Просмотр содержимого документа
«Основы религиозных культур и светской этики»
Структура и основное содержание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Культурологический принцип
Курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 4-5 классов представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Основы культурологического подхода:
направлен на формирование культурологической компетентности учащихся;
отсутствие позиции катехизации (индоктринации);
отсутствие доминирующих позиций какой-либо традиции перед другими;
воспитательный характер;
минимизация конфликтных факторов;
направлен на формирование поликультурной компетентности
Курс «Основы религиозных культур и светской этики»
включает в себя модули:
Основы православной культуры;
Основы православной культуры;
Основы исламской культуры;
Основы исламской культуры;
Основы буддийской культуры;
Основы буддийской культуры;
Основы иудейской культуры;
Основы иудейской культуры;
Основы мировых религиозных культур ;
Основы мировых религиозных культур ;
Основы светской этики.
Основы светской этики.
СТРУКТУРА КУРСА «ОРК и СЭ»
4 класс, четвертая четверть (17 часов)
Блок 1 (общий для всех модулей). Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)
Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)
5 класс, первая четверть (17 часов)
Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов)
Блок 4 (общий для всех модулей). Духовные традиции многонационального народа России (5 часов )
Нравственные ценности ислама: любовь к отечеству, миролюбие.1
Забота о здоровье в культуре ислама.1
Ценность образования и польза учения в исламе.2
Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения.2
Искусство ислама.1
Духовные традиции многонационального народа России 5
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.1
Подготовка творческих проектов.1
Выступление учащихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д.1
Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д.1
Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.).1
Всего 34
Тематическоепланирование курса
«Основы буддистской культуры»
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества
Россия - наша Родина.1
II.Основы буддийской культуры28
Ведение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия.1
Будда и его Учение.2
Буддийский священный канон.2
Буддийская картина мира.2
Добро и зло.1
Ненасилие и доброта.1
Любовь к человеку и ценность жизни.1
Милосердие и сострадание.1
Отношение к природе.1
Буддийские святые. Будды.1
Семья в буддийской культуре и ее ценности.1
Творческие работы учащихся.1
Подведение итогов.1
Буддизм в России.1
Основы буддийского Учения и этики.1
Человек в буддийской картине мира.2
Буддийские символы.1
Буддийский храм.1
Буддийские святыни.1
Буддийский календарь.1
Праздники в буддийской культуре.1
Искусство в буддийской культуре.1
Священные буддийские сооружения.1
Отношение к природе.
III.Духовные традиции многонационального народа России5
Любовь и уважение к Отечеству.
Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.1
Подготовка творческих проектов.1
Выступление учащихся со своими творческими работами:1
Выступление учащихся со своими творческими работами1
Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.)1
Всего 34
Тематическое планирование курса
«Основы иудейской культуры»
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества
Россия - наша Родина.1
II.Основы иудейской культуры28
Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия.1
Тора – главная книга иудаизма. Сущность Торы. «Золотое правило Гилеля».1
Письменная и Устная Тора. Классические тексты иудаизма.1
Патриархи еврейского народа.1
Евреи в Египте: от Йосефа до Моше.1
Исход из Египта. 1
Получение Торы на горе Синай.1
Пророки и праведники в иудейской культуре.1
Пророки и праведники в иудейской культуре.1
Храм в жизни иудеев.1
Назначение синагоги и её устройство.1
Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Субботний ритуал.1
Молитвы и благословения в иудаизме.1
Добро и зло.1
Творческие работы учащихся.1
Подведение итогов.1
Иудаизм в России.1
Основные принципы иудаизма.2
Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.1
Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев.1
Совершеннолетие в иудаизме. Ответственное принятие заповедей.1
Еврейский дом – еврейский мир: знакомство с историй и традицией.1
Знакомство с еврейским календарем: его устройство и особенности.1
Еврейские праздники: их история и традиции.2
Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Праматери еврейского народа.1
Ценности семейной жизни в иудейской традиции.
III.Духовные традиции многонационального народа России 5
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.1
Подготовка творческих проектов.1
Выступление учащихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д.1
Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д.1
Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.)1
Всего 34
Тематическое планирование курса «Светская этика»
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества
Россия - наша Родина.1
II.Основы светской этики28
Что такое светская этика?1
Мораль и культура1
Особенности морали1
Добро и зло1
Добро и зло1
Добродетели и пороки1
Добродетели и пороки1
Свобода и моральный выбор человека1
Свобода и ответственность4
Моральный долг1
Справедливость1
Альтруизм и эгоизм1
Дружба1
Что значит быть моральным?1
Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества1
Нравственный поступок1
Золотое правило нравственности1
Стыд, вина и извинение1
Честь и достоинство1
Совесть1
Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы2
Джентльмен и леди2
Этикет1
III.Духовные традиции многонационального народа России 5
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.1
Подготовка творческих проектов.1
Выступление учащихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д.1
Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д.1
Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.).1
Всего34
Духовные традиции многонационального народа России 5
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.1
Подготовка творческих проектов.1
Выступление учащихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д.1
Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д.1
Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.).1