первый пароход в России был построен в Петербурге
Начало отечественного парового судостроения в России связано с одним из крупнейших предприятий столицы — металлообрабатывающим заводом Ч. Берда, основанным в 1792 году (с 1881 г. он стал называться Франко-Русским). Завод размещался на Матисовом острове, омываемом водами рек Невы, Мойки и Пряжки. В 1815 году на заводе Берда был построен первый русский пароход «Елизавета». Это небольшое деревянное суденышко имело длину 18,3 метра и ширину—4,6 метра. В его корпусе была установлена паровая машина мощностью 4 лошадиные силы, которая вращала чугунные бортовые колеса. Кормовую часть палубы, где стояли скамьи, сверху прикрывал тент. В центре палубы возвышалась железная дымовая труба высотой в 4 сажени. Она одновременно служила мачтой, когда при попутном ветре в помощь машине поднимали еще и парус. 3 ноября 1815 года — знаменательная дата в истории отечественного флота. В этот день «Елизавета» совершила свой первый регулярный рейс в Кронштадт, преодолев путь за 3 часа 30 минут. Уже первый выход в Финский залив показал не только хорошие для того времени ходовые качества парохода, но и его экономичность. За весь поход до Кронштадта и обратно было сожжено около 1 кубической сажени дров и немного угля.
Столичный цензор А.В. Никитенко, совершив морскую прогулку на пароходе, сделал в своем дневнике такую запись:
«Изобретение парохода —одно из чудес нашего века. Стоя на палубе, сидя в каюте, вы с невероятной быстротой, почти незаметно переноситесь вдаль: так ровен ход судна, до такой степени двигающая его сила подавляет колебание волн. Один только шум колеса, которое быстро вращается под действием пара и, как плуг, взрывая водяную равнину, нарушает тишину». В 1820 году связь между Петербургом и Кронштадтом поддерживали уже четыре парохода. Прогулки на пароходе по Неве и Финскому заливу стали широко популярны у жителей столицы