"Коррекционная работа с младшими школьниками по преодолению трудностей в обучении"
"Коррекционная работа с младшими школьниками по преодолению трудностей в обучении"
üФормирование психологических новообразованиймладшего школьного возраста
(внутреннего плана действий, т.е.умение выполнять задания в интеллектуальном плане без опоры;
произвольности в управлении не только двигательными, но и интеллектуальными процессами т.е. школьник должен научиться произвольно управлять своим восприятием, вниманием, произвольно запоминать, подчинять мыслительную Д поставленной задаче;
рефлексии, т.е.умения осознавать свои психические процессы, ход своей деятельности, анализировать свой ответ, затруднения, ошибки).
•
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Коррекционная работа с младшими школьниками по преодолению трудностей в обучении" »
Коррекционная работа с младшими школьниками по преодолению трудностей в обучении
Учебная деятельность обладает объективной сложностью, т.к. ученик осваивает то, чего раньше не знал, чем не владел
Любая деятельность сопряжена с определенными трудностями .
Подготовила: Бойко Г.А.
Преодоление трудностей
Одни школьники преодолевают эти трудности относительно легко ,
другие – только путем мобилизации всех своих ресурсов,
третьи – вообще без посторонней помощи не способны самостоятельно разрешить возникшие проблемы.
Младший школьник
Испытывает особую остроту данной проблема т.к. только лишь окунается в атмосферу школьной жизни. Учебная деятельность предъявляет к нему требования, которые не предъявлялись ранее. Поэтому сталкиваясь с трудностями, не все младшие школьники в силу своих личностных и интеллектуальных особенностей могут их преодолеть.
Вывод:
Почти в каждом классе до 10-12 детей так и не научились, как следует читать и писать, не имеют шансов успешно окончить школу и получить достойную профессию. И проблема эта не столько педагогическая, но медицинская, психологическая и социальная.
Фактически в ситуации неудачи оказывается не только ребенок, но и педагог и родители.
Уточним определения(синонимы):
-школьные трудности,
-неуспеваемость,
-школьная дезадаптация.
Под школьными трудностями имеют ввиду весь комплекс школьных проблем, которые могут возникать у ребенка с началом школьного обучения, которые приводят к ухудшению здоровья, нарушению адаптации и снижению успеваемости.
Под неуспеваемостью имеют ввиду неудовлетворительные оценки по предмету. Любые школьные трудности приводят к неуспеваемости.
Школьная неуспеваемость может спровоцировать возникновение школьной дезадаптации, т.е. такого состояния, при котором ученик не может усваивать учебную программу.
Типичные трудности учебной деятельности:
-пропуски букв в письменных работах;
-орфографические ошибки при хорошем знании правил;
-невнимательность и рассеянность;
-трудности при решении математических задач;
-трудности в пересказе текста;
-неусидчивость;
-трудности в понимании объяснения учителя с первого раза:
-постоянная грязь в тетради;
-плохое знание таблицы сложения(умножения);
-трудности в выполнении заданий для самостоятельной работы.
Основные причины трудностей в обучении:
-недостаточный уровень развития памяти, восприятия, свойств внимания, произвольности, мыслительных операций,
-несформированность приемов учебной деятельности, мелкой моторики.
План коррекционной работы со слабоуспевающими ребятами:
1. Помощь ребенку начинаем с диагностики. Ее цель - выявить основные трудности в обучении школьников, чтобы точно определить зону актуального и зону ближайшего развития ребенка.
2. Для точности диагностики используем эффективные методы – тестирование, анкетирование, анализ школьной документации, наблюдение.
3.Диагностику осуществляем в процессе обучения и проводим систематически
Над чем работать учителю?
- устранение причин трудностей в обучении, которые определяются особенностями психического развития этих детей;
-восполнение пробелов предшествующего обучения.
Где и как работать учителю?
