Презентация к урокам литературного чтения «Сказки народов мира» для 5-х классов в школах с казахским языком обучения.
Презентация к урокам литературного чтения «Сказки народов мира» для 5-х классов в школах с казахским языком обучения.
Презентация к урокам литературного чтения «Сказки народов мира» для 5-х классов в школах с казахским языком обучения. Работа составлена на основе материала учебника
Жадановой К.Х. Литературное чтение: Учебник для 5 класса общеобразовательных школ с казахским, уйгурским и др. языками обучения. – Алматы: Бiлiм, 2013.
Презентация рассчитана на четыре урока
Цели уроков:
1. знакомство с содержанием сказок народов мира;
2. развитие умения читать по ролям; составление характеристики сказочным персонажам; развитие устной связной речи;
3. воспитание чувства юмора, честности, находчивости и справедливости; умение находить выход из трудной ситуации; воспитание трудолюбия и ответственности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация к урокам литературного чтения «Сказки народов мира» для 5-х классов в школах с казахским языком обучения. »
Сказки народов мира
учитель русского языка и литературы
КГУ ОСШ им.Т.Аубакирова
Исмаилова Наталья Усеиновна
Цели уроков:
1. знакомство с содержанием сказок народов мира;
2. развитие умения читать по ролям; составление характеристики сказочным персонажам; развитие устной связной речи;
3. воспитание чувства юмора, честности, находчивости и справедливости; умение находить выход из трудной ситуации; воспитание трудолюбия и ответственности.
Алдар-Косе и хвастливый бай.(казахская народная сказка)
Как-то один бай сказал:
Вся степь твердит: что Алдар- Косе, Алдар-Косе! Подумаешь! Я бы вмиг его одурачил.
Все засмеялись, а старики покачали головами:
Эй, не хвастай, бай! Ещё никому на свете не удавалось обмануть Алдара!
Но бай заявил, что он обязательно перехитрит Алдара-Косе, а если это ему не удастся, то он заколет кобылицу и устроит той для всего аула.
Вот однажды едет бай на верблюде. Видит: какой-то человек ходит туда и обратно.
Эй, приятель! – крикнул бай. – Что потерял?
Незнакомец остановился и говорит:
Ищу начало Земли. Ведь слава и почёт ждут того человека, который найдет начало Земли.
Бай даже рот раскрыл от удивления.
Вот оно что! А ты полезай на моего верблюда, тебе будет виднее . А славу и почёт поделим пополам.
Посадил бай незнакомца на верблюда и спрашивает:
Ну, как, увидел ли ты начало Земли?
Нет, - сказал человек. – Не вижу. Только вижу, что ты бай – большой дурак. Зато можешь похвалиться, что вместе с Алдаром-Косе искал начало Земли. Прощай! – И пустил верблюда во весь опор.
Дошёл бай до своего аула пешком. А в ауле уже знали, что Алдар-Косе обманул бая. Пришлось баю зарезать кобылу и устроить той.
Подъехал тут Алдар-Косе на верблюде и говорит баю:
- Забирай своего верблюда, да не хвались наперёд! Будь умнее.
Ответить на вопросы:
- Почему сказка так называется?
- Какое мнение вы составили о бае в начале сказки?
- Что нового вы узнали об Алдар- Косе?
- К какому виду сказок относится?
Составление сопоставительной таблицы из антонимов:
БАЙ
АЛДАР-КОСЕ
хвастливый
…
…
худой
богатый
…
…
умный
жадный
…
Честный мальчик. ( Мальчик с пустым цветочным горшком) (корейская народная сказка)
Давным-давно жил в одной стране мудрый и счастливый король. Одно лишь омрачало его старость – у него не было детей. И вот однажды король подумал: Выберу-ка я самого честного в стране ребенка и усыновлю его. Он велел раздать всем детям цветочные семена и объявил:
– Тот, кто вырастит из этих семян самые красивые цветы, будет для меня сыном или дочерью.
Все дети посадили семена и поливали их утром и вечером.
Сон Ир тоже старательно ухаживал за семенами. Но прошло десять дней, прошло полмесяца, месяц, а семена в горшке все еще не пускали ростки.
«Как странно», – недоумевал Сон Ир. Наконец он спросил у матери:
– Почему у меня семена не прорастают?
И мать, тоже озабоченная этим, сказала:
– Посади-ка ты их в другую землю.
Сон Ир пересадил семена, но они опять не проросли.
Наступил день, когда король должен был смотреть цветы. Множество детей в нарядной одежде вышло на улицу, держа перед собой горшки с цветами. Каждому хотелось стать наследным принцем. Но что это? Почему король, оглядывая цветы, проходил мимо всех детей и на лице у него не было и тени радости?
Вдруг у одного дома он увидел плачущего Сон Ира, который стоял с пустым горшком. Король приказал позвать к нему мальчика.
– Почему ты стоишь с пустым горшком? – спросил он.
Сон Ир, всхлипывая, рассказал, как он посеял семена, но они не проросли, наверное, в наказание за то, что он однажды тайком сорвал яблоко в чужом саду.
Услышав этот ответ, король взял Сон Ира на руки и сказал:
– Вот мой честный сын!
Люди зашумели:
– Почему король усыновил мальчика с пустым горшком?
И король объяснил:
– Люди! Семена, которые роздали детям, были вареными.
