Психолого - педагогическое сопровождение обучающихся в условиях инклюзивного образования
Психолого - педагогическое сопровождение обучающихся в условиях инклюзивного образования
С каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы. Такие дети нуждаются в специализированной помощи, индивидуальной программе, особом режиме. С 2010 года школа реализует инклюзивное образование для детей с ОВЗ. В коррекционных классах (1 - 6) обучается 62 ребенка. Для организации учебно-воспитательного процесса в школе имеются все условия: материально-техническое и организационное обеспечение, система комплексного психолого-педагогического сопровождения, толерантная среда. В своей деятельности СПС исходит из необходимости достижения образовательных и социальных целей системы образования: приобретение обучающимися необходимых знаний, умений и навыков, помощь воспитанникам в определении своих возможностей исходя из способностей, склонностей, интересов. Реализация цели возможна при условии тесного взаимодействия всех мпециалистов учреждения. Задачи ППС: предупреждение возникновения проблем развития ребенка; помощь ребенку в решении задач развития, обучения, социализации; психологическое обеспечение образовательных программ; развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, родителей, педагогов; сохранение и укрепление здоровья детей. Основные этапы реализации программы по оптимизации обучения и развития детей с ОВЗ: информационный; диагностический; коррекционный; контрольный. Для организации коррекционно-развивающей работы в школе используется следующий комплекс программ (по группам): коррекционные программы,основанные на нейропсихологическом подходе; коррекционно-развивающие программы, ориентированные на формирование и гармонизацию базовых составляющих психологического развития ребенка; коррекционно-развивающие программы, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы. Успешно применяются такие диагностические методики: тест Векслера; матрицы Равенна; визуально-моторный Гештальт-Бендер тест; тест Тулуз-Пьерона; диагностика эмоционального развития и др. В работе с обучающимися мы используем метод "Семейно-групповых конференций", АРТ-метод формирования социальных компетенций по норвежской методике. В совей практике мы используем технологии психолого-педагогического сопровождения: технологию проведения междисциплинарных консилиумов; технологию оценки особенностей и уровня рвзвития ребенка; технологию оценки внутригрупповых взаимоотношений; технологию развивающей работы с детьми; технологию поддержки участников образовательного процесса. Результатом работы в данном направлении мы считаем: высокий уровень социализации обучающихся (мониторинг по методике М.И. Рожкова); включение всех детей с ОВЗ в интеллектуальные, спортивные, творческие мероприятия школы; участие и победы в городских, региональных, всероссийских конкурсах; высокий уровень удовлетворенности обучающихся и родителей жизнедеятельностью школы (мониторинг по методике Е.Н. Степанова)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Направления дополнительного образования - 5 кружков
художественно-эстетическое
военно-патриотическое
естественно-научное
Используемые образовательные технологии
Здоровьесберегающая технология
Проектная технология
Игровая технология
Личностно-ориенттированная технология
Технология развивающего обучения
Информационные технологии
Технология разноуровневого обучения
Технология проблемного обучения
Традиции
День Знаний, Посвящение в кадеты
Митинг памяти А. Будкина, Зарница
Фестиваль искусств
Поздравление ветеранов и др.
С каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы. На современном этапе значительно увеличивается количество детей с особенностями психического развития, характеризующихся незрелостью как отдельных психических, психофизиологических и психомоторных реакций, так и психики в целом (А.Л.Сиротюк). К факторам, которые отрицательно влияют на развитие ребенка, можно отнести ухудшение социальной и экологической обстановки, инфекции, алкоголь, наркотики, курение, недифференцированный подход к обучению, завышенные требования школьного образования, опережающие темпы развития головного мозга ребенка (В.В.Лебединский). Разрабатываются различные методы профилактики и лечения, которые постоянно совершенствуются.
Поступление в школу детей с ОВЗ оказывается сложным моментом в их жизнедеятельности. В медицинских картах первоклассников помимо диагноза ЗПР могут быть поставлены диагнозы ММД и СДВГ. Легкие отклонения, с которыми приходится иметь дело в общеобразовательной школе, не выглядят острой медицинской проблемой, они относятся к разряду пограничных медико-социальных проблем, требующих комплексного подхода и решения (М.И.Буянов). Однако психолого-педагогический аспект в этой проблеме не менее существенен, чем медицинский. Такие дети нуждаются в специализированной помощи, индивидуальной программе, особом режиме.
Необходимость адаптироваться к новым условиям обучения, подчиняться недостаточно знакомым и понятным правилам деятельности и общения, осуществлять произвольную регуляцию своей активности, преднамеренно усваивать знания является причиной того, что положительные результаты коррекционной работы, достигнутые в дошкольном возрасте, могут быть разрушены. Многие из таких детей испытывают существенные трудности в усвоении программного материала, не осваивают правила поведения, не готовы к целенаправленной деятельности, поэтому сразу попадают в категорию неуспешных. Школьная программа рассчитана на определенный уровень развития функциональных возможностей организма, и ребенок не может начать усваивать знания до тех пор, пока его организм и, в первую очередь, центральная нервная система не будут готовы к этому процессу
С 2010 года школа реализует инклюзивное образование для детей с ОВЗ. Сформированы коррекционные классы, в которых обучаются дети, имеющие справки ПМПК с разными диагнозами: ЗПР, ММД, СДВГ (53 ребенка в 1-5 классах). А также есть обычные классы (14), в которых обучаются дети с ОВЗ.
Общую картину нарушений этих детей можно охарактеризовать следующим образом:
-задержка развития электрической активности мозга (инфантилизм);
-дисбаланс в созревании отдельных подструктур мозга (не формируются селективные механизмы произвольного внимания);
-дисбаланс в созревании отдельных подструктур мозга (гиперактивность и заторможенность).
Школа реализует следующее Программно-методическое обеспечение образовательного процесса: коррекционно-развивающее обучение (программы для ОУ, коррекционно-развивающее обучение: начальные классы (1-4) под редакцией С.Г.Шевченко), М, Школьная пресса, 2014г.
Используются типовые государственные программы для общеобразовательных учреждений – 1-4 кл. Учебно-методические комплекты для начальной общеобразовательной школы (дающие возможность дифференцировать материал урока для детей с различными возможностями):
Класс
Учебники
1
В.Г. Горецкий «Русская азбука»
В.Г. Горецкий «Русский язык»
М.И. Моро и др. «Математика»
А.А. Плешаков «Окружающий мир»
2
Л.Ф.Климанова, ВГ Горецкий «Родная речь»
М.И. Моро и др. «Математика»
А.А. Плешаков «Мир вокруг нас »
3
Л.Ф.Климанова «Литературное чтение»
Т.Г.Рамзаева «Русский язык»
М.И. Моро, СИ Волкова «Математика»
4
Л.Ф.Климанова «Литературное чтение»
Т.Г.Рамзаева «Русский язык»
М.И. Моро, СИ Волкова «Математика»
и др.
Для организации учебно-воспитательного процесса для детей с особыми образовательными потребностями в нашей школе имеются все условия:
Материально – техническое и организационное обеспечение (игровая комната, доступные классы, специальная мебель, тренажерный зал и др.)
Система комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (социально-психологическая служба).
Толерантная среда (постоянно проводятся тренинги, направленные на социальную адаптацию детей с особыми образовательными потребностями)
На консультациях и практикумах с педагогами обсуждается психологический портрет ребёнка с ОВЗ. Ведь причин, по которым рост и созревание мозга могут быть нарушены, много. Но важным является то, что лёгкие нарушения, чем бы они ни были вызваны, имеют почти одинаковую «внешнюю» картину проявления.
