Актуальность темы обусловлена тем, что в современных условиях многонационального и многоконфессионального государства, межкультурной интеграции и глобализации социальных и экономических процессов, происходящих, при этом, в условиях негативных внешних вызовов, давления на социум, а также непрерывных изменений в системе образования вопрос формирования здоровой, целостной личности, гражданина становится как никогда актуальным. В связи с этим появляется необходимость внедрения новых механизмов в процесс духовно-нравственного воспитания, одним из которых является курс «Основы религиозных культур и светской этики».
Изначально внедрение данного курса ставит свое целью «…Содействие интеграции всех участников образовательного процесса (школьников, их родителей, учителей) в национальную и мировую культуру…». Также данный курс должен способствовать формированию расширенного кругозора, а также осознанного нравственного мировоззрения граждан, что определяется в качестве основных задач содержания образования в законодательстве России.
Как видим, внедрение данного курса является важным шагом к развитию духовно-нравственного воспитания граждан Российской Федерации, однако, помимо этого, данный курс несет в себе важную воспитательную функцию: помогает поддержать ребенка в период окончания начальной школы, создает условия для того, чтобы отказ от ценностей детства и переход к ценностям взрослой жизни происходили в контексте определённого культурного и мировоззренческого пространства. Отметим, однако, что знакомство с религиозной или нерелигиозной традицией в школе не ведёт ребёнка к их обязательному принятию, оно лишь позволяет формировать собственную систему ценностей на основе понимания высших ценностей, «…в которых сконцентрирован лучший нравственный опыт человечества…».
Важным моментом является вопрос интеграции курса «Основы религиозной культуры и светской этики в искусстве» в учебный процесс, поскольку последняя происходит в условиях, как уже отмечалось, многоконфессионального государства.
Отметим, что курс является комплексным и состоит из 6 модулей: «Основы православной культуры» (ОПК), «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики», «Основы исламской культур», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры». Однако, вместе с тем учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей: Отечество, Семья, Культурная традиция. Все модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам и требованиям.
При интеграции данного курса может возникнуть ряд проблем, а именно:
-
Многонациональный состав учебных классов;
-
Нежелание родителей обучать своих детей отличных от их религиозных традиций культурным ценностям;
-
Низкий уровень культуры и толерантности.
В настоящее время отмечается, что «…модульное построение учебного курса реализует право на свободный выбор обучающимися и их родителями (законными представителями) одного из модулей курса…». На взгляд автора, данное положение затрудняет преподавание курса и снижает эффективность духовно-нравственного воспитания. Необходима организация непредвзятого, комплексного изучения религиозных и культурных традиций для преодоления ксенофобии и недопущения проявления шовинизма в подростковой и детской среде.
Также для эффективной интеграции курса необходимо сосредоточить усилия на решении следующей задачи «Содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели - воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям»;
Также, как уже было мною отмечено, содержание всех модулей должно группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей: 1) Отечество, 2) семья и 3) культурная традиция (бесприменительно к отдельно взятым традициям и культурам).
Подводя итог, хотелось бы отметить, что на мой взгляд, необходимость внедрения данного курса обусловлена глобализацией и интеграцией культурных и социальных процессов, однако, не следует забывать о том, что в первую очередь наша задачи – воспитание граждан России, как единого государства, единого многонационального народа, как указано в Конституции РФ, соответственно не следует разграничивать данный курс на модули, а следует преподавать его как единый пласт знаний о культурных и религиозных ценностях народов России, делая основной упор на патриотизм и единство, с чем достаточно успешно справлялось советское образование.
Данный курс, помимо этого, должен быть интегрирован и взаимосвязан с другими предметами (изобразительное искусство, технология, литература, музыка, даже физическая культура), где изучались бы ценности различных народов, ведь у нас такая богатая история. А главное делался бы упор на их единство под российским флагом.