Урок познания мира по теме «Семья»
Задачи урока:
1. Раскрыть значение понятий «семья», «члены семьи», «домочадцы», «старшее поколение», «младшее поколение», обратить внимание на характерные особенности этого института.
2. Развивать речь, мышление.
3. Воспитывать любовь и уважительное отношение к родным и близким.
Ход урока:
1. Психологический настрой
Учитель: Подарите улыбку друг другу. Прислонитесь друг к другу ладошками. Что вы почувствовали, приветствуя друг друга?
Дети: Тепло.
2. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи. Формулировка целей
Учитель: Я предлагаю вам выбрать по одной цветной полоске. По цвету ваших полосок мы разбились на группы.
- А теперь, ребята, посмотрите внимательно на фотографии. (Слайд1)
- Что изображено на них?
- Что в них общего? ( на всех фотографиях изображены семьи)
- Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о чем-то приятном и согревающем душу каждого человека. А вот о чем, вы узнаете, отгадав ребус.
На доске появляется 7Я (слайд2)
Учитель: Кто догадался? «Семья» сколько в нем загадок, оно делится на два слова «Семь и «Я». – это семеро как я. и поговорим сегодня о семье. Ведь в семье все чем –то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядом, характером, могут быть общие увлечения и любимые занятия.
- А можно ли сказать что это семья? (слайд №3 с фото класса «школьная семья»)
- Семья – это не только группа родственников, но и мы с вами тоже «семья».
- А почему нас можно назвать семьей? (у нас общее есть дело и общие интересы)
Учитель: Сегодня на уроке
мы должны будем выяснить: Что такое семья? Что объединяет членов семьи? Как называют членов семьи? Как называют людей одного возраста?
3. Решение учебной задачи
Учитель: А как вы понимаете, что такое семья? ( рассказы детей)
- Сейчас каждый из вас высказал свое мнение, как он понимает слово «семья»
- А вот в толковом словаре записано так:
Семья – это группа родственников, живущих вместе. (Слайд № 4)(запись в тетради)
Прочитайте высказывание Л.Н.Толстого. Как вы понимаете эти слова?
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» Л.Н.Толстой (слайд № 5)
Ответы детей.
2. Игра «Мозговой штурм»
Иногда нам приходится слышать такое выражение «дружная семья». Сейчас вы послушаете одну историю, слушайте внимательно для того, чтобы ответить на вопрос: — Почему данную семью называют дружной?
В давние времена жила удивительно дружная семья. Семья огромная — 100 человек. Молва об этом долетела до самого верховного правителя. И он решил посетить эту семью. Когда правитель убедился, что всё это правда, то спросил главу семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?».
Тогда глава семьи взял бумагу, написал на ней 100 слов и отдал правителю. Тот быстро прочитал и удивился: на листе было написано 100 раз одно и то же слово — «понимание».
— Почему эту семью назвали дружной?
(появляется изображение большого сердечка)
— А как, по-вашему мнению, какую семью называют дружной? (ответы детей). Большое сердце — это наша дружная семья и состоит она из маленьких сердец, в которых должны царить? Какими качествами мы должны обладать, напишите их на своих маленьких сердечках.
(дети берут сердечки и прикрепляют вокруг большого сердца).
Учитель: А теперь давайте подумаем, что же объединяет всех членов семьи? Для этого я вам предлагаю выполнить следующее задание: прочитайте предложения. Найдите смысловые ошибки. Подумайте, может ли то, что написано, быть признаком хорошей дружной семьи?
(Слайд№ 6)
Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга. Для каждого члена семьи – своя отдельная квартира. У каждого свой кошелек. Каждый член семьи отдыхает отдельно. У каждого члена семьи своё хозяйство.
Дети: Члены семьи любят и уважают друг друга; живут в одной квартире; распределяют деньги на покупки в хозяйство; вместе отдыхают и проводят свободное время; занимаются домашним хозяйством.
Учитель: В старину членов семьи называли «домочадцами». В одной семье могут быть люди разного возраста, т.е. люди разных поколений. Как вы понимаете значение слова «поколение»?
Учитель. Поколение – люди одного возраста, живущие в одно время. Все ученики нашего класса – это одно поколение – младшее, ваши дедушки, бабушки – это люди другого поколения, старшего поколения.
В семье каждый из нас имеет множество воплощений. Я – жена, мать, сестра, дочь, тетя, племянница… А теперь мы посмотрим, знаете ли вы своих родственников, и кто кому кем приходится. А сейчас мы поиграем.
Игра « Кто кому кто?»
– Таня, ты кто для мамы? (дочь)
– Эльдар, кто называет тебя сыном? (папа)
– Сережа, ты кто для бабушки? (внук)
–Кристина, у папы есть мама. Кто она тебе? (бабушка)
–Алина, у мамы есть сестра. Кто она тебе? (тетя)
– Тоня, у маминой сестры есть дети: сын и дочь. Кто они тебе? (двоюродные братья и сестры)
Упражнение «Продолжи предложение» Слайд.
