kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация на тему: "Этапы овладения навыком чтения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этапы овладения навыком чтения

nЭтап овладения звуко-буквенными обозначениями;

n

nЭтап слогового чтения;

n

nЭтап становления синтетических приемов чтения;

n

nЭтап синтетического чтения.

ДИСЛЕКСИЯ – это частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе чтения

nСИМПТОМАТИКА ДИСЛЕКСИИ:

1.Стойкий характер ошибок (отличие от ошибок «роста»);

2.Специфический характер ошибок (отличие от ошибок утомления, невнимательности);

ВИДЫ ДИСЛЕКСИИ

1.ФОНЕМАТИЧЕСКАЯ: *недоразвитие слуховой дифференциации фонем (замены, трудности усвоения букв);            *недоразвитие звукового анализа (побуквенное чтение, искажение звукослоговой структуры слова).

2.Аграмматическая: трудности дифференциации грамматических форм словоизменения и словообразования, нечеткость представлений о синтаксической структуре предложения (неправильное воспроизведение окончаний, приставок, суффиксов, изменение грамматических форм слов).

nСЕМАНТИЧЕСКАЯ: *недоразвитие звукослогового синтеза; *несформированность грамматического строя речи.

nОПТИЧЕСКАЯ: несформированность зрительно-пространственных функций (замены и смешения оптически сходных букв).

nМНЕСТИЧЕСКАЯ: недостаточное развитие зрительной памяти (трудности усвоения букв, недифференцированные замены)

КОМПОНЕНТЫ НАВЫКА ЧТЕНИЯ

правильность
способ
выразительность
осознанность
скорость

УПРОЧЕНИЕ ЗВУКО-БУКВЕННЫХ СВЯЗЕЙ

nОбводка пальцем контуров букв;

nДермолексия;

nГруппировки стилизованных букв;

АВТОМАТИЗАЦИЯ СЛОГОСЛИЯНИЯ

nЧтение слогов: одна согласная + меняющиеся гласные:

Па

По

пы

nЧтение пар слогов с опорой на гласный:

а-па

у-пу

nНазываем гласную про себя, читаем слог вслух.

nЧтение слоговых таблиц (9,16, 36-клеточных)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: "Этапы овладения навыком чтения"»

Этапы овладения навыком чтения

Этапы овладения навыком чтения

ВОСПРИЯТИЕ БУКВЫ  СООТНЕСЕНИЕ ЕЕ СО ЗВУКОМ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗВУКОВОГО ОБЛИКА СЛОВА (прочитывание) ПОНИМАНИЕ (осуществляется на основе
  • ВОСПРИЯТИЕ БУКВЫ
  • СООТНЕСЕНИЕ ЕЕ СО ЗВУКОМ
  • ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗВУКОВОГО ОБЛИКА

СЛОВА (прочитывание)

  • ПОНИМАНИЕ (осуществляется на основе

соотнесения звукового облика слова с его

значением)

ТС

СС

ЭТАПЫ ОВЛАДЕНИЯ НАВЫКОМ ЧТЕНИЯ

ЭТАПЫ ОВЛАДЕНИЯ НАВЫКОМ ЧТЕНИЯ

  • Этап овладения звуко-буквенными обозначениями;
  • Этап слогового чтения;
  • Этап становления синтетических приемов чтения;
  • Этап синтетического чтения.
ДИСЛЕКСИЯ – это частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе чтения

ДИСЛЕКСИЯ – это частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе чтения

  • СИМПТОМАТИКА ДИСЛЕКСИИ:
  • Стойкий характер ошибок (отличие от ошибок «роста»);
  • Специфический характер ошибок (отличие от ошибок утомления, невнимательности);
ВИДЫ ДИСЛЕКСИИ

ВИДЫ ДИСЛЕКСИИ

  • ФОНЕМАТИЧЕСКАЯ: * недоразвитие слуховой дифференциации фонем (замены, трудности усвоения букв); * недоразвитие звукового анализа (побуквенное чтение, искажение звукослоговой структуры слова).
  • Аграмматическая: трудности дифференциации грамматических форм словоизменения и словообразования, нечеткость представлений о синтаксической структуре предложения (неправильное воспроизведение окончаний, приставок, суффиксов, изменение грамматических форм слов).
СЕМАНТИЧЕСКАЯ: * недоразвитие звукослогового синтеза; * несформированность грамматического строя речи. ОПТИЧЕСКАЯ: несформированность зрительно-пространственных функций (замены и смешения оптически сходных букв). МНЕСТИЧЕСКАЯ: недостаточное развитие зрительной памяти (трудности усвоения букв, недифференцированные замены)
  • СЕМАНТИЧЕСКАЯ: * недоразвитие звукослогового синтеза; * несформированность грамматического строя речи.
  • ОПТИЧЕСКАЯ: несформированность зрительно-пространственных функций (замены и смешения оптически сходных букв).
  • МНЕСТИЧЕСКАЯ: недостаточное развитие зрительной памяти (трудности усвоения букв, недифференцированные замены)
КОМПОНЕНТЫ НАВЫКА ЧТЕНИЯ   правильность  способ  выразительность  осознанность  скорость

КОМПОНЕНТЫ НАВЫКА ЧТЕНИЯ правильность способ выразительность осознанность скорость

УПРОЧЕНИЕ ЗВУКО-БУКВЕННЫХ СВЯЗЕЙ

УПРОЧЕНИЕ ЗВУКО-БУКВЕННЫХ СВЯЗЕЙ

  • Обводка пальцем контуров букв;
  • Дермолексия;
  • Группировки стилизованных букв;
АВТОМАТИЗАЦИЯ СЛОГОСЛИЯНИЯ Чтение слогов: одна согласная + меняющиеся гласные: Па По пы Чтение пар слогов с опорой на гласный: а-па у-пу

АВТОМАТИЗАЦИЯ СЛОГОСЛИЯНИЯ

  • Чтение слогов: одна согласная + меняющиеся гласные:

Па

По

пы

  • Чтение пар слогов с опорой на гласный:

а-па

у-пу

  • Называем гласную про себя, читаем слог вслух.
  • Чтение слоговых таблиц (9,16, 36-клеточных)
Записывание слогов; Прослеживание взглядом линии, соединяющей главную и дополнительную букву в записанных слогах;
  • Записывание слогов;
  • Прослеживание взглядом линии, соединяющей главную и дополнительную букву в записанных слогах;
ма ок ум им ми ко ам го му

ма

ок

ум

им

ми

ко

ам

го

му

ТАБЛИЦА С ТРЕХБУКВЕННЫМИ СЛОГАМИ ТИПА СГС шол вит жем чоп пач хом кем дис лич

ТАБЛИЦА С ТРЕХБУКВЕННЫМИ СЛОГАМИ ТИПА СГС

шол

вит

жем

чоп

пач

хом

кем

дис

лич

ТАБЛИЦА СО СЛОВАМИ СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ  куст брань Кровь стол Свет торт пирс Мрак бант

ТАБЛИЦА СО СЛОВАМИ СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ

куст

брань

Кровь

стол

Свет

торт

пирс

Мрак

бант

СЛОГОВАЯ ТАБЛИЦА та вы Ка пи ги ме Камера Пироги высота ро со ра

СЛОГОВАЯ ТАБЛИЦА

та

вы

Ка

пи

ги

ме

Камера

Пироги

высота

ро

со

ра

ДРУГИЕ ВИДЫ РАБОТЫ (формирование синтетических приемов чтения) Упражнения на слогоделение; Синтез слов из последовательно предъявляемых слогов; Синтез слов из слогов при одном постоянном и одном сменяющемся  са Ро - ма  за  ли

ДРУГИЕ ВИДЫ РАБОТЫ (формирование синтетических приемов чтения)

  • Упражнения на слогоделение;
  • Синтез слов из последовательно предъявляемых слогов;
  • Синтез слов из слогов при одном постоянном и одном сменяющемся

са

Ро - ма

за

ли

  • Синтез слов из слогов, данных вразбивку
Складывание слов из половинок.
  • Складывание слов из половинок.

Берется от 3 до 10 слов, каждое из них пишется на двух маленьких карточках. Ребенку предлагается быстро сложить карточки так, чтобы получились осмысленные слова. В более сложном варианте предлагаются слова, похожие по написанию.

Это упражнение развивает способность по отдельному фрагменту высказывать догадку обо всем слове в целом и сразу же подтверждать ее недостающим фрагментом. Кроме того, формируется установка на побуквенный анализ слова .

ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ЧТЕНИЯ, ПРАВИЛЬНАЯ ПОСТАНОВКА УДАРЕНИЯ Инсценировки; Чтение слов-амографов Чтение слов, объединенных в группы с одинаковой ритмической и слоговой структурой: ВЕСЫ НОРА ЛИСА РЕКА ГОРА ЗИМА КОСЫ ЛЕТО МОРЕ РЕПА КАША НЕБО ВОРОНА РУБАХА ГАЗЕТА СОРОКА КАНАВА ЗАРЕВО ВЕСЕЛО ЗОЛОТО ПУГАЛО

ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ЧТЕНИЯ, ПРАВИЛЬНАЯ ПОСТАНОВКА УДАРЕНИЯ

