Этапы овладения навыком чтения
nЭтап овладения звуко-буквенными обозначениями;
n
nЭтап слогового чтения;
n
nЭтап становления синтетических приемов чтения;
n
nЭтап синтетического чтения.
ДИСЛЕКСИЯ – это частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе чтения
nСИМПТОМАТИКА ДИСЛЕКСИИ:
1.Стойкий характер ошибок (отличие от ошибок «роста»);
2.Специфический характер ошибок (отличие от ошибок утомления, невнимательности);
ВИДЫ ДИСЛЕКСИИ
1.ФОНЕМАТИЧЕСКАЯ: *недоразвитие слуховой дифференциации фонем (замены, трудности усвоения букв); *недоразвитие звукового анализа (побуквенное чтение, искажение звукослоговой структуры слова).
2.Аграмматическая: трудности дифференциации грамматических форм словоизменения и словообразования, нечеткость представлений о синтаксической структуре предложения (неправильное воспроизведение окончаний, приставок, суффиксов, изменение грамматических форм слов).
nСЕМАНТИЧЕСКАЯ: *недоразвитие звукослогового синтеза; *несформированность грамматического строя речи.
nОПТИЧЕСКАЯ: несформированность зрительно-пространственных функций (замены и смешения оптически сходных букв).
nМНЕСТИЧЕСКАЯ: недостаточное развитие зрительной памяти (трудности усвоения букв, недифференцированные замены)
КОМПОНЕНТЫ НАВЫКА ЧТЕНИЯ
правильность
способ
выразительность
осознанность
скорость
УПРОЧЕНИЕ ЗВУКО-БУКВЕННЫХ СВЯЗЕЙ
nОбводка пальцем контуров букв;
nДермолексия;
nГруппировки стилизованных букв;
АВТОМАТИЗАЦИЯ СЛОГОСЛИЯНИЯ
nЧтение слогов: одна согласная + меняющиеся гласные:
Па
По
пы
nЧтение пар слогов с опорой на гласный:
а-па
у-пу
nНазываем гласную про себя, читаем слог вслух.
nЧтение слоговых таблиц (9,16, 36-клеточных)