Просмотр содержимого документа
«Обобщение педагогического опыта по теме " Работа с одаренными детьми"»
Обобщение педагогического опыта « «Работа с одаренными детьми в начальной школе»
Садыкова Гульсум Бакиевна
учитель начальных классов;
37 лет
педагогического стажа.
Высшая квалификационная категория
Выявление одарённых детей
Наблюдение (во время урочной и внеурочной деятельности).
Изучение психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.
Общение с родителями.
Олимпиады, всероссийские конкурсы и турниры, соревнования, научно-практические конференции.
Условия развития одаренности
Своевременная диагностика возможностей (наблюдение и мониторинг по ФГОС).
Содержание воспитания (планирование).
Внедрение личностно-ориентированной и развивающей технологии.
Побудительная деятельность учителя.
Функции учителя
Выявление одарённых детей по предметам.
Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней.
Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми.
Участие учащихся в олимпиадах, конкурсах, викторинах, конференциях различного уровня.
1.Планирование работы с одаренными детьми.
-Создание базы данных.
-Консультирование родителей одарённых
детей по вопросам развития способностей их детей по предмету.
2.Календарно тематическое планирование работы с одаренными детьми 4 кл.
№п\п
1
№раздела
1
Тема
2
2
3
Решение нестандартных, комбинаторных задач
по математике.
Кол-во ауд занят
2
2
4
Кол-во внеауд занят
Выполнение заданий по русскому языку для 4 класса дистанционных интеллектуальных
конкурсов.
5
1
3
Всего ч.
2
Выполнение заданий игры
конкурса «Русский
медвежонок
языкознание для всех».
4
2
3
Дата по плану
6
2
Выполнение заданий по литературному чтению для 4 класса.
Дата
факт
2
Выполнение заданий по окружающему миру для 4 класса .
5
2
4
4
2
2
Решение задач по информатике для 4 класса
Дистанционных интеллектуальных конкурсов.
2
2
4
4
2
4
Календарно тематическое планирование работы с одаренными детьми 4 кл.( ПРОДОЛЖЕНИЕ)
7
1,2,3
8
1
Поиск ответов на вопросы в энциклопедии
9
2
10
Подготовка к защите проектов.
2
3
1
2
Подготовка к защите проектов.
1
Итоги проделанной работы.
1
4
1
2
1
2
1
2
План работы с одаренными детьми 1 класс.
№
Дата
1
Тема
Характеристика деятельности
2
Кол-во часов
3
Вводное занятие
теор
4
Как люди научились считать.
Выполнение заданий презентации «Как люди научились считать»
прак
5
В гости к Алфавиту
1
Игра «Робот»
0,5
Деловая игра «Друзья русского языка»
6
-
Выполнение команд Робота (умение ориентироваться в пространстве, выполнять действие по инструкции)
0,5
0,5
7
Наши помощники звуки и буквы
8
Математические ребусы
0,5
Фонетическая зарядка, тестирование
-
Составление математических ребусов. Конкурс на лучший математический ребус
1
0,5
В глубь веков на Машине времени
9
Задачи на поиск закономерностей в расположении фигур.
0,5
Беседа – презентация «Как зарождалась речь: устная и письменная»
10
-
Рисование недостающего предмета
1
0,5
11
Игры с буквами «превращения»
12
Путешествие точки.
Проведение игр: слоговое лото, буква заблудилась, лесенка слов
-
0,5
Построение рисунка (на листе в клетку) по алгоритму.
1
Поиграем в слова
-
1
Весёлые задачи в стихотворной форме
Проведение игр: собери слово, «Слово-змейка», найди спрятанные слова…
-
1
Решение задач в стихах, составление собственной задачи в стихах
-
1
-
1
План работы с одаренными детьми 1 класс.( ПРОДОЛЖЕНИЕ)
13
14
Фонетические диалоги «Кто важнее?»
15
Арифметические ребусы
16
Выполнение заданий по фонетике
Разгадывание ребусов, где требуется расставить знаки арифметических действий сложения и вычитания, чтобы получилось верное равенство
-
Егоркины скороговорки
17
18
Праздник первого десятка.
Чтение скороговорок, конкурс на лучшего скороговорщика
1
-
Игры « Задумай число», «Отгадай задуманное число».
1
19
Весёлые рифмы
0,5
0,5
20
-
Игра «Придумай рифму и сочини двустишие»
Конструирование предметов по точкам с использованием числовой последовательности.
Упражнение в знании числовой последовательности
1
21
0,5
Страна загадок
22
Шкала линейки. Сведения из истории возникновения линейки.
0,5
Научить составлять загадки
-
Рисуем картинку, не отрывая карандаш от бумаги (домик)
1
0,5
Красна речь пословицей
23
24
Спичечный конструктор
0,5
Презентация по теме. Объяснение смысла пословиц
0,5
Решение головоломок со спичками, палочками (трансфигурация)
0,5
25
0,5
Наши друзья – знаки препинания.
