Многие качества характера проявляются в твоих поступках, привычках, отношениях с людьми. Одни можно назвать хорошими, другие – плохими. Они иногда борются в твоей душе, а какое из них победит – решаешь ты сам.
Анкетирование.
Практическая работа.
Какие качества ты считаешь хорошими, а какие плохими?
У вас на парте лежат листочки. Согните их пополам. Слева напиши положительные черты характера, которые у тебя есть, а справа – то, что тебе не нравится в себе, за что бывает стыдно, т.е. отрицательные черты характера.
2. Какие черты своего характера тебе мешают, а какие ты бы хотел приобрести?
3. Игра «Хочу избавиться:Хочу приобрести:»
Учащиеся распределяют на доске черты характера – карточки (ЗАБОТЛИВОСТЬ, ДОБРОТА, ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ, ДРУЖЕЛЮБИЕ, ЗАВИСЛИВОСТЬ, ХВАСТЛИВОСТЬ, ЖАДНОСТЬ, ЗАЗНАЙСТВО ….) Можно дописать другие черты характера.
4. Игра «Моё желание»
Представь себе, что ты поймал жар-птицу. Она может исполнить любое твое желание, если ты скажешь, зачем тебе это нужно. Загадал желание? Придумал объяснение? Запиши на листочке.
Если твое объяснение совпадает с каким-то (какими-то) из приведённых ниже вариантов ответа, отметь этот вариант.
ТЕСТ «Я ХОЧУ ПОЛУЧИТЬ ЭТО...»
1) Потому что ЭТО есть у других.
2) Потому что ЭТОГО нет у других.
3) Потому что ЭТО необходимо моим родственникам, друзьям.
4) Потому что ЭТО необходимо мне сегодня.
5) Потому что просто хочется.
А вот как можно назвать душевные качества (или черты характера), подсказавшие тебе тот или иной ответ:
– завистливость;
– хвастливость;
– доброта, заботливость, дружелюбие;
– практичность;
– жадность.
V.Тест-рассуждение.
Мама обещала пойти с Костей в выходной день в парк аттракционов и развлечений. Накануне долгожданного дня она пришла вечером домой грустная. «Знаешь, – сказала мама, – не удастся нам завтра пойти в парк, у меня срочная работа...»
– Что, по-твоему, почувствовал Костя, и как он поступил?
В а р и а н т ы о т в е т о в:
1. Ушел в свою комнату (в угол) и долго рыдал, чтобы мама слышала.
2. Надулся и весь вечер не разговаривал с мамой.
3. Начал кричать, что так происходит всегда, когда ему хочется куда-то пойти.
4. Стал утешать маму, сказал, что вовсе не огорчился, что можно пойти в парк отдыха, когда появится наиболее удачный момент, в следующий выходной, например.
Расскажи эту историю до конца в каждом из вариантов Костиного поведения. Обязательно обрати внимание на следующее:
– Что при этом почувствовала мама, и как она себя вела?
– Что в конце концов почувствовал сам Костя?
– Удалось ли найти выход из положения?
VI. Советы Знайки.
– Что такое доброта? Кто как понимает это качество?
– О чем приятнее вспоминать и рассказывать другим: о том, как ты помог кому-то, или о том, как кого-то обидел?
Доброту в себе надо «тренировать»: совершать добрые поступки, замечать в людях хорошее.
У п р а ж н е н и е на тренировку доброжелательности.
Вспомни и расскажи о хороших качествах, добрых поступках своих одноклассников. Постарайся припомнить как можно больше хорошего о каждом.
– Тебе нравится придумывать прозвища-дразнилки?
– Как ты себя чувствуешь, когда тебя дразнят?
Если при тебе кого-то обижают, поддержи слабого. Помни: словом можно спасти!
VII. Итог.
Выбор друга.
Учитель: У каждого есть смайлик - герой мультфильма. Подпишите его. Сейчас подумайте и решите, кого можно назвать Настоящим другом? Подарите его другу. (дети обмениваются смайликами). Посчитайте, сколько получил каждый? (Может быть такая ситуация, что кто-то не получил картинку. На этот случай необходимо учителю дать смайлик (должны быть запасные), если ребёнок заслуживает. Нужно аргументировать. Но некоторые дети не получили по причине плохих поступков по отношению к одноклассникам. Дети сами должны дать объяснение этому факту. Сказать, над чем им надо поработать?)
Награждение.
Учащиеся, набравшие наибольшее количество смайликов, получают картинку «Ты самый лучший друг». (3-4 человека)
Напишите, что нового вы узнали о себе. Обсудите это со своими родителями. Знали ли они о ваших открытиях раньше?