Коррекционная работа по преодолению трудностей на уроке
Развитие психологических предпосылок овладения учебной деятельностью
(умение копировать образец; умение слушать и слышать учителя, т.е. умение подчиняться словесным указаниям учителя; умение учитывать в своей работе заданную систему требований),
Формирование психологических новообразованиймладшего школьного возраста
Формирование психологических новообразованиймладшего школьного возраста
Формирование психологических новообразованиймладшего школьного возраста
(внутреннего плана действий, т.е.умение выполнять задания в интеллектуальном плане без опоры;
произвольностив управлении не только двигательными, но и интеллектуальными процессами т.е. школьник должен научиться произвольно управлять своим восприятием, вниманием, произвольно запоминать, подчинять мыслительную Д поставленной задаче;
рефлексии, т.е.умения осознавать свои психические процессы, ход своей деятельности, анализировать свой ответ, затруднения, ошибки).
(внутреннего плана действий, т.е.умение выполнять задания в интеллектуальном плане без опоры;произвольностив управлении не только двигательными, но и интеллектуальными процессами т.е. школьник должен научиться произвольно управлять своим восприятием, вниманием, произвольно запоминать, подчинять мыслительную Д поставленной задаче;рефлексии, т.е.умения осознавать свои психические процессы, ход своей деятельности, анализировать свой ответ, затруднения, ошибки).
(внутреннего плана действий, т.е.умение выполнять задания в интеллектуальном плане без опоры;произвольностив управлении не только двигательными, но и интеллектуальными процессами т.е. школьник должен научиться произвольно управлять своим восприятием, вниманием, произвольно запоминать, подчинять мыслительную Д поставленной задаче;рефлексии, т.е.умения осознавать свои психические процессы, ход своей деятельности, анализировать свой ответ, затруднения, ошибки).
Самое главное – это развитие разных форм и видов мыслительногоанализа,под которым понимается процесс выделения в объекте различных сторон, свойств, связей, отношений и соответствующих им форм и видов процессовсинтезеи других психических процессов.
Структура урока (вводная, основная и заключительная части)
Задачейвводной части- создание положительного эмоционального фона, без которого эффективного усвоения знаний невозможно.
Некоторые приемы:
-просьба учителя улыбнуться друг другу и сказать добрые слова.
Часто ли мы говорим их друг другу? (умные слова, и красивые слова);
хоровые кричалки;
-различные игры «Доскажи словечко», «Продолжи предложение»;
«Педагогикаслепа без психологии,апсихологиямертва без педагогики»
«Психолого - педагогическое сопровождение
как особый вид помощи ребенку, обеспечивающей его развитие в условиях образовательного процесса»
«…всякий учитель должен строить
вою работу на психологии»
Г. Мюнстенберг
Физические упражнения улучшают мозговую Д.
Доказано, что под влиянием физических упражнений: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач,…
Задачей основной частиявляетсяподбор дифференцированных заданий как для коллективной работы, так и для индивидуальной.
Принцип «спирали»,т.е. возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности с 1 по 4 класс
Задача заключительной частисостоит в подведении итогов, обсуждение результатов работы и тех трудностей, которые возникали при выполнении заданий.
Существенным моментом являются ответы на вопрос: «Хотели бы пополнить свой теоретический или практический багаж знаний по данной теме?»
Заключение
Если учащихся стимулировать, то даже слабоуспевающие дети проявят интерес и желание что-нибудь сделать, учиться.
Чаще всего это такие стимулы, как:
-похвала, оценка,
-включение в урок игровых моментов,
-юмористических минуток ,
-взаимопроверку,
-работу в парах, группах,
-задания практического характера,
-креативные минутки,
-дозированное домашнее задание,
- положительные эмоции учителя
Эффективные методические приемыв работе со слабоуспевающими детьми
-решение задач по образцу;
-составление опорных схем или других наглядных средств обучения;
-рассмотрение разных подходов к решению одной и той же задачи;
-выполнять как можно больше заданий практического характера и др.