Открытый урок по познанию мира в 4классе
Тема :Круговорот воды в природе
Цель урока:формировать представление учащихся о круговороте воды как важнейшем явлении в природе,связанном со свойствами воды(с ее способностью переходить из одного состояния в другое)
Задачи:учить быть наблюдательными,
Расширять кругозор учащихся
Развивать память,логическоемышление,воображение
Воспитывать любовь к природе.
Оборудование: схема «Круговорот воды в природе»,карточки,тесты,презентация
Тип урока:урок комплексного применения знаний
Методы: репродуктивный,частично-поисковый,индивидуальный
Формы:фронтально-коллективный,коллективный,индивидуальный
Ход урока
1 Психологический настрой учащихся
Приветствие Встало солнышко давно
Заглянуло к нам в окно
Нам желает не лениться
Получать лишь только 5!
2Проверка домашнего задания
Тест по теме «Полезные ископаемые»
3Работа по теме слайд 4
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде
Мы ее не замечаем
Мы привыкли,что вода-
Наша спутница всегда!
Тема нашего урока Круговорот воды в природеслайд 5
Слайд6Жила была капелька по имени Капитошка,
Она очень была любопытная.Вот пристала она к ясному солнышку,чтобы оно рассказало откуда она появилась,да из чего состоит
Слайд 7 Улыбнулось солнышко,подмигнуло,да и отправилоее к нам в класс.Дескать ребята там умные,все расскажут и покажут
Слайд 8 эпиграф урока
В природе путешествует вода
Она не исчезает никогда:
То в снег превратится,то в лед
Растает и снова в поход
По горным вершинам,широкимдолинам,вдруг в небо взовьется,дождямивернется.Вокругоглянись:Нас окружает везде и всегда эта волшебница-наша вода.
4Актуализация прежних знаний
Какие ассоциации возникают у вас?
(составление кластера Вода)
Жидкая,чистая,грязная,озерорека,море океан дождь слайд9
Составление таблицы
Какие свойства воды знаете?
Знаю прозрачная,бесцветная,не имеет запаха,при охлаждении сжимается,при нагревании расширяется слайд 10
Хочу узнать
ЛН Толстой
Из родников,ключей и болот вода течет в ручьи,изручьев в речки,из речек в большие реки,аизбольших рек течет в моря.С других сторон в моря текут другие реки,и все реки текут в моряс тех пор,как мир сотворен.Куда девается вода из моря?Отчего она не течет через край? Как правильно ответить –это задача нашего урока
Слайд 11 Где вода там и жизнь
Земля умирает,если ушла вода
Слайд 12 Воде дана волшебная власть-
Стать соком жизни на Земле
Леонардо да Винчи
Слайд 13 Вода у тебя нет ни вкуса,ницвета,низапаха,тебя невозможно описать,тобойнаслаждаютс,неведая,что ты такое.Нельзясказать,что ты необходима для жизни:ты –сама жизнь.
Антуан де Сент Экзюпери
Слайд 14 Вода путешествинница
Слайд 15Вода –символ жизни
Вода- замечательное вещество.Она покрывает более третей земной поверхности,жизнь на земном шаре без нее была бы невозможно.
Слайд 17Без воды жизни невозможно
Слайд 18 Значение воды
Моет улицы,стирает, поит и кормит жителей Земли
Дом для животных и растений,перевозит грузы,вырабатываетэлектроэнергию,заводы и фабрики
Слайд 19 Ни на одной планете нет такого количества воды,как на земле.Водаповсюду.Она и вокруг нас,и в нас самих
Слайд 20 Достаточно ли у нас знаний о воде в природе?и есть ли необходимость в расширении нашего кругозора?
Слайд 21А сейчас отгадайте загадки и вы узнаете в виде чего может быть вода
1Не пешеход,аидет,мокнут люди у ворот.
Ловит дворник его в кадку.очень трудная загадка7Что это?(Дождь)
2Бел как мел с неба прилетел.Зимупролежал,весной в землю убежал (снег)
3Утром бусы засверкали.а пошли искать их днем,ищем,ищем,ненайдем.Что это(Роса)
4 И не снег,и не лед,Серебристой бахромой на ветвях сидит зимой.(Иней)
5Седой дедушка у ворот,всем глаза заволок(Туман)
6Рыбам в зиму жить тепло,крыша-теплое стекло.Что это?(Лед)
Слайд 22В каких состояниях находится вода в природе?
Слайд23 Распределим на группы:
В твердом, в жидком в газообразном
Состояние воды зависит от температуры.
Слайд 24В природе вода все время меняет свое состояние
Лед –Вода-Пар
Слайд 25 Объясните схемы
Вода замерзает ниже 0 при100градусов превращается в пар
На Земле больше всего соленой воды,а пресной воды совсем мало,меньше 6 процентов
Слайд 26Работа в парахПрочитай,подумай,ответь
Работа по карточкам
Прочитай предложения.Вместо точек впишите пропущенные слова.
Вода ….при нагревании и …….при охлаждении.В воде растворяются некоторые вещества,потому что вода хороший ……Воду можно очистить с помощью….
Слайд 27Проведем опыт
Будем нагревать воду,над которой закреплен холодный предмет,например тарелка со льдомЧто происходит?
Слайд 28
Слайд 29Вскоре нижняя стороны тарелки станет влажной,мы увидим капельки,которые начнут падать вниз
Слайд 30Кипит в чайнике вода,водянойпар,поднесем к пару стекло,на стекле появятся капельки воды Почему они образовались?
7Новый материал
Слайд 31В маленьком родничке родилась капелька.Она с интересом слушала журчание родного ручейка,пениептиц,кваканье лягушек и мечтала о путешествии.А для этого ей нужно попасть в ручек,который вытекал из родничка.Помог ей лягушонок,на своих лапках он перенес капельку в ручеек.
Слайд 32Ручеек бежалбыстро и очень скоро влился в небольшую речку
Слайд 33капельки играли,переливались на солнце.Всем было очень весело.Наступили жаркие дни.То одна капелька,то другая от жары испарялись,поднимались к небуСначало на небе была одна капелька,потом к ней присоеденились другие и облачко поплыло
Слайд 34 облачко плыло над лесами
Слайд35 полями
Слайд36 городами и селами
Слайд 37 и все новые и новые капельки присоединялись к этому облакуа оно соединилось с другими,превратилось в огромную тучу.Наконец туча стала большой и тяжелой,что хлынул дождь!
Слайд 38Наша капелька попала на землю,вместесдругими просочилась вглубь.Проходячерезпочву и песок,капляочистилась,сталапрозрачной,похожей на маленький хрусталик.Теперь она снова жила в родничке и готовилась к новому путешествию
Слайд 39 с поверхности водоемов и почвы вода испаряется и в виде пара поднимается высоко вверх.Воздух высоко над землей всегда холодный.пар охлаждается там и образуется множество водяных капелекИз этих капелек и льдинок образуются облака.Изоблакавода возвращается на землю в виде дождя и снега
Слайд 40 Воспроизведите последовательность путешествия капли
Испарение конденсация образование облаков
Осадки,просачивание воды в землю,стекание в водоемы
Можно сказать,что вода вращается по кругу.Этот процесс называется круговоротом в природе.
Слайд 41Устали,давайте отдохнем
Слайд 42 Физминутка
Утром стрекоза проснулась,
Потянулась,улыбнулась.Раз-росой она умылась,
Два-изящно покружилась,
Три –нагнулась и присела,
На четыре-полетела
У реки остановилась,
Над водою закружилась
8Закрепление нового материала
Слайд 43 круговорот воды в природе –всемирный процесс
Слайд 44
Слайд 45 Это интересно
Если бы весь водяной пар,корорый содержится в атмосфере,выпал бы на землю в виде дождя,то образовался бы слой воды толщиной 1метр.Но к счастью,на землю в виде дождя и снега,выпадает далеко не весь атмосферный водяной пар.
Слайд 46 Если бы круговорот воды исчез
Прекратились дожди, пересохли реки иссякли подземные воды,исчезла растительность меньше стало кислорода,ход процессов изменился бы
Слайд 47 домашнее заданиестр 37-38 прочитать текст,ответить на вопросы
Начертить схему круговорота в природе
Сочинить свою сказку о путешествии Капитошки
Подобрать дополнительный материал об удивительных превращениях воды в природе,интересные факты о воде.
Слайд 48 Сохраним воду вместе
Безудержный рост потребления воды привел к тому,чтово многих районах мира уже не стало хватать хорошей пресной воды не только для удовлетворения бытовых нужд,но даже для питья.Конфликт человека с природой вылился в мировую проблему номер один.Многиереки,озера,моря,и частично океаны загрязнены промышленными сельскохозяйственными и бытовыми сточными водами настолько,что их воды нельзя использовать,какраньше,дляпитья,водопояскота,водоснобжения предприятий.Примером тому может быть судьба казахстанского озера Арал.
Слайд 49 Если мы объединим наши усилия по защите водных ресурсов,бережному отношению к природе в целом,мы сохраним для потомков главное сокровище Земли-воду.
Слайд 50Круговорот воды в природе
Слайд 51 Круговорот воды в природе-один из основополагающих процессов на планете Земля.Основными этапами круговорота воды в природе являются испарение,конденсация и осадки
Рефлексия
Слайд 52 урок прошел
Удачно я доволен собой -зеленый цвет
Мне было трудно,но я справился с заданиями
Я вполне доволен собой –желтый цвет
Мне было трудно,мне нужна помощь- красный цвет
Слайд 53 Итог урока Что нового узнали на уроке?
Вода в природе существует в 3состояниях жидком,твердом,газообразном;вода может переходить из одного состояния в другое под воздействием температуры;
Вода в природе совершает,так называемый «круговорот»
Слайд 53 Спасибо за внимание
Работа по карточкам
Прочитай предложения,вместо точек впишите пропущенные слова
Вода …………………при нагревании и ………………….при
охлаждении. В воде растворяются некоторые вещества,потому что вода хороший…………………….Воду можно очистить с помощью………………
Работа по карточкам
Прочитай предложения,вместо точек впишите пропущенные слова
Вода …………………….при нагревании и ………………….при
охлаждении. В воде растворяются некоторые вещества,потому что вода хороший ………………………Воду можно очистить с помощью…………….
Не пешеход,а идет, мокнут люди у ворот.
Ловит дворник его в кадку, очень трудная загадка?
Бел как мел с неба прилетел. Зиму пролежал, весной в землю убежал.
Утром бусы засверкали, а пошли искать их днем, ищем, ищем не найдем.Что это?
И не снег,и не лед, серебристой бахромой на ветвях сидит зимой.
Седой дедушка у ворот,всем глаза заволок
Рыбам в зиму жить тепло, крыша –толстое стекло.Что это?