КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ – педагогический работник, в чьи должностные обязанности входит: содействие созданию благоприятных условий для индивидуального развития и формирования личности ребёнка; внесение необходимых коррективов в систему его воспитания; помощь в решении проблем, возникающих у детей при общении между собой, с учителями, родителями; организация и воспитание классного коллектива
ЦЕЛЬЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ является организация целостного педагогического процесса и осуществление его руководства
ОСНОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ служит подход «встречи – взаимопроникновения - взаимодействия» традиционного и инновационного
(старого и нового, проверенного временем и создающегося сегодня).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Основные характеристики классного руководителя »
ОСНОВНЫЕХАРАКТЕРИСТИКИКЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Так кто же такой – КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ?
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ – педагогический работник, в чьи должностные обязанности входит: содействие созданию благоприятных условий для индивидуального развития и формирования личности ребёнка; внесение необходимых коррективов в систему его воспитания; помощь в решении проблем, возникающих у детей при общении между собой, с учителями, родителями; организация и воспитание классного коллектива
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ – педагог школы, осуществляющий функции организатора детской жизни, корректора межличностных отношений и защитника воспитанников своего класса в трудных деловых и психологических коллизиях школьной жизни
(Рожков М.И. Классному руководителю. – М., ВЛАДОС, 1999).
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ – это профессионал-педагог, духовный посредник между обществом и ребёнком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности, создающий условия для индивидуального выражения каждого ребёнка и осуществляющий индивидуальный корректив развития каждой личности
Нечаев М.П. Управление воспитательным процессом в классе.
–М., 5 за знания, 2006).
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ – традиционный для российского образования вид педагогической деятельности по организации воспитания учащихся в условиях первичного детского коллектива.
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ является формальным и фактическим лидером группы, носителем культуры, организатором и участником коллективной творческой деятельности детей, помощником, вдохновителем, наставником, опекуном и другом своих воспитанников.
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ – ЭТО ОРГАНИЗАТОР И РУКОВОДИТЕЛЬ
ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
ЭТО ПЕДАГОГ, КОТОРЫЙ ЯВЛЯЕТСЯ «ЦЕНТРОМ» ОРГАНИЗАЦИИ, КООРДИНАЦИИ ВСЕХ ВЛИЯНИЙ, ОКАЗЫВАЕМЫХ НА ОТДЕЛЬНУЮ ЛИЧНОСТЬ ИЛИ НА КОЛЛЕКТИВ УЧАЩИХСЯ
ПРОСВЕЩАЕТ
РОДИТЕЛЕЙ
В ОБЛАСТИ ВОСПИТАНИЯ;
ЯВЛЯЕТСЯ ПОМОЩНИКОМ
В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКИХ И ЮНОШЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ;
КООРДИНИРУЕТ
СОВМЕСТНЫЕ УСИЛИЯ УЧИТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ, РАБОТАЮЩИХ В КЛАССЕ,
А ТАКЖЕ ПСИХОЛОГА, СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
КОМПЕТЕНТНОСТЬ
ОСНОВНЫЕ
ХАРАКТЕРИСТИКИ
КЛАССНОГО
РУКОВОДИТЕЛЯ
КОАДАПТАЦИОННОЕ МАСТЕРСТВО
МЕДИАОБРАЗОВАННОСТЬ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ– это знания, опыт в области педагогического исследования
ОСНОВНЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ:
наличие четко поставленной цели
ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ
расположение этапов (компонентов) исследования в определенном порядке и в связи друг с другом
СИСТЕМАТИЧНОСТЬ
ОБЪЕКТИВНОСТЬ
непредвзятость, беспристрастность
ДОКАЗАТЕЛЬНОСТЬ
выведение научных положений на основании системы умозаключений
ВОСПРОИЗВОДИМОСТЬ
возобновление в возрастающих размерах, повторение в новых условиях
КОАДАПТАЦИОННОЕ МАСТЕРСТВО – это высокий уровень коадаптационных умений, основанных на коадаптационных знаниях
КОАДАПТАЦИЯ в педагогике - это коррелятивное приспособление, т.е. соотнесение различных понятий, суждений, теорий, идей; выявление взаимосвязей и взаимозависимостей существующих систем, технологий, а также их приравнивание, приспособление к имеющимся, действующим
в той или иной теории и реализующимся на практике