Если б сейчас к нам на урок пришли самые близкие вам люди, то, подумайте, чтобы вы могли им сказать, а помогут нам в этом предложения, но они не закончены.
Ваша задача: прочитать и закончить предложение.
1 группа: — Я хочу, чтобы мои мама и папа были…
— Я люблю, когда бабушка…
— Мои мама и папа для меня самые…
2 группа: — Я люблю своих родителей за то, что…
— Я доверяю своим родителям…
— Я люблю своего дедушку за то, что…
3 группа: — Я хочу своим родителям пожелать…
— Свою семью я считаю…
— Моя мамочка для меня самая…
Разминка «Дружная семья»
- Представьте, что каждая группа – это семья. Попробуйте все вместе уместиться в небольшом «домике» - очерченном мелом круге. Побеждает та «семья», все члены которой сделают это быстрее других.
(Перед началом игры «члены семьи» советуются, как лучше им разместиться в круге.)
-Расскажите, какие качества потребовались вам для участия в этой игре?
-А какие чувства возникли у вас, когда вы находились в круге?
(Ответы учащихся.)
А сейчас я предлагаю послушать стихотворение
«Уш журт – моя родня» (во время чтения стихотворения слова на казахском языке размещаются на доске)
Уш журт – моя родня
Я смышленый ученик,
Сам читаю и пишу,
Вот и деда говорит:
«Надо знать свою родню»
Я о них вам расскажу
Папа с мамой всех родней,
Он- ?КЕ, она – АНА.
Бабушка моя – ?ЖЕ,
ПАПА папы - мой АТА
Старшая сестра – АПКЕ,
Буду слушаться ее.
Ну, а старший брат –А?А,
Не боюсь с ним никого.
Мой ІНІ – братишка мне!
А сестренка – ?АРЫНДАС
?АРЫНДАС моей АПКЕ,
КАК СЫ?ЛІ – все любят вас.
Папе буду я БАЛА,
А аташке – НЕМЕРЕ
А детишек немере
Называют Ш?БЕРЕ
Вскоре после ш?бере
Появляются ШОПШЕК
Так промчится целый век,
Доживу до НЕМЕНЕ
До внучат, до прапрапра.
И продолжится семья
Всех, кто после будут жить
Назовут – ЖЕТІ АТА
- Посмотрите, ребята всех членов своей семьи, мы можем называть не только на русском, но и на казахском языке. Давайте вместе назовём их.
Творческая работа
- Все вы знаете, что ромашка – символ семьи.
Сейчас мы с вами из заготовок, лежащих у вас на столах будем оформлять свою ромашку. К основе ромашки мы будем приклеивать лепестки, на которых, напишем какая у вас семья. Охарактеризуйте свою семью.
(учащиеся размешают свои ромашки на доске и рассказывают о своей семье)
Индивидуальная работа «Заполни пропуски».
- А теперь я предлагаю вам заполнить пропуски.
Сестра отца –. . . .
Наследник рода –. . .
Брат мамы –. . . .
Отец мамы –. . .
Сын брата –. . . .
Мама папы –. . .
Папин папа – это.
Внучка – это дочка сына или .
Бабушка – это мама мамы или .
Тетя – это сестра мамы или …
Дядя – это брат мамы или .
Самооценка (слайд)
Учитель: А теперь проверьте себя и рядом поставьте оценку.
Учитель: Про семью много сложено стихов, пословиц, поговорок.
Выполнив, задания вы узнаете еще несколько пословиц. Работайте в группе дружно. У вас получится.
(Слайд № 8) «Собери пословицу»
1.
2.
3. На что клад, когда в семье лад.
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Вывод. Умение ладить с собой и с людьми – это самое ценное качество в человеке. Семья – наш общий дом. Когда дом наполнен улыбками, взаимопониманием, в нём тепло и уютно всем. Все чувствуют себя хорошо и комфортно.
- В начале урока мы узнали, что классный коллектив, это тоже семья, а школа-дом. Давайте будем стремиться, чтобы в школе вам было также хорошо, как дома, и вы знаете, что для этого нужно.
- В наших силах, ребята, сделать свою жизнь счастливой. Любите свою семью, гордитесь своими родителями, уважайте своих родителей.
(Включить мелодию песни «Родительский дом» и презентацию - Составление синквейна на тему семья.
- Я хотела бы тоже пожелать всем нам, гостям, жителям всей планеты — здоровья. Пусть будет мир, согласие, доверие, любовь, взаимопонимание в каждой семье, в стране. На всей нашей планете Земле. Давайте завершим наш урок песней « Пусть всегда будет солнце».