Презентация на тему: "Этапы овладения навыком чтения"
Презентация на тему: "Этапы овладения навыком чтения"
Этапы овладения навыком чтения
nЭтап овладения звуко-буквенными обозначениями;
n
nЭтап слогового чтения;
n
nЭтап становления синтетических приемов чтения;
n
nЭтап синтетического чтения.
ДИСЛЕКСИЯ – это частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе чтения
nСИМПТОМАТИКА ДИСЛЕКСИИ:
1.Стойкий характер ошибок (отличие от ошибок «роста»);
2.Специфический характер ошибок (отличие от ошибок утомления, невнимательности);
ВИДЫ ДИСЛЕКСИИ
1.ФОНЕМАТИЧЕСКАЯ: *недоразвитие слуховой дифференциации фонем (замены, трудности усвоения букв); *недоразвитие звукового анализа (побуквенное чтение, искажение звукослоговой структуры слова).
2.Аграмматическая: трудности дифференциации грамматических форм словоизменения и словообразования, нечеткость представлений о синтаксической структуре предложения (неправильное воспроизведение окончаний, приставок, суффиксов, изменение грамматических форм слов).
Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: "Этапы овладения навыком чтения"»
Этапы овладения навыком чтения
ВОСПРИЯТИЕ БУКВЫ
СООТНЕСЕНИЕ ЕЕ СО ЗВУКОМ
ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗВУКОВОГО ОБЛИКА
СЛОВА (прочитывание)
ПОНИМАНИЕ (осуществляется на основе
соотнесения звукового облика слова с его
значением)
ТС
СС
ЭТАПЫ ОВЛАДЕНИЯ НАВЫКОМ ЧТЕНИЯ
Этап овладения звуко-буквенными обозначениями;
Этап слогового чтения;
Этап становления синтетических приемов чтения;
Этап синтетического чтения.
ДИСЛЕКСИЯ – это частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе чтения
СИМПТОМАТИКА ДИСЛЕКСИИ:
Стойкий характер ошибок (отличие от ошибок «роста»);
Специфический характер ошибок (отличие от ошибок утомления, невнимательности);
ВИДЫ ДИСЛЕКСИИ
ФОНЕМАТИЧЕСКАЯ: * недоразвитие слуховой дифференциации фонем (замены, трудности усвоения букв); * недоразвитие звукового анализа (побуквенное чтение, искажение звукослоговой структуры слова).
Аграмматическая: трудности дифференциации грамматических форм словоизменения и словообразования, нечеткость представлений о синтаксической структуре предложения (неправильное воспроизведение окончаний, приставок, суффиксов, изменение грамматических форм слов).
ОПТИЧЕСКАЯ: несформированность зрительно-пространственных функций (замены и смешения оптически сходных букв).
МНЕСТИЧЕСКАЯ: недостаточное развитие зрительной памяти (трудности усвоения букв, недифференцированные замены)
КОМПОНЕНТЫ НАВЫКА ЧТЕНИЯ правильность способ выразительность осознанность скорость
УПРОЧЕНИЕ ЗВУКО-БУКВЕННЫХ СВЯЗЕЙ
Обводка пальцем контуров букв;
Дермолексия;
Группировки стилизованных букв;
АВТОМАТИЗАЦИЯ СЛОГОСЛИЯНИЯ
Чтение слогов: одна согласная + меняющиеся гласные:
Па
По
пы
Чтение пар слогов с опорой на гласный:
а-па
у-пу
Называем гласную про себя, читаем слог вслух.
Чтение слоговых таблиц (9,16, 36-клеточных)
Записывание слогов;
Прослеживание взглядом линии, соединяющей главную и дополнительную букву в записанных слогах;
ма
ок
ум
им
ми
ко
ам
го
му
ТАБЛИЦА С ТРЕХБУКВЕННЫМИ СЛОГАМИ ТИПА СГС
шол
вит
жем
чоп
пач
хом
кем
дис
лич
ТАБЛИЦА СО СЛОВАМИ СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ
куст
брань
Кровь
стол
Свет
торт
пирс
Мрак
бант
СЛОГОВАЯ ТАБЛИЦА
та
вы
Ка
пи
ги
ме
Камера
Пироги
высота
ро
со
ра
ДРУГИЕ ВИДЫ РАБОТЫ (формирование синтетических приемов чтения)
Упражнения на слогоделение;
Синтез слов из последовательно предъявляемых слогов;
Синтез слов из слогов при одном постоянном и одном сменяющемся
са
Ро - ма
за
ли
Синтез слов из слогов, данных вразбивку
Складывание слов из половинок.
