kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методика планирования воспитательной работы в ДОЛ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе описывается применение песочной терапии в развитии познавательной сферы учащихся начальной школы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методика планирования воспитательной работы в ДОЛ»

             Особенности использования песочной терапии  для развития сенсорно-перцептивных процессов познавательной сферы учащихся начальных классов            Выполнила:  Никитина Анна Петровна        Мелитополь, 2024

  Особенности использования песочной терапии для развития сенсорно-перцептивных процессов познавательной сферы учащихся начальных классов Выполнила: Никитина Анна Петровна Мелитополь, 2024

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:   Цель – обосновать возможности применения песочной терапии в развитии познавательной сферы учащихся начальной школы.   Задачи:  - изучить психолого-педагогические исследования в области сенсорно-перцептивной стороны познавательной сферы;  - охарактеризовать особенности развития познавательной сферы;  - изучить возможности песочной терапии, как коррекционно-развивающего метода;  - провести диагностику в рамках педагогического эксперимента, направленную на  выявление уровня познавательных способностей детей младшего школьного возраста;  - разработать и провести занятие в рамках метода песочной терапии, направленное на развитие сенсорной стороны познавательной сферы.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ: Цель – обосновать возможности применения песочной терапии в развитии познавательной сферы учащихся начальной школы. Задачи: - изучить психолого-педагогические исследования в области сенсорно-перцептивной стороны познавательной сферы; - охарактеризовать особенности развития познавательной сферы; - изучить возможности песочной терапии, как коррекционно-развивающего метода; - провести диагностику в рамках педагогического эксперимента, направленную на выявление уровня познавательных способностей детей младшего школьного возраста; - разработать и провести занятие в рамках метода песочной терапии, направленное на развитие сенсорной стороны познавательной сферы.

Сенсорное воспитание и развитие. Разность понятий :

Сенсорное воспитание и развитие. Разность понятий :

  • Сенсорное воспитание – это формирование органов чувств детей.
  • Сенсорное развитие – это совершенствование физиологически заложенных природой, уже имеющихся задатков .
Связь понятий сенсорного воспитания и развития :

Связь понятий сенсорного воспитания и развития :

  • Любое развитие осуществляется под влиянием компонентов воспитания.
  • Основой сенсорного воспитания являются знания явлений, предметов относительно внешних свойств. На способность детей соотносить размеры, формы, величины, цвета, температуру с действительностью, на адекватность восприятия влияет именно сенсорное воспитание.
Сенсорные эталоны - это выработанные человечеством представления об основных разновидностях каждого вида свойств и отношений – цвета, формы, величины предметов, их положения в пространстве, высоты звуков, длительности промежутков времени и т. д.

Сенсорные эталоны - это

выработанные человечеством представления об основных разновидностях каждого вида свойств и отношений – цвета, формы, величины предметов, их положения в пространстве, высоты звуков, длительности промежутков времени и т. д.

Большинством исследователей дошкольный возраст определяется как наиболее благоприятный для развития сенсорного восприятия, освоения сенсорных эталонов и культуры.

Большинством исследователей дошкольный возраст определяется как наиболее благоприятный для развития сенсорного восприятия, освоения сенсорных эталонов и культуры.

  • В этот период, наряду с сенсорным развитием формируются умственные способности ребёнка. Также это время очень важно для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознания сенсорных способностей ребенка
Роль восприятия в развитии речи и мышления: Восприятие Сенсорный опыт Наглядно-образное мышление Практическое мышление Словесно-логическое мышление

Роль восприятия в развитии речи и мышления:

Восприятие

Сенсорный опыт

Наглядно-образное мышление

Практическое мышление

Словесно-логическое мышление

Развитие восприятия идет путем формирования перцептивных действий, а сенсорный опыт присваивается путем присвоения сенсорных эталонов

Развитие восприятия идет путем формирования перцептивных действий, а сенсорный опыт присваивается путем присвоения сенсорных эталонов

Условия для успешного формирования сенсорных способностей

Песталоцци И.Г. «Успех обучения в школе напрямую зависит от уровня развития созерцательных способностей ребенка».

Ф. Фребель. «Связь действия со словом позволяет сделать чувственный опыт ребёнка осознанным. Высшее проявление деятельности ребенка – игра».

М.Монтессори. «Восприятие – основа всех познавательных процессов, ведь именно с умения собирать, различать и классифицировать чувственные впечатления – начинается интеллектуальное развитие».

Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец. «Успешность овладения сенсорными способностями теми детьми зависит от того, развивали ли их, с помощью взрослых, начиная с раннего детства».

Э.Г. Пилюгина. «Для формирования сенсорных способностей должны быть созданы наилучшие педагогические условия, только тогда они будут иметь тенденцию к развитию».

Е.И. Тихеева. «Сенсорное воспитание связано с познанием природы, окружающей жизнью, играми и трудом. Сенсорное развитие напрямую связано с эстетикой и нравственностью».

З.М. Богуславская. «Велика роль взрослого в познании предметного окружения. Взрослый помогает ребенку познать функции и способы рационального применения различных предметов».

Пескотерапия – игра с песком, как способ развития ребёнка

Пескотерапия – игра с песком, как способ развития ребёнка

Юнгианская песочная психотерапия подразумевает использование подноса с песком стандартного размера и большого количества миниатюрных предметов. Арт-терапевтическая практика работы с песочницей отличается возможностью использования фокусирующих техник, связанных с работой на определённые темы, а также возможностью использования интерактивных игр и упражнений
  • Юнгианская песочная психотерапия подразумевает использование подноса с песком стандартного размера и большого количества миниатюрных предметов.
  • Арт-терапевтическая практика работы с песочницей отличается возможностью использования фокусирующих техник, связанных с работой на определённые темы, а также возможностью использования интерактивных игр и упражнений
Возможности «педагогической» песочницы:

Возможности «педагогической» песочницы:

  • помощь в запоминании нового материала;
  • создание доверительных отношений между ребёнком и педагогом;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие мануального интеллекта ребёнка;
  • развитие познавательных процессов;
  • стимуляция воображения;
  • положительный эмоциональный настрой.
Принципы развития познавательного интереса детей на занятия песочной терапией: принцип интенсивного восприятия (использование различных сенсорных каналов и их сочетаний);  принцип уникальности (отсутствие образца в творческих работах);  самовыражения и спонтанности (в ходе спонтанного выполнения творческих упражнений с песком укрепляется уверенность в собственные возможности, развивается индивидуальность);

Принципы развития познавательного интереса детей на занятия песочной терапией:

  • принцип интенсивного восприятия (использование различных сенсорных каналов и их сочетаний);

  • принцип уникальности (отсутствие образца в творческих работах);

  • самовыражения и спонтанности (в ходе спонтанного выполнения творческих упражнений с песком укрепляется уверенность в собственные возможности, развивается индивидуальность);

  • принцип вариативности и аутентичности заданий (создание условий для самостоятельного выбора предметов и приёмов работы).
Метод песочной терапии способствует развитию речи, сочетая невербальный (процесс построения композиции) и вербальный способ экспрессии детей (рассказ о композиции, сочинение истории), раскрывающий смысл композиции

Метод песочной терапии способствует развитию речи, сочетая невербальный (процесс построения композиции) и вербальный способ экспрессии детей (рассказ о композиции, сочинение истории), раскрывающий смысл композиции

Sand-art -

Sand-art -

  • систематизированная совокупность последовательных действий с песком на специальных световых столах для решения обучающих, развивающих и коррекционных задач
Техники рисования в Sand-art С помощью рук (кулачки, ладошки, пальцы) С помощью предметов (кисточки, расчёски, воронки) С помощью трафаретов

Техники рисования в Sand-art

С помощью рук (кулачки, ладошки, пальцы)

С помощью предметов (кисточки, расчёски, воронки)

С помощью трафаретов

Подсветка стола и применяемый на занятиях разноцветный песок привлекают внимание детей необычностью, яркостью, занятие приобретает элементы сказки. Такое занятие стимулирует обучающегося к деятельности, развивает сенсорные навыки, гармонизирует эмоциональное состояние ребенка, повышает познавательную активность.

Подсветка стола и применяемый на занятиях разноцветный песок привлекают внимание детей необычностью, яркостью, занятие приобретает элементы сказки. Такое занятие стимулирует обучающегося к деятельности, развивает сенсорные навыки, гармонизирует эмоциональное состояние ребенка, повышает познавательную активность.

Субтест 1. «Коробка форм» (восприятие)  Субтест 2. «Матрешка 3-составная». (понимание инструкции, наглядно-действенное мышление).  Субтест 3. «Разрезные картинки 2—3-составные» (наглядно-действенне мышление, зрительный синтез).  Субтест 4. «Цветные кубики» (восприятие)  Субтест 5. «Парные картинки» (внимание, общая осведомленность)  Субтест 6. «Угадай, чего не стало?» (память)
  • Субтест 1. «Коробка форм» (восприятие)

  • Субтест 2. «Матрешка 3-составная». (понимание инструкции, наглядно-действенное мышление).

  • Субтест 3. «Разрезные картинки 2—3-составные» (наглядно-действенне мышление, зрительный синтез).

  • Субтест 4. «Цветные кубики» (восприятие)

  • Субтест 5. «Парные картинки» (внимание, общая осведомленность)

  • Субтест 6. «Угадай, чего не стало?» (память)
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Методика планирования воспитательной работы в ДОЛ

Автор: Никитина Анна Петровна

Дата: 16.07.2024

Номер свидетельства: 654181

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Конспект урока «Доли.Обыкновенные дроби» "
    ["seo_title"] => string(43) "konspiekt-uroka-doli-obyknoviennyie-drobi-2"
    ["file_id"] => string(6) "230434"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442143613"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Обобщение опыта по теме «Личностно-ориентированный подход в обучении русского языка и литературы» "
    ["seo_title"] => string(110) "obobshchieniie-opyta-po-tiemie-lichnostno-oriientirovannyi-podkhod-v-obuchienii-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "116568"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412520863"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Решение текстовых задач по математике "
    ["seo_title"] => string(46) "rieshieniie-tiekstovykh-zadach-po-matiematikie"
    ["file_id"] => string(6) "185079"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426145799"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства