Особенности портрета выпускника в соответствии с требованиями ФГОС
Особенности портрета выпускника в соответствии с требованиями ФГОС
Цели образования:Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться»
•Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Особенности портрета выпускника в соответствии с требованиями ФГОС »
Особенности портрета выпускника, в соответствии с требованиями ФГОС
Морозова Светлана Николаевна
Учитель начальных классов, МБОУ «СОШ № 65»
Чем отличается современный ребенок
от своих сверстников 15-20 лет назад?
Современный ребенок более информирован. Спокойно обращается с компьютером, телефоном и т.д. Для нас же это напряжение. Вчера я была на курсах ИКТ- компетнтность учителя, которые проводятся для учителей, которые будут на следующий год брать 1 класс. Мнение педагогов однозначное – это самые сложные курсы. А ведь с 1 сентября мы вынуждены будем обучать работе в информационной среде детей, составлять с ними проекты и т. Д.
2
Цели образования
Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться»
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин
Л.С.Выготский
А.Н.Леонтьев и др.
«давыдовцы»
Федеральный
государств.
образовательный
Разработчики стандартов
Разработчики стандартов
«занковцы»
Новые
результаты
образования
стандарт
Системы учебников и завершенные предметные линии
Развивающее образование
образование
традиционное
Стандарт как социальная конвенциональная норма, реализующая общественный договор
СЕМЬЯ
Личностная успешность
Социальная успешность
Профессиональная
успешность
ОБЩЕСТВО
Безопасность и здоровье
Свобода и ответственность
Социальная справедливость
Благосостояние
Устно к НАЗВАНИЮ слайда добавить:… общественный договор – в отношении
Ожидаемых результатов образования
принципов формирования и сущности взаимных обязательств и прав
Общих принципов организации образовательного процесса и важнейших условий его реализации
А потом можно комментировать содержание слайда
Согласование потребностей и интересов является важнейшим шагом успешности политики вообще и политики в образовании в особенности. Следует признать, что разрыв между образованием и потребностями государства, общества и личности не сокращается, а увеличивается. Причины нарастающей рассогласованности в том, что в сложном дифференцированном обществе не может быть полного единообразия интересов в отношении образования.
Это означает, что в основе стандарта должен лежать новый тип взаимоотношений между личностью, обществом и государством, который в наиболее полной мере реализует права человека и гражданина. Этот тип взаимоотношений покоится на принципе взаимного согласия личности, общества и государства в формировании и реализации политики в области образования, что с необходимостью подразумевает принятие сторонами взаимных обязательств (договоренностей), в рамках которых только и возможен прогресс в области образования. Таким образом, стандарт – общественный договор , включающий баланс взаимообязательств и баланс требований.
` При разработке стандарта индивидуальные, общественные и государственные потребности и интересы можно классифицировать следующим образом.
Индивидуальные потребности личности (семьи) в области общего образования интегрируют потенциал личностной, социальной и профессиональной успешности обучающихся.
Личностная успешность – полноценное и разнообразное личностное становление и развитие с учетом индивидуальных склонностей, интересов, мотивов и способностей.
Социальная успешность – органичное вхождение в социальное окружение и участие в жизни общества.
Профессиональная успешность – развитость универсальных трудовых и практических умений, готовность к выбору профессии.
Социальный заказ – общественные запросы в области общего образования – интегрирует потребности личности и семьи и обобщает их до уровня социальных потребностей. К их числу относятся следующие.
Безопасный и здоровый образ жизни – следование принципам безопасного и здорового образа жизни, готовность к соответствующему поведению на основе полученных знаний и умений.
Свобода и ответственность – осознание нравственного смысла свободы в неразрывной связи с ответственностью, развитость правосознания, умения делать осознанный и ответственный личностный выбор.
Социальная справедливость – освоение и принятие идеалов равенства, социальной справедливости, гармонии и разнообразия культур как демократических и гражданских ценностей.