МЕДИАОБРАЗОВАННОСТЬ – понимается автором как совокупность систематизированных медиазнаний, умений и определяемый ими уровень мастерства по реализации медиаобразования школьников в педагогическом процессе
КМЕДИАЗНАНИЯМОТНОСЯТСЯ:
УМЕНИЕ ВОСПРИНИМАТЬ, ПОНИМАТЬ, СОЗДАВАТЬ, СОХРАНЯТЬ И ПЕРЕДАВАТЬ РАЗЛИЧНУЮ ИНФОРМАЦИЮ
УМЕНИЕ ОБЩАТЬСЯ НА ОСНОВЕ НЕВЕРБАЛЬНЫХ ФОРМ КОММУНИКАЦИИ С ПОМОЩЬЮ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ
УМЕНИЕ ОРГАНИЗОВЫВАТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
НА ОСНОВЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
В РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕХ РАНЕЕ РАССМОТРЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
НОВОГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ВАЖНУЮ РОЛЬ ИГРАЮТ ЕГО ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА
МОБИЛЬНОСТЬ – понимается как способность быстро реагировать на происходящие изменения в социуме, в педагогической науке и практике
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ – это личностное качество, под которым мы понимаем потребность и возможность быть выбранным из множества возможных претендентов в качестве наилучшего (имеющего высокий уровень готовности к работе классного руководителя)
КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ-это умение общаться со всеми субъектами педагогического процесса
МОДЕЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
XXI века
ЛИЧНОСТЬ
КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ (деловое общение)
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ
МОБИЛЬНОСТЬ
КОАДАПТИВНОЕ
МАСТЕРСТВО
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
КОМПЕТЕНТНОСТЬ
МЕДИАОБРАЗОВАННОСТЬ
ТИПЫ КЛАССНОГО РУКОВОДСТВА
УЧИТЕЛЬ-ПРЕДМЕТНИК , который одновременно выполняет функции
классного руководителя
КЛАССНЫЙ НАСТАВНИК – вариант должности освобожденного классного руководителя. Еще бывает классный куратор. В переводе с латинского языка означает попечитель – лицо, которому поручено наблюдение за какой-либо деятельностью.
Классный руководитель , который выполняет только воспитательные функции ( ОСВОБОЖДЕННЫЙ КР., которого еще называют классный воспитатель)
ТЬЮТОР . В переводе с латинского – защитник, покровитель, опекун. Эту роль могут выполнять и учащиеся, которые готовы взять на себя ряд организаторских функций педагога.
Роль педагога изменяется в зависимости от возраста от опыта коллективной деятельности детей, и он может выступать как в роли советчика, так и в роли консультанта.
Воспитательные задачи, которые ставит перед собой педагог, определяются интересами потребностями детей и их родителями, условиями класса школы социума и возможностями самого педагога.
ЦЕЛЬЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
является организация целостного педагогического процесса и осуществление его руководства
По мнению М.А. Половцевой ,
ОСНОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
служит подход
«встречи – взаимопроникновения - взаимодействия»
традиционного и инновационного
(старого и нового, проверенного временем и создающегося сегодня).
Его суть заключается в том, чтобы изменяя настоящее, не «перечеркивать»,
не отрицать положительный опыт, а органически интегрировать его с новым, насущным , необходимым, диктуемым запросами современного общества.
Лишь обеспечение единства между прошлым и будущим создает прочную основу для реализации цели (задач) целостного педагогического процесса.
СУЩНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
заключается в координации внешних влияний, оказываемых на конкурентного ученика, а также в организации воспитательной, образовательной, развивающей внеучебной деятельности в классе.
Отсюда – четыре ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ классного руководителя:
КООРДИНИРУЮЩАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
РАЗВИВАЮЩАЯ
ВОСПИТАЛЕЛЬНАЯ
Функции классного руководителя
были разработаны
Шакуровым Рафаилом Хайрулловичем.
Он выделяет 3 уровня функций :
1. Уровень.ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ФУНКЦИИ
Они относятся к группе целевых. Они направлены на создание условий для развития учащихся, они ориентированы на помощь ребенку при решении личностных проблем и подготовки его к самостоятельной будущей жизни.
Выделяют 3 основные задачи:
1. Воспитание обучающихся
2. Социальная защита ребенка от неблагоприятных воздействий окружающей среды (социальная поддержка и социальные услуги).
