Просмотр содержимого документа
«Методика планирования воспитательной работы в ДОЛ»
Особенности использования песочной терапиидля развития сенсорно-перцептивных процессов познавательной сферы учащихся начальных классовВыполнила:Никитина Анна ПетровнаМелитополь, 2024
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:Цель – обосновать возможности применения песочной терапии в развитии познавательной сферы учащихся начальной школы. Задачи:- изучить психолого-педагогические исследования в области сенсорно-перцептивной стороны познавательной сферы; - охарактеризовать особенности развития познавательной сферы; - изучить возможности песочной терапии, как коррекционно-развивающего метода; - провести диагностику в рамках педагогического эксперимента, направленную на выявление уровня познавательных способностей детей младшего школьного возраста; - разработать и провести занятие в рамках метода песочной терапии, направленное на развитие сенсорной стороны познавательной сферы.
Сенсорное воспитание и развитие. Разность понятий :
Сенсорное воспитание – это формирование органов чувств детей.
Сенсорное развитие – это совершенствование физиологически заложенных природой, уже имеющихся задатков .
Связь понятий сенсорного воспитания и развития :
Любое развитие осуществляется под влиянием компонентов воспитания.
Основой сенсорного воспитания являются знания явлений, предметов относительно внешних свойств. На способность детей соотносить размеры, формы, величины, цвета, температуру с действительностью, на адекватность восприятия влияет именно сенсорное воспитание.
Сенсорные эталоны - это
выработанные человечеством представления об основных разновидностях каждого вида свойств и отношений – цвета, формы, величины предметов, их положения в пространстве, высоты звуков, длительности промежутков времени и т. д.
Большинством исследователей дошкольный возраст определяется как наиболее благоприятный для развития сенсорного восприятия, освоения сенсорных эталонов и культуры.
В этот период, наряду с сенсорным развитием формируются умственные способности ребёнка. Также это время очень важно для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознания сенсорных способностей ребенка
Роль восприятия в развитии речи и мышления:
Восприятие
Сенсорный опыт
Наглядно-образное мышление
Практическое мышление
Словесно-логическое мышление
Развитие восприятия идет путем формирования перцептивных действий, а сенсорный опыт присваивается путем присвоения сенсорных эталонов
Условия для успешного формирования сенсорных способностей
Песталоцци И.Г. «Успех обучения в школе напрямую зависит от уровня развития созерцательных способностей ребенка».
Ф. Фребель. «Связь действия со словом позволяет сделать чувственный опыт ребёнка осознанным. Высшее проявление деятельности ребенка – игра».
М.Монтессори. «Восприятие – основа всех познавательных процессов, ведь именно с умения собирать, различать и классифицировать чувственные впечатления – начинается интеллектуальное развитие».
Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец. «Успешность овладения сенсорными способностями теми детьми зависит от того, развивали ли их, с помощью взрослых, начиная с раннего детства».
Э.Г. Пилюгина. «Для формирования сенсорных способностей должны быть созданы наилучшие педагогические условия, только тогда они будут иметь тенденцию к развитию».
Е.И. Тихеева. «Сенсорное воспитание связано с познанием природы, окружающей жизнью, играми и трудом. Сенсорное развитие напрямую связано с эстетикой и нравственностью».
З.М. Богуславская. «Велика роль взрослого в познании предметного окружения. Взрослый помогает ребенку познать функции и способы рационального применения различных предметов».
Пескотерапия – игра с песком, как способ развития ребёнка
Юнгианская песочная психотерапия подразумевает использование подноса с песком стандартного размера и большого количества миниатюрных предметов.
Арт-терапевтическая практика работы с песочницей отличается возможностью использования фокусирующих техник, связанных с работой на определённые темы, а также возможностью использования интерактивных игр и упражнений
Возможности «педагогической» песочницы:
помощь в запоминании нового материала;
создание доверительных отношений между ребёнком и педагогом;
развитие мелкой моторики;
развитие мануального интеллекта ребёнка;
развитие познавательных процессов;
стимуляция воображения;
положительный эмоциональный настрой.
Принципы развития познавательного интереса детей на занятия песочной терапией:
принцип интенсивного восприятия (использование различных сенсорных каналов и их сочетаний);
принцип уникальности (отсутствие образца в творческих работах);
самовыражения и спонтанности (в ходе спонтанного выполнения творческих упражнений с песком укрепляется уверенность в собственные возможности, развивается индивидуальность);
принцип вариативности и аутентичности заданий (создание условий для самостоятельного выбора предметов и приёмов работы).
Метод песочной терапии способствует развитию речи, сочетая невербальный (процесс построения композиции) и вербальный способ экспрессии детей (рассказ о композиции, сочинение истории), раскрывающий смысл композиции
Sand-art -
систематизированная совокупность последовательных действий с песком на специальных световых столах для решения обучающих, развивающих и коррекционных задач
Техники рисования в Sand-art
С помощью рук (кулачки, ладошки, пальцы)
С помощью предметов (кисточки, расчёски, воронки)
С помощью трафаретов
Подсветка стола и применяемый на занятиях разноцветный песок привлекают внимание детей необычностью, яркостью, занятие приобретает элементы сказки. Такое занятие стимулирует обучающегося к деятельности, развивает сенсорные навыки, гармонизирует эмоциональное состояние ребенка, повышает познавательную активность.