Благосостояние – активная жизненная позиция, готовность к трудовой деятельности, обеспечивающей личное благополучие в условиях рыночной экономики.
Государственный заказ – государственные запросы в области общего образования – представляет собой наиболее общую характеристику индивидуальных и общественных потребностей. Государственный заказ направлен на обеспечение следующих приоритетов.
Национальное единство и безопасность – формирование системы ценностей и идеалов в результате освоения нравственных ценностей, единого государственного языка и образцов национальной культуры, воспитание патриотизма, стремления обустроить и защитить Родину.
Развитие человеческого капитала – подготовку поколения нравственно и духовно зрелых, самостоятельных, активных и компетентных граждан, живущих и работающих в свободной демократической стране в условиях информационного общества и рыночной экономики.
Конкурентоспособность – фундаментальную общекультурную подготовку как базу профессионального образования, прикладную и практическую ориентацию общего образования.
Особенностью реализации деятельностного подхода при разработке стандартов образования является то, что цели общего образования представляются в виде системы ключевых задач , отражающих направления формирования качеств личности.
Личностное развитие – развитие индивидуальных нравственных, эмоциональных, эстетических и физических ценностных ориентаций и качеств, а также развитие интеллектуальных качеств личности, овладение методологией познания, стратегиями и способами учения, самообразования и саморегуляции
Социальноеразвитие – воспитание гражданских, демократических и патриотических убеждений, освоение основных социальных практик, умения принимать ответственные решения, делать осознанный выбор, а также формирование способности и готовности к сотрудничеству, к свободному общению русском, родном и иностранных языках, овладение современными средствами вербальной и невербальной коммуникации .
Общекультурное развитие – освоение основ наук, основ отечественной и мировой культуры.
ГОСУДАРСТВО
Национальное
единство
Безопасность
Развитие человеческого
потенциала
Конкурентоспособность
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования– это «общественный договор», соглашение общества, и государства о требованиях к результатам образования.
Ключевые изменения ФГОС:
1) Ориентация на результаты образования.
2) Объектами контроля и аттестационных процедур (учителя, школы, региона) являются теперь: личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты…
Личностные результаты включают:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению,
сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,
систему значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание,
II. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ:
способность ставить цели и строить
жизненные планы,
способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме
8
Как, по вашему мнению, влияют
на формирование личности:
Голосование
ШКОЛА – %
1
10%
СМИ – %
2
30%
3
СЕМЬЯ – %
50%
УЛИЦА – %
4
10%
Основное содержание национального воспитательного идеала и основной педагогической цели определяет
Закон РФ «Об образовании» (ст. 9, п. 6; ст. 14, пп. 1–2).
Основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
У нас получилась идеальная картина Но на практике все по-другому. Родители не довольны школой. «Вот когда я училась в школе…(Будкина ) Школа не довольна родителями. И каждый из вас может привести немало примеров.
Какова же история развития взаимоотношений семьи и школы?
10
Голосование
Определите, как родители понимают современные цели образования
Не знают.
Слышали, но не понимают.
Знают и понимают .
Нет ответа.
1
2
3
4
Миссия школы, ее назначение - с учетом интересов общества и государства - помочь семье сформировать у ребенка те качества, которые помогут ему быть успешным в жизни, быть полезным обществу, и государству.
Школа не является единственным субъектом воспитания и социализации ребенка.
Но, именно, школе, как социальному субъекту – носителю педагогической культуры, принадлежит ведущая роль в осуществлении целей образования
12
Семья и школа – это берег и море. На берегу, ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега…
Л. Кассиль
13
Требования к результатам освоенияосновной образовательной программы начального общего образования
ЛИЧНОСТНЫЕ
ПРЕДМЕТНЫЕ
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Обогащение внеклассной жизни школьников: путь к успеху каждого
Не все ученики должны быть «отличниками»в учебе
ФГОС НООТребования к результатам – ведущая, системообразующая составляющая
Результаты освоения основных образовательных программ
Предметные
картины мира
Метапредметные
освоенные универсальные
учебные действия
обеспечивающие овладение
ключевыми компетенциями,
составляющими основу
умения учиться,
и межпредметные
понятия.
