Педагогический проект «Использование метода проектов в формировании познавательной самостоятельности учащихсяна уроках и во внеклассной работе»
Педагогический проект «Использование метода проектов в формировании познавательной самостоятельности учащихсяна уроках и во внеклассной работе»
Актуальность: создание учебных проектов – относительно новая организационная форма работы, в основе которой лежит исследовательская деятельность учащихся. Ребёнок не просто играет роль пассивного слушателя, не просто воспринимает уже «готовую» информацию, он сам, используя новейшие достижения науки, ищет ответ на поставленные перед ним задачи.
Цель проекта: Изучить с учащимися принцип проектного метода, влияние его на развитие познавательного интереса и формирование самостоятельной активности.
Задачи проекта:
изучить влияние интерактивных методов на развитие личности;
исследовать роль проектного метода на развитие познавательной самостоятельности учащихся;
выявить наиболее приемлемую форму введения метода проектов;
ознакомить учащихся с проектной деятельностью через разработку учебных проектов во внеклассной работе;
использовать метод проектов в классно-урочной деятельности с целью выработки активной самостоятельности детей;
обобщить и проанализировать полученные результаты применения метода проектов;
совершенствование навыков пользования справочной литературы у учащихся начальной школы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект «Использование метода проектов в формировании познавательной самостоятельности учащихсяна уроках и во внеклассной работе» »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательнаяшкола №2 с. Кизляр
Педагогический проект
«Использование метода проектов
в формировании познавательной самостоятельности учащихсяна уроках и во внеклассной работе»
Автор проекта :
Абукова Хайбат Денесовна
учитель начальных классов
«Мысль – как цветок, который постепенно накапливает жизненные соки. Дадим же корням эти соки, откроем перед цветком солнце – и он расцветёт. Будем учить ребёнка думать, откроем перед ним первоисточник мысли – окружающий мир. Дадим ему величайшую человеческую радость – радость познания»
В. А. Сухомлинский.
Актуальность проекта:
создание учебных проектов – относительно новая организационная форма работы, в основе которой лежит исследовательская деятельность учащихся. Ребёнок не просто играет роль пассивного слушателя, не просто воспринимает уже «готовую» информацию, он сам, используя новейшие достижения науки, ищет ответ на поставленные перед ним задачи.
Проектный метод необходимо использовать не только в учебной деятельности, но и во внеклассной работе, так как именно он наиболее эффективен в создании положительной мотивации, без которой, как известно, нельзя добиться желаемого результата ни в одном деле.
Проблема проекта:
необходимость формирования познавательной самостоятельности учащихся
Учебные предметы:
окружающий мир, литературное чтение, русский язык, математика, изобразительное искусство, внеклассная деятельность .
Участники проекта:
учащиеся 2 «Б» класса
Социальные партнёры:
Работники школьной библиотеки, родители.
Цель проекта:
Изучить с учащимися принцип проектного метода, влияние его на развитие познавательного интереса и формирование самостоятельной активности.
Задачи проекта:
изучить влияние интерактивных методов на развитие личности;
исследовать роль проектного метода на развитие познавательной самостоятельности учащихся;
выявить наиболее приемлемую форму введения метода проектов;
ознакомить учащихся с проектной деятельностью через разработку учебных проектов во внеклассной работе;
использовать метод проектов в классно-урочной деятельности с целью выработки активной самостоятельности детей;
обобщить и проанализировать полученные результаты применения метода проектов;
совершенствование навыков пользования справочной литературы у учащихся начальной школы.
Гипотеза:
развитие познавательной самостоятельности учащихся происходит успешнее, если использовать разные интерактивные методы, темы проектов отвечают интересам и возрастным особенностям учащихся.
План деятельности:
выбор предметов и методов для работы по нравственному воспитанию;
способствовать повышению эмоциональной устойчивости, желание творить и делиться этим с другими.
Этапы осуществления проекта:
I.Подготовительный этап
актуализация тем проектов,
определение целей и задач,
формирование рабочих групп,
распределение обязанностей.
( анкетирование)
II.Исследовательский этап
Внеурочная работа
Работа с литературно – критическим материалом
Работа с Интернет- ресурсами
Подбор иллюстративного материала
Текстовые исследования
III.Внедренческий этап:
Проведение уроков по данной тематике.
