kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Классный час в 4 классе «Государство-это большая семья, а семья – это маленькое государство»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

«Архангельская средняя школа» Юсьвинского района Пермского края

 

 

 

 

 

 

 

 

Классный час «Государство-это большая семья, а семья-это маленькое государство»

 

 

 

 

                                                                      Климова Людмила Владимировна

                                                                       Учитель 1 категории

 

 

 

 

 

                               

                                                                               2014

 

Классный час  в 4 классе «Государство-это большая семья, а семья – это маленькое государство»

Цели: -познакомить детей с правами и обязанностями в государстве, семье,

с  документами «Конвенция о правах ребенка», «Семейный кодекс РФ», «Декларация прав ребенка»

-воспитывать чувство уважения к своему государству, родителям, одноклассникам

Оборудование: человечки, карточки с текстом «Старый дед и внучек», карточки с формулами, карандаши синего и красного цвета, электронное приложение.

                           Ход занятия

1.Оргмомент.

-Возьмитесь за руки. Ваши ладони встретились.Между вашими ладошками вспыхнула крошечная теплая искорка, маленькое –маленькое солнышко. Такое маленькое, что оно согревает ладошки и вспыхивает яркими искорками в глазах у людей. Так вы подарили друг другу тепло, добро, хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу и подарите свою улыбку гостям.

2.Сообщение темы и цели урока.

У древнекитайского мыслителя Конфуция есть такое высказывание: «Государство-это большая семья, а семья-это маленькое государство.»(на слайде)

У государства и семьи есть очень много общего. Что именно? Об этом мы поговорим на занятии.Поговорим о семье, какие права и обязанности вы имеете в своей семье, узнаем, что такое Семейный кодекс РФ, выразим свои чувства любви и уважения к своей семье.

3.Работа по теме урока.

-Что такое семья?(Семья-это группа живущих вместе близких родственников)

(На слайде)В.А.Сухомлинский «Семья-это среда, где человек должен учиться творить добро».

-Вглядитесь в фотографии своей семьи.

-Какая ваша семья?Выберите три самых ярких слова для характеристики своей семьи. (крепкая, дружная, заботливая, внимательная, счастливая, сварливая, здоровая, злая, добрая, многодетная, ответственная, трудолюбивая, недисциплинированная, безответственная, ленивая, дисциплинированная, любознательная, читающая, отзывчивая,счастливая)

-Что общего у членов семьи?(у членов семьи много общего: дом, вещи, мебель, посуда, интересы, праздники, заботы)

А что еще?Отгадайте:

И у мамы есть, и у папы есть,

И .у меня есть, и у тебя есть.

Чтоб тебя знать, надо вслух назвать.

-Это фамилия.Такое привычное слово попало в наш язык из латыни и в переводе означает-семья. У каждой фамилии есть свое происхождение.

Фамилия- наследственное имя семьи.Фамилии на Руси появились довольно поздно, лишь в 16 веке. Распространение фамилий началось с людей знатного происхождения. Попробуйте объяснить происхождение своей фамилии.

Рассказы детей о своих фамилиях.

-Фамилия Агишев образовано от древнетюркско-татарского мужского имени Агиш , которое переводится как «товарищ с чистой душой». Вероятно, родители, нарекая ребенка таким именем, желали своему сыну стать верным и преданным другом.

-Фамилия Караваев восходит к прозвищу Каравай .Так могли называть человека, который пек и продавал хлебные изделия. Однако, не исключено, что прозвище Каравай получил полный человек.

-Прозвище Ошмара  образовано от диалектного слова. В старину ошмарой  называли вид палицы или большого кистеня для обороны в дороге, от нее появился глагол  « ошмарить»- «больно ударить, хлестнуть». Согласно этому, можно предположить, что такое прозвище мог получить владелец ошмары или вспыльчивый человек, который часто решал проблемы с помощью кулаков.

-Фамилия Нешатаев образована  от прозвища Нешатай из словосочетания «не шататься». Обычно так называли  того , кто сидел дома,  редко участвовал в народных гуляниях.

-Фамилия Овчинников восходит к прозвищу Овчинник. Так на Руси называли человека, который выделывал овечьи шкуры. Эта фамилия содержит указания на род занятия предок.

В фамилиях различных лиц ,

Порою нам знакомых,

Звучат названья рыб и птиц,

Зверей и насекомых.

Лисичкин, Раков, Индюков,

Селедкин, Мышкин, Телкин,

Мокрицын, Волков, Мотыльков,

Бобров и Перепелкин.

-Можно ли жить без фамилии, имени, отчества?

-В Конвенции о правах ребенка в статье 7 написано: Родившись, ребенок сразу становится гражданином своей страны и имеет право на имя, право узнать своих родителей, право на их заботу.

Сведения о рождении записываются в специальном документе. Как он называется?(свидетельство о рождении)

-Свидетельство о рождении-это первый документ  ребенка, который говорит, что ребенок стал гражданином страны.

-В каждом государстве есть главный человек.Кто это?(президент)

-Кого вы считаете главным в своей семье? Почему?

-Испокон веков считали, что главой семьи является муж и отец. Он кормилец и опора семьи. Он- семьянин. Женщине отводилась роль хозяйки, хранительницы очага.

У каждой семьи есть свои маленькие законы. Назовите их.

Попробуйте ответить на вопрос : Кто я в своей семье?( сын, дочь, брат, сестра, ученик, внук, внучка, член семьи, ребенок)

Методика «Какой я в семье?»(Детям раздаются заготовки человечков, цветные карандаши: синий и красный)

-Я буду называть качества характера, и если вы считаете , что обладаете этим качеством, то красным карандашом  рисуете кружок  на туловище, если нет, то синим.

-Добрый, щедрый, трудолюбивый, доброжелательный, честный, аккуратный, справедливый, смелый, веселый, ласковый, вежливый, лживый, исполнительный, чуткий, спортивный, отзывчивый, гордый, дисциплинированный, злой, невнимательный, скупой.

-Видите, какой пестрый портрет получился у вашего характера.А почему?

-В человеке есть хорошие и плохие черты. Нужно стремиться к тому, чтобы исправить отрицательные  качества и развивать положительные.

Всем хочется быть хорошими. А что для этого нужно?

(На слайде)

1.Знать о том, что хорошо , а что плохо.

2.Знать о том, как вести себя.

3.Знать, как воспитывать в себе хорошие черты.

-Дорисуйте человеку рожицу. Одинаковые ли они получились?

Все разные. Мы все разные. У нас разные лица, цвет волос, разные увлечения, разный характер.

-Но нет ли чего общего, что нас объединяет?

(В семье – мы дети своих родителей.

В школе – мы ученики.

На улице – пешеходы.

В театре – зрители.

В России – мы россияне, граждане.)

Все мы имеем права и живем по определенным  законам государства.

-Что такое права человека?

(Право-это правило, по которому живут люди.Эти правила охраняются государством. Они определяют отношения людей в обществе.)

-Что такое законы?

(Законы – это правила , которые установлены государством. Их должны выполнять все граждане страны.)

-В каких документах написаны права  человека?

(В Декларации прав человека, которая принята 10 декабря 1948 года.Генеральной Ассамблеей ООН, в Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 году.)

-Какие основные права написаны в этих документах?

*право на жизнь

*право на жилище

*право на образование

*равенство перед законом

*право на неприкосновенность

*свобода совести и вероисповедания

*никто не может быть произвольно арестован

*никто не должен подвергаться пыткам или жестокому обращению

Права человека- защита справедливости и человеческого достоинства. В статье 29 Декларации прав человека записано: «Все права связаны с обязанностями»

-Какие обязанности есть у вас как у сына,  дочери, брата, сестры, ученика, внука, внучки.?

-Как  ты их выполняешь?

