Просмотр содержимого документа
«Методы и приёмы работы с детьми с ОВЗ»
Методы и приёмы работы с детьми с ОВЗ
Общие принципы и правила работы с детьми с ОВЗ
1. Индивидуальный подход к каждому ученику. 2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки. 4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактичная помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
Методы работы с учащимися с ОВЗ
- объяснительно-иллюстративный,
- репродуктивный,
-частично поисковый,
- коммуникативный,
-информационно-коммуникационный;
-методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля
Коррекционно-развивающая направленность методов обучения
Подача на каждый урок учебного материала малыми порциями;
Максимальная развёрнутость и раздроблённость сложных понятий и действий;
Замедленность обучения и частая повторяемость формулируемых действий;
Постоянная опора на чувственный опыт учащихся;
Руководство действиями учащихся вплоть до совместного выполнения их учителем и учеником.
Приёмы обучения:
Игровые ситуации
Сигнальные карточки
Узелки на память
Восприятие материала
с закрытыми глазами
Мультимедийные презентации, интерактивная доска
Технология создания ситуации успеха
Создание на уроках специальных ситуаций, способствующих достижению учащимися даже незначительных успехов в различных видах учебной деятельности.
Снятие страха и неуверенности
В разных ситуациях педагог может использовать такие речевые фразы:
Для тебя это не трудно...
Если сразу не получится - не страшно, люди учатся на ошибках...
Не ошибаются только те, кто ничего не делает...
Ты обязательно справишься, ты уже делал...
Авансирование будущего успешного результата
усиливает внушение уверенности ребёнка при выполнении нового для него дела.
При твоих способностях...
Зная твою старательность...
Ты справишься, потому, что ты(+ достоинство ребёнка - сообразительность, аккуратность, усидчивость и т. д.)...
Скрытая инструкция
Для этого нужно...
Лучше будет начать с ...
Важно не забыть...
Достаточно только...
Внушение ребёнку веры в себя
Положительное подкрепление - это публичное объявление достоинств ребёнка. Очень важно именно при всех говорить о его достоинствах. Можно говорить о личностных достоинствах: добрый, отзывчивый, внимательный, трудолюбивый. Можно говорить о внешних достоинствах ребёнка: внимательный взгляд, заразительный смех.
Позитивная поддержка
Предположим, ученик у доски неверно выполнил задание. Учитель может сказать: "Даже хорошо, что ты допустил эту ошибку. Теперь мы все видим, в чём трудность этого задания. Спасибо за ошибку! "
Позитивная содержательная оценка
Педагогу обязательно нужно найти что-то, что можно оценить положительно в результате деятельности ученика.
Особенно тебе удалось...
Больше всего в твоей работе мне нравится...
Самой высокой оценки в твоей работе заслуживает то, что ты...
Внушайте позитивное, не внушайте отрицательного
Слушай внимательно, чтобы всё понять.
Постарайся ещё, у тебя уже получается...
Сосредоточься, напишешь правильно...
Учитывайте состояние ребёнка
Иногда достаточно взглянуть на ребёнка, чтобы заметить, что ему уже неловко, совестно или страшно, он уже расстроен. Не нужно "добивать" воспитанника. Лучше помочь ему найти выход, принять правильное решение: рассыпал - подбери, не выучил - учи, не понимаешь - давай разберёмся.
Парная и групповая работа
Дети с нарушением развития речи
Усвоение учебного материала обуславливает темп речи учителя. Если учитель говорит быстро, то мысль ребенка не успевает за речью учителя, внимание быстро снижается, работоспособность падает. Ученик уже ничего не слушает и не слышит, он выключается из работы.
Работа с родителями
индивидуальное консультирование
подробное обсуждение общего состояния психического развития ребенка
разъяснение конкретных мер помощи ребенку с учетом структуры его дефекта
обсуждение проблем родителей, их отношения к трудностям ребенка.
Деятельностный подход, активные методы обучения, создание ситуации успеха, сотрудничество с родителями, другими специалистами школы обеспечивают решение образовательных задач обучения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.