kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме "Междометие"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка представляет собой разработку урока русского языка в 7 классе по теме "Междометие". Может быть использована как урок открытия новых знаний  по программе В.В.Бабайцевой и Т.А.Ладыженской. Адресована учителям русского языка. Цель урока: сформировать у учащихся представление о междометии, определить  роль междометий в речи, развить умение использовать  в речи междометия со значением благодарности, приветствия.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Междометие" »




Урок в русского языка в 7 классе.

Тема урока «Междометие».



Цель урока:

- сформировать у учащихся понятие междометия как части речи;

- дать представление о роли междометий в речи;

- развить умение использовать в речи междометия, имеющие значение благодарности, приветствия.





ПЛАН

1. Работа с текстом.

- Спишите текст, вставьте пропущенные буквы. Объясните написание не и ни. Выполните синтаксический разбор 1 предложения. Определите части речи в 2 предложении.

Около сосны, раздвинув палую хвою, торчит из земли толстая коричневатая шляпка. И я н..чего больше н.. вижу, н.. о чем думать н.. могу, валюсь перед находкой на колени: «Ох, белый! Ох, беленький! Ах ты мой красавец, гриб – боровичок!»


2. Мозговой штурм.

- Какие вы знаете части речи?

- На какие группы можно разделить все части речи?

- А в какую группу отнести междометия Ох? и Ах?


3.Целеполагание.

Итак, на какие вопросы мы должны сегодня ответить на уроке?

- Каково место междометий в системе частей речи?

- Какова их роль в речи?

- Каково их правописание и синтаксическая роль в предложении?


4. Сообщение ученика о междометиях.

- Ребята, как вы думаете, почему так назвали междометия?

- Для чего они нужны? Послушайте, пожалуйста, о них сообщение.

Вывод: Какова же роль междометий в речи?


5.Составление предложений с междометиями с использованием иллюстраций.




- Что выражают данные междометия? Правильно, испуг, ужас, удовольствие, побуждение.


6. Чтение стихотворения о роли междометий в речи.

Ах, как трудно жить на свете

Не усвоив междометий!

Сердце так и гложет страх

Ах!

Эх, ведь спросят как назло!

Вот бы нынче повезло!

Я по списку дальше всех

Эх!

Ох, беда уже близка!

Так и ждет меня доска.

Если б кто-нибудь помог!

Ох!

Ух, захватывает дух!

Притворюсь-ка, что я глух!

Хоть бы в классе свет потух!

Ух!

Ах!

Эх!

Ох!

Ух… Не вызывали!


- Для какой речи характерны междометия?


7. Осложненное списывание.

Вставьте нужные междометия и определите их значения.


1. .., рыцарь, сжалься надо мной. (мольба)

2. .., ты, мерзкое стекло,

Это врешь ты мне назло! (негодование)

3. .. , вдруг раздался рога звон,

И кто-то карлу вызывает.(побуждение)

4. .. , ни камни ожерелья,

Ни сарафан, ни перлов ряд,

Ни песни лести и веселья

Ее души не веселят. (сожаление)

5. « .. , догнал тебя! Постой!»-

Кричит наездник молодой. (радость, удовольствие)

- Какому поэту принадлежат эти поэтические строки? Пушкин

- В какой еще речи могут использоваться междометия? В художественной.


6. Инсценировка о междометии О!

-Какие знаки препинания ставятся при междометиях? Почему?

Выражают постоянно

Радость, восхищение…

Только быть не в состоянии

Членом предложения.

Вывод: выделяются знаками препинания, так как не являются членами предложения.


7. Исследовательская работа.

-Но давайте обратим внимание на данные предложения. Проанализируйте их, выполните синтаксический разбор.

1. Голос матери монотонно укачивал: «Баю-бай, баю-бай!»


2. Ребенок плачет, баю-бай матери не помогает.( сущ.)

-Какой частью речи работает баю-бай во 2 предложении?


3. Ребенку пора бай-бай.( глаг.)

Вывод: междометие может выступать в роли других частей речи.



8. Сообщение об этикетных междометиях спасибо, пожалуйста, здравствуйте и составление диалогов с использованием этих междометий в парах.


9. Рефлексия.

-Что нового вы узнали о междометиях?

-Что особенно понравилось?

-Как вы оцениваете свою работу.

10. Домашнее задание.

1. Сочинить лингвистическую сказку о междометиях.

2.Выполнить упражнение 416



Приложение

Справочный материал о происхождении междометий взят из книги Н.М. Шанского «Занимательный русский язык»

Здравствуй.
Сколько раз за свою жизнь мы произносим это слово, самое распространённое и обычное русское междометие приветствия при встрече! Но вряд ли кто-нибудь кто из нас задумывался при этом о его исконном и исходном смысле. Сейчас оно для нас простой знак вежливости. А между тем первоначальное значение этого слова было глубоко благожелательным.
Ведь здравствуй буквально значит «будь здоров»,возводить ли его непосредственно к форме повелительного наклонения глагола здравствовать «Быть здоровым; жить» или же объяснять как форму 1-го лица ед.ч. глагола здравствовать «приветствовать; желать здоровья» Заметим, что правильней – второе. А это значит- здравствуй аналогично по первоначальному строению современному приветствую!


Спасибо и пожалуйста
Эти два междометия вежливости являются совершенно различными с точки зрения своего происхождения. И всё же они содержат в себе нечто одинаковое - глагольный в своей основе компонент, которым оба начинаются. Междометие спасибо возникло в результате сращения в одно слово устойчивого словосочетания спаси Бог.
Слово пожалуйста было образовано от пожалуй с помощью частицы (а точнее- суффикса, восходящего к частице)- ста; ср. устаревшие спасибоста, здоровоста и т.д.
Исходное пожалуй появилось, очевидно, из пожалую «отблагодарю», формы 1-го лица ед.ч. от пожаловать с отпадением конечного безударного у.

Литература:
1.Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку: Пособие для учителей.- М:Просвещение.1980
2.Сборник стихотворений. Москва «Просвещение» 1986г.
3.Л. А. Шкатова. Подумай и ответь. Москва « Просвещение» 1989г.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по теме "Междометие"

Автор: Максимова Елена Владимировна

Дата: 30.07.2015

Номер свидетельства: 223980

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Конспект урока по русскому языку "Междометия" "
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-miezhdomietiia"
    ["file_id"] => string(6) "134459"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416751077"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Конспект урока по русскому языку на тему "Слова, к которым нельзя задать вопрос" "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-slova-k-kotorym-niel-zia-zadat-vopros"
    ["file_id"] => string(6) "103654"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402599366"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект урока на тему "Междометия и звукоподражательные слова""
    ["seo_title"] => string(63) "konspekt_uroka_na_temu_mezhdometiia_i_zvukopodrazhatelnye_slova"
    ["file_id"] => string(6) "633182"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1685978032"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(219) "Конспект урока "Сравнение слов – названий предметов, действий и признаков, а также слов, выражающих различные чувства". "
    ["seo_title"] => string(128) "konspiekt-uroka-sravnieniie-slov-nazvanii-priedmietov-dieistvii-i-priznakov-a-takzhie-slov-vyrazhaiushchikh-razlichnyie-chuvstva"
    ["file_id"] => string(6) "235729"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443805304"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Урок-игра "Я знаю о междометиях все!" "
    ["seo_title"] => string(43) "urok-ighra-ia-znaiu-o-miezhdomietiiakh-vsie"
    ["file_id"] => string(6) "128275"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415463379"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства