Конспект для урока по познанию мира Тема: "Моя семья"
Конспект для урока по познанию мира Тема: "Моя семья"
Я стараюсь не просто дать ребятам знания, но и способствовать формированию и развитию у обучающихся познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
познакомить учащихся с понятиями семья, общество, глава семьи, семейный бюджет
воспитывать чувство любви и уважения к себе, своей семье;
способствовать сплочению семей учеников;
развивать устную речь учащихся, способность анализировать.
на основе стратегий критического мышления, дать возможность учащимся развивать речь, мыслить и обдумывать свои ответы
К уроку по данной теме учащимся предлагается опережающее домашнее задание: подготовить фото, рисунки, презентацию на тему «Моя семья».
Ход урока
Организационный момент
Встали ровно, улыбнулись друг другу. Хочу пожелать вам на урок, хорошего настроения и сплоченности в работе. Садитесь.
Сегодня на уроке, мы будем говорить, рассуждать, мыслить на очень важную тему, не только для каждого из вас, но и для всего человечества. Для того, чтоб узнать, о чем наш сегодня урок, выполним ряд заданий, по темам пройденным ранее.
Актуализация знаний
У вас на столе лежат листочки с заданиями. Возьмите их, внимательно прочитайте и ответьте полными ответами.
Что такое солнечная система?
Какие бывают звезды?
Когда была открыта дорога в космос?
Когда и кто впервые облетел землю на космическом корабле?
Назови первых космонавтов Казахстана?
Назови модель земли?
Что называют огромные части суши, окруженные со всех сторон водой?
Назовите 8 планет солнечной системы?
Ведение в новую тему:
Молодцы ребята, вы справились! На последний вопрос, Регина, отлично назвала 8 планет от солнца, а у меня есть для вас особенная, волшебная планета для каждого человека. И называется она ……..
Учитель: Когда появилось слово семья?
Когда то о нем не слыхала земля……
Но Еве сказал перед свадьбой Адам.
Адам(Леша) Сейчас я тебе семь вопросов задам
Кто деток родит мне ,богиня моя?
Учитель: И Ева тихонько ответила:
Ева(Регина) «Я»
Адам(Леша): Кто их воспитает, царица моя?
Ева: «Я»
Адам(Леша): Кто пищу сготовит, о радость моя?
Учитель: И Ева все также ответила
Ева(Регина):»Я»
Адам: Кто платье сошьет, постирает бельё?
Меня приласкает, украсит жильё?
Ева «Я,Я,Я,Я»
Тихо молвила Ева
Сказала она знаменитых семь «Я»
Вот так на земле появилась семья!
А семья, ребята, начинается с родительского дома
Слушание аудиозаписи песни «Родительский дом»
5 Сообщение нового материала.
Учитель: Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и тему урока «Семья - маленькое общество»
Учитель: Давайте составим синквейн к слову семья
Дети составляют синквейн к слову семья.
-Ребята, а что такое семья? Что в вашем понимании значит семья?
- Действительно , семья это отец и мать , бабушка и дедушка, дети и внуки. Семья- это ещё и маленькое общество.
-Что такое общество, семья?
-Кто такой ребенок?
-Учитель: Общество- это группа людей, которые объединены общими условиями жизни, отношениями, задачами и интересами.
-Все жители нашего государства составляют общество Республики Казахстан.
-Оно занимает определённую территорию.
-Его возглавляет всенародно избранный Президент Нурсултан Назарбаев.
- Для того, чтобы наше общество успешно развивалось, работают различные промышленности, научные, культурные, медицинские и многие другие предприятия и учреждения.
- Семья- это маленькое общество, его члены состоят в кровном родстве и связаны общностью быта, взаимной помощи и ответственности друг за друга.
-Глава семьи- организует всю работу. Заботится о других членах семьи.
-У семьи есть постоянное место жительства и своё хозяйство.
-Каждый член семьи по возможности работает, учится или занимается домашним хозяйством.
-Общая обязанность семьи- создавать условия для развития каждого члена.
-У каждой семьи есть круг родственников.
У народов нашей страны принято, чтобы родственники помогали друг другу. Помощь бывает разная, в подготовке семейных праздников, уход за престарелыми родственниками.
-Если вы, будете доброжелательны к другим и к вам в нужное время придут на помощь. Так семья выполняет роль маленького общества.
Учитель: Сегодня мы с вами ещё лучше изучим понятия «семья», «общество», «государство», выясним насколько наше государство зависит от состояния семьи, познакомимся с новыми понятиями «Конвенция о правах ребенка», «Права ребенка». Мы сегодня узнаем, как семья защищает права ребенка в обществе.
-Посмотрите на схему и скажите кто защищает ваши интересы ?
(Семья, государство, Организация Объединенных Наций)
Учитель:В 1945 году народы разных стран создали организацию, назвали её ООН – Организация Объединенных Наций, которая должна защищать интересы всех людей на земле.
Конвенция о правах ребенка принята Организацией Объединенных Наций в 1989 году. В этом документе говорится о правах детей всего мира от рождения до совершеннолетия (18 лет). Эти права важны для жизни и здоровья ребенка, для его развития.
Права ребенка: право на жизнь,
на получение образования,
на отдых,
на свободу слова и веры,
на бесплатную медицинскую помощь,
на собственное мнение.
Наше государство, подписав Конвенцию о правах ребенка, взяло на себя обязательства обеспечить детям Казахстана все названные в ней права.
В неё входят:
Интересы ребенка защищает его семья
Право на жилище
Право на собственность
Право на имя, отчество и фамилию
Право за защиту своих прав,
Право на местожительства
Право ребенка на жизнь в семье со своими родителями закреплено Конвенцией о правах ребенка.
Именно родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту прав и интересов.
Послушайте сказку “Ворона считает своего детеныша беленьким, а еж – мягоньким”Здесь говорится о праве ребенка жить в семье со своими родителями.
Властелин мира пророк Сулейман приказал ежу и вороне:
- Ты, ворона, облети за ночь весь мир, да найди мне хорошую певчую птицу! Посади её в клетку возле дома, чтобы она по утрам будила меня своим пением! А ты, ёж, обыщи весь мир и найди для меня самую мягкую вещь! Положи её на мою подушку, поближе к моему лицу, чтоб моё лицо касалась этой мягкой вещи, когда я проснусь от пения птицы. Не зная отдыха, облетала ворона много земель, никто из птиц ей не понравился.
Усталая и изнурённая, вернулась она к утру в гнездо, чтобы повидать своих воронят. Завидев свою мать, птенцы закаркали и загалдели.
Их карканье показалось вороне таким нежным, что она очень обрадовалась и привела своих детёнышей к Сулейману и посадили их в клетку. Ёж тоже обшарил за ночь всё вокруг в поисках мягкой вещи.
Но как ни искал, не нашёл её. Усталый, в изнеможении допёлся он до своей норы. Уведя отца, ежата вышли навстречу и прижалась к нему. Ежу показалась, что мех его детёнышей самый мягкий на земле.
Не долго думая, ёж взял да принёс своих ежат к Сулейману и положил их на него подушку. Наступила утро, закаркали и загалдели воронята.
Только хотел Сулейман повернуться, как в лицо его вонзились иглы ежат. Смотрит – в клетке сидят воронята, а на подушке лежат ежата.
Разгневался Сулейман, вызвал ворону и ежа и велел отрубить им головы.
Взмолились ёж и ворона, и Сулейман разрешил им высказаться. Они рассказали всё, как было. Задумался пророк.
- для каждого своё дитя слаще мёда, жарче огня, ярче солнце, мягче пуха, - сказала он и отпустил ворону и ежа на волю.
Беседа:
Почему у сказки такое название?
Почему пророк Сулейман отменил казнь вороны и ежа и отпустил их?
Какой вывод можно сделать из содержания сказки?
Самое большое счастье для ребенка жить в семье. Если у вас есть семья и родители – цените это, отвечайте на их заботу вниманием и любовью.
. Семья это важная часть каждого человека. Каждый член семьи особенный. Давайте немножко познакомимся с вашими родными.
6.Физкультминутка
Слушайте задание и выполняйте. - Те, у кого есть старший брат, встаньте и хлопните в ладоши. - У кого есть сестра или сестренка, помашите над головой рукой. - Кто помогает дома близким, попрыгайте. - У кого в семье живут домашние животные, поднимите руки вверх.
- Кто встретил этот Новый год в кругу своей семьи, присядьте на корточки около своих стульчиков. Садимся.
Итак, семья-это маленькая ячейка общества. А таких ячеек, огромное количество во всем мире. Но, а какова основа семьи? Где ее фундамент? Разобраться в этом, поможет нам учебник.
7. Работа с учебником: Стр.120.
Вам нужно прочитать данный материал очень внимательно. Из данной информации выбрать ключевые слова, а это то, чем является в основе семья.
Молодцы, садитесь. Ключевые слова, вы нашли верные. Но докажите мне, почему, каждое из понятий можно соотнести к нашей планете.
Общество- (зачитывают понятие)
Семья- (зачитывают понятие)
Глава семьи- (зачитывают понятие)
Семейный бюджет- (зачитываю понятие)
- А что такое семейный бюджет?
Учитель:- Бюджет– в переводе с английского языка денежная сумка. С точки зрения экономики бюджет включает в себя источники доходов и расходы. Доходы семьи – это поступления денежных средств в семью из разных источников. Расходы – затраты денежных средств на товары и услуги. Таким образом, бюджет– это своеобразный план семьи. 8. Фронтальная работа. Учитель: – Важно ли планировать бюджет семьи? Учитель: – А есть ли бюджет у нашего государства? Учитель: – Кто его планирует? Учитель: – Кто планирует бюджет в вашей семье?
Дети: – Мама, папа, бабушка, вся семья. Учитель: – А вы принимаете участие в планировании семейного бюджета? Учитель: – Семейный бюджет нужно планировать и при этом учитывать интересы каждого члена семьи. 9. Ролевая игра «Источники доходов семьи». Учитель распределяет роли и раздает реквизит: Бабушке – платок, очки.
Папе - галстук. Маме – фартук, куклу. Старшему брату – студенческий билет. Задание. Учитель: - Каждый член нашей большой и дружной семьи должен выбрать свой источник доходов (карточку на доске). Задание классу. - А вы должны проверить правильность выбора. Дружная семья встаёт у доски. Каждый из них держит карточку, указывающую на источник его доходов. Учитель – Бабушка Дети – Пенсия. Учитель – Папа. Дети – Зарплата. Учитель – Старший брат. Дети – Стипендия. Учитель – Мама с маленькой дочкой. Дети – Пособие. Учитель – Молодцы! 10. Коллективная работа. Учитель: - А теперь выполним более сложную работу. На доске вы видите слова: зарплата, пенсия, стипендия, пособие, квартплата, транспортные услуги, продукты. Нужно их распределить в два столбика: Доходы, Расходы.
Проверка.
Доходы
Расходы
Зарплата
Квартплата
Пенсия
Транспортные услуги
Стипендия
Продукты
Пособие
Учитель: - Посмотрите на доску. Нужно закончить предложения:
1) Для исполнения желаний всех членов семьи должно быть больше….
2) Расходы не должны превышать….
3) По доходам и….
Проверка. Дети читают вслух предложения. Учитель оценивает ответы.
Учитель: – А что нужно делать, чтобы в семье было больше доходов?
Дети: – Хорошо работать, хорошо учиться, экономить.
Учитель:
Что значит экономить?
На чём бы вы экономили?
Дети: – Игрушки, развлечения, сладости.
Учитель: – А на чём нельзя экономить?
Дети: – На отдыхе, еде, здоровье, вещах первой необходимости.
Семейный бюджет общий. В его создании принимают все участия члены семьи. Вы тоже , ребята, можете вносить свой вклад в создании семейного бюджета, потому что . помогая по дому, и хорошо занимаясь в школе, соблюдая правила детей в семье, этим ты вносишь свой вклад в создании семейного бюджета.
А теперь послушайте и запомните правила для детей в семье:
Уважай право родителей на личную жизнь
Береги доверенные тебе тайны.
Рассказывай о своих личных успехах.
Дари открытки и подарки по случаю праздников.
Обращайся к родителям за советом по личным вопросам.
Рассказывай родителям о своих личных планах.
Верь своим родителям.
Не критикуй родителей в присутствии других.
Соблюдая эти правила в вашем доме будет мир и согласие.
Учитель: Как вы думаете, что нужно, чтоб в семье царили мир и согласье?
- Сейчас я расскажу вам притчу, а вы найдите в ней ответ на этот вопрос.
«Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли на свете больших семейств, но дело в том, что семья была особая: мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки этой страны. И он решил проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как люди села добились такого лада. Пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого лада и мира в семье.
Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно не силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были написаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: сто раз ЛЮБОВЬ, сто раз ПРОЩЕНИЕ, сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал, как водится за ухом и спросил: «И это все?» - «Да» - ответил старик, - «Это и есть основа жизни всякой хорошей семьи». И, подумав, добавил: - «И мира тоже».
- Что, по мнению мудреца, нужно для счастливой семейной жизни?
Понимание
Забота
Терпение
Счастливая семейная жизнь
Доброта
Любовь
ПомощьПрощение
Доверие
Прочтем названия этих качеств. Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье будут царить мир. Согласие. А значит, все будут счастливы!
-Кто для вас в семье ближе и дороже всех на свете?
Мольдыр: Мама, очень-очень я тебя люблю! Так люблю, что ночью в темноте не сплю. Вглядываюсь в темень, зорьку тороплю. Я тебя всё время, мамочка, люблю! Вот и солнце встало, вот уже рассвет, Никого на свете лучше мамы нет!
Учитель:
Учила меня мама: Не лги ты никогда! Учила меня мама: Собою будь всегда. Учила меня мама: Завидовать не смей! Учила меня мама: Мать уважать умей. Учила меня мама: Героев надо чтить... Учила меня мама: И ... научила жить.
- Почему мама ближе всех на свете?
(на доске "Сердце матери лучше солнца греет") - Как вы понимаете эту пословицу?
- Мама...Мамочка... Сколько тепла хранит это магическое слово, которое называет человека самого близкого, самого дорогого, единственного. Солнце очень жаркое, горячее обогревает всех вокруг; сердце мамы доброе, ласковое, в котором есть место для всех.
11 -Следующий этап урока называется Защита презентации на тему «Моя семья»»
12. Обобщение материала:
Вот и заканчивается наш урок.
Мы сегодня говорили о том, какую роль выполняет семья в маленьком обществе
- Какая должна быть семья?
- Любишь ли ты свою семью?
Ребята, ваши родители тоже вас очень любят. Иногда они редко об этом говорят, из-за хлопот на работе. Но сегодня, они отправили нам послание, давайте посмотрим его. Видео родителей.
«Дорогие наши детки! Семья это не просто слово, семья ваша жизнь! Вы, гордость нашей семьи, наши надежды. Будущее нашего Казахстана! И чтобы в жизни не происходило, знайте, мы вас очень, очень любим!»
Ваши родители сказали вам теплые и ласковые слова.
Наш класс тоже считается маленькой семьей, не даром говорят учитель-вторая мама. Я хочу подарить вам сердечки. Представьте, что это ваше сердце. Подумайте, кого бы вы хотели впустить в своё сердце? Это могут быть члены вашей семьи, а может быть кто-то ещё. Впишите в сердце кого вы впустили в него, не забудьте про себя.
6. Домашнее задание: составить кластер «Мои родственники» и сделать коллаж на эту же тему.