Первый год обучения в школе - чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. Меняется весь уклад его жизни. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия. Они требуют от ребенка напряженного умственного труда, сосредоточенной работы на уроках и удержания правильной рабочей позы.
Ребенка, пришедшего впервые в школу, встретит новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно устанавливать контакты со сверстниками и педагогами, учиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой. Опыт показывает, что не все дети готовы к этому. Некоторые первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение.
С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования актуальным становится обеспечение преемственности дошкольного и начального школьного образования.
Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Необходимо сделать переход детей в школу более мягким, помочь первоклассникам быстрее адаптироваться к новым условиям.
Что же входит в понятие «готовность к школьному обучению»?
Прежде всего, психологическая и физическая готовность ребенка к школе. Как в дошкольном учреждении, так и в школе образовательно-воспитательный процесс должен быть подчинён становлению личности ребёнка: развитию его компетентности, креативности, самостоятельности, ответственности, произвольности, самосознания и самооценки, свободы и безопасности поведения.
Другим важным условием успешного обучения в школе является развитие умственных процессов: внимание, память, мышление, воображение.
Хочется сказать, что все показатели готовности должны формироваться в совокупности и ни один вид готовности не может быть в приоритете. И очень умный ребёнок не сможет влиться в коллектив класса, если не научится общаться.
Следовательно, основанием преемственности между детским садом и школой являются: развитие любознательности; развитие способности самостоятельно решать творческие задачи; формирование творческого воображения, направленного на интеллектуальное и личностное развитие ребёнка; развитие коммуникативности (умение общаться со взрослыми и сверстниками).
Процесс преемственности можно рассматривать с двух сторон:
1) на дошкольной ступени образования формируются фундаментальные личностные качества ребёнка, служащие основой успешного школьного обучения;
2) школа как преемник дошкольной ступени не строит свою работу с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и организует педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал.
Такое понимание преемственности позволяет реально осуществлять непрерывность в развитии и обучении детей.
Хочу предложить некоторые формы осуществления преемственности:
Работа с детьми:
· Экскурсии в школу
· Посещение школьной библиотеки
· Знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
· Участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;
· Выставки рисунков и поделок;
· Совместные праздники и соревнования.
Взаимодействие педагогов:
· Совместные педагогические советы;
· Семинары, мастер-классы, круглые столы;
· Открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
· Проведение диагностики по определению готовности к школе.
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Преемственность в работе ДОУ и школы »
Преемственность в работе ДОУ и школы
«Школьное обучение никогда не начинается
с пустого места, а всегда опирается на определённую
стадию развития, проделанную ребёнком».
Л. С. Выготский
Первый год обучения в школе - чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. Меняется весь уклад его жизни. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия. Они требуют от ребенка напряженного умственного труда, сосредоточенной работы на уроках и удержания правильной рабочей позы.
Ребенка, пришедшего впервые в школу, встретит новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно устанавливать контакты со сверстниками и педагогами, учиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой. Опыт показывает, что не все дети готовы к этому. Некоторые первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение.
С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования актуальным становится обеспечение преемственности дошкольного и начального школьного образования.
Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Необходимо сделать переход детей в школу более мягким, помочь первоклассникам быстрее адаптироваться к новым условиям.
Что же входит в понятие «готовность к школьному обучению»?
Прежде всего, психологическая и физическая готовность ребенка к школе. Как в дошкольном учреждении, так и в школе образовательно-воспитательный процесс должен быть подчинён становлению личности ребёнка: развитию его компетентности, креативности, самостоятельности, ответственности, произвольности, самосознания и самооценки, свободы и безопасности поведения.
Другим важным условием успешного обучения в школе является развитие умственных процессов: внимание, память, мышление, воображение.
Хочется сказать, что все показатели готовности должны формироваться в совокупности и ни один вид готовности не может быть в приоритете. И очень умный ребёнок не сможет влиться в коллектив класса, если не научится общаться.
Следовательно, основанием преемственности между детским садом и школой являются: развитие любознательности; развитие способности самостоятельно решать творческие задачи; формирование творческого воображения, направленного на интеллектуальное и личностное развитие ребёнка; развитие коммуникативности (умение общаться со взрослыми и сверстниками).
Процесс преемственности можно рассматривать с двух сторон:
1) на дошкольной ступени образования формируются фундаментальные личностные качества ребёнка, служащие основой успешного школьного обучения;
2) школа как преемник дошкольной ступени не строит свою работу с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и организует педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал.
Такое понимание преемственности позволяет реально осуществлять непрерывность в развитии и обучении детей.
Хочу предложить некоторые формы осуществления преемственности:
Работа с детьми:
· Экскурсии в школу
· Посещениешкольной библиотеки
· Знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
· Участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;
· Выставки рисунков и поделок;
· Совместные праздники и соревнования.
Взаимодействие педагогов:
· Совместные педагогические советы;
· Семинары, мастер-классы, круглые столы;
· Открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
· Проведение диагностики по определению готовности к школе.
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка.
Своё выступление хочу закончить словами - Л.А.Вена доктора психологических наук:
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».