Если представить общий психологический портрет детей с нарушениями, обучающихся в этих классах, то такие обучающиеся страдают хронической энергетической недостаточностью, поэтому их мозг постоянно функционирует в состоянии, близком к «переутомлению». В течение урока ребёнок может 4-5 раз отключиться, но в периоды релаксации «внешняя» деятельность ребенка не прерывается, а продолжает совершаться автоматически и не осознается. В итоге, он либо перестает понимать, о чем идет речь на уроке, либо у него в голове все эти отрывочные сведения случайно и своеобразно комбинируются, что он и выносит с урока. Но самое неприятное состоит в том, что ребенок, усваивая именно такие абсурдные правила и алгоритмы действия, руководствуется ими в дальнейшем. Закрепляясь, они становятся препятствиями для последующего обучения.
Во время релаксационных пауз дети могут продолжать общаться и разговаривать, но оказываются не в состоянии вспомнить свои высказывания. Они могут сказать грубость и пребывать в полной уверенности, что ничего подобного не говорили. Он может толкнуть или ударить кого-то и не помнить этого. Невротизация или защитная агрессия часто становится следствием подобного развития событий. Довольно часто бывает так, что деятельность мозга нормализуется, нарушения (например, при ММД) компенсируется, а «патология» характера, недоверчивость, озлобленность на окружающих остается на всю жизнь.
Как помочь адаптироваться таким детям в коллективе класса, школы?
Необходимо проводить комплексную коррекционную работу
Задача школы:
- разработать нормативно-правовую и программно-методическую базу инклюзивного образования (Положение о коррекционном классе и др);
- создать условия, способствующие освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
- реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Инклюзивное образование предполагает сотрудничество специалистов разных профилей. В школе создана социально-психологическая Служба (педагог-психолог, учитель - логопед, медицинская сестра).
В своей деятельности СПС исходит из необходимости достижения образовательных и социальных целей системы образования:
1. образовательная цель – это приобретение обучающимися, воспитанниками необходимых знаний, умений и навыков для получения профессии, развития карьеры, для достижения успеха в жизни;
2. социальная цель – это помощь обучающимся, воспитанникам в определении своих возможностей исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья, социального и экономического положения семьи. Социальная цель это воспитание стремления к взаимопомощи, толерантности, милосердию, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.
Реализация цели возможна только лишь при условии тесного взаимодействия всех специалистов учреждения (социальный педагог, медицинский работник, психолог, музыкальный работник, логопед, учителя, воспитатели, руководители дополнительного образования).
Цель психологического сопровождения: создание комплексной системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
психологическое обеспечение образовательных программ;
развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.
сохранение и укрепление здоровья детей.
Основными принципами коррекционной работы являются:
1. Обучение детей навыкам аутотренинга и релаксации;
2. Развитие интеллектуальных операций;
3. Выполнение рекомендаций родителями и педагогами;
4. Создание и реализация комплексной программы по оптимизации обучения и развития детей с ОВЗ.
Основные этапы реализации программы по оптимизации обучения и развития детей с ОВЗ в начальной школе:
1. Информационный
1) Проведение информационно-методического совещания с администрацией и учителями начальной школы, обсуждение целесообразности исследования и практического использования результатов.
2) Проведение общешкольного родительского собрания (1-е классы) с целью информирования родителей о сути и задачах исследования.
2. Диагностический
1) Проведение тестирования и обработка результатов.
2) Составление сводных таблиц и базы данных.
3) Выступление на педконсилиуме с полученными результатами.
3. Коррекционный
1) Подготовка рекомендаций для родителей, индивидуальные консультации по рекомендациям.
2)Подготовка рекомендаций для учителей по оптимизации обучения детей с ОВЗ
3)Подготовка программы по аутотренингу и релаксации для детей с ОВЗ.
4)Реализация данных программ.
4. Контрольный
1) Повторное тестирование в конце года.
2) Отслеживание динамики успеваемости детей с ОВЗ учителями.
3) Консультирование родителей по возникающим проблемам.
4) Выступление на педсовете с итоговыми результатами и показом динамики.
Для организации коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками, имеющими интеллектуальные нарушения, в школе используется следующий комплекс программ, который условно можно разделить на три направления:
- коррекционные программы, основанные на нейропсихологическом подходе:
методика формирования программирования, произвольной саморегуляции и контроля за протеканием психической деятельности (авторы Пылаева Н.М. и Ахутина Т.В.);
программа формирования нейропсихологического пространства проблемного ребенка (автор Сиротюк А.Л.)
-коррекционно-развивающие программы, ориентированные на формирование и гармонизацию базовых составляющих психического развития ребенка:
программа формирования произвольной регуляции (автор Семаго Н.Я.);
программа формирования пространственно-временных представлений (автор Семаго Н.Я.).
-коррекционно-развивающие программы, направленные на развитие эмоционально- волевой сферы (автор Никольская О.С);
формирование эмоционально-волевой регуляции (программа Слободяник «Шаг навстречу»).
Диагностика выявляет следующие характеристики обучающихся :
I. Дефицит внимания (4 из 7)
- часто переспрашивает
-не способен сконцентрировать внимание,
- легко отвлекается на внешние раздражители
- путает детали
- не заканчивает то, что начал делать
- слушает, но не слышит
- трудности в концентрации внимания, если не создана ситуация “один на один”
II. Импульсивность (3 из 5)
- выкрикивает в классе, шумит
- чрезвычайно возбудим
- трудно переносит время, когда ждет своей очереди
- чрезвычайно разговорчив
- задевает других детей
III. Гиперактивность (3 из 5)
- задевает шкафы, мебель
- чаще готов бегать, чем ходить
- суетлив, извивается, корчится
- если что-нибудь делает, то с шумом
- всегда надо что-нибудь делать
В качестве диагностического материала апробированы и эффективно применятся такие диагностические методики для детей с интеллектуальными нарушениями:
Тест Векслера (общая осведомленность, вербальная и невербальная креативность, кодировка);
Матрицы Равенна;
Визуально-моторный Гештальт-Бендер тест (уровень интеллектуального развития);
Диагностика эмоционального развития (тест на уровень тревожности, тест руки);
Анкеты для родителей и учителей.
При работе с детьми с ОВЗ необходимо помочь и педагогам, у которых есть трудности и проблемы в обучении таких детей. Основными формами работы с педагогами являются консультации, практикумы, тренинги, семинары.
Критерием успеха деятельности учителя является выполнение им главных задач по отношению к ученикам:
Считать ошибки нормальным и нужным явлением.
Обращать внимание на прошлые успехи.
Признавать и видеть достижения каждого.
Развивать веру в успех.
Решение задач психолого-педагогического сопровождения ребенка не может быть ограничено областью непосредственного взаимодействия психолога с ребенком, но требует организации работы с педагогами и родителями как участниками учебно-воспитательного процесса. Большую работу мы проводим с родителями данной категории детей по обеспечению их необходимыми знаниями об особенностях ребенка, оптимальных формах взаимодействия, обучению эффективным методам помощи.
Для родителей проводятся консультации (индивидуальные и групповые), родительские собрания в форме лекций, бесед и практикумов. Разрабатываются памятки. В 2012 году педагог-психолог школы прошла обучение проведению семейно групповых конференций по норвежской программе. В трудных ситуациях проводятся Семейно-групповые конференции, чтобы помочь семье находить ресурсы справляться с трудностями. У детей с ограниченными возможностями мы работаем над развитием социальной компетентности, навыков общения с окружающими. Преодоление социальной изоляции, расширение возможностей произвольного взаимодействия со сверстниками - существенное условие позитивных изменений в развитии таких детей, совершенствования их способностей к обучению.
Для решения этой задачи мы применяем АРТ-метод формирования социальной компетентности, проводя тренинги по развитию социальных навыков, формированию толерантных отношений, снятию агрессии. Педагог-психолог, социальный педагог и заместитель директора по ВР прошли годичное обучение этой методике, имеют международный сертификат.
В своей практике мы используем технологии психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования
Технологии психолого-педагогического сопровождения опираются на скоординированное междисциплинарное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса, обеспечивающее благоприятные условия для их личностного и профессионального развития, это:
Построение адекватной возможностям ребенка последовательности и глубины подачи программного материала в контексте адаптации образовательной программы для различных категорий детей с ОВЗ по каждой отдельной компетенции или предмету;
Технологию проведения междисциплинарных консилиумов специалистов, что в свою очередь способствует выстраиванию приоритетов и определению стратегии медицинского и психолого-педагогического сопровождения как в конкретные моменты, так и на длительные периоды, а также оценке эффективности той или иной стратегии сопровождения;
Технологию оценки особенностей и уровня развития ребенка, с выявлением причин и механизмов его проблем, для задач создания адекватной реабилитации и сопровождения ребенка и его семьи;
Технологию оценки внутригрупповых взаимоотношений, для решения задач сопровождения всех субъектов инклюзивного образовательного пространства, формирования эмоционального принятия и группового сплочения;
Технологии развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями, при необходимости, с другими субъектами инклюзивного образовательного пространства;
Технологии поддержки участников образовательного процесса (педагогов, родителей), психологической работы с родительскими и учительскими ожиданиями.
Психолого-педагогическое сопровождение - комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. В целом психолого-педагогическое сопровождение представляет собой комплекс различных диагностических, коррекционно-развивающих профилактических, организационных и просветительских технологий.
Основные показатели эффективности деятельности образовательного учреждения по реализации инклюзивной политики и практики
Учреждение успешно реализует инклюзивную практику, если:
- все дети, включенные в инклюзивный образовательный процесс, показывают положительную динамику в развитии (особенно в развитии социальных навыков), адаптированы и приняты детской группой, с желанием посещают образовательное учреждение, получают помощь и поддержку в овладении образовательной программой; - родители детей с ОВЗ понимают, как перспективу развития их ребенка, так и актуальные задачи и ответственность, стоящие перед ними в процессе включения ребенка в образовательную среду;
- педагоги реализуют инклюзивную практику, используя как уже имеющийся профессиональный опыт и знания, так и инновационные подходы к обучению и воспитанию «особых» детей, принимают участие в разработке и реализации индивидуальных образовательных планов (индивидуальных планов или программ развития в дошкольных образовательных учреждениях), эффективно взаимодействуют с родителями, специалистами психолого-педагогического сопровождения, имеют положительную мотивацию в деле обучения и воспитания своих детей ;
- специалисты психолого-педагогического сопровождения участвуют в реализации инклюзивных подходов для задач социальной адаптации и развития детей с ОВЗ и их сверстников, используя при этом наиболее эффективные инновационные технологии психолого-педагогического сопровождения; действуют в междисциплинарной команде, опираясь в планировании и реализации своей профессиональной деятельности на коллегиальные решения и подходы; эффективно взаимодействуют с родителями, педагогами, воспитателями;
- руководитель образовательного учреждения создают условия для развития и поддержки инклюзивной культуры, принимают активное участие в формировании инклюзивной политики (стратегии) и тактики, развитии инклюзивной практики в педагогическом коллективе;
Инклюзия – это больше, чем интеграция. Это включение не только в образование, но и в жизнь всех без исключения, это учет сильных и слабых сторон каждого, это признание различий, это возможность получения эффективного образования благодаря постоянной поддержке и изменению образовательного пространства.
Результатом работы в данном направлении мы считаем:
Социализацию обучающихся с ОВ. З Мониторинг (методика М. И. Рожкова «Изучение социализированности личности учащегося»)
2. Включение всех детей с ОВЗ в проведение интеллектуальных, воспитательных, культурно-развлекательных, спортивных мероприятий в школе.
Участие в городских, региональных, всероссийских конкурсах: всероссийский конкурс проектов «Атомы радости» (победитель), областной фестиваль творчества детей – инвалидов «Кораблик надежды» (2 победителя), творческих работ «Город мастеров» (из 30 участников – 18 победителей и призеров), конкурс рисунков «Где живет электричество», «Этих дней не смолкнет слава», акция «Нет в России семьи такой, где не памятен свой герой», проект «Военное детство Мурмана» и др.
Творческие достижения учащихся школы 2013/ 2014 гг.
конкурсы
количество
1-4 кл
5-9 кл
11 кл
Участники
победители
Участники
победители
Участники
победители
М\н
4
4
3
1
Всерос
2
1
1
1
1
Регион
24
76
6
70
10
7
2
Город
37
95
12
97
16
7
4
ИТОГО
67
171
18
172
29
16
6
3. Удовлетворенностьродителей жизнедеятельность школы, положительную динамику показывает мониторинг « Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (адаптированная методика Е.Н. Степанова)
год
Удовлетворенность учащихся деятельностью и взаимоотношениями в школе
Удовлетворенность родителей деятельностью и взаимоотношениями в школе
2012
3
3,2
2013
3,3
3,5
2014
3,3
3,4
Проведение семинаров и практикумов по инклюзивному образованию на базе школы, на которых педагоги делятся своими находками и опытом.
Приложение
Программа областного семинара
«Психолого - педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ»
26. 03. 2015 г.
Время
Мероприятие
Место
Ответственный
9.30 – 10.00
Встреча гостей. Регистрация
1 этаж
Сашина И.В.
10.00 – 10.05
Открытие семинара
Каб.
№ 49
3 этаж
Маркевич Ирина Дмитриевна, доцент кафедры ПиП Института развития образования
10.05 - 10.15
Участие в региональном проекте «Инклюзивное образование в ОУ»
Каб.
№ 49
3 этаж
Малюк Ирина Владимировна, директор школы № 56
10.20 – 10.40
Открытое занятие:
-- фрагмент урока литературного чтения «Звук [х] [х’], буквы Х, х.
Чтение слов с буквой
Х, х»
Каб.
№ 35
1 В класс
2 этаж
Гуркина М.А, учитель нач. классов (первая кв. категория)
10.45 – 11.05
Классный час:
«Правила дружбы»
Каб.
№ 24
2 Б класс
2 этаж
Горшенева О.В учитель начальных классов
11.10 – 11.55
Занятие - практикум: «Особенности работы с детьми с ОВЗ»
Каб.
№ 49
3 этаж
Тетерина Т.Н.,
педагог - психолог (высшая кв. категория)
12.00 -12.15
Практическое занятие:
АРТ - тренинг
«Учимся говорить комплименты»
Каб.
№ 49
3 этаж
Тетерина Т.Н.,
педагог - психолог
Смирнова И.А, социальный педагог
12.15 – 12.30.
Подведение итогов семинара
Каб.
№ 49
3 этаж
Маркевич Ирина Дмитриевна
Участие обучающихся коррекционных классов в традиционных мероприятиях школы
Фестиваль искусств Конкурс «Бумажная маска»
Фестиваль «Венок дружбы»Конкурс «Молодые голоса»
«Олимпийская семья»Урок мужества
Программа международного научно-практического семинара «Инклюзивное образование: проблемы и перспективы» 12.03.2013г
10.00
Открытие международного научно-практического семинара
Кузьмичева ТВ, к.п.н, доцент, директор ППИ, зав. Кафедрой социальной педагогики и специальной психологии МГГУ
Афонькина ЮА, к.пс.н, профессор кафедры государственного и муниципального управления, ГОБОУДПО «МОИПКРОиК»
10.20
Инклюзивное образование как инновационный проект
Малюк ИВ, директор СОШ №56
Захарова НИ, зам.дДиректора по ВР СОШ № 56
10.40
Особенности психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса СОШ №56, реализующих инклюзивную практику