«Чтобы сделать из людей хороших граждан, им следует дать возможность проявлять свои права граждан и исполнять обязанности граждан»
С.Смайлс, английский писатель
Классный час « Мы - будущие избиратели»
Общая характеристика классного часа
Цель классного часа: создать условия для формирования у обучающихся гражданско-патриотического сознания, нравственных позиций на основе расширения и систематизации знаний о правах и обязанностях гражданина.
Задачи:
Образовательная: дать обучающимся представление об избирательном праве.
Развивающая: развивать познавательные возможности обучающихся, умение анализировать, способствовать развитию у обучающихся коммуникативных умений.
Воспитательная: формировать у обучающихся ценностное отношение к Родине, содействовать обучающимся в понимании их личной ответственности за будущее России.
После проведения классного часа обучающиеся должны
- значение терминов «права и обязанности», «избирательное право», «избиратель», «депутат»,
- право гражданина, дающее ему возможность участвовать в управлении делами государства;
- анализировать, делать выводы, объяснять свою точку зрения по предложенной теме классного часа.
Компетентность: компетенции, относящиеся к самому человеку, как личности, субъекту деятельности. Компетенция гражданственности (по И.А. Зимняя) – предполагает знание прав и обязанностей гражданина; ответственность.
Возрастная группа – обучающиеся 4 класса. На классный час приглашаются родители обучающихся.
Ключевые понятия: Конституция, гражданин, избирательное право, выборы, избиратель, депутат.
Методы: словесные, наглядные, метод формирования интереса (анализ жизненной ситуации), дедуктивный метод.
Личностно-значимая проблема: Так уж ли важно, чтобы каждый участвовал в выборах?
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, фонограмма песни И.Талькова «Россия», слайдовая презентация, карточки с вопросами, ответами, рисунок человечка, таблички «Обязан», «Имеет право».
Ход классного часа:
Минутка психологического настроя.
Кл. руководитель: С каким настроением вы пришли на классный час?
- Чего ожидаете от классного часа?
- А я в свою очередь предложу вам:
- открыть для себя новое,
- выразить собственные мысли,
- задуматься над поднятой в ходе нашего разговора проблемой.
- Вступительная часть.
Цель: создание положительной мотивации
Слайды 1-5
(Звучат колокола, на фоне музыки И. Талькова «Россия» и демонстрации слайдов)
Кл. руководитель:
Что значит: Родина моя?
Ты спросишь. Я отвечу:
Сначала тропочкой земля
Бежит тебе навстречу.
Потом поманит сад
Душистой веткой каждой.
Потом увидишь стройный ряд
Домов многоэтажных.
Потом пшеничные поля
От края и до края.
Всё это – Родина твоя,
Земля твоя родная.
Чем старше станешь и сильней,
Тем больше пред тобой
Она заманчивых путей
Доверчиво раскроет.
- Родина – это место, где человек родился и вырос, где прошло его детство, где жила или живет его семья, его близкие и родные люди. Родина – это то место, где тебя любят и ждут, куда хочется вернуться, где все такое родное. Для нас с вами Родина - это наша страна Россия.
- Что же нас объединяет?
- Верно, все мы граждане России.
-Как вы думаете, кто такой гражданин?
-Правильно, гражданин – человек, принадлежащий к постоянному населению данного государства.
Слайд 6.
-Начиная с античных времен и до наших дней, это слово имеет и более глубокий смысл, связанный с правами человека, его свободой и ответственностью. В Древней Греции быть гражданином могли не многие, это было почетно. Гражданином называли не всякого свободного человека, не говоря уже о рабах. Гражданин обладал важными правами, как в личной, так и в политической жизни. Но у него были и серьезные обязанности: прежде всего, соблюдать законы и защищать Отечество.
Я – гражданин России!
Не правда ль, звучит красиво?
Смело, достойно, гордо!
-Для того, чтобы граждане в нашей большой стране могли работать, отдыхать, учиться, нужны законы.
-Давайте вспомним, что такое закон?
-Правильно, закон – это правила, установленные государственной властью, их должны исполнять все граждане страны.
Слайд7.
-Как называется главный закон Российской Федерации?
-Верно, Конституция. В знак уважения к основному закону России слово Конституция мы пишем с заглавной буквы. Знаете ли вы, что 12 декабря 2013 г. исполнилось 20 лет со дня принятия первой в истории страны демократической Конституция Российской Федерации. В Конституции написаны основные права и обязанности гражданина нашей страны.
2.Основная часть
Цель: активизация познавательной деятельности учащихся.
-Давайте вспомним, какие права и обязанности есть у гражданина России. Я предлагаю вам распределить в две группы «обязан» и «имеет право» следующие карточки:
- заботиться о своих детях,
- заботиться о своих родителях,
- свободу мысли и слова,
- заботиться о сохранении истории страны и ее культуры,
- свободу и равенство,
- платить налоги,
- сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам,
- неприкосновенность личности, жилища,
- защищать Отечество,
- на семью,
- на здоровье,
- на труд и на отдых,
- на образование.
(На доске рисунок человечка. Дети распределяют карточки в две группы «Обязан» и «Имеет право»)
ОБЯЗАН ИМЕЕТ ПРАВО
заботиться о своих детях
заботиться о своих родителях
платить налоги
сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам
заботиться о сохранении истории страны и ее культуры
свободу мысли и слова
свободу и равенство
неприкосновенность личности, жилища
на семью
на здоровье
на труд и на отдых
на образование
защищать Отечество
-Молодцы!
-Мы перечислили не все права гражданина России. Мне бы хотелось добавить еще одно очень важное право – «избирательное право».
- Именно этому праву посвящен сегодняшний классный час, который я назвала «Мы-будущие избиратели». Как вы думаете, какова будет цель нашего классного часа?
-Верно, мы узнаем, что такое избирательное право, определим значение этого права для гражданина и государства.
-Чтобы понять, что такое избирательное право, я предлагаю вам подобрать однокоренные слова к слову «избирательное».
-Попробуйте теперь предположить, что означает избирательное право. Давайте проверим. Слайд 8.
- Статья 32 Конституции РФ гласит:
1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
- Таким образом, мы определили, что избирательное право подразумевает две стороны процесса: избирать и быть избранным.
- А сейчас я предлагаю вам выбрать правильные ответы из предложенных на следующие вопросы:
1. ЭТО ГРАЖДАНИН страны, имеющий ПРАВО ВЫБИРАТЬ президента, депутата, главу муниципального образования и т. д. В России это право получают граждане, когда им исполняется 18 лет, в Японии и Швейцарии - 20 лет, на Кубе и в Бразилии - 16 лет.
Ответ : избиратель
2. Как называются ЛЮДИ, которые СОЗДАЮТ ЗАКОНЫ, чтобы в стране или в регионе был порядок? Этих людей избирают граждане. В России ИМИ МОЖНО СТАТЬ с 21 года, в Италии и США - с 25, а в Турции - с 30 лет.
Ответ: депутаты.
(У обучающихся на партах лежат карточки с вопросами и ответами).
-Молодцы. Как вы думаете, а каким должен быть депутат? Давайте составим характеристику человека, который хочет стать депутатом. Я предлагаю вам выполнить это задание в парах.
(Классный руководитель записывает на доске предложенную обучающимися характеристику).
- Вы верно подметили, депутат должен быть честным, умным, ответственным, уметь держать свое слово, думать о других людях, быть гражданином.
- У вас на партах лежат карточки со словами «урна», «бюллетень», «выборы», «избиратель», «избирательная комиссия». Какое из данных понятий будет общим для всех остальных? Слайды 9,10,11,12,13
-Верно, выборы. Кстати, знаете ли вы, что первые выборы в России состоялись при Иване Грозном? Именно с тех пор граждане России пользуются избирательным правом.
- Следует особо отметить, что гражданин пользуется свои избирательным правом, потому что он неравнодушен к судьбе своей страны, своего региона, своего города, села.
Проблемная ситуация
- Никто не имеет права принуждать гражданина участвовать или не участвовать в каких бы то ни было выборах против воли. Участие гражданина в выборах добровольно. А как вы думаете, обязательно ли надо участвовать каждому в выборах?
-Я предлагаю вам поучаствовать в решении проблемы, возникшей в одной семье.
(Родители обучающихся обыгрывают ситуацию ).
Автор: Наступил день выборов. Крыловы хотели было отправиться на избирательный участок, но рано утром им позвонили Петровы и пригласили на шашлыки.
Мама: Погода действительно, отличная. Да и детям лучше на свежем воздухе, ведь две недели просидели дома: болели. Давай поедем, отдохнем на природе.
Папа: Да, но голосование продлится всего 1 день, а если поехать с Петровыми на шашлыки, значит, пропустить голосование.
Автор: Ответить нужно было быстро, и, посоветовавшись, Крыловы решили…
Классный руководитель: Как вы думаете, каково было решение Крыловых?
-Предположите, почему неучастие в выборах приводит граждан к проблемам?
-Уважаемые родители! А вы всегда пользуетесь своим избирательным правом? Почему?
Слайд 14.
-Бесспорно, избирательное право – одно из самых главных прав гражданина, поэтому чтобы участвовать в формировании государственной политики, на выборы надо ходить обязательно!
- Заключительная часть.
Цель: определение результативности поставленных задач
-Давайте подведем итоги нашего классного часа.
-Что нового для себя вы узнали?
Рефлексия.
-Понравился ли вам классный час? Что заставило задуматься?
-Я предлагаю вам написать дома письмо взрослым о необходимости пользования избирательным правом. Самые интересные работы будут представлены на классном и общешкольном родительском собрании.
-Вы – граждане России, а значит – будущие избиратели. Совсем скоро вы переступите порог школы и будете обладать всеми правами гражданина в полном объеме. Одно из главных прав в вашей жизни – это право выбора. От того, какой вы сделаете выбор, будет зависеть будущее страны.
Выбор – дело каждого,
Нужное и важное.
Выбор сделать все должны
Чтобы лучше жили мы!