Личностные
готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные
установки обучающихся, социальные компетенции,
личностные качества
Развитие компетентности к обновлению компетенций
Требования к результатам освоения
основной образовательной программы
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
ПРЕДМЕТНЫЕ
ЛИЧНОСТНЫЕ
Самоопределение:
вн утренняя позиция школьника;
Самоидентификация;
самоуважение и самооценка
Регулятивные:
управление своей
деятельностью;
контроль и коррекция;
инициативность и
самостоятельность
Основы системы
научных знаний
Смыслообразование:
мотивация (учебная, социальная);
границы собственного
знания и «незнания»
Опыт «предметной»
деятельности по
получению,
преобразованию
и применению
нового знания
Коммуникативные:
речевая деятельность;
навыки сотрудничества
Познавательные:
работа с информацией;
работа с учебными моделями;
использование знако-
символических средств,
общих схем решения;
выполнение логических
операций сравнения, анализа,
обобщения, классификации,
установление аналогий,
подведения под понятие
Ценностная и
морально-этическая
ориентация:
ориентация на выполнение
морально-нравственных норм;
способность к решению моральных
проблем на основе децентрации;
оценка своих поступков
Предметные и метапредметные действия с учебным материалом
Введение ФГОС в ОУ
Позиционирование
учителя
Основные
результаты
Системно
-деятельностный
подход
Портрет
выпускника
Позиционирование учителя
Позиция учителя-профессионала
демонстрирует культурные образцы действийинициирует пробные действия детейконсультирует, корректирует действияищет способы включить в работу каждого
создает условия для приобретения детьми жизненного опыта (общения, выбора, ответственного поведения, саморегуляции …), самостоятельной выработки жизненных ценностей
“ со-участник ” , “ третейский судья ”
В условиях введения нового стандарта особого внимания требует подготовка учителя . Наиболее важным ее элементом, определяющим, является позиционирование учителя – выбор между позицией профессионала , нацеленного на достижение конкретных результатов на данном отрезке учебного процесса КАЖДЫМ ребенком , и позицией «урокодателя».
?
Позиция педагогической поддержки
оказывает адресную помощь ребенку: не избавляя от проблемной ситуации, но помогая ее преодолевать
оказывает адресную помощь ребенку: не избавляя от проблемной ситуации, но помогая ее преодолевать
Портрет выпускника
дошкольник - начальная школа
деятельный и активный
креативный
исследова-
тельский
интерес
любознательный
инициативный
коммуника-
тивность
открытый внешнему миру,
доброжелательный и отзывчивый
Такими мы хотим видеть учащихся и выпускников начальной школы. Поэтому основную задачу начальной школы можно сформулировать следующим образом: поддерживать и развивать основные достижения дошкольного периода развития, не прерывая и не подавляя ни одну из линий, формировать на этой основе учебную самостоятельность младших школьников . Достижение этой задачи будет способствовать и успешному учению на следующей ступени. Это возможно, если учебный процесс нацелен на становление ученического сообщества – групп детей, объединяемых и объединяющихся для совместной учебной деятельности.
положительное отношение к себе,
уверенность в своих силах
саморегуляция
ответственность
чувство собственного
достоинства
уважительное отношение к окружающим,
к иной точке зрения
навыки самоорганизации и здорового образа жизни
УЧЕБНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ≡ УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ
Портрет выпускника:
начальная школа – основная школа
готов к
выбору
любознательный , проявляющий
исследовательский интерес
избирательность
интересов
активно познающий мир
доброжелательный,
умеющий слушать
и слышать партнера
познающий себя, утверждающий
себя как взрослый
готовый нести ответственность
перед самим собой, другими
уважительное отношение к окружающим,
к иной точке зрения
умеет действовать с ориен-тацией на другую позицию
умеющий учиться, способный к самоорганизации
готовый самостоятельно действовать и
отвечать перед семьёй и школой
умеет работать в группе и индивидуально
осознанно выполняет правила здорового
и безопасного образа жизни
навыки самоорганизации и здорового образа жизни
СИСТЕМА «ПРОБ»; ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Портрет выпускника:
основная школа – старшая школа
избирательность
интересов
личная профессиональ-
ная перспектива
познающий себя,
утверждающий
себя как взрослый
осознающий себя
личностью
способен принимать самостоятельные
решения и нести за них ответственность
умеет работать в группе
и индивидуально
понимает ценности образования как
основы будущего успеха
креативный, критически мыслящий
умеет действовать с ориентацией на другую позицию
готов к сотрудничеству для достижения совместного результата
разделяет ценности здорового
и безопасного образа жизни
осознанно выполняет правила здо-рового и безопасного образа жизни
ОВЛАДЕНИЕ ОСНОВАМИ НАУК В ИЗБРАННОЙ ОБЛАСТИ
ОПЫТ УСПЕШНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (познавательной, социальной)
формированиеопорной системы знаний,пред-метных и универсальных способов действий , обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
воспитаниеумения учиться – способности к
самоорганизации с целью решения учебных задач;
индивидуальный прогресс в основных сферах
личностного развития – эмоциональной, познава-
тельной, саморегуляции
Развитие личности учащегося,
формирование «компетентности к обновлению компетенций»
Основные результаты
основного общего образования
формированиеопорной системы знаний,пред-метных и универсальных способов действий , обеспечивающих возможность продолжения образования в старшей школе;
подготовка косознанному и обоснованному выбору дальнейшей образовательной траектории;
опыт проектирования и организацииэффективнойучебной и социально-творческой деятельности: индивидуальной и коллективной;
приобретение знанийо мере своихправ и обязанностей ;
индивидуальный прогресс в основных сферах
личностного развития
Основные результаты
среднего (полного) образования
овладениеосновами наук и универсальными способами действий , обеспечивающими возможность успешного участия в общественной жизни в форме продолжения образования и/или трудовой деятельности;
опыт проектирования и осуществленияцелесообразной и результативной деятельности – познавательной и социальной;
индивидуальный прогресс в основных сферах
личностного развития
Перечень основных поисковых систем сети Интернет
www.google.ru
www.rambler.ru
www.yandex.ru
www.nigma.ru
Коллекции электронных образовательных ресурсов
1. «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»- http :// windows . edu / ru
2. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http :// school - collektion . edu / ru
3. «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - http :// fcior . edu . ru , http :// eor . edu . ru
Образовательные Интернет-порталы
Сайт Министерства образования и науки РФ
http :// www . mon . gov . ru
2. Сайт Рособразования
http :// www . ed . gov . ru
3. Федеральный портал «Российское образование»
http :// www . edu . ru
4. Российский образовательный портал
http :// www . school . edu . ru
5. Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования
http :// www . ndce . edu . ru
6. Школьный портал
http :// www . portalschool . ru
7. Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»
http :// www . ict . edu . ru
8. Российский портал открытого образования
http :// www . opennet . edu . ru
9. Портал Math . ru : библиотека, медиатека, олимпиады, задачи, научные школы, история математики
http :// www . math . ru
10. Газета «Математика» Издательский Дом «Первое сентября»
http :// www . math .1 september . ru
11. Математика в школе – консультационный центр
http :// www . school . msu . ru
12. Сайт «Я иду на урок русского языка» и электронная версия газеты «Русский язык»
http :// www . rus .1 september . ru
13. Коллекция «Мировая художественная культура»
http :// www . art . september . ru
14. Музыкальная коллекция Российского общеобразовательного портала