Вывод: Каждому праву соответствует обязанность и об этом не надо забывать.

В Конвенции о правах ребенка написано, что каждый ребенок имеет право на любовь и внимание окружающих его людей.

Р-----Д м

-Что мы видим по этой формуле?

По формуле мы видим , что когда дети маленькие, то заботу о них проявляют родители.Ваше благополучие во многом зависит от родителей. Конвенция подчеркивает , что они первыми несут ответственность за вас. Родители хлопочут о том , чтобы детки отлично обучались, были грамотными, воспитанными.

Р……Д в

-Дети повзрослели, должны оказывать помощь своим родителям. Но и родители до сих пор заботятся о своих детях. (взаимопомощь)

Р с………Д в

-Взрослые дети просто обязаны проявлять заботу о своих постаревших родителях, оказывая им помощь. Надо уделять больше внимания родителям, их здоровью и самочувствию.

(На слайде)

Но у старости силы не те,

Дней непрожитых мал запас-

Берегите старых людей,

Без которых не было б вас!

Мы обязаны заботиться о своих родителях, ведь иначе не исполним свой долг перед ними. В России действует Семейный кодекс-документ , в котором прописаны обязательства всех членов семьи по отношению друг к другу.

Из   него вы узнаете обязательства перед папами и мамами, бабушками и дедушками.

(на слайде) Ст. 95 Обязанность внуков  содержать дедушку и бабушку

Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек» (на карточках)

-Выполняется ли в этой семье ст. 95 Семейного кодекса?

_Почему родители мальчика изменили свое отношение к больному старику?

Вывод: Мудрые люди говорят: «Как ты относишься к своим родителям, так же и твои дети будут относиться к тебе»

В семье вам надо быть хорошими помощниками и заботливыми детьми.

(На карточках) Отметить правила, которые вы уже выполняете.

Правила, которые помогут соблюдать законы.

1.Настоящие сын и дочь берегут покой родителей.

2.Настоящие сын и дочь заботятся о благе своей семьи.

3.Нельзя бездельничать , когда родители трудятся.

4.Не вступайте в пререкания со взрослыми.

5.Не выражайте недовольство тем, что у вас нет той или иной вещи.

6.Не допускайте, чтобы мать давала вам то, что она не может позволить себе.

7.Не делайте того, что осуждают старшие.

8.Нельзя садиться обедать, не пригласив старших.

9.Не собирайтесь в дорогу, не спросив разрешения и совета у старших.

10.Нельзя оставлять старого родного человека в одиночестве.

В этих правилах заключается уважение человеческого достоинства.

Инсценировка.

-Опять в автобусе меня оштрафовали!

-Ты бы купила билет, а если не купила, то плати штраф. Закон есть закон.

-Вот бы без законов жить, что хочешь, то и делаешь.

-Как это без законов? Совсем без законов?

-Ну, например против законов физики я ничего не имею против, а вот законы, установленные людьми , мне не нравятся!

-Это значит, что твой сосед никогда не будет знать, чего от тебя ожидать.

Долги можно не отдавать, обещания можно не выполнять- полная свобода, да?

-Ну, это ты чересчур! Всякий понимает, что можно делать, а что нельзя.

(На слайде) Французский философ Вольтер: «Законы нужны не только для того, чтобы устрашать, но и для того, чтобы помогать»

 

 

 

 

                       

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Классный час в 4 классе «Государство-это большая семья, а семья – это маленькое государство» »

,Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Архангельская средняя школа» Юсьвинского района Пермского края

















Классный час «Государство-это большая семья, а семья-это маленькое государство»















Климова Людмила Владимировна

Учитель 1 категории















2014

Классный час «Государство-это большая семья, а семья – это маленькое государство»

Цели: -познакомить детей с правами и обязанностями в государстве, семье,

с документами «Конвенция о правах ребенка», «Семейный кодекс РФ», «Декларация прав ребенка»

-воспитывать чувство уважения к своему государству, родителям, одноклассникам

Оборудование: человечки, карточки с текстом «Старый дед и внучек», карточки с формулами, карандаши синего и красного цвета, электронное приложение.

Ход занятия

1.Оргмомент.

-Возьмитесь за руки. Ваши ладони встретились.Между вашими ладошками вспыхнула крошечная теплая искорка, маленькое –маленькое солнышко. Такое маленькое, что оно согревает ладошки и вспыхивает яркими искорками в глазах у людей. Так вы подарили друг другу тепло, добро, хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу и подарите свою улыбку гостям.

2.Сообщение темы и цели урока.

У древнекитайского мыслителя Конфуция есть такое высказывание: «Государство-это большая семья, а семья-это маленькое государство.»(на слайде)

У государства и семьи есть очень много общего. Что именно? Об этом мы поговорим на занятии.Поговорим о семье, какие права и обязанности вы имеете в своей семье, узнаем, что такое Семейный кодекс РФ, выразим свои чувства любви и уважения к своей семье.

3.Работа по теме урока.

-Что такое семья?(Семья-это группа живущих вместе близких родственников)

(На слайде)В.А.Сухомлинский «Семья-это среда, где человек должен учиться творить добро».

-Вглядитесь в фотографии своей семьи.

-Какая ваша семья?Выберите три самых ярких слова для характеристики своей семьи. (крепкая, дружная, заботливая, внимательная, счастливая, сварливая, здоровая, злая, добрая, многодетная, ответственная, трудолюбивая, недисциплинированная, безответственная, ленивая, дисциплинированная, любознательная, читающая, отзывчивая,счастливая)

-Что общего у членов семьи?(у членов семьи много общего: дом, вещи, мебель, посуда, интересы, праздники, заботы)

А что еще?Отгадайте:

И у мамы есть, и у папы есть,

И .у меня есть, и у тебя есть.

Чтоб тебя знать, надо вслух назвать.

-Это фамилия.Такое привычное слово попало в наш язык из латыни и в переводе означает-семья. У каждой фамилии есть свое происхождение.

Фамилия- наследственное имя семьи.Фамилии на Руси появились довольно поздно, лишь в 16 веке. Распространение фамилий началось с людей знатного происхождения. Попробуйте объяснить происхождение своей фамилии.

Рассказы детей о своих фамилиях.

-Фамилия Агишев образовано от древнетюркско-татарского мужского имени Агиш , которое переводится как «товарищ с чистой душой». Вероятно, родители, нарекая ребенка таким именем, желали своему сыну стать верным и преданным другом.

-Фамилия Караваев восходит к прозвищу Каравай .Так могли называть человека, который пек и продавал хлебные изделия. Однако, не исключено, что прозвище Каравай получил полный человек.

-Прозвище Ошмара образовано от диалектного слова. В старину ошмарой называли вид палицы или большого кистеня для обороны в дороге, от нее появился глагол « ошмарить»- «больно ударить, хлестнуть». Согласно этому, можно предположить, что такое прозвище мог получить владелец ошмары или вспыльчивый человек, который часто решал проблемы с помощью кулаков.

-Фамилия Нешатаев образована от прозвища Нешатай из словосочетания «не шататься». Обычно так называли того , кто сидел дома, редко участвовал в народных гуляниях.

-Фамилия Овчинников восходит к прозвищу Овчинник. Так на Руси называли человека, который выделывал овечьи шкуры. Эта фамилия содержит указания на род занятия предок.

В фамилиях различных лиц ,

Порою нам знакомых,

Звучат названья рыб и птиц,

Зверей и насекомых.

Лисичкин, Раков, Индюков,

Селедкин, Мышкин, Телкин,

Мокрицын, Волков, Мотыльков,

Бобров и Перепелкин.

-Можно ли жить без фамилии, имени, отчества?

-В Конвенции о правах ребенка в статье 7 написано: Родившись, ребенок сразу становится гражданином своей страны и имеет право на имя, право узнать своих родителей, право на их заботу.

Сведения о рождении записываются в специальном документе. Как он называется?(свидетельство о рождении)

-Свидетельство о рождении-это первый документ ребенка, который говорит, что ребенок стал гражданином страны.

-В каждом государстве есть главный человек.Кто это?(президент)

-Кого вы считаете главным в своей семье? Почему?

-Испокон веков считали, что главой семьи является муж и отец. Он кормилец и опора семьи. Он- семьянин. Женщине отводилась роль хозяйки, хранительницы очага.

У каждой семьи есть свои маленькие законы. Назовите их.

Попробуйте ответить на вопрос : Кто я в своей семье?( сын, дочь, брат, сестра, ученик, внук, внучка, член семьи, ребенок)

Методика «Какой я в семье?»(Детям раздаются заготовки человечков, цветные карандаши: синий и красный)

-Я буду называть качества характера, и если вы считаете , что обладаете этим качеством, то красным карандашом рисуете кружок на туловище, если нет, то синим.

-Добрый, щедрый, трудолюбивый, доброжелательный, честный, аккуратный, справедливый, смелый, веселый, ласковый, вежливый, лживый, исполнительный, чуткий, спортивный, отзывчивый, гордый, дисциплинированный, злой, невнимательный, скупой.

-Видите, какой пестрый портрет получился у вашего характера.А почему?

-В человеке есть хорошие и плохие черты. Нужно стремиться к тому, чтобы исправить отрицательные качества и развивать положительные.

Всем хочется быть хорошими. А что для этого нужно?

(На слайде)

1.Знать о том, что хорошо , а что плохо.

2.Знать о том, как вести себя.

3.Знать, как воспитывать в себе хорошие черты.

-Дорисуйте человеку рожицу. Одинаковые ли они получились?

Все разные. Мы все разные. У нас разные лица, цвет волос, разные увлечения, разный характер.

-Но нет ли чего общего, что нас объединяет?

(В семье – мы дети своих родителей.

В школе – мы ученики.

На улице – пешеходы.

В театре – зрители.

В России – мы россияне, граждане.)

Все мы имеем права и живем по определенным законам государства.

-Что такое права человека?

(Право-это правило, по которому живут люди.Эти правила охраняются государством. Они определяют отношения людей в обществе.)

-Что такое законы?

(Законы – это правила , которые установлены государством. Их должны выполнять все граждане страны.)

-В каких документах написаны права человека?

(В Декларации прав человека, которая принята 10 декабря 1948 года.Генеральной Ассамблеей ООН, в Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 году.)

-Какие основные права написаны в этих документах?

*право на жизнь

*право на жилище

*право на образование

*равенство перед законом

*право на неприкосновенность

*свобода совести и вероисповедания

*никто не может быть произвольно арестован

*никто не должен подвергаться пыткам или жестокому обращению

Права человека- защита справедливости и человеческого достоинства. В статье 29 Декларации прав человека записано: «Все права связаны с обязанностями»

-Какие обязанности есть у вас как у сына, дочери, брата, сестры, ученика, внука, внучки.?

-Как ты их выполняешь?

Вывод: Каждому праву соответствует обязанность и об этом не надо забывать.

В Конвенции о правах ребенка написано, что каждый ребенок имеет право на любовь и внимание окружающих его людей.

Р-----Д м

-Что мы видим по этой формуле?

По формуле мы видим , что когда дети маленькие, то заботу о них проявляют родители.Ваше благополучие во многом зависит от родителей. Конвенция подчеркивает , что они первыми несут ответственность за вас. Родители хлопочут о том , чтобы детки отлично обучались, были грамотными, воспитанными.

Р……Д в

-Дети повзрослели, должны оказывать помощь своим родителям. Но и родители до сих пор заботятся о своих детях. (взаимопомощь)

Р с………Д в

-Взрослые дети просто обязаны проявлять заботу о своих постаревших родителях, оказывая им помощь. Надо уделять больше внимания родителям, их здоровью и самочувствию.

