Просмотр содержимого документа
«Презентация для родительского собрания в 1 классе»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Соколинская начальная общеобразовательная школа»
«ПРОБЛЕМЫ
АДАПТАЦИИ
ПЕРВОКЛАССНИКОВ
В ШКОЛЕ»
Борецкая Кристина Александровна
учитель начальных классов
Адаптация – привыкание, “вписывание” человека в какую – то среду. Противоположностью ей является дезадаптация. Это понятие стало использоваться сравнительно недавно для описания различных проблем и трудностей, возникающих у детей в связи с обучением в школе. Эти проблемы могут быть связаны с затруднениями в учебе, конфликтами с одноклассниками, физическим дискомфортом или недомоганием, тревожностью и страхами . Адаптация может быть психологическая, сенсорная, социальная.
Адаптация к школе – это переход ребёнка к систематическому школьному обучению и привыкание его к школьным условиям. Этот период каждый первоклассник переживает по-своему.
« Зачем дети приходят в школу ?»
Адаптация первоклассников : на 3 этапа:
Первый этап: ребёнок впервые приходит в школу.
Этот этап обычно начинается, когда родители приводят малыша на подготовительные занятия в школу. Обычно, педагогический персонал уже знаком с проблемой адаптации малышей и старается провести оптимальную профилактическую работу в этом направлении, а именно:
Второй этап: ребёнок адаптируется непосредственно в школе
Этот этап — самый сложный и ответственный для детей и их родителей. Он длится полгода с момента первого звонка. Здесь педагоги призваны:
Третий этап: учитель или психолог работает со школьниками, у которых замечены признаки дезадаптации
Третий этап: учитель или психолог работает со школьниками, у которых замечены признаки дезадаптации.
Некоторые родительские высказывания :
«Школа нужна, чтобы научить детей всему»;
«Необходимо получить знания, которые бы помогли определиться в жизни»;
«Для обучения ребенка письму, чтению, математике и другим предметам, которые ему пригодятся в жизни»;
«Заложить в ребенка основы всех предметов»;
«Школа нужна, чтобы получить среднее образование».
Новая жизнь ребятам кажется утомительной и не всегда интересной.
Школьная дисциплина требует большого напряжения, первокласснику трудно управлять своими чувствами и желаниями;
В школе он не волен распоряжаться своим временем;
Должен подчиняться правилами дисциплины, которые не всегда кажутся ему разумными;
Почему нельзя шуметь, кричать, бегать? Почему нужно сидеть целый урок?
Уровни адаптации:
Оптимальный – высокие адаптационные результаты при адекватных условиях;
Высокий – избыточный уровень; высокие результаты адаптации, достигнутые благодаря значительному психическому и моральному напряжению;
Низкий – обусловлен недостаточной требовательностью к себе;
Дезадаптационный – плохое эмоциональное самочувствие; невротические реакции (неумение приспосабливаться к школьной жизни).
Трудности, которые возникают у первоклассников
В первые дни, недели посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышается температура.
Первоклассники отвлекаются, быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны.
Поведение нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью.
Для детей характерна высокая
утомляемость
Основные показатели адаптации
Формирование адекватного поведения.
Установление контактов с учащимися, учителем.
Овладение навыками учебной деятельности
Анализ наблюдений
70% детей адаптировались к школе в течение первых двух недель обучения;
Около 20% детей имеют длительный период адаптации;
10% – дети , у которых адаптация связана со значительными трудностями.
Факторы, влияющие
на успешность процесса
адаптации
Личностная готовность
Волевая готовность
Интеллектуальная готовность
Мотивационная готовность
Личностная готовность
включает в себя:
умение строить отношения с учителем
умение общаться со сверстниками, умение выслушивать одноклассников, адекватно реагировать на неудачу;
отношение к себе
Волевая готовность
Возможность управлять своим поведением, способность контролировать свои поступки усилием воли.
Умение слушать, понимать и точно выполнять указания взрослого
Действовать в соответствии с правилом
Использовать образец
Сосредотачивать и удерживать внимание на определённой деятельности в течение длительного времени
Интеллектуальнаяготовность
Определённый запас знаний;
Важен не столько объём знаний, сколько их качество, осознанность, чёткость представлений;
Желательно развивать способность слушать, уметь сравнивать, выражать своё отношение к прочитанному, проявлять интерес к неизвестному.
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев» А. В. Сухомлинский
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» (Венгер Л.А.)
Они помогут наладить и сохранить добрые отношения с вашим ребенком, быть с ним настоящими друзьями
Установите четкие и жесткие требования к ребенку;
Будьте терпеливы!
Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы;
Не скупитесь на награду: похвалу или поцелуй!
Поощряйте любопытство и воображение вашего ребенка;
Поощряйте игры с другими детьми;
Старайтесь, чтобы малыш принимал участие в ваших делах: готовил обед, пересаживал цветы и другое.
Помогите ребенку выучить сведения о его семье.
Регулярно водите ребенка в библиотеку.
Будьте примером для малыша: пусть он видит, какое удовольствие вы получаете от чтения газет, журналов, книг. Играйте с ребенком в разные игры.
Не перебивайте ребенка, не говорите, что вы все поняли, не отворачивайтесь, пока ребенок не закончит свой рассказ;
Не принуждайте ребенка делать то, к чему он не готов;
Не заставляйте ребенка делать что-нибудь, если он вертится, устал; займитесь чем – то другим;
Не требуйте сразу слишком много: пройдет немало времени, прежде чем малыш приучится самостоятельно убирать свои игрушки или приводить в порядок комнату;
Никогда не критикуйте ребенка в присутствии посторонних;
Не надо устанавливать для ребенка слишком много правил: он перестанет обращать на вас внимание;
Не перестарайтесь, доставляя ребенку слишком много стимулов или впечатлений; Не сравнивайте вашего ребенка ни с какими другими детьми!
“ Мой ребёнок лучше адаптируется к школе и будет успешнее учиться, если я … ”