Просмотр содержимого документа
«Педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей»
Развитие творческих способностей у младших школьников
Терехова Елена Сергеевна
Слушатель курсов профессиональной переподготовки в области начального общего образования
Цель: определить психолого-педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей младших школьников.
задачи :
1.Изучить и проанализировать научно-методическую литературу и практический опыт по проблеме.
2.Определить содержание понятий «воображение», «творческие способности младших школьников».
3.Определить формы и содержание работы по развитию творческих способностей младших школьников, как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
Актуальность
Современное общество испытывает потребность именно в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, которая способна решать и проблемы общества. Развитие и совершенствование нашего общества во многом зависит от творческих людей.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы. Одной из задач, которые ставит стандарт перед школой – это развитие творческих способностей школьника.
Творческое воображение – это воображение, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, которые реализуются в конкретных оригинальных продуктах деятельности. Творческие способности – это индивидуальные особые качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Так как один из признаков творчества – это создание новых полезных комбинаций, то воображение, создающее эти комбинации, является основой творческого процесса. Из этого следует, что воображение – это необходимый элемент творческой деятельности, который необходимо развивать и поддерживать у младших школьников.
Чем младше обучающиеся, тем больше места в их деятельности должна занимать игра.
С чем это связано?
Игра – это естественно и привычно для ребенка.
Игра вызывает живой интерес к процессу познания.
Играя дети, лучше запоминают материал.
Во время игры дети не боятся высказать неправильное суждение.
В процессе работы по ТРИЗ-технологии формируются следующие компетенции:
1.Учебные: самостоятельно решать учебные проблемы, использовать отдельные части знания и связывать их воедино.
2.Социально-личностные: видеть связи между настоящими и прошлыми событиями, вступать в дискуссию и вырабатывать своё собственное мнение, справляться с неопределенностью и сложностью.
3.Коммуникативные: выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, защищать свою точку зрения, выступать на публике.
4.Сотрудничество: принимать решения, сотрудничать и работать в команде.
5.Личностно-адаптивные: использовать новую информацию, придумывать новые нестандартные решения, проявлять гибкость, быть подготовленным к самообразованию и самореализации.
Принципы организации деятельности учителя по формированию творческих способностей
- осознание учителем творческой деятельности младших школьников как цели обучения;
- включение творческой деятельности в содержание начального образования как его особого компонента;
- соединение свободы творческой деятельности младших школьников с ее педагогической организацией и руководством со стороны учителя;
- методы проблемного обучения как ведущие способы организации творческой деятельности
- диагностика результатов творческой деятельности младших школьников;
-коррекция творческой деятельности младших школьников.
создание обстановки, определяющей развитие младшего школьника;
самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей;
предоставление ученику свободу в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом и т.д.;
умная доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых;
Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.
Творчество – это созидание нового и прекрасного, оно противостоит разрушению, шаблону, банальности, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска.