Разработка классного часа «Что такое дружба?»
Цели: 1) выявить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;
2) способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосозидания личностей учащихся;
3) содействовать воспитанию гордости за свой родной город как город дружбы и согласия;
4) содействовать формированию дружного коллектива класса.
Ход классного часа: на доске запись: Что такое «дружба?» Каждый знает?
1.Учитель: предлагаю поздороваться с гостями.
(дети садятся в 4 группы)
- Как вы думаете, о чём будем говорить? (о дружбе)
2.Учитель в своём вступительном слове разъясняет цель предстоящего разговора и предлагает учащимся продолжить записанный на доске тезис: Дружба- это…
Дети записывают на листочках свои размышления, а затем по желанию зачитывают свои мысли отом, что такое дружба.
3.Учитель: - О дружбе размышляли во все времена. О ней письменно и устно излагали свои мысли и поэты, и писатели, и учёные, и философы, и крестьяне, и дворяне. Например, философ Сократ говорил так: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы». Люди сложили о дружбе много пословиц и поговорок. А какие из них знаете вы?
Дети называют пословицы и поговорки о дружбе:
«Когда друзей много - становится шире дорога»
«Жизнь без друзей - что пища без соли»
«Крепость дерева в корнях, а человека- в друзьях»
«Без друга в душе покоя нет»
«Кто друга предаёт, и вовсе потом без друзей живёт»
«Одежду новую лучше носить, а другом старым лучше дорожить»
«Чем голову свою хранить, лучше друга от врагов защитить».
4.Учитель предлагает прочитать стихотворение Л.Измайлова «Монолог о дружбе» и ответить на следующие вопросы:
Что такое дружба, по мнению автора?
С какими его мыслями следует согласиться?
А с чем вы не согласны?
Монолог о дружбе
Что такое «дружба»? Каждый знает?
Может быть и спрашивать смешно?
Слово «дружба» что обозначает?
Может быть, поход вдвоём в кино?
Может быть, хороший пас в футболе,
Может быть, подсказку у доски,
Может быть, защиту в драке школьной
Или просто средство от тоски?
Ну, а может быть, молчанье в классе,
Если друг плохое совершит?
Скажем, Коля стены разукрасил,
Михаил всё видел, но молчит.
Разве это дружба, если кто- то
Дроби дома не хотел решать:
Заниматься не было охоты,
А дружок даёт ему списать.
Разве это дружба, если двое
Вздумали уроки прогулять,
А спросила мама: «Вы не в школе»?
Оба дружно начинают врать.
Ну, а может, дружба, это если
Друг приятно говорит всегда,
Речь свою пересыпая лестью,
И не скажет резкость никогда?
Что такое «дружба», каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно.
Но а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
Дружба- это если друг твой болен
И не может в школу приходить,-
Навещать его по доброй воле,
Школьные уроки приносить,
Терпеливо объяснять заданья,
На себя взять часть его забот,
Отдавать ему своё вниманье
Дни, недели, месяц или год…
Если друг твой что- то, к сожаленью,
Плохо сделал или же сказал,
Надо честно, прямо, без сомненья
Правду высказать ему в глаза.
Может быть, понять он всё не сможет,
Может быть, обидится он вдруг,
Всёравно сказать ты правду должен,
Ведь на то и нужен лучший друг.
Дружба в радости и дружба в горе.
Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не предаст.
Дружба никогда границ не знает,
Нет преград для дружбы никаких.
Дружба на Земле объединяет
Всех детей- и белых, и цветных.
Дружба- это если пишут дети
Письма детям из другой страны.
Дружба- это мир на всей планете
Без сирот, без ужасов войны.
5.Учитель просит учеников написать на листочках пять наиболее важных качеств характера, которые они ценят в своих друзьях.
Дети записывают эти качества, а затем, по желанию, высказывают своё мнение.
6.Учитель: - Какими чертами характера обладаете вы? (дети высказываются)
7.Учитель:- Мне приятно, что нас окружают такие добрые и заботливые люди, которые стараются помочь, поддержать. И нам с ними легко и интересно. Но часто бывает так, что мальчики дружат только с мальчиками, а девочки только с девочками. Я знаю, что некоторые мальчишки считают невозможной дружбу с девчонками. Вот об этом диалог двух мальчиков.
Инсценировка «Мальчишки и девчонки»
Первый. Ты где вчера был?
Второй. Я вчера с Танькой в кино ходил.
Первый. С Танькой в кино ходил? И не стыдно?
Второй. А с чего вдруг стыдно?
Первый. Да она же…
Второй. Чего?
Первый. Да она же… Как её…
Второй. Да что?
Первый. Да она же девчонка.
Второй. Ну и что?
Первый. Да я бы с девчонкой ни за что в кино не пошёл.
Второй. Почему?
Первый. Да потому, что девчонки - это…
Второй. Ну что - девчонки?
Первый. Да девчонки, они же…
Второй. Ну, что они?
Первый. Да они же с косичками!
Второй. Подумаешь, с косичками. Что тут такого? А Танька тем более без косичек.
Первый. А это ещё хуже.
Второй. Почему?
Первый. Потому что дёргать не за что.
Второй. А зачем их дёргать?
Первый. А что с ними ещё делать?
Второй. Поговорить можно.
Первый. О чём сними говорить? Про платья, что ли? Бантики, рюшечки, как у вашей хрюшечки.
Второй. Ну почему же про рюшечки? Мы с ней про книжки говорили.
Первый. Конечно, про книжки, потому что зубрилы они все.
Второй. Ничего и не зубрилы. Таньке и зубрить некогда. Она ещё и в музыкальной школе учится.
Первый. Ага! До, ре, ми, фа, соль, ля, си- кошка ехала в такси. Она всёравно зубрила. Сегодня всё стихотворение от начала до конца рассказала. А на второй строчке заикнулась.
Второй. Плохо учила, наверно, вот и заикнулась.
Первый. Вообще они все ябеды и трусихи.
Второй. Кто ябеда, Танька? А ты вспомни, когда Колька в класс ужа принёс, кто Марье Ивановне наябедничал?
Первый. Так я же не знал, что это уж. Я думал, что это удав гадючий.
Второй. Вот ты испугался, а Танька его в руках держала.
Первый. Конечно, удавы девчонок не трогают.
Второй. Это почему же?
Первый. Потому что они… они… плаксы они все…
Второй. Плаксы? А ты, когда с турника упал, чего же ты ревел?
Первый. Тебе хорошо говорить, а у меня шишка, знаешь, какая здоровенная, чуть не вскочила.
Второй. Ну вот, а Танька ногу вывихнула на секции и даже не ойкнула.
Первый. Зато она в футбол играть не умеет.
Второй. Зато она лучше всех в классе в теннис играет.
Первый. В теннис! Шарики, ракеточки, бегай вокруг сеточки. Девичья игра. То ли дело – бокс! А девчонок в бокс не берут и в борьбу тоже. Вот я борьбой займусь, знаешь, какая у меня шея будет?!
Второй. Подумаешь, шея. В самбо никакая шея не нужна, а девчонок туда принимают.
Первый. Таких глупых?
Второй. Почему же глупых? Танька глупая?
Первый. А была бы она умная, она бы с тобой в кино не пошла.
Второй. Почему?
Первый. Она бы получше кого- нибудь нашла.
Второй. Кого же это?
Первый. Да меня хотя бы.
Второй. Да она с тобой не пойдёт.
Первый. Посмотрим, как не пойдёт. Вот пойду и приглашу её в кино.
Второй. Кого, Таньку?
Первый. Не Таньку, а Таню.
Второй. Так она же это…
Первый. Кто?
Второй. Девчонка.
Первый. Ну и что? Некоторые девчонки лучше любого мальчишки.
Второй. Так я тебе с самого начала это говорил. Пошли вместе пригласим её в кино.
Первый. Пошли.
Два ученика разыгрывают эту сценку. После её исполнения происходит коллективное обсуждение вопроса : «В чём убедились мальчишки».
Учитель предлагает девочкам объединиться в одну группу и обсудить, какие черты характера должны быть свойственны настоящему мальчишке, а мальчики высказывают своё мнение о том, какими чертами характера должна обладать настоящая девчонка. Итоговые суждения сравниваются с мнениями учеников о дружбе, высказанными в начале классного часа.
9. Учитель. Мы живём в прекрасном городе. Какую дату будет отмечать город в свой день рождения?
-Как вы считаете, дружные ли люди здесь живут? Что это доказывает?
Вы- будущие взрослые жители города. Надеюсь, благодаря вам дружба людей в городе будет крепнуть и процветать.
10. Чтение ребёнком стихотворения про Липецк.
11.Рефлексия: У нас гостях собачка Дружок. (игрушка). Расскажите ему, что вы взяли для себя из нашей встречи (передавая друг другу собачку, дети высказывают своё мнение)
12.Учитель: - Давайте закончим нашу встречу песней «О друге».
Звучит фонограмма, дети поют, взявшись за руки.