Просмотр содержимого документа
««Организация образовательного процесса обучающихся в ОВЗ в условиях инклюзивного образования»»
«Организация образовательного процесса обучающихся в ОВЗ в условиях инклюзивного образования»
Вопросы:
- Принципы и цель инклюзивного образования;
- Условия организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья;
- ФГОС ОВЗ, выдержки об инклюзивном образовании;
Особенности работы с заключениями ПМПК обучающихся с ОВЗ;
Реестр адаптированных и рабочих программ;
Итоговые достижения обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.
Инклюзия. Инклюзивное образование
Инклюзивное образование- термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.
Инклюзия – современный подход к организации обучения, означающий реформирование школ, перепланировку помещений, развитие или включение известных образовательных технологий таким образом, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех без исключения детей; все учащиеся с ОВЗ учатся совместно со своими сверстниками в школе по месту жительства.
Цель: возможность наиболее полноценной социальной жизни для обучающихся с ОВЗ, активного их участия в коллективе (местном сообществе), а тем самым обеспечить наиболее полное взаимодействие и заботы детей друг о друге как членах сообщества.
Инклюзия …
Предполагает использование традиционных систем и методик обучения совместно со специальными для обеспечения потребностей всех детей класса;
Является частью большой стратегии по созданию общества, принимающего всех;
Является динамичным процессом, который постоянно в развитии;
Признает, что все дети могут учиться.
Дети ходят в местную (рядом с домом) школу;
Методология разработана для поддержки в обучении детей с различными способностями (учёт возможностей здоровья, в связи с этим, создание необходимых условий для полноценного обучения);
Все дети участвуют во всех мероприятиях, где класс и школьная среда (спортивные мероприятия, представления, конкурсы, экскурсии и пр.) являются инклюзивными;
Индивидуальное сопровождение обучения поддерживается совместной работой учителей, специалистов, родителей и всеми теми, кто может оказать такую поддержку;
Инклюзивное образование, если оно грамотно организовано, помогает предотвратить дискриминацию в отношении детей и поддерживает детей с особыми потребностями в их праве быть равноправными членами своих сообществ и общества в целом;
По экспертным оценкам в настоящее время 1,6 млн. детей, проживающих в Российской Федерации (4,5% от их общего числа), относятся к категории лиц с ограниченными возможностями и нуждаются в специальном (коррекционном) образовании, соответствующем их особым образовательным потребностям.
Условия организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья
1. Создание адаптивной среды , позволяющей обеспечить полноценное включение и личностную самореализацию ребёнка с ОВЗ в образовательном учреждении.
Создание в образовательном учреждении общего типа надлежащих материально-технических условий , обеспечивающих возможность для беспрепятственного доступа детей в здание и помещения ОУ и организации их пребывания и обучения в этом учреждении (пандусы, лифты, специально оборудованные учебные места, специализированное, реабилитационное, медицинское оборудование и т.д.).
2. Обучение и коррекция развития детей с ограниченными возможностями здоровья должны осуществляться по адаптированным образовательным программам, разработанным с учетом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся.
3. Необходимо комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода его обучения в ОУ общего типа.
4. Необходима специальная подготовка педагогического коллектива ОУ общего типа в соответствии со спецификой учебно-воспитательной и коррекционной работы. В целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья образовательных программ целесообразно ввести в штатное расписание ОУ общего типа дополнительные ставки педагогических (учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги, воспитатели и др.) и медицинских работников.
5 . Для обеспечения эффективного включения детей с ограниченными возможностями здоровья в ОУ общего типа важное значение имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися, их родителями, педагогическими работниками.
6. В конце каждого учебного года необходимо осуществлять системный анализ результативности включения детей с ОВЗ в ОУ общего типа:
-оценка необходимой инфраструктуры и материально – технического оснащения;
-оценка кадрового обеспечения учебного процесса ребёнка с ОВЗ;
-оценка эффективности включения методического и дидактического компонента образовательного процесса (целесообразность и эффективность выполнения основных требований специальных методик наравне с традиционными);
-оценка эффективности взаимодействия специалистов, осуществляющих психолого – педагогическое сопровождение ребёнка с ОВЗ (консилиумы, комплексные психолого – педагогические диагностические обследования; разработка памяток, рекомендаций для организации работы с обучающимся с ОВЗ, организованные встречи с родителями);
- сравнительная оценка планируемых и итоговых результатов обучающихся с ОВЗ (динамическая оценка развития ребёнка).
Ф едеральный Г осударственный О бразовательный С тандарт ОВЗ ФГОС ОВЗ Обучение и коррекция развития детей с ограниченными возможностями здоровья должны осуществляться по адаптированным образовательным программам, разработанным с учетом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся.
Обучающиеся с ОВЗ учатся по адаптированным программам (АООП).
Глухие обучающиеся
Слабослышащие обучающиеся
Слепые обучающиеся
Слабовидящие обучающиеся
Обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи
Обучающиеся с нарушениями опорно – двигательного аппарата
Обучающиеся с задержкой психического развития
Обучающиеся с расстройствами аутистического спектра
Работа с заключениями ПМПК в образовательном учреждении
Заключение ПМПК содержит:
личные данные ребёнка,
состояние … анализатора, показатели физического здоровья,
состояние соматического здоровья,
указываются выявленные особенности памяти, внимания, мышления,
даётся характеристика речевому развитию.
указывается, чем осложнён дефект.
Эту информацию заключения анализируют учителя и воспитатели, медики, психолог, работающие с ребёнком и, в соответствии с этим, планируют учебно – воспитательный процесс.
Описаны: область коррекционной работы с ребёнком, даны рекомендации по организации коррекционной работы,
условия для получения образования, сроки , на которые распространяется заключение.
Эту информацию заключения учитывают в своей работе педагог - психолог, логопед, сурдопедагог, тифлопедагог, дефектолог(и), тьютор, социальный педагог
Дополнительные рекомендации (работа педагогов с семьёй, наблюдения или лечение у невропатолога, сурдолога, офтальмолога, ортопеда, психиатра) учитываются педагогами и медиками при планировании работы с обучающимся.
Практика взаимодействия специалистов по реализации варианта АООП
В течение всего непрерывного процесса обучения (на этапе начального образования)