3. Интеграция усилий всех педагогов для достижения поставленных воспитательных задач.
Самая основная приоритетная функция – социальная защита ребенка .
2 уровень . СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАТОРСКИЕ ФУНКЦИИ
Значение организаторской функции:
поддержка положительной детской инициативы, связанной с совершенствованием жизни региона, школы и самих школьников.
Т.е. классный руководитель не столько организует, сколько оказывает помощь в самоорганизации разнообразной деятельности.
Важной функцией также является
функция
сплочения коллектива.
3 уровень . УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ
Делится на 5 подвидов. К ним относятся:
диагностическая функция;
функция целепологания;
функция планирования;
функция контроля и коррекции
Диагностическая – предполагает выявление классным руководителем постоянных изменений в уровне воспитанности школьников.
Она направлена на исследование и анализ личности и индивидуальности ребенка.
Целеполагание – совместная работа педагогов с учащимися, которая способствует выработки целей воспитательной деятельности.
Планирование – помощь классного руководителя самому себе и коллективу класса в рациональной организации деятельности, т.к. назначение плана это упорядочивание педагогической деятельности, планировать следует то, что ведет к цели.
Контроля и коррекции в деятельности классного руководителя – обеспечение постоянного развития воспитательной системы, так как с одной стороны они предполагают выявления положительных результатов, а с другой причин и недостатков, которые возникают в процессе воспитания школьников.
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ:
Воспитание в процессе обучения;
Внеклассная воспитательная деятельность в школе;
Внешкольная воспитательная деятельность через взаимодействие с семьей школьника, детскими и юношескими организациями и объединениями, учреждениями дополнительного образования
ВЕДУЩИЕ РОЛИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
«КОНТРОЛЕР» , обеспечивающий включение учащегося в учебно-воспитательный процесс (контроль за посещением, поведением, дежурством, питанием; выяснение отношений с родителями, индивидуальная работа с учащимися, игнорирующими учебно-воспитательный процесс).
«ПРОВОДНИК ПО СТРАНЕ ЗНАНИЙ», создающий условия' развития познавательного интереса и желания учиться (информация учащихся и родителей об особенностях школы и ее требованиях к учащимся, воспитательные мероприятия познавательного характера, помощь учащимся в самообразовании, обеспечение процесса учения, координация усилий всех учителей, работающих в классе).
«НРАВСТВЕННЫЙ НАСТАВНИК» , способствующий соблюдению учащимися норм и правил, разрешению возникающих, конфликтов как между учащимися, так между учащимися и педагогами, работающими в классе (обучение этике и этикету, беседы на нравственные, социальные, правовые темы, оценка поступков ученика, индивидуальная работа с учащимися, нарушающими нормы поведения образовательном учреждении).
«НОСИТЕЛЬ КУЛЬТУРЫ» , помогающий освоить культурные ценности, на основе которых организован учебно-воспитательный процесс (организация экскурсий, коллективных походов, в театр, музеи, выставки, вечера и беседы о культуре, культмассовые мероприятия в классе и школе).
«СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ», который способствует решению различных социальных проблем учащихся (создание нормальных условий общения в школе и дома, защита прав ребенка, формирование навыков социальной жизни).
«СТАРЩИЙ ТОВАРИЩ», который помогает включиться в различные виды деятельности, берет на себя часть забот об учащихся (формирование коллектива класса, организация коллективной творческой деятельности).
«ФАСИЛИТАТОР», оказывающий помощь учащимся в самопознании, самоопределении, самореализации (беседы, тренинги, игры, индивидуальная работа с учащимися).
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИКЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ это административное лицо и он
ИМЕЕТ ПРАВО :
Получать информацию о психическом и физическом здоровье детей;
Контролировать успеваемость каждого обучающегося;
Контролировать посещаемость учебных занятий детьми;
Координировать и направлять в единое русло работу учителей данного класса (а также психолога и социального педагога);
Организовывать воспитательную работу с учащимися класса, через проведения «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и др. мероприятий;
Приглашать родителей в школу;
Получать помощь от педагогического коллектива школы;
Решать вопросы, связанные с воспитанием и обучением обучающихся;
Определять индивидуальный режим работы с детьми;
Обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних, ПМПК. по согласованию с администрацией.
