Преемственность и непрерывность дошкольного и начального образования как условие формирования успешного первоклассника
Преемственность и непрерывность дошкольного и начального образования как условие формирования успешного первоклассника
В презентации рассматриваются точки соприкосновения ФГОС НОО и ФГОС ДО: единая система целей, требования к структуре ООП, требования к условиям реализации, к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования и дошкольного образования, единые формы работы. Дана характеристика итоговых результатов освоения программы НОО и ДО. Рассмотрены отличия начального образования и дошкольного. Обозначены проблемы преемственности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Преемственность и непрерывность дошкольного и начального образования как условие формирования успешного первоклассника»
Преемственность и непрерывность дошкольного и начального образования как условие формирования успешного первоклассника
Заместитель директора по УВР,
учитель начальных классов
Колебер Галина Федоровна
В.А.Сухомлинский : «Школа не должна вносить резкой перемены в жизни детей. Пусть став учеником, ребенок продолжит делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений»
Процесс преемственности рассматривается с двух сторон
Единая система целей на дошкольном и начальном школьном уровне
Цель дошкольного образования:
Цель образования в начальной школе:
- общее развитие ребенка, задаваемое государственным стандартом в полном объеме в соответствии с потенциальными возможностями и спецификой детства как самоценного периода жизни человека.
Продолжить общее развитие детей с учетом возрастных возможностей, специфики школьной жизни, наряду с освоением важнейших учебных навыков в чтении, письме, математике и становлением учебной деятельности(мотивации, способов и типов общения)
1
РАЗВИТЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ - УКРЕПЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ;
РАЗВИТЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ - УКРЕПЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ;
2
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ УМЕНИЯ УЧИТЬСЯ;
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ УМЕНИЯ УЧИТЬСЯ;
3
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ, РАЗВИТЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ - РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ, РАЗВИТЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ - РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ
Цели школы являются продолжением целей ДО
ФГОС НОО, ФГОС ДО
Требования к условиям реализации
Требования к структуре ООП НОО
Требования к результатам освоения ООП НОО
Единая теоретико-методологическая основа -системно-деятельностный подход:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики;
формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
создание условий для активной учебно-познавательной деятельности обучающихся;
построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
1
Совместная деятельность детей
Совместная деятельность детей
2
Совместная деятельность взрослого и детей
Совместная деятельность взрослого и детей
Самостоятельная деятельность
Самостоятельная деятельность
Единые формы работы:
СИСТЕМНО-
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ
ПОДХОД
ТОЧКИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ
ЕДИНЫЕ
ФОРМЫ
РАБОТЫ
ПРОДОЛЖЕНИЕ
ЦЕЛЕЙ
СТРУКТУРА
ПРОГРАММЫ
ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ФГОС ДО
ФГОС НОО
Т ребования к результатам освоения программы сформулированы в терминах развития ребенкав виде целевых ориентировбазовой культуры ребенка с учетом ожиданий семьи и общества.
Требования к результатам обучения сформулированы в виделичностных, метапредметных и предметных результатов.
содержательные области образовательных программ
Образовательные области ФГОС ДО
Предметные области ФГОС НОО
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие
Обществознание и естествознание (окружающий мир)
Филология, математика и информатика, технология
Филология
Искусство
Физическая культура
Результаты освоения программы дошкольного и начального образования находятся в преемственной связи
Дошкольное образование
Начальное образование
Знания, умения, навыки по образовательным областям и в процессе овладения разными видами деятельности.
Предметные результаты
Универсальные предпосылки учебной деятельности: умение слушать и слышать, доводить начатое до конца, воспринимать критику и др
(знания, умения, навыки).
Метапредметные результаты (школьно – значимые функции): мелкая моторика, слуховое и зрительное восприятие, умение договариваться, ставить цель и др
Характеристики мотивационного развития (желание учиться, идти в школу).
Эмоционально волевое развитие, морально – нравственное (терпеть, поступать не как я хочу).
Личностные результаты: потеря детской непосредственности, формирование адекватного поведения, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, развитие навыков сотрудничества…
Преемственность планируемых результатовдошкольного и начального общего образования
ФГОС ДО
ФГОС НОО
Работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Владеть конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми: договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве.
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе и во внутреннем плане.
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• учитывать разные мнения, стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве.
Итоговые результаты освоения программы
Дошкольного образования
Начального образования
1.Физически развитый;
2. Любознательный, активный;
1. Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни;
3. Эмоционально отзывчивый;
2. Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
4. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
3. Доброжелательный,умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
4. Уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
5. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия…
6. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи;
5. Любящий свой народ, свой край, Родину;
6. Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
7. Имеющий первичные представления о себе, семье, государстве, мире, природе…
7.Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности
отличия дошкольного образованияот общего образования
ФГОС ДОУ
ФГОС НОО
Специфика ребенка дошкольного возраста такова, что его достижения определяются не столько суммой ЗУН, а личностными качествами, которые обеспечивают ему психологическую готовность к школе.
Каждый ребенок в школе должен овладеть УУД
Отсутствует жесткая предметность.
Присутствует жесткая предметность.
Ведущий вид деятельности – игра.
Ведущий вид деятельности – учебная деятельность
Проблемы
Дошкольное образование
Начальное образование
Низкий уровень формирования «внутренней позиции школьника» (личностной готовности к школе ).
Несформированность школьной мотивации.Создание условий для принятия и осмысления нового социального статуса ученика.
Сюжетно-ролевая игра - важнейшая форма познания мира.
Игра должна оставаться основной формой проведения занятий в первом классе на протяжении всего адаптационного периода.
Отсутствие системы по развитию универсальных учебных действий (УУД).
Формирование универсальных учебных действий.
Несформированность самооценки (обобщенное и дифференцированное отношение ребенка к самому себе)
В первом классе задача учителя - поддержать и развить способность ребенка к самооценке.
От того, как будут взаимодействовать два звена образовательного процесса (дошкольное и начальное), будет зависеть успешность и результативность образовательного процесса
object(ArrayObject)#853 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(264) "Доклад для специалистов школ. Тема: «Преемственность между детским садом и школой в период перехода детей на новую (следующую) ступень обучения "
["seo_title"] => string(165) "doklad-dlia-spietsialistov-shkol-tiema-prieiemstviennost-miezhdu-dietskim-sadom-i-shkoloi-v-pieriod-pieriekhoda-dietiei-na-novuiu-slieduiushchuiu-stupien-obuchieniia"
["file_id"] => string(6) "178149"
["category_seo"] => string(7) "prochee"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1424781893"
}
}