И тогда все одобрительно закивали. А у детей, стоявших с прекрасными цветами, от стыда загорелись щеки: ведь все они посадили другие семена.
Ответить на вопросы:
- Какое горе было у короля?
- Что он решил сделать?
- Почему на площади собрались дети?
- Что они держали в руках?
- Как среагировал король красивым цветам?
- Кого он выбрал в сыновья? Почему?
Подобрать антонимы к словам:
Умный- …………,
честный - ……….,
справедливый - ………. .
Лев, волк и лиса.(уйгурская народная я сказка)
Однажды лев, волк и лиса подружились. Пошли они на охоту и вместе поймали оленя, козла и зайца.
Ну, друзья мои, как мы поделим добычу? – спросил лев.
Царь! Вы больше нас, поэтому оленя съешьте вы, я съем козла, лиса самая маленькая, ей и одного зайца хватит, - сказал волк.
Лев страшно рассердился. Он прыгнул на волка и разорвал его на части.
А ты что скажешь? – спросил лев у лисы.
О царь вы наш! Позавтракайте сейчас оленем, потом пообедайте козлом, на ночь поужинаете зайцем.
Льву понравился ответ лисицы:
Он улыбнулся испросил:
У кого ты научилась так хорошо делить добычу?
Лиса показала на мёртвого волка:
- У волка, о великий царь!
Дайте характеристику льву, волку и лисе.
Ответить на вопросы:
- Какими мы должны быть?
- Как вы оцениваете поступки зверей?
- Нужно ли быть хитрыми?
- Чему нас учит эта сказка?
- К какому виду сказок относится эта сказка?
- Почему льву не понравились слова волка?
- Что ответила льву лиса?
- Какой она показана в сказке?
Заработанный рубль.(грузинская народная сказка)
Жил на свете кузнец. И был у него сын, да такой лентяй!
Ни одной копейки не заработал за всю свою жизнь, хоть и прожил двадцать лет. Сам здоровый, сильный, только ест, пьет да на кровати валяется.
Но вот состарился его отец, чует – смерть близка. Позвал он сына и говорит ему:
Уж не знаю, в кого ты такой ленивый уродился. Я всю жизнь с работой был дружен, своими руками всё хозяйство нажил, а ты даже рубля заработать не можешь.
Но рубль заработать не велико дело, - говорит сын.
Что ж, поди заработай, говорит отец. – Заработаешь рубль – всё своё хозяйство оставлю в наследство, не заработаешь – гвоздя ржавого после меня не получишь.
Что тут делать? Хочется ленивому наследство получить, а работать лень. Шуточное ли дело – целый рубль заработать.
Пожалела мать сына и говорит ему:
- Слушай, сынок, дам я тебе рубль. Ты пойди, погуляй до вечера. А вечером придёшь, будто с работы, и отдашь отцу этот рубль.
Сын так и сделал. Пошёл он в горы, взял с собой продуктов на целый день. Ел, пил, на траве лежал, птиц в небе считал, а вечером пришёл домой, подал отцу рубль и говорит:
Вот, отец, возьми. Целый день работал, спину разогнуть не могу.
Взял отец рубль, повертел его в руках и в огонь бросил.
Нет, - говорит, - ты этот рубль не заработал.
Сын только плечами пожал.
На другой день мать дала сыну ещё рубль и посоветовала:
Ты целый день хоть спи, хоть лежи, но как только домой будешь возвращаться – пробеги немного. Придёшь домой усталый, отец и поверит, что ты поработал.
Сынок так и сделал. Вечером отец взял у руки рубль, повертел его в руках и опять в огонь бросил. Сын только усмехнулся.
Спит лентяй сладким сном, а мать никак заснуть не может. Видит она, что не обмануть старика, только деньги зря пропадают.
На другое утро мать разбудила сына и говорит ему:
Вот что, сынок, хочешь – не хочешь, а надо тебе и вправду поработать.
Целую неделю лентяй работал. Кому что принесёт, кому-то в работе поможет – заработал в неделю рубль.
Пришёл к отцу и высыпал перед ним целую пригоршню монет.
Взял отец монеты, повертел ими и говорит:
Нет, обманываешь ты меня, не ты эти деньги заработал!
Взял и кинул монеты в огонь.
Не стерпел тут лентяй. Бросился он к печке, голыми руками начал свои деньги из огня выхватывать.
Да что такое! – плачет. – Я целую неделю работал, а ты мои деньги, словно мусор, в печку бросил!
Вот теперь верю, что ты сам эти деньги заработал. Чужих денег тебе не жалко было, чужие деньги дёшево стоят, а свои – большим трудом даются. Так-то сынок. Помни мои слова: будешь работать – деньги будут, и всё у тебя будет. А не будешь – и чужие деньги не помогут.
Ответить на вопросы:
- Какой был у кузнеца сын?
Что ему сказал отец перед смертью?
Как отнеслась мать лентяя к предложению отца?
Что она посоветовала сыну?
Что из этого получилось?
- Заработал ли деньги сын в третий раз?
- Как поступил отец?
- Что сделал сын?
- Почему ему было жаль своих денег?
- Почему отцу было важно заставить сына работать?
Чему нас учит эта сказка?
К какому виду сказок она относится?
Интернет ресурсы:
Шаблон подготовила учитель ГУ «Мичуринская средняя школа» Тихонова Надежда Андреевна. Все фигуры созданы с использованием возможностей программы PowerPoint