Просмотр содержимого документа
«Презентация "Дифференцированный подход в обучении младших школьников"»
«Дифференцирован - ный подход в обучении младших школьников»
Выполнила:
учитель начальных классов Согреева Валентина Ивановна
с. Аркино
«Интерес к учению есть
только там, где есть
вдохновение, рождающееся от успеха»
В.А. Сухомлинский
Дифференцированный процесс обучения –
это широкое использование различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей учащихся.
Выделяют два основных вида дифференциации обучения школьников :
Предполагает организацию работы внутри класса соответственно группам учащихся, отличающихся одними и теми же более или менее устойчивыми индивидуальными особенностями.
Способы дифференциации предполагают:
дифференциацию содержания учебных заданий
- по уровню творчества
- по уровню трудности
- по объёму
использование разных способов организации деятельности детей, при этом содержание заданий является единым, а работа дифференцируется
- по степени самостоятельности
- по степени и характеру помощи учащимся
- по характеру учебных действий.
1. Дифференциация учебных заданий по уровню творчества.
Такой способ дифференциации предполагает различия в характере познавательной деятельности школьников, которая может быть репродуктивной или продуктивной (творческой).
2. Дифференциация учебных заданий по уровню трудности.
Данный способ дифференциации предполагает следующие виды усложнения заданий для наиболее подготовленных учащихся:
- усложнение учебного материала;
- увеличение количества действий в выражении или в решении задачи;
- выполнение операции сравнения в дополнении к основному заданию;
- использование обратного задания вместо прямого;
- использование условных символов (“сказочных цифр”,букв ) вместо чисел.
3. Дифференциация заданий по объему учебного материала.
Такой способ дифференциации предполагает выполнение дополнительного задания.
4. Дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся.
При таком способе дифференциации не предполагается различий в учебных заданиях для разных групп учащихся. Все дети выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают под руководством учителя, а другие самостоятельно.
5. Дифференциация работы по характеру помощи учащимся.
Такой способ, в отличии от дифференциации по степени самостоятельности, не предусматривает организации фронтальной работы под руководством учителя. Все учащиеся сразу приступают к самостоятельной работе. Но тем детям, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь.
6. Дифференциация работы по форме учебных действий.
1. Предметные действия обычно выполняются рукой.
2. Перцептивное действие выполняется не рукой, а глазом.
З. Речевое действие может осуществляться как громкая речь , речь про себя.
4. Умственное действие осуществляется без опоры на какие-либо внешние средства, во внутреннем плане.
НАПРАВЛЯЮЩАЯ ПОМОЩЬ
в виде вспомогательных заданий, подготовительных упражнений
I и II группы III группа
вспомогательные задания, основное
подготовительные упражнения задание
основное задание дополнительное
в виде «подсказок»: карточек-помощниц, карточек-консультаций
ЗАДАНИЯ ПО ВЫБОРУ УЧАЩИХСЯ- оказывают влияние на становление положительной учебной мотивации
варианты заданий отличаются уровнем трудности, уровнем творчества, объёмом
вариант 1 – основное задание
вариант 2 – задание большего объёма
вариант 3 – творческое задание
применение игровых приёмов, с помощью которых задаётся уровень сложности (если ученик ошибся с выбором, имеет право взять другой вариант)
ЗАДАНИЯ ПО ВЫБОРУ УЧАЩИХСЯ
Вариант 1.127+560=148+97=
Вариант 2.327+*=680*+39=939
Вариант 3.*+166=619+*=
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ
Наиболее эффективны следующие способы:
по степени помощи - отдельным учащимся даются карточки – помощницы для выполнения домашнего задания;
по уровню трудности или уровню творчества – учащимся с высокой обучаемостью вместо обычного задания предлагается творческое упражнение или более трудное
При дифференцированном подходе удачными являются следующие условия контроля за учебно-познавательной деятельностью учащихся:
создание для ученика ситуации успеха и уверенности;
сотрудничество учителя и ученика;
создание для ученика ситуации, когда он может выбрать уровень сложности и трудности контрольного задания;
возможность выбора учителем формы контрольной процедуры;
учет временного фактора в зависимости от индивидуальных возможностей ученика;