ОБЯЗАННОСТИ классного руководителя:
ОБЯЗАННОСТИ классного руководителя:
ОБЯЗАННОСТИ классного руководителя:
Оказание помощи ученику в решении острых проблем (с привлечением психолога);
Установление контактов с родителями и оказание им помощи в воспитании детей (+ психолог и соц. педагог);
Организация в классе учебно-воспитательного процесса, необходимого для развития положительно потенциала личности ребенка в рамках определенной деятельности.
Для этого классному руководителю необходимо хорошо ЗНАТЬ:
Психолого-педагогические основы работы с детьми;
Владеть новыми информационными технологиями и различными теориями воспитания;
Иметь педагогический такт и быть коммуникабельным.
Должностные обязанности
Создание благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся
Изучение личности обучающегося, его склонностей, интересов;
Развитие общения. Помощь обучающемуся решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, учителями, родителями;
Направление самовоспитания и саморазвития личности обучающегося;
Помощь обучающимся в учебной деятельности;
Содействие получению дополнительного образования обучающимися через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в учреждениях, по месту жительства;
В соответствии с возрастными интересами обучающихся и требованиями жизни обновлять содержание жизнедеятельности классного коллектива;
Соблюдение прав и свобод обучающихся, Устава школы;
совместно с органами самоуправления обучающихся вести активную пропаганду здорового образа жизни;
Выполнение правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся в период образовательного процесса;
Работа в тесном контакте с учителями, родителями или лицами, их заменяющими.
Ведение классного журнала
Классный руководитель записывает в классном журнале фамилии и имена учащихся в алфавитном порядке
Заполняет «Общие сведения об учащихся»
Отмечает количество уроков, пропущенных учащимся, и подводит итоги о количестве дней и уроков, пропущенных каждым учащимся за четверть и учебный год.
Систематически заполняет страницы классного руководителя и сведения об участии в кружках, факультативах, общественной работе
Фиксирует проведение классных и информационных часов, внеклассных мероприятий
Методика проведения внеклассных часов и других мероприятий
Содержание и методика проведения внеклассных мероприятий зависят от возраста школьников, а также от целей и задач, которые ставит классный руководитель.
Для выбора темы и содержания внеклассного мероприятия классному руководителю необходимо выявить возрастные особенности учеников, их нравственные представления, интересы и.т.д.
- составить план (сценарий) проведения классного часа;
- дать задание ученикам для предварительной подготовки к классному часу (если это предусмотрено планом);
- определить степень целесообразности участия в классном часе других педагогов или родителей.
Составление плана работы
Структура плана воспитательной работы классного руководителя :
Анализ воспитательной деятельности за прошедший учебный год (если с классом работали ранее).
Воспитательные цели и задачи на предстоящий период работы, основанные на анализе воспитательной деятельности и диагностики классного коллектива на начало учебного года.
Характеристика классного коллектива совместно с социальным паспортом класса.
Жизнедеятельность классного коллектива.
Работа с родителями учащихся.
Совместная деятельность с общественностью.
Индивидуальная работа с учащимися (индивидуальная карта ученика, портфолио)
Работа с учащимися из “группы риска”.
Взаимодействие с учителями – предметниками.
Педагогические наблюдения.
Литература для проводимых мероприятий.
Пример плана воспитательной работы
План воспитательной работы в 3 классе МОУ «Куйбышевская средняя общеобразовательная школа» на 2008- 2009 уч.год.
Классный руководитель: Колесникова Э. А., стаж работы 18 лет, 1 категория
Социальный паспорт
1. Общее кол-во детей –
2. Общее кол-во семей –
3. Многодетные –
4. Полные –
5. Малообеспеченные –
6. С опекаемыми детьми –
7. Семьи, находящиеся в социально- опасном положении –
Работа по сплочению классного коллектива
Организация деятельности учащихся
Постановка общественно значимой и привлекательной для учащихся цели
Создание органов внутриколлективного самоуправления
Поддержание, стимулирование и незаметная корректировка отношений в классе
Планомерная смена поручений учащимся в самоуправлении
Установка традиций класса
Поощрение сотрудничества учащихся при выполнении общих дел, стимулирование добровольной взаимопомощи в учении, поощрение дружбы, не выходящей за рамки коллективных целей
Предупреждение и пресечение появления сплетен, нездоровых группировок и т.п.