Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях реализации ФГОС
Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях реализации ФГОС
В презентации дано понятие преемственности. Перечислены основные задачи преемственности детского сада и школы. Самая основная: установление связи между программами, формами и методами работы. Раскрыта единая теоретико - методологическая основа системно-деятельностного подхода. Дана характеристика формируемых универсальных учебных действий в школе и детском саду. Обозначены проблемы преемственности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях реализации ФГОС »
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 города Анадыря»
Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях реализации
ФГОС
Заместитель директора по УВР
Колебер Галина Федоровна
Под преемственностью понимают последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.
Основные задачи преемственности:
1. Установление связи между программами, формами и методами работы детского сада и школы;
2. Установление связи в физическом, умственном, нравственном, трудовом и эстетическом развитии;
3. Установление связи в развитии личности ребенка в целом;
4 .Сформированность активного положительного отношения к детям со стороны педагогов и родителей;
5. Осуществление преемственности детского сада и школы в формировании универсальных умений и навыков;
6. Преемственность содержания образования и воспитания в детском саду и первом классе школы.
Цель дошкольного образования:
Цель образования в начальной школе:
-общее развитие ребенка, задаваемое государственным стандартом в полном объеме в соответствии с потенциальными возможностями и спецификой детства как самоценного периода жизни человека .
Продолжить общее развитие детей с учетом возрастных возможностей, специфики школьной жизни, наряду с освоением важнейших учебных навыков в чтении, письме, математике и становлением учебной деятельности(мотивации, способов и типов общения).
Единая система целей на дошкольном и начальном школьном уровне
Преемственность
Задача ФГОС – учить детей самостоятельно учиться
Задача ФГТ - научить ребёнка учиться
Системно-деятельностный подход
Цели ФГОС являются продолжением целей, поставленных ФГТ
Единые формы работы
Структуры программ
Три взаимных требования
Единая теоретико-методологическая основа-
системно-деятельностный подход:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики;
формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
создание условий для активной учебно-познавательной деятельности обучающихся;
построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Единые формы работы:
совместная
деятельность детей
совместная деятельность взрослого и детей
самостоятельная деятельность
Цели ФГОС являются продолжением целей, поставленных ФГТ:
развитие физических качеств - укрепление физического здоровья;
формирование предпосылок учебной деятельности - формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности;
формирование общей культуры, развитие интеллектуальных и личностных качеств - развитие и воспитание духовно-нравственных качеств личности.
Система трех взаимосвязанных требований:
- к результатам освоения основных общеобразовательных программ,
- к структуре основных общеобразовательных программ,
- к условиям реализации основных общеобразовательных программ.
Формирование универсальных учебных действий
Предпосылки УУД у детей при поступлении в школу
Планируемые результаты УУД на конец 1 класса
- умеет положительно относиться к себе, обладает чувством собственного достоинства;
- понимает предложения и оценки учителей, товарищей, родителей и других людей, умеет оценить себя по критериям;
-умеет доброжелательно относиться к окружающим, отзывчив к переживаниям другого человека ;
-умеет ориентироваться в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- умеет проявлять самостоятельность в разных видах детской деятельности;
-развита самостоятельность и личная ответственность за свои поступки
- умеет делать самооценку и себе и своим действиям.
- умеет делать самооценку себе и самоанализ своим поступкам и действиям.
Преемственность планируемых результатовдошкольного и начального общего образования
ФГТ
ФГОС
Работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Владеть конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми: договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве.
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе и во внутреннем плане.
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• учитывать разные мнения, стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве.
Портрет выпускника ДОУ
в соответствии с ФГТ:
физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенкасформированыосновные физические качества;
любознательный,активный,интересуется новым, неизвестным в окружающем мире;
эмоционально отзывчивый;
имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;
овладевший средствами общенияи способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
овладевшийуниверсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
«Портрет выпускника начальной школы»:
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
готовыйсамостоятельнодействовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
доброжелательный,умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
выполняющийправила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Итоги сравнительного анализа ФГТ и ФГОС:
положено начало к обеспечению преемственности образовательной программы дошкольных образовательных учреждений с примерными основными общеобразовательными программами начального общего образования;
исключается дублирование программных областей знаний;
осуществляется реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного образования;
две ступени образования будут действовать не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи, что позволит школе опираться на развитие ребенка, получаемое в дошкольном учреждении.
Проблемы преемственности
Дошкольное образование
Начальное образование
Низкий уровень формирования «внутренней позиции школьника» (личностной готовности к школе ).
Несформированность школьной мотивации. Создание условий для принятия и осмысления нового социального статуса ученика.
Сюжетно-ролевая игра - важнейшая форма познания мира.
Игра должна оставаться основной формой проведения занятий в первом классе на протяжении всего адаптационного периода.
Отсутствие системы по развитию предпосылок универсальных учебных действий (УУД).
Формирование универсальных учебных действий.
Несформированность самооценки (обобщенное и дифференцированное отношение ребенка к самому себе)
В первом классе задача учителя - поддержать и развить способность ребенка к самооценке.