Республика Казахстан, Карагандинской области,
Актогайского района, ОСШ имени К.Байсеитовой
учитель русского языка и литературы
Сатмаганбетова Жанар Аманжоловна
Литературное чтение в 7 классе
по повести Чингиза Айтматова «Белый пароход»
Цель:
Вместе с детьми осмыслить прочитанное произведение Ч.Айтматова , продолжить обучение характеристике литературных героев через их взаимоотношения и отношение к миру природу.
- Сбор ассоциаций;
- Чтение и анализ текста;
- Самостоятельная творческая работа учащихся.
Формы работы: Работа в группе.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Оборудование: портрет писателя, высказывание Ч.Айтматова, иллюстрации художников к повести, компьютер, дополнительный раздаточный материал по теме.
Ход урока:
I. Организационный момент
1І. Обращение к теме урока
- Что вы считаете главным в человеческой жизни?
1. Краткое сообщение ученика (домашнее индивидуальное задание) о жизни и творчестве Ч. Айтматова
- А теперь давайте посмотрим, как это понимают герои повести.
II. Сравнительная характеристика
І группе образ Момуна
ІІ группе образ Орозкула
ІІІ группа образ мальчика.
Презентация работ и краткие пересказы содержания повести
2. Аналитическая беседа. (Определить основные его части)
- Момуна «многомудрые» люди называют Расторопным. Что означает это слово?
- Нет ли в этом прозвище какой-то насмешки? Справедливо это по отношению к Момуну?
- Почему люди воспринимают доброту старика как чудаковатость, а может, даже глупость?
- Был ли у вас при чтении повести момент, когда вы посочувствовали даже такому герою, как Орозкул, увидели в нем проблеск чего-то человеческого?
- Как живется мальчику среди взрослых?
-Почему так часто ему хочется «уйти куда-нибудь или улететь»?
- Какие вопросы волнуют мальчика? Что он пытается понять?
- В чем суть мечты мальчика о Белом пароходе? .
- Какие определения вы подобрали бы для характеристики этого героя?
- Что мальчика заставило сделаться рыбой и уплыть?
III. Вывод учителя:
- Значит, мальчик в свои 7 лет понял, почувствовал сердцем, что главное в человеческой жизни. Он был до конца верен себе, своему идеалу, своей сказке.
IV. Осмысление заключительных слов повести.
- Почему, несмотря на трагический конец повести, в нашей душе рождается светлое чувство?
Сделать рисунок к тексту. Презентация работ. Оценивание.
V. Итог урока.
- В начале урока вы ответили на вопрос, что же главное в человеческой жизни. Могли бы вы сейчас дополнить свой ответ?
Вывод учителя.
- Каждый человек знаком со своим внутренним голосом, который то его упрекает, то радует. Это чувство называется совестью. Кто следует голосу совести, тот не будет сожалеть о своих поступках. Совесть объединяет в человеке добро, сердечность, веру и надежду.
?І. Комментирование и выставление оценок учащихся.
Рефлексия.
- Чем запомнился наш сегодняшний урок?
- Что было важно в сегодняшней встрече?
- О чем пришлось задуматься?