Берется от 3 до 10 слов, каждое из них пишется на двух маленьких карточках. Ребенку предлагается быстро сложить карточки так, чтобы получились осмысленные слова. В более сложном варианте предлагаются слова, похожие по написанию.
Это упражнение развивает способность по отдельному фрагменту высказывать догадку обо всем слове в целом и сразу же подтверждать ее недостающим фрагментом. Кроме того, формируется установка на побуквенный анализ слова.
Учащийся делает глубокий вдох и на выдохе читает 15 согласных одного ряда:
БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС
КВМСПЛБШГРДБЛСТ
ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ
ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН
ФЩМЖДШХЧМКПБРВС
ПТКЗРМВДГБФКЗРЧ
“Буксир”
Суть упражнения заключается в чтении в паре. Взрослый читает “про себя” и пальцем следит по книге. А ребенок читает вслух, но по пальцу взрослого. Таким образом, он должен успевать за его чтением.
Второй вариант упражнения “Буксир” заключается в одновременном чтении взрослого и ребенка вслух. Взрослый читает в пределах скорости ребенка, который должен подстроиться под его темп. Затем взрослый замолкает и продолжает читать “про себя”, ребенок следует его примеру. Затем снова идет чтение вслух. И если ребенок правильно “уловил” темп чтения, то “встретится” с ним на одном слове.
Многократное чтение
Школьнику предлагается начать чтение и продолжать его в течение одной минуты. После этого ученик отмечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. После этого ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у ребенка, ему хочется читать еще раз
Чтение в темпе скороговорки
Дети отрабатывают четкое и правильное, а главное – быстрое чтение текста. Окончания слов не должны “проглатываться” ребенком, а должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд.
Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста
Школьник читает отрывок текста, затем ребенку объясняем так: “Теперь, снова читай текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно”. Ученик прочитывает отрывок до конца, но взрослый не останавливает его. Ребенок переходит на незнакомую часть текста
развитие зрительного уменияориентироваться в тексте.
Ребенок кладет руки на колени и начинает читать текст вслух. По команде читатель отрывает голову от книги, закрывает глаза и несколько секунд отдыхает, руки при этом остаются на коленях. По команде ребенок должен отыскать глазами то место в книге, на котором он остановился и продолжить чтение вслух. Это упражнение может длиться около 5 минут.
- чередование чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной ребенку скорости;
Чередование чтения молча с чтением вслух
Корректировка деформированных предложений
Восполнение пропусков букв в словах:
Предъявляется напечатанный текст с пропущенными буквами (количество пропусков зависит от уровня подготовки ребенка). Пропуски отмечаются пробелами или точками.
Восполнение пропусков способствует быстрому чтению и внутреннему анализу целого слова, с учетом контекста
Поиск в тексте заданных слов:
Задаются 1-3 слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух. Желательно, чтобы слова встречались в тексте несколько раз. Отыскав их, ребенок может подчеркнуть их или обвести в кружок.
Приемы, помогающие расширить поле зрения:
Узнавание букв, слогов, слов после кратковременной экспозиции;
аМам пилаук нигук. амТ тисих и акритник. отВ имакш и айзак. А утт яТан и кямич. Я бюлюл тичать тиэ хитис. (Ответ: Мама купила книгу. Там стихи и картинки. Вот мишка и зайка. А тут Таня и мячик. Я люблю читать эти стихи).
Упражнение «Разрезанный текст».
Ребенку предлагается прочитать текст, затем сложить текст, разрезанный на отдельные предложения.