Проведение внеклассных мероприятий.
Сочинение на темы: « Война и моя семья», “Моя мама”, «Сочинение «Кормушка».
Защита проектов детей. Проведение внеклассных мероприятий.
IV.Аналитический (февраль)
анализ проделанной работы по проекту;
выявление наиболее эффективных методов и приёмов работы;
обобщение опыта работы над проектом.
Виды проектов
Групповая проектная деятельность
Коллективный проект во внеклассной работе
Опытно – экспериментальная работа
Урок в режиме проектного обучения
Индивидуальная исследовательская работа
Учебно – методический комплект
Дидактические игры
Презентации
Разработки уроков
Буклеты
Разработки классных часов
Дидактический материал
Сочинения
Эффективность динамики проекта
у учащихся повысился интерес к проектному методу обучения;
ребята научились самостоятельно находить пути решения проблемы;
дети с удовольствием работают в группах;
расширился кругозор и интеллектуальное развитие учащихся;
в работе над проектами ребята научились анализировать, сравнивать, обобщать;
научились отстаивать свою точку зрения;
повысился рост уровня мотивации к обучению;
коллектив стал сплочённее;
Проектная деятельность способствовала повышению эмоциональной устойчивости,
у ребят появилось желание творить, узнавать и разгадывать новые «тайны» и делиться своими результатами с другими.
Школьники научились видеть проблемы за пределами одного предмета,
- выдвигать свою гипотезу, находить пути решения проблемы.
Ученики получали чувство удовлетворения от проделанной работы, давали реальную оценку своим возможностям по отношении к поставленной задаче.
В процессе проектной деятельности сформировались общеучебные умения и навыки:
рефлексивные умения
поисковые (исследовательские) умения
навыки оценочной самостоятельности
умения и навыки работы в сотрудничестве
коммуникативные умения
презентационные умения и навыки.
Анкета, проведённая в конце проектной деятельности.
Вопросы анкеты для учащихся
да
1. Работать над проектом тебе было интересно?
22
нет
2. Проектная деятельность помогает развивать в тебе навыки самостоятельности?
3. В работе над проектом тебе оказывали помощь?
Не очень
3
19
20
0
4. Ты волновался перед защитой проекта?
2
4
15
5. Твоя презентация тебе понравилась?
3
2
23
5
6.Тебе удалось решить поставленную проблему?
5
0
23
2
0
2
Вопросы анкеты для родителей
Да
1. Является ли проектная деятельность эффективным методом обучения?
Нет
25
2. Выполнение проекта повышает чувство ответственности, развивает самостоятельность и творчество?
Не знаю
0
22
3. Положительно ли вы относитесь к самостоятельной исследовательской, информационной, творческой работе своего ребёнка?
25
4. Проект даёт ребёнку получать чувство удовлетворённости от проделанной работы?
0
0
5. Проект способствует сплочению коллектива?
25
3
0
6. Для достижения в развитии творческого потенциала ребёнка считаете ли необходимым взаимное понимание, доверие между учеником, учителем и родителями?
0
0
24
0
25
0
0
1
0
Вывод
Исследования показали, что проектная работа – это полноценный и эффективный метод учебной деятельности, который является средством для развития личности учащихся начальной школы.
Таким образом, удалось повысить степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности; способствовать развитию социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий, приобретению детьми опыта исследовательско-творческой деятельности
Особая ценность данного метода состоит в том, что он развивает у детей самостоятельность, творчество, активность в достижении поставленной цели.
Ребята продолжают работать над созданием собственных проектов.
А это огромный стимул к деятельности, к познанию, к новым открытиям.
Используемая литература
Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. Начальная школа, 2005г, №9.
Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. Народное образование,2000г, №7.
Шелковникова Ю.Н. Роль модульной технологии в экологическом образовании. Воспитание и обучение, 2008г, №4.
Бычков А.В. Метод проектов в современной школе, Москва, 2000г
Васильев В. Проектно – исследовательская технология: развитие мотивации ,Народное образование, Москва, 2000г, №9.
Е.В.Кривобок, О.Ю.Саранюк. Исследовательская деятельность мл