  • Инсценировки;
  • Чтение слов-амографов
  • Чтение слов,

объединенных в группы с одинаковой

ритмической и слоговой структурой:

ВЕСЫ

НОРА

ЛИСА

РЕКА

ГОРА

ЗИМА

КОСЫ

ЛЕТО

МОРЕ

РЕПА

КАША

НЕБО

ВОРОНА

РУБАХА

ГАЗЕТА

СОРОКА

КАНАВА

ЗАРЕВО

ВЕСЕЛО

ЗОЛОТО

ПУГАЛО

Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущени-ем, насмешкой, радостно, весело, печально и т. д. Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком, вопросительным знаком, запятой, многоточием и т. д. Конкурсное чтение стихотворений ( выбирается жюри). Нахождение и чтение образных слов и описаний. Нахождение и чтение слов с логическим ударением. Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно. Чтение стихотворения, расстановка пауз. Чтение стихотворения цепочкой, заканчивая каждый раз на паузах. Выразительное чтение отрывка рассказа (стихотворения) по собственному выбору. Чтение отрывка текста с распространением предложений в нем. Живая картинка» (один ученик читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное
  • Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущени-ем, насмешкой, радостно, весело, печально и т. д.
  • Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком, вопросительным знаком, запятой, многоточием и т. д.
  • Конкурсное чтение стихотворений ( выбирается жюри).
  • Нахождение и чтение образных слов и описаний.
  • Нахождение и чтение слов с логическим ударением.
  • Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно.
  • Чтение стихотворения, расстановка пауз.
  • Чтение стихотворения цепочкой, заканчивая каждый раз на паузах.
  • Выразительное чтение отрывка рассказа (стихотворения) по собственному выбору.
  • Чтение отрывка текста с распространением предложений в нем.
  • Живая картинка» (один ученик читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное
чтение чистоговорок шепотом и медленно: ра-ра-ра – начинается игра, ры-ры-ры – у нас в руках шары, ру-ру-ру – бью рукою по шару. чтение тихо и умерено :

чтение чистоговорок шепотом и медленно:

  • ра-ра-ра – начинается игра,
  • ры-ры-ры – у нас в руках шары,
  • ру-ру-ру – бью рукою по шару.

чтение тихо и умерено :

  • арка арца
  • арта арда
  • арла арча
чтение громко и быстро: гарь – парь – жарь дверь – зверь – червь  чтение скороговорок, пословиц, поговорок   (И.Т.Федоренко)

чтение громко и быстро:

  • гарь – парь – жарь
  • дверь – зверь – червь

чтение скороговорок, пословиц, поговорок   (И.Т.Федоренко)

чтение согласных
  • чтение согласных

Учащийся делает глубокий вдох и на выдохе читает 15 согласных одного ряда:

  • БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС
  • КВМСПЛБШГРДБЛСТ
  • ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ
  • ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН
  • ФЩМЖДШХЧМКПБРВС
  • ПТКЗРМВДГБФКЗРЧ
“ Буксир”
  • Буксир”

Суть упражнения заключается в чтении в паре. Взрослый читает “про себя” и пальцем следит по книге. А ребенок читает вслух, но по пальцу взрослого. Таким образом, он должен успевать за его чтением.

Второй вариант упражнения “Буксир” заключается в одновременном чтении взрослого и ребенка вслух. Взрослый читает в пределах скорости ребенка, который должен подстроиться под его темп. Затем взрослый замолкает и продолжает читать “про себя”, ребенок следует его примеру. Затем снова идет чтение вслух. И если ребенок правильно “уловил” темп чтения, то “встретится” с ним на одном слове.

Многократное чтение
  • Многократное чтение

Школьнику предлагается начать чтение и продолжать его в течение одной минуты. После этого ученик отмечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. После этого ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у ребенка, ему хочется читать еще раз

Чтение в темпе скороговорки   Дети отрабатывают четкое и правильное, а главное – быстрое чтение текста. Окончания слов не должны “проглатываться” ребенком, а должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд. Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста
  • Чтение в темпе скороговорки  

Дети отрабатывают четкое и правильное, а главное – быстрое чтение текста. Окончания слов не должны “проглатываться” ребенком, а должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд.

  • Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста

Школьник читает отрывок текста, затем ребенку объясняем так: “Теперь, снова читай текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно”. Ученик прочитывает отрывок до конца, но взрослый не останавливает его. Ребенок переходит на незнакомую часть текста

развитие зрительного умения ориентироваться в тексте.
  • развитие зрительного умения ориентироваться в тексте.

Ребенок кладет руки на колени и начинает читать текст вслух. По команде читатель отрывает голову от книги, закрывает глаза и несколько секунд отдыхает, руки при этом остаются на коленях. По команде ребенок должен отыскать глазами то место в книге, на котором он остановился и продолжить чтение вслух. Это упражнение может длиться около 5 минут.

- чередование чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной ребенку скорости; Чередование чтения молча с чтением вслух Корректировка деформированных предложений  Восполнение пропусков букв в словах : Предъявляется напечатанный текст с пропущенными буквами (количество пропусков зависит от уровня подготовки ребенка). Пропуски отмечаются пробелами или точками. Восполнение пропусков способствует быстрому чтению и внутреннему анализу целого слова, с учетом контекста

- чередование чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной ребенку скорости;

  • Чередование чтения молча с чтением вслух
  • Корректировка деформированных предложений
  • Восполнение пропусков букв в словах :

Предъявляется напечатанный текст с пропущенными буквами (количество пропусков зависит от уровня подготовки ребенка). Пропуски отмечаются пробелами или точками.

Восполнение пропусков способствует быстрому чтению и внутреннему анализу целого слова, с учетом контекста

Поиск в тексте заданных слов:
  • Поиск в тексте заданных слов:

Задаются 1-3 слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух. Желательно, чтобы слова встречались в тексте несколько раз. Отыскав их, ребенок может подчеркнуть их или обвести в кружок.

Приемы, помогающие расширить поле зрения: Узнавание букв, слогов, слов после кратковременной экспозиции; Использование таблиц Шульте; Упражнение «Пирамида»

Приемы, помогающие расширить поле зрения:

Узнавание букв, слогов, слов после кратковременной экспозиции;

Использование таблиц Шульте;

Упражнение «Пирамида»

3-------4--------7  10--------5---------41  24------------6-------------55  45---------------8----------------94  36-------------------9-------------------14  87---------------------------19---------------------------79

3-------4--------7

10--------5---------41

24------------6-------------55

45---------------8----------------94

36-------------------9-------------------14

87---------------------------19---------------------------79

Чтение анаграмм:
  • Чтение анаграмм:

гаир – игра, тепь – петь, учкар – ручка, юруис – рисую.

даво, дазача, ремо, ваторищ, лефотен, езмял, евтак, дресце, верям.

аМам пилаук нигук. амТ тисих и акритник. отВ имакш и айзак. А утт яТан и кямич. Я бюлюл тичать тиэ хитис. (Ответ: Мама купила книгу. Там стихи и картинки. Вот мишка и зайка. А тут Таня и мячик. Я люблю читать эти стихи).

Упражнение «Разрезанный текст». Ребенку предлагается прочитать текст, затем сложить текст, разрезанный на отдельные предложения.
  • Упражнение «Разрезанный текст».
  • Ребенку предлагается прочитать текст, затем сложить текст, разрезанный на отдельные предложения.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Презентация на тему: "Этапы овладения навыком чтения"

Автор: Корявко Марина Васильевна

Дата: 11.04.2015

Номер свидетельства: 200268

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Конспект урока по теме "Моя семья""
    ["seo_title"] => string(33) "konspekt_uroka_po_teme_moia_semia"
    ["file_id"] => string(6) "526239"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1573279242"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Конспект урока английского языка в 3 классе на тему "Post Office" ( "Почта") "
    ["seo_title"] => string(76) "konspiekt-uroka-anghliiskogho-iazyka-v-3-klassie-na-tiemu-post-office-pochta"
    ["file_id"] => string(6) "101674"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402426143"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Урок литературного чтения с презентацией 3 класс " Тема и Жучка"                         Н.Г.Гарин – Михайловский "
    ["seo_title"] => string(97) "urok-litieraturnogho-chtieniia-s-priezientatsiiei-3-klass-tiema-i-zhuchka-n-g-garin-mikhailovskii"
    ["file_id"] => string(6) "228530"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441367738"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Урок литературного чтения  УМК "Школа 2100" по теме  «Почему у зайца губа рассечена?» "
    ["seo_title"] => string(93) "urok-litieraturnogho-chtieniia-umk-shkola-2100-po-tiemie-pochiemu-u-zaitsa-ghuba-rassiechiena"
    ["file_id"] => string(6) "192022"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427391192"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(291) "конспект  урока литературного чтения на тему "Мир чувств в стихотворении  М.Ю. Лермонтова «На севере диком…» и картинах И. Шишкина «Сосна», М. Сарьяна «Пальма». "
    ["seo_title"] => string(164) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-na-tiemu-mir-chuvstv-v-stikhotvorienii-m-iu-liermontova-na-sievierie-dikom-i-kartinakh-i-shishkina-sosna-m-sar-iana-pal-ma"
    ["file_id"] => string(6) "134980"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416840534"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства