Данная разработка представляет собой разработку урока русского языка в 7 классе по теме "Междометие". Может быть использована как урок открытия новых знаний по программе В.В.Бабайцевой и Т.А.Ладыженской. Адресована учителям русского языка. Цель урока: сформировать у учащихся представление о междометии, определить роль междометий в речи, развить умение использовать в речи междометия со значением благодарности, приветствия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Междометие" »
Урок в русского языка в 7 классе.
Тема урока «Междометие».
Цель урока:
- сформировать у учащихся понятие междометия как части речи;
- дать представление о роли междометий в речи;
- развить умение использовать в речи междометия, имеющие значение благодарности, приветствия.
ПЛАН
1. Работа с текстом.
- Спишите текст, вставьте пропущенные буквы. Объясните написание не и ни. Выполните синтаксический разбор 1 предложения. Определите части речи в 2 предложении.
Около сосны, раздвинув палую хвою, торчит из земли толстая коричневатая шляпка. И я н..чего больше н.. вижу, н.. о чем думать н.. могу, валюсь перед находкой на колени: «Ох, белый! Ох, беленький! Ах ты мой красавец, гриб – боровичок!»
2. Мозговой штурм.
- Какие вы знаете части речи?
- На какие группы можно разделить все части речи?
- А в какую группу отнести междометия Ох? и Ах?
3.Целеполагание.
Итак, на какие вопросы мы должны сегодня ответить на уроке?
- Каково место междометий в системе частей речи?
- Какова их роль в речи?
- Каково их правописание и синтаксическая роль в предложении?
4. Сообщение ученика о междометиях.
- Ребята, как вы думаете, почему так назвали междометия?
- Для чего они нужны? Послушайте, пожалуйста, о них сообщение.
Вывод: Какова же роль междометий в речи?
5.Составление предложений с междометиями с использованием иллюстраций.
- Что выражают данные междометия? Правильно, испуг, ужас, удовольствие, побуждение.
6. Чтение стихотворения о роли междометий в речи.
Ах, как трудно жить на свете
Не усвоив междометий!
Сердце так и гложет страх
Ах!
Эх, ведь спросят как назло!
Вот бы нынче повезло!
Я по списку дальше всех
Эх!
Ох, беда уже близка!
Так и ждет меня доска.
Если б кто-нибудь помог!
Ох!
Ух, захватывает дух!
Притворюсь-ка, что я глух!
Хоть бы в классе свет потух!
Ух!
Ах!
Эх!
Ох!
Ух… Не вызывали!
- Для какой речи характерны междометия?
7. Осложненное списывание.
Вставьте нужные междометия и определите их значения.
1. .., рыцарь, сжалься надо мной. (мольба)
2. .., ты, мерзкое стекло,
Это врешь ты мне назло! (негодование)
3. .. , вдруг раздался рога звон,
И кто-то карлу вызывает.(побуждение)
4. .. , ни камни ожерелья,
Ни сарафан, ни перлов ряд,
Ни песни лести и веселья
Ее души не веселят. (сожаление)
5. « .. , догнал тебя! Постой!»-
Кричит наездник молодой. (радость, удовольствие)
- Какому поэту принадлежат эти поэтические строки? Пушкин
- В какой еще речи могут использоваться междометия? В художественной.
6. Инсценировка о междометии О!
-Какие знаки препинания ставятся при междометиях? Почему?
Выражают постоянно
Радость, восхищение…
Только быть не в состоянии
Членом предложения.
Вывод: выделяются знаками препинания, так как не являются членами предложения.
7. Исследовательская работа.
-Но давайте обратим внимание на данные предложения. Проанализируйте их, выполните синтаксический разбор.
1. Голос матери монотонно укачивал: «Баю-бай, баю-бай!»
2. Ребенок плачет, баю-бай матери не помогает.( сущ.)
-Какой частью речи работает баю-бай во 2 предложении?
3. Ребенку пора бай-бай.( глаг.)
Вывод: междометие может выступать в роли других частей речи.
8. Сообщение об этикетных междометиях спасибо, пожалуйста, здравствуйте и составление диалогов с использованием этих междометий в парах.
9. Рефлексия.
-Что нового вы узнали о междометиях?
-Что особенно понравилось?
-Как вы оцениваете свою работу.
10. Домашнее задание.
1. Сочинить лингвистическую сказку о междометиях.
2.Выполнить упражнение 416
Приложение
Справочный материал о происхождении междометий взят из книги Н.М. Шанского «Занимательный русский язык»
Здравствуй. Сколько раз за свою жизнь мы произносим это слово, самое распространённое и обычное русское междометие приветствия при встрече! Но вряд ли кто-нибудь кто из нас задумывался при этом о его исконном и исходном смысле. Сейчас оно для нас простой знак вежливости. А между тем первоначальное значение этого слова было глубоко благожелательным. Ведь здравствуй буквально значит «будь здоров»,возводить ли его непосредственно к форме повелительного наклонения глагола здравствовать «Быть здоровым; жить» или же объяснять как форму 1-го лица ед.ч. глагола здравствовать «приветствовать; желать здоровья» Заметим, что правильней – второе. А это значит- здравствуй аналогично по первоначальному строению современному приветствую!
Спасибо и пожалуйста Эти два междометия вежливости являются совершенно различными с точки зрения своего происхождения. И всё же они содержат в себе нечто одинаковое - глагольный в своей основе компонент, которым оба начинаются. Междометие спасибо возникло в результате сращения в одно слово устойчивого словосочетания спаси Бог. Слово пожалуйста было образовано от пожалуй с помощью частицы (а точнее- суффикса, восходящего к частице)- ста; ср. устаревшие спасибоста, здоровоста и т.д. Исходное пожалуй появилось, очевидно, из пожалую «отблагодарю», формы 1-го лица ед.ч. от пожаловать с отпадением конечного безударного у.
Литература: 1.Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку: Пособие для учителей.- М:Просвещение.1980 2.Сборник стихотворений. Москва «Просвещение» 1986г. 3.Л. А. Шкатова. Подумай и ответь. Москва « Просвещение» 1989г.