Просмотр содержимого документа
«Кризис одного года»
Кризис одного года
21нк
Новорожденность и младенчество:
Характерные особенности периода новорожденности: Малое различение сна и бодрствования, преобладание торможения над возбуждением, спонтанная двигательная активность (нецеленаправленная, импульсивная, толчкообразная). Большую часть времени новорожденный погружен в себя и просыпается из-за дискомфорта, вызванного ощущением голода, жажды, холода и др.
Младенческий возраст в психологии — это период с двух месяцев до года. Для него характерно наиболее бурное развитие. К его завершению из беспомощного малыша ребенок превращается в самостоятельного исследователя. В течение первого года жизни с детьми происходят различные физические изменения: формируется моторика (общая, мелкая); нормализуется координация движений; совершенствуется механизм тонуса мышц; развивается зрение и слух.
Кризис одного года - это?
Кризис первого года жизни – переходный этап развития между младенчеством и ранним детством. Или - один из нормативных возрастных кризисов, завершающий младенческий период развития. Кризис не имеет чётких временных границ, примерная длительность — от нескольких месяцев до полутора лет. Длительность, выраженность и интенсивность протекания кризиса являются индивидуальными.
Кризиса одного года по Выготскому:
Согласно исследованиям, Льва Семёновича Выготского, кризис 1-го года описывается как первые протесты и противопоставление себя другим. Ребёнок может бросаться на пол, плакать, громко кричать, топать ножками, требуя желаемого.
В этот период ребёнок концентрируется на предметном мире, раньше только взрослый занимал его внимание. Присутствие взрослых и одобрение их действий всё ещё важно для ребёнка, но также важно, чтобы взрослые участвовали с ним в общей предметной игре.
Главное приобретение личности в 1 год — волевые качества. Также проявляется самостоятельность, усвоение социальных норм, контроль желаний. В этот период ребёнку необходима поддержка, контроль и терпение взрослых.
Кризис одного года по Выготскому:
Автономная детская речь – средство общения, и обращена к другому, но поскольку она, как правило, значительно отличается от взрослой речи и по фонетическому строению, и по значению, и по форме связывания слов и форме общения, она может служить причиной «трудностей взаимного понимания».
Начало и конец автономной детской речи, с точки зрения Л. С. Выготского, знаменуют начало и конец кризиса первого года жизни. Вспомним, что, по мнению Л. С. Выготского, приобретение критического возраста никогда не сохраняется в последующей жизни, ново образования в критическом возрасте носят преходящий характер.
Приобретения:
В кризисе одного года ребенок приобретает автономную речь, которая в дальнейшем исчезает, трансформируясь и заменяясь настоящей речью. Ребенок овладевает ползанием, затем ходьбой, что расширяет пространство ребенка, круг предметов, с которыми он сталкивается, это, в свою очередь, расширяет сферу его ориентировочно-исследовательской деятельности, способствует овладению новыми способами достижения желаемого. Активно развиваются моторика, мышление и воображение. Ребёнок начинает задавать вопросы. Появляется избирательность в общении со взрослыми.
Интересные факты
Ведущая деятельность для малыша в 1 год — общение, именно оно обеспечивает главные линии психического развития.
Большинство осознаваемых детских страхов появляется в возрасте с одного года до трех лет.
В младенческом возрасте главная потребность маленького человека - это ощущение безопасности; с одного года ее место занимает потребность любви и близости мамы и папы.
Минимум до 3 лет дети не помнят свои ранние переживания. Это явление получило название инфантильной амнезии.