ПРЕДМЕТ: Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами
и явлениями окружающей действительности («Окружающий мир») –
3 класс
ТЕМА: Лиственные деревья: дуб.
ТИП УРОКА: урок ознакомления с новым материалом
ЗАДАЧИ:
отработка навыка коллективного составления и самостоятельного воспроизведения описательного рассказа; развитие словообразовательной функции речи;
коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении;
воспитание эмоциональной адекватности поведения.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ: презентация
Данная презентация используется на уроке развития речи в 3 классе вспомогательной школы.
Наряду с познавательной и воспитательной задачей на уроках развития речи решается главным образом коррекционная задача – развитие устной речи, формирование всех речевых компонентов: фонетики, лексики, синтаксиса, связной речи.
Слайд 2 представляет собой слоговые таблицы. Чтение слоговых таблиц в начале урока позволяет:
- подготовить артикуляционный аппарат;
- отрабатывать произносительные навыки;
- совершенствовать беглость чтения.
Задание, отражённое на слайдах 3-4, позволяет корригировать внимание, восприятие, развивать память. Выполняется задание на организационном моменте, позволяет учащимся настроиться на рабочий лад.
На этапе актуализации знаний учащихся используются слайды 5-9. Изображения частей предметов на слайде 5 появляются по клику компьютерной мыши. Постепенная демонстрация объектов позволяет учащимся сконцентрироваться, не отвлекаться на другие изображения. Выполнение данного задания способствует развитию логического мышления, подготавливает учащихся к восприятию (по частям и целостному ) изучаемого объекта. Слайды 6,8,9 позволяют учащимся восстановить в памяти ранее полученные знания. Слайд 7 способствует расширению словаря в рамках изучаемой темы. Слайды 10,11 - программированный диктант. Выполнение заданий подобного вида позволяют учителю развивать логическое мышление и самостоятельность, интерес к процессу обучения у учащихся младших классов вспомогательной школы.
Изучение конкретного предмета является источником обогащения словаря учащихся, его расширения и уточнения. Слово, если за ним не стоят конкретные впечатления, рискует остаться пустым, бессодержательным. С этой целью на уроке использовались слайды 13-15, 17.
Изучение предмета идёт по пути от отыскивания общих признаков разных предметов к выявлению характерных и признаков различия и заканчивается простейшими обобщениями. На этапе обобщения учащиеся сначала используют в речи предложенные учителем слова, добавляют их в предложения, а далее – делают попытки самостоятельно построить предложения и небольшой рассказ с опорой на схемы (слайды 16,18,21).
На уроках развития речи желательно сопровождать физминутки стихами по теме. Учащиеся не могут полностью запомнить стихотворение с 1-го раза. С целью зрительного восприятия текста зарядки использовался слайд 22, где, по клику мышью, появлялись сразу 2 строчки стихотворения.
Презентация заканчивается призывом к учащимся о бережном отношении к лесу.
ХОД УРОКА.
Организационный момент.
а) - К какому уроку приготовились?
- Какое сейчас время года?
- Назовите по - порядку все осенние месяцы.
- Какой по счёту осенний месяц идёт сейчас?
- Какое сегодня число?
- Какая погода: солнечно, пасмурно, дождливо?
- Какое настроение у вас?
- Пожелайте друг другу что-либо доброе на урок.
- Я вам желаю справиться со всеми заданиями легко и правильно, если что-то не удаётся – приложить старание и победить трудности.
Оформление записи в тетради.
б) Артикуляционная гимнастика.
в) Упражнение по развитию памяти. (слайд 3, 4)
Учитель демонстрирует ряд картинок (8 штук) с изображениями деревьев и просит детей запомнить, в каком порядке они стоят. Время запоминания – 10 сек. Картинки демонстрируются все сразу на слайде.
Затем учитель предлагает ученикам закрыть глаза, меняет картинки местами и спрашивает, что изменилось.
Актуализация знаний.
а) Игра « По одной части назови весь предмет» (слайд 5)
- Какое слово в этой игре прозвучало несколько раз? (Дерево)
б) Игра «Что за дерево такое?» (слайд 6)
По изображению листьев назвать дерево.
в) Упражнения в составлении словосочетаний по образцу (слайд 7):
лист берёзы – берёзовый лист;
лист клёна –
лист дуба –
лист липы –
лист рябины –
г) Вспомните части дерева (слайд 8, 9)
- Где находится корень дерева?
- Для чего нужен корень?
- Где крепятся ветки?
- Что растёт на ветках?
- В какое время года появляются листья?
- А опадают?
- Что ещё происходит с листьями осенью?
- Как называются деревья, у которых есть листья?
д) Программированный диктант (слайд 10)
Названия деревьев обозначены номерами. Дети слушают загадку, отгадывают название дерева, выбирают соответствующий номер, записывают в тетрадь.
Зимой и летом одним цветом. (Сосна)
Платье потерялось, а красные пуговки остались. (Рябина)
Ствол белеет, шапочка зеленеет, стоит в белой одёжке, свесив серёжки. (Берёза)
Малые детки
Сидят на ветке,
А подрастут –
На землю спрыгнут. (Дуб)
Проверка результатов диктанта (слайд 11)
Сообщение темы урока. Запись в тетрадь.
Изучение нового материала.(слайд 12)
- Прочитайте слово, написанное на доске (дубрава).
- Как вы думаете, что оно обозначает?
- Найди картинку, на которой изображена дубрава.(слайд 13)
- Запишите это слово в тетрадь.
- Рассмотрите дуб в разные времена года.(слайд 14)
- Чем похож дуб на остальные деревья?
Рассказ учителя.
Слово «дуб» означает красивый и крепкий. Дуб – самое могучее и крепкое дерево, растущее у нас. Его мощный ствол, покрытый плотной и крепкой корой, держится на прочных корнях.
Рассмотрит кору дуба. (слайд 15)
- Какого цвета кора дуба?
- Составьте предложения по схемам: (слайд 16)
Дуб - __________ и __________ дерево.
У него __________ ствол, покрытый __________ корой.
Подсказка:
красивое, крепкое, могучее, мощный, плотная.
Рассмотрите листья и плоды дуба.(слайд 17)
- Какие по форме листья дуба?
- Как называются плоды?
- Про жёлудь сочинили загадку:
Яичко в чашечке
С дерева свалилось
И не разбилось.
- Покажите чашечку, о которой говорится в загадке.
- Запишите это слово в тетрадь.
- Составьте предложение по схеме: (слайд 18)
Листья________________ .
Осенью на ветках созревают ______________.
- Прослушайте мой рассказ и скажите, может ли дуб вырасти в поле?
Когда из жёлудя прорастает маленький дубок, он очень слабый и беззащитный: не выносит ни мороза, ни ветра, ни ярких солнечных лучей. Поэтому прорасти и жить первые год-два он может только под защитой других деревьев и кустарников, в поле он погибнет. Но зато потом он переживает все рядом растущие растения и остаётся на поляне один.
- Может ли дуб вырасти в поле?
- Составьте предложение по схеме: (слайд 19)
Маленький дубок очень ______________.
Рассмотрите рисунки и расскажите, как человек использует это растение в своей жизни (слайд 20)
- Запишите словосочетание «дубильные вещества».
Рассказ учителя.
У дуба очень крепкая древесина. Доски используют для изготовления мебели, из них строят корабли; из желудей изготавливают кофе; из коры – используют в медицине дубильные вещества.
- Расскажите об использовании дуба.
- Повторим весь рассказ о дубе. (слайд 21)
Физминутка(слайд 22)
Закрепление.
- Запомните составленный нами рассказ и повторите его самостоятельно.
- Сегодня на уроке вы узнали , что среди деревьев есть настоящий великан, богатырь. Но и он нуждается в вашей заботе и охране. Как вы думаете, в чём может выражаться ваша забота об этом дереве? (слайд 23)
Итог урока.