0,5
-
26
Презентация о знаках препинания. Чтение стихотворений о знаках препинания. Выполнение заданий
Задачи на развитие мелкой моторики
1
Задания «Нарисуй вторую половину рисунка», «Нарисуй фигуры по точкам»
27
0,5
В мире энциклопедий
Задачи на внимание
0,5
Знакомство со справочниками, энциклопедиями, словарями. Практическая работа.
-
Игры «Найди различия», «Найди одинаковые предметы»
1
0,5
Подведение итогов.
0,5
-
1
1
Работа с родителями
Просветительская работа.
Привлечение родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий.
Вовлечение родителей в проектно-исследовательскую деятельность.
Совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей.
Участие родителей
3.Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми
Проблемно-диалогическое обучение.
Проектно-исследовательская деятельность.
Дифференцированное обучение.
Продуктивное чтение.
Игровые технологии.
ИКТ.
Обучение в сотрудничестве.
Формы и приемы работы
Групповые формы работы , работа в парах.
Творческие задания.
Проблемный диалог(основанный на столкновении житейского представления детей и научных фактов).
Вовлечение учащихся в самостоятельную познавательную деятельность.
Работа группы экспертов (из числа обучающихся)
Работа группы консультантов (из числа обучающихся в классе, избранных самими учащимися).
Из опыта работы (фрагмент урока) русского языка по теме «Наречие» 4 класс
Весь класс разделен на 4 группы, каждая группа получает задание.
1-я группа.Какой признак обозначают наречия?
Вы знаете, что существительные обозначают предметы (стол, тетрадь, земля), имена прилагательные - признак предмета (красный, тяжелый, большой), глаголы – действие (строить, думать). Ваша задача определить , какой признак обозначают наречия. Внимательно рассмотрите примеры. Наречия выделены. Бежать быстро, прогулка пешком, очень быстрый
2-я группа:На какие вопросы отвечают наречия?
Внимательно рассмотрите данные словосочетания. Поставьте вопросы к наречиям. Обратите внимание , от каких частей речи задаете вопросы к наречиям. Наречия выделены.Прочитать вслух, идти вперед, пришел вчера, сказал сгоряча, сделал нарочно, отдал сколько, дом напротив.
:
3-я группа: Изменяется ли наречие?
В русском языке слова могут изменяться по падежам(склоняться) или по лицам (спрягаться), могут менять число, а некоторые род. А что же с наречиями? Спрягаются ли они? Склоняются ли?
-Проведите эксперимент, который докажет, изменяются ли наречия. Измените слова по указанным признакам.
- Деревня (мн.ч. Р.п.) - Большой (мн.ч., Ж.р., Д.п.) - Ходить (наст.вр., 1-е лицо, ед.ч)
А теперь попытайтесь изменить наречие вчера по тем же признакам. Что у вас получилось?
4-я группа: Какую роль выполняют наречия?
- Рассмотрите два предложения. В каждом из них есть наречие, но относятся эти наречия к разным словам и отвечают на разные вопросы. Определите, каким членом предложения являются данные наречия.
Этот разговор вполголоса я не расслышал. Мы обнаружили их поблизости.
Каждая группа работает над своим вопросом, затем выступает с сообщением. В результате исследовательской работы в группах, учащиеся , опираясь на ранее изученный материал, сумели самостоятельно выйти на новую тему.
Вывод
Так, из урока в урок мои ученики учатся учиться, учатся сами открывать новые знания.
Многие авторы подчеркивают, что умственная деятельность ученого, делающего открытие, и умственная деятельность ребенка, познающего и открывающего знание «только для себя», идентичны по своей внутренней сущности. Но самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя собственные исследования, ставя эксперименты и др.), чем получать добытые кем-то знания в «готовом виде» .
Формы реализации
4.Участие обучающихся в конкурсах,олимпиадах разного уровня
Участие в конкурсах
Проектная деятельность
В настоящее время процесс обучения всё больше связывают с деятельностным подходом и освоением детьми новых знаний. Одним из видов такого подхода является проектная деятельность. Следует отметить, что проектная деятельность в начальной школе достаточно сложный процесс, но интересный и увлекательный. Участие детей в проекте даёт возможность экспериментировать, проявлять любознательность, активность и интерес к окружающему миру, а также взаимодействовать с другими детьми и взрослыми.
Сейчас, первый год я работаю по учебно-методическому комплексу «Школа России». В каждом учебном предмете, начиная с первого класса, встречается увлекательная и творческая работа над проектом. С первого класса мы выполняем проекты :
Наши проекты
Хочу отметить, что в 3-4 классах, проекты выполненные учащимися, конечно, еще с помощью родителей, уже с учетом интересов детей, уже предполагается включение ученика в поисковую и исследовательскую деятельность, а также сотрудничество участников процесса. Здесь я могу говорить не только о сотрудничестве между мной и учениками, но и между мной, родителями и учениками.
Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе особого внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».