(На слайде)

Но у старости силы не те,

Дней непрожитых мал запас-

Берегите старых людей,

Без которых не было б вас!

Мы обязаны заботиться о своих родителях, ведь иначе не исполним свой долг перед ними. В России действует Семейный кодекс-документ , в котором прописаны обязательства всех членов семьи по отношению друг к другу.

Из него вы узнаете обязательства перед папами и мамами, бабушками и дедушками.

(на слайде) Ст. 95 Обязанность внуков содержать дедушку и бабушку

Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек» (на карточках)

-Выполняется ли в этой семье ст. 95 Семейного кодекса?

_Почему родители мальчика изменили свое отношение к больному старику?

Вывод: Мудрые люди говорят: «Как ты относишься к своим родителям, так же и твои дети будут относиться к тебе»

В семье вам надо быть хорошими помощниками и заботливыми детьми.

(На карточках) Отметить правила, которые вы уже выполняете.

Правила, которые помогут соблюдать законы.

1.Настоящие сын и дочь берегут покой родителей.

2.Настоящие сын и дочь заботятся о благе своей семьи.

3.Нельзя бездельничать , когда родители трудятся.

4.Не вступайте в пререкания со взрослыми.

5.Не выражайте недовольство тем, что у вас нет той или иной вещи.

6.Не допускайте, чтобы мать давала вам то, что она не может позволить себе.

7.Не делайте того, что осуждают старшие.

8.Нельзя садиться обедать, не пригласив старших.

9.Не собирайтесь в дорогу, не спросив разрешения и совета у старших.

10.Нельзя оставлять старого родного человека в одиночестве.

В этих правилах заключается уважение человеческого достоинства.

Инсценировка.

-Опять в автобусе меня оштрафовали!

-Ты бы купила билет, а если не купила, то плати штраф. Закон есть закон.

-Вот бы без законов жить, что хочешь, то и делаешь.

-Как это без законов? Совсем без законов?

-Ну, например против законов физики я ничего не имею против, а вот законы, установленные людьми , мне не нравятся!

-Это значит, что твой сосед никогда не будет знать, чего от тебя ожидать.

Долги можно не отдавать, обещания можно не выполнять- полная свобода, да?

-Ну, это ты чересчур! Всякий понимает, что можно делать, а что нельзя.

(На слайде) Французский философ Вольтер: «Законы нужны не только для того, чтобы устрашать, но и для того, чтобы помогать»

Мы часто встаем перед выбором:

-помочь маме или идти погулять?

-делать уроки или смотреть телевизор?

- сказать правду или помолчать?

-Легко ли принять решение?

Надо поступать по совести. В народе говорят , что совесть – лучший закон для человека.

-Как вы понимаете это выражение?

-Какие качества помогают человеку поступать по совести?

(На слайде)

Вспыльчивость

Торопливость

Аккуратность

Честность

Лживость

Уважение к людям

Уважение к себе

Безразличие

Справедливость

-Что значит быть справедливым к своим родителям?(быть ответственным, готовым отвечать за свои поступки)

(На слайде)Быть справедливым- это значит использовать свои права, не нарушая при этом чужих прав.



Чтобы стать достойным гражданином своей Родины , нужно многое знать и многое уметь. Я думаю, что постепенно вы научитесь всему, узнаете о всех законах, сможете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, научить ценить чужой труд, уважать не только себя, но и окружающих вас людей, сможете оценить по достоинству ту страну, где вы родились.

Игра «Дары семье»

Детям даются слова:

1 гр. – солнце

2 гр. – земля

3 гр. – родник

4 гр. – свет

-Скажи, солнце, что ты подаришь семье человека?

-Скажи, земля, что ты подаришь семье человека? И т. д.
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Климова Людмила Владимировна

Дата: 14.12.2014

Номер свидетельства: 143583


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства