Подобрать антонимы к словам:  Умный- …………,  честный - ………., справедливый - ………. .

Подобрать антонимы к словам:

Умный- …………,

честный - ……….,

справедливый - ………. .

Лев, волк и лиса.  (уйгурская народная я сказка) Однажды лев, волк и лиса подружились. Пошли они на охоту и вместе поймали оленя, козла и зайца. Ну, друзья мои, как мы поделим добычу? – спросил лев. Царь! Вы больше нас, поэтому оленя съешьте вы, я съем козла, лиса самая маленькая, ей и одного зайца хватит, - сказал волк. Лев страшно рассердился. Он прыгнул на волка и разорвал его на части. А ты что скажешь? – спросил лев у лисы. О царь вы наш! Позавтракайте сейчас оленем, потом пообедайте козлом, на ночь поужинаете зайцем. Льву понравился ответ лисицы: Он улыбнулся испросил: У кого ты научилась так хорошо делить добычу? Лиса показала на мёртвого волка: - У волка, о великий царь!

Лев, волк и лиса. (уйгурская народная я сказка)

Однажды лев, волк и лиса подружились. Пошли они на охоту и вместе поймали оленя, козла и зайца.

  • Ну, друзья мои, как мы поделим добычу? – спросил лев.
  • Царь! Вы больше нас, поэтому оленя съешьте вы, я съем козла, лиса самая маленькая, ей и одного зайца хватит, - сказал волк.

Лев страшно рассердился. Он прыгнул на волка и разорвал его на части.

  • А ты что скажешь? – спросил лев у лисы.
  • О царь вы наш! Позавтракайте сейчас оленем, потом пообедайте козлом, на ночь поужинаете зайцем.

Льву понравился ответ лисицы:

Он улыбнулся испросил:

  • У кого ты научилась так хорошо делить добычу?

Лиса показала на мёртвого волка:

- У волка, о великий царь!

Дайте характеристику льву, волку и лисе.

Дайте характеристику льву, волку и лисе.

Ответить на вопросы:   - Какими мы должны быть? - Как вы оцениваете поступки зверей? - Нужно ли быть хитрыми? - Чему нас учит эта сказка? - К какому виду сказок относится эта сказка? - Почему льву не понравились слова волка? - Что ответила льву лиса? - Какой она показана в сказке?

Ответить на вопросы:

- Какими мы должны быть?

- Как вы оцениваете поступки зверей?

- Нужно ли быть хитрыми?

- Чему нас учит эта сказка?

- К какому виду сказок относится эта сказка?

- Почему льву не понравились слова волка?

- Что ответила льву лиса?

- Какой она показана в сказке?

Заработанный рубль.  (грузинская народная сказка) Жил на свете кузнец. И был у него сын, да такой лентяй! Ни одной копейки не заработал за всю свою жизнь, хоть и прожил двадцать лет. Сам здоровый, сильный, только ест, пьет да на кровати валяется. Но вот состарился его отец, чует – смерть близка. Позвал он сына и говорит ему: Уж не знаю, в кого ты такой ленивый уродился. Я всю жизнь с работой был дружен, своими руками всё хозяйство нажил, а ты даже рубля заработать не можешь. Но рубль заработать не велико дело, - говорит сын. Что ж, поди заработай, говорит отец. – Заработаешь рубль – всё своё хозяйство оставлю в наследство, не заработаешь – гвоздя ржавого после меня не получишь. Что тут делать? Хочется ленивому наследство получить, а работать лень. Шуточное ли дело – целый рубль заработать.

Заработанный рубль. (грузинская народная сказка)

Жил на свете кузнец. И был у него сын, да такой лентяй!

Ни одной копейки не заработал за всю свою жизнь, хоть и прожил двадцать лет. Сам здоровый, сильный, только ест, пьет да на кровати валяется.

Но вот состарился его отец, чует – смерть близка. Позвал он сына и говорит ему:

  • Уж не знаю, в кого ты такой ленивый уродился. Я всю жизнь с работой был дружен, своими руками всё хозяйство нажил, а ты даже рубля заработать не можешь.
  • Но рубль заработать не велико дело, - говорит сын.
  • Что ж, поди заработай, говорит отец. – Заработаешь рубль – всё своё хозяйство оставлю в наследство, не заработаешь – гвоздя ржавого после меня не получишь.

Что тут делать? Хочется ленивому наследство получить, а работать лень. Шуточное ли дело – целый рубль заработать.

Пожалела мать сына и говорит ему: - Слушай, сынок, дам я тебе рубль. Ты пойди, погуляй до вечера. А вечером придёшь, будто с работы, и отдашь отцу этот рубль. Сын так и сделал. Пошёл он в горы, взял с собой продуктов на целый день. Ел, пил, на траве лежал, птиц в небе считал, а вечером пришёл домой, подал отцу рубль и говорит: Вот, отец, возьми. Целый день работал, спину разогнуть не могу. Взял отец рубль, повертел его в руках и в огонь бросил. Нет, - говорит, - ты этот рубль не заработал. Сын только плечами пожал. На другой день мать дала сыну ещё рубль и посоветовала: Ты целый день хоть спи, хоть лежи, но как только домой будешь возвращаться – пробеги немного. Придёшь домой усталый, отец и поверит, что ты поработал. Сынок так и сделал. Вечером отец взял у руки рубль, повертел его в руках и опять в огонь бросил. Сын только усмехнулся. Спит лентяй сладким сном, а мать никак заснуть не может. Видит она, что не обмануть старика, только деньги зря пропадают.

Пожалела мать сына и говорит ему:

- Слушай, сынок, дам я тебе рубль. Ты пойди, погуляй до вечера. А вечером придёшь, будто с работы, и отдашь отцу этот рубль.

Сын так и сделал. Пошёл он в горы, взял с собой продуктов на целый день. Ел, пил, на траве лежал, птиц в небе считал, а вечером пришёл домой, подал отцу рубль и говорит:

  • Вот, отец, возьми. Целый день работал, спину разогнуть не могу.

Взял отец рубль, повертел его в руках и в огонь бросил.

  • Нет, - говорит, - ты этот рубль не заработал.

Сын только плечами пожал.

На другой день мать дала сыну ещё рубль и посоветовала:

  • Ты целый день хоть спи, хоть лежи, но как только домой будешь возвращаться – пробеги немного. Придёшь домой усталый, отец и поверит, что ты поработал.

Сынок так и сделал. Вечером отец взял у руки рубль, повертел его в руках и опять в огонь бросил. Сын только усмехнулся.

Спит лентяй сладким сном, а мать никак заснуть не может. Видит она, что не обмануть старика, только деньги зря пропадают.

На другое утро мать разбудила сына и говорит ему: Вот что, сынок, хочешь – не хочешь, а надо тебе и вправду поработать. Целую неделю лентяй работал. Кому что принесёт, кому-то в работе поможет – заработал в неделю рубль. Пришёл к отцу и высыпал перед ним целую пригоршню монет. Взял отец монеты, повертел ими и говорит: Нет, обманываешь ты меня, не ты эти деньги заработал! Взял и кинул монеты в огонь. Не стерпел тут лентяй. Бросился он к печке, голыми руками начал свои деньги из огня выхватывать.

На другое утро мать разбудила сына и говорит ему:

  • Вот что, сынок, хочешь – не хочешь, а надо тебе и вправду поработать.

Целую неделю лентяй работал. Кому что принесёт, кому-то в работе поможет – заработал в неделю рубль.

Пришёл к отцу и высыпал перед ним целую пригоршню монет.

Взял отец монеты, повертел ими и говорит:

  • Нет, обманываешь ты меня, не ты эти деньги заработал!

Взял и кинул монеты в огонь.

Не стерпел тут лентяй. Бросился он к печке, голыми руками начал свои деньги из огня выхватывать.

  • Да что такое! – плачет. – Я целую неделю работал, а ты мои деньги, словно мусор, в печку бросил!
  • Вот теперь верю, что ты сам эти деньги заработал. Чужих денег тебе не жалко было, чужие деньги дёшево стоят, а свои – большим трудом даются. Так-то сынок. Помни мои слова: будешь работать – деньги будут, и всё у тебя будет. А не будешь – и чужие деньги не помогут.
Ответить на вопросы:   - Какой был у кузнеца сын? Что ему сказал отец перед смертью? Как отнеслась мать лентяя к предложению отца? Что она посоветовала сыну? Что из этого получилось? - Заработал ли деньги сын в третий раз? - Как поступил отец? - Что сделал сын? - Почему ему было жаль своих денег? - Почему отцу было важно заставить сына работать?

Ответить на вопросы:

- Какой был у кузнеца сын?

  • Что ему сказал отец перед смертью?
  • Как отнеслась мать лентяя к предложению отца?
  • Что она посоветовала сыну?
  • Что из этого получилось?

- Заработал ли деньги сын в третий раз?

- Как поступил отец?

- Что сделал сын?

- Почему ему было жаль своих денег?

- Почему отцу было важно заставить сына работать?

  • Чему нас учит эта сказка?
  • К какому виду сказок она относится?
Интернет ресурсы: Шаблон подготовила учитель ГУ «Мичуринская средняя школа» Тихонова Надежда Андреевна. Все фигуры созданы с использованием возможностей программы PowerPoint

Интернет ресурсы:

Шаблон подготовила учитель ГУ «Мичуринская средняя школа» Тихонова Надежда Андреевна. Все фигуры созданы с использованием возможностей программы PowerPoint

  • http://redkayakniga.ru/knigovedenie/item/f00/s00/e0000553/pic/000011.jpg
  • http://i.livelib.ru/boocover/1000455269/l/0c49/Gruzinskie_narodnye_skazki__Gruzinskie_narodnye_skazki.jpg
  • http://www.libex.ru/img/x/03/2b/6aac3.jpg
  • http:// gebooks.ru/products_pictures/skazki_kavkaza.JPG
  • http://bookbox.com.ua/detskiye_hudozhestveniye/page/62/
  • http://mirknig.com/knigi/deti/1181294883-korejskie-narodnye-skazki.html
  • http://www.livelib.ru/book/1000779377
  • http://www.libex.ru/? pg=3328
  • http ://tvoyaskazka.ru/? p=4107
  • http:// mult-online.ru/uploads/screens/flv/full/AldarKose/aldar.kose.TVRip.flv_15.jpg
  • http:// mult-online.ru/uploads/screens/flv/full/AldarKose/aldar.kose.TVRip.flv_45.jpg
  • http:// img.espicture.ru/8/aldar-kose-kartinki-14.jpg
  • http:// kinomusorka.ru/views/data/images/2f6ac063851974c2be01693df5e14b76.jpg
  • http://go2.imgsmail.ru/imgpreview?key=6315636df734b95&mb=imgdb_preview_1604
  • http://s3.uploads.ru/t/LqpHh.gif
  • http://flower.wcb.ru/uploads/monthly_01_2013/post-15980-1358259597.gif
  • http://go1.imgsmail.ru/imgpreview?key=607208efc1739300&mb=imgdb_preview_1360
  • http://rudata.ru/w/images/a/a8/AdultTod.jpg
  • http://www.libex.ru/dimg/4e79e.jpg


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Исмаилова Наталья Усеиновна

Дата: 24.05.2015

Номер свидетельства: 214728


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства