kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Каша - кормилица наша"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий урока + презентация на тему"Каша - кормилица наша" позволит расширить представления о русском языке как духовной ценности народа, развить познавательный интерес, любовь и уважительное отношение к русскому языку, а через него - к родной культуре. В данной разработке я реализую ФГОС по предмету "Русский родной язык".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Анкета»

Анкета

На уроке я работал

 

активно / пассивно

 Своей работой на уроке я

 

доволен / не доволен

 Урок для меня показался

 

коротким / длинным

 За урок я

 

не устал / устал

 Моё настроение

 

стало лучше / стало хуже

 Материал урока мне был


 

понятен / не понятен

полезен / бесполезен
интересен / скучен

 Домашнее задание мне кажется

 

лёгким / трудным



Просмотр содержимого документа
«Сценарий»


Муниципальное общеобразовательное учреждение города Ржева Тверской области

"Гимназия № 10"имени учителя В.А. Смирнова


Методическая разработка «Я реализую ФГОС»



Сценарий урока
по учебному предмету
«Русский родной язык» во 2 -ом классе
на тему «Каша – кормилица наша».



Предмет: Русский родной язык

Авторы: О.М. Александрова и др.

Класс: 2

Работу выполнила:

Теровец Раиса Анатольевна,
учитель начальных классов

2021



Сценарий урока по теме: «Каша – кормилица наша».

Русский родной язык. 2 класс.

Планируемые результаты:

Предметные: 

1) распознавать слова, называющие то, что ели в старину;

2) понимать значение устаревших слов по указанной тематике;

3) понимать значение русских пословиц, поговорок, фразеологизмов, возникновение которых связано с едой;

4) осознавать их употребления в современных ситуациях речевого общения.

Личностные:

  1. проявлять интерес к изучению темы;

  2. желание приобретать новые знания;

  3. осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  1. умение удерживать внимание при восприятии информации, предположить и сформулировать тему урока;

  2. учиться работать по предложенному учителем плану;

  3. ориентироваться в разных способах выполнения задания.

Познавательные УУД:

  1. формулировать познавательный интерес, любовь, уважительное отношение к русскому языку, а через него –

к родной культуре;

  1. строить цепочку рассуждений, обосновывать свои наблюдения, делать выводы;

  2. использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно

ситуации общения.

Коммуникативные УУД:

  1. использовать коммуникативные приёмы устного общения слушать и понимать речь других;

  2. приходить к единому мнению при работе в паре, группе;

  3. адекватно использовать речь для представления результата.



Назва

ние этапа

Времен-

ные

рамки

этапа

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность детей

1.Самоопределение

к деятельности


2 мин

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Устанавливает тематические рамки.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мне хотелось бы начать урок со слов русского поэта Николая Алексеевича Некрасова: «Правилу следуй упорно: чтобы словам было тесно, а мыслям — просторно». Настроимся на активную работу.

Слушают и объясняют смысл высказывания Н.А. Некрасова – настраиваются на работу.

2.Актуализация знаний

и мотивация

5 мин

Актуализирует необходимое и достаточное для открытия нового.

Вы уже знаете, что в русском языке есть много пословиц и устойчивых выражений, в которых упоминается слово «каша». Попробуйте объяснить выражения:

  1. Мало каши ел

  2. Расхлёбывать кашу

  3. Каша во рту

  4. Каша в голове

  5. Сапоги каши просят



Объясняют выражения:

1.Слабый, хилый человек.

2. Распутывать неприятное дело.

3. Невнятное произношение.

4. Нет ясности в понимании чего-то.

5. Обувь износилась до дыр.


3. Постановка учебной проблемы

1 мин

Сформулируйте тему нашего урока и запишите её в тетрадь.

Запись в тетради: Каша – кормилица наша.


4. Работа в группах. Самостоятельная работа

с самопроверкой в классе


6 мин

Прочитать текст и пересказать его.


  1. В древности существовал обычай братчины, когда пиршество готовили коллективно. Каждый человек должен был принести свою долю продуктов. Если человек не хотел участвовать в общем деле, о нём говорили, что с ним каши не сваришь. Сейчас мы говорим так о человеке, с которым трудно договориться.


  1. Каша была обязательным угощением на свадьбе. В прошлом о свадебном пире так и говорили: чинить кашу. Так, Новгородская летопись рассказывает, что Александр Невский дважды кашу чинил, то есть устраивал свадьбу в двух городах: и в Торопце, и в Новгороде. Свадьба рассматривалась как дело хлопотное, отсюда и значение выражения заваривать кашу – «затевать хлопотное, сложное дело».


Умение работать в малых группах, умение слушать и слышать, умение быть внимательным. Для оценки устного сообщения ученика используется набор критериев: точность (вся информация передана без искажения), ясность (говорить так, чтобы тебя понимали одноклассники), чёткость (не торопиться, не «съедать окончания», «без пауз неоправданных»). Лидер от группы отвечает, а остальные делают пометы на оценочном листе.

Оценочный лист

Я – ясность изложения

Ч – чёткость речи

Т – точность

? – есть вопрос

У каждого ребёнка оценочный лист, где ученик, выслушивая сообщение одноклассника, ставит «плюс» или «минус». Если какой-то информации не было в сообщении, то задают вопрос. Одна группа делает сообщение, другая группа оценивает выступление, передвигая магниты по соответствующим шкалам. В случае необходимости комментируют свою оценку.



Наблюдает работу в малых группах

(у каждого ученика листок с текстом)

Отмечает продуктивные образцы взаимодействия в группе (типы помощи друг другу). Оценка по критериям:

- Вся ли информация передана верно?

- Удалось ли рассказать уверенно, чётко, ясно?

Помогает формулировать «щадящие» высказывания критики, обращает внимание на самые удачные ответы.

Похвала (что получилось)

Замечание (что пока не получается)

Совет (что сделать, чтобы получилось)

Шкала с магнитами нарисована на доске




  1. «Открытие» нового знания. Работа в паре.

1 мин

Прочитайте пословицу и объясните её смысл.



Читают и объясняют смысл пословицы. Пословица говорит о том, что что-то необходимое, полезное не может помешать делу, испортить что-либо.

  1. Включение в систему знаний. Работа в паре.

8 мин

Определите, названия, каких каш можно объяснить с помощью названия растений, из зёрен которых они готовятся. Запишите в тетрадь слова парами.


Пшённая каша готовится из зёрен проса.



Овсяная каша (овсянка) готовится из зёрен овса.


Манная каша готовится из зёрен пшеницы, превращённых в очень мелкую крупу.




Рисовая каша готовится из зёрен риса.


Гречневая каша готовится из зёрен гречихи.


Перловая каша готовится из ячменя.

Применение нового знания

2 мин

Прочитайте пословицу. Объясните, как вы её понимаете?

Читают и объясняют смысл пословицы. Умение правильно отвечать на вопрос. Пословица говорит о том, что сам затеял что-либо хлопотное, неприятное, сам и выпутывайся.

  1. Физкультминутка

1 мин


Обучающиеся выполняют движения по образцу.

  1. Первичное закрепление.

5 мин

Послушайте и скажите, из чего варили кашу, о которой упоминается в «Сказке о попе и о работнике его Балде» А.С. Пушкина?

Балда говорит: «Буду служить тебе славно,

Усердно и очень исправно,

В год за три щелка тебе по лбу,

Есть же мне, давай варёную полбу»

На Руси была популярна полбенная каша, которую варили из зёрен полбы. Полба – это низкий сорт пшеницы, который выращивался на Руси в большом количестве. Полба неприхотлива, она не требует никакого ухода. Ей не страшны ни вредители, ни сорняки. Полбенная каша очень полезная.

Умение слушать и слышать, быть внимательным.


Я вам прочитаю небольшой текст. О чём здесь говорится?

«Самая любимая и популярная каша у русских людей – гречневая. Эта каша всегда ставилась на праздничный стол. Она считается национальным русским кушаньем, хотя и появилась довольно поздно, только в 15 веке».

Какая из пословиц может быть заголовком этого текста?


Выбирают пословицу и объясняют свой выбор.

  1. Работа в группах. Развитие умения, применение нового знания.

8 мин

Прочитайте текст. Ответьте на вопросы: как появились названия «суворовская каша», «гурьевская каша»?

  1. В одном из дальних походов русскому полководцу Александру Васильевичу Суворову доложили, что кормить солдат нечем, осталось понемногу разных видов крупы: пшеничной, ржаной, ячменной, овсяной гороховой. Каши из любого из этих видов зерна не хватило бы и на половину армии. Тогда Суворов приказал сварить все оставшиеся крупы вместе. «Суворовская каша» солдатам очень понравилась, а имя великого полководца теперь носит одна из каш.

  2. 2. Однажды граф Дмитрий Александрович Гурьев обедал у своего знакомого. На десерт была подана совершенно необычная на вид и вкус каша. Граф считал себя большим знатоком кулинарного дела, но такой изумительной каши он ещё не ел. Узнав от гостеприимного хозяина, что её приготовил крепостной повар, он выкупил этого повара. И теперь уже гости графа Гурьева стали воздавать хвалу великолепной каше, неизменно подававшейся в его доме на десерт. Слава о «гурьевской каше» разнеслась по всей России.

  3. 3. Надумала венгерская королева как-то «гурьевской каши» перед сном поесть. Русский посол ей в день ангела полный рецепт предоставил: мёд да миндаль, да манной каши на сливках, да изюму с цукатами чайную чашку верхом. До того вкусно,

Умение работать в группах, сотрудничать со сверстниками. Умение отвечать на поставленный вопрос.



что повар на королевской кухне, пробуя, наполовину съел. И горничная, по коридору несла, тоже попробовала. Однако и королеве осталось.

Знакомство с А.С. Суворовым и Д.А. Гурьевым.

Как вы думаете, что объединяет этих людей?

Рассматривают портреты полководца А.В. Суворова и графа Д.М. Гурьева. Высказывают свои мнения.

  1. Работа над пословицами и скороговоркой

3 мин

Прочитайте пословицы о каше.

Прочитайте шуточную скороговорку поэтессы Ирины Петровны Токмаковой. Как вы считаете, связаны ли по значению слова «каша» и «кашалот»?

Верно, кашалот - это крупнейшее из зубатых китов.

Длина кита 20 м (длиной с вагон), масса 50 тонн (весом с танк). У этих китов огромная голова, она составляет третью часть тела кашалота. Один только зуб весит 2 кг. Едят кашалоты рыбу и кальмаров.


Читают хором пословицы о каше. Обобщают знания.

Нет, каша – это кушанье, а кашалот – это морское животное.


11. Домашнее задание


1 мин



Записывают домашнее задание в дневник.

12. Рефлексия

деятельности.

Итог урока

2 мин

Организует рефлексию. Алгоритм самооценки.




Заполнение анкеты






Просмотр содержимого презентации
«Презентация»

РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК

РУССКИЙ РОДНОЙ

ЯЗЫК

Николай Алексеевич Некрасов Правилу следуй упорно: чтобы словам было тесно, а мыслям – просторно.

Николай Алексеевич Некрасов

Правилу следуй упорно:

чтобы словам было тесно,

а мыслям – просторно.

Мало каши ел  Расхлёбывать кашу  Каша во рту  Каша в голове  Сапоги каши просят

Мало каши ел Расхлёбывать кашу Каша во рту Каша в голове Сапоги каши просят

КАША –  КОРМИЛИЦА НАША

КАША –

КОРМИЛИЦА НАША

КАШУ МАСЛОМ НЕ ИСПОРТИШЬ.

КАШУ МАСЛОМ НЕ ИСПОРТИШЬ.

ПРОСО

ПРОСО

Просо - пшённая

Просо - пшённая

ОВЁС

ОВЁС

Овёс - овсяная

Овёс - овсяная

ПШЕНИЦА

ПШЕНИЦА

Пшеница – манная

Пшеница – манная

РИС

РИС

Рис - рисовая

Рис - рисовая

ГРЕЧИХА

ГРЕЧИХА

Гречиха - гречневая

Гречиха - гречневая

ЯЧМЕНЬ

ЯЧМЕНЬ

Ячмень - перловая

Ячмень - перловая

Сам кашу заварил, сам и расхлёбывай.

Сам кашу заварил, сам и расхлёбывай.

Физкультминутка Глазки видят всё вокруг, Обведу я ими круг. Глазкам видеть всё дано – Где окно, а где кино. Обведу я ими круг, Погляжу на мир вокруг.

Физкультминутка

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазкам видеть всё дано –

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

Полбенная каша

Полбенная каша

Горе наше - гречневая каша: поел бы такой, да нет никакой.   Овсяная каша сама себя хвалит, а гречневую люди хвалят.   Мать наша – гречневая каша.

Горе наше - гречневая каша: поел бы такой, да нет никакой. Овсяная каша сама себя хвалит, а гречневую люди хвалят. Мать наша – гречневая каша.

суворовская каша гурьевская каша

суворовская каша

гурьевская каша

Александр  Васильевич  Суворов Суворовская каша Суворовская каша

Александр Васильевич Суворов

Суворовская каша

Суворовская каша

Дмитрий  Александрович  Гурьев Гурьевская каша Гурьевская каша

Дмитрий Александрович Гурьев

Гурьевская каша

Гурьевская каша

МУДРОСТЬ В ПОСЛОВИЦАХ Русского мужика без каши не накормишь.  Без каши обед не обед. Русского мужика без каши не накормишь. Без каши обед не обед.

МУДРОСТЬ В ПОСЛОВИЦАХ

Русского мужика без каши не накормишь.

Без каши обед не обед.

Русского мужика без каши не накормишь.

Без каши обед не обед.

СКОРОГОВОРКА Был кашеваром кашалот, А кашеедом кит. Но простудился кашалот, Стал сильно кашлять он, и вот Стал кашеедом кашалот, А кашеваром кит. Был кашеваром кашалот, А кашеедом кит.

СКОРОГОВОРКА

Был кашеваром кашалот,

А кашеедом кит.

Но простудился кашалот,

Стал сильно кашлять он, и вот

Стал кашеедом кашалот,

А кашеваром кит.

Был кашеваром кашалот,

А кашеедом кит.

Кашалот

Кашалот

Домашнее задание Найти объяснение слова «каша» в толковых словарях  С. И. Ожегова, В.И. Даля.

Домашнее задание

Найти объяснение слова «каша»

в толковых словарях

С. И. Ожегова, В.И. Даля.

Рефлексия На уроке я работал Своей работой на уроке я Активно/пассивно Урок для меня показался Доволен / не доволен За урок я Коротким / длинным Моё настроение Материал урока мне был Не устал / устал Стало лучше / стало хуже Домашнее задание мне кажется Понятен / не понятен Полезен / бесполезен Лёгким / трудным Интересен / скучен

Рефлексия

На уроке я работал

Своей работой на уроке я

Активно/пассивно

Урок для меня показался

Доволен / не доволен

За урок я

Коротким / длинным

Моё настроение

Материал урока мне был

Не устал / устал

Стало лучше / стало хуже

Домашнее задание мне кажется

Понятен / не понятен

Полезен / бесполезен

Лёгким / трудным

Интересен / скучен

Интернет источники   http://www.tanais.info/kramskoy/kramskoy29.jpg - портрет Н.А. Некрасова http://www.dpol4.ru/img/picture/Jun/03/3542b3de6b410a91c455b0eb7d87177c/2.jpg - фон http:// www.clker.com/cliparts/Y/Z/9/A/r/1/interrogante-hi.png - знак вопроса https:// ru.depositphotos.com/stock- кашалот https:// ru.wikipedia.org/wiki  - портрет А.В . Суворова https://ru.wikipedia.org/wiki / -портрет графа Д. А. Гурьева https:// www.google.com/search -филин https:// www.google.com/search - обложка книги «Сказка о попе и о работнике его Балде» https:// ru.depositphotos.com/stock-photos - пара старых сапог https:// russian7.ru/post/ -Гурьевская каша https:// www.google.com/ - изображения детей https :// ru.depositphotos.com/ - мальчик и карандаш

Интернет источники  

http://www.tanais.info/kramskoy/kramskoy29.jpg - портрет Н.А. Некрасова http://www.dpol4.ru/img/picture/Jun/03/3542b3de6b410a91c455b0eb7d87177c/2.jpg - фон

http:// www.clker.com/cliparts/Y/Z/9/A/r/1/interrogante-hi.png - знак вопроса

https:// ru.depositphotos.com/stock- кашалот

https:// ru.wikipedia.org/wiki - портрет А.В . Суворова

https://ru.wikipedia.org/wiki / -портрет графа Д. А. Гурьева

https:// www.google.com/search -филин

https:// www.google.com/search - обложка книги «Сказка о попе и о работнике его Балде»

https:// ru.depositphotos.com/stock-photos - пара старых сапог

https:// russian7.ru/post/ -Гурьевская каша

https:// www.google.com/ - изображения детей

https :// ru.depositphotos.com/ - мальчик и карандаш


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Каша - кормилица наша"

Автор: Теровец Раиса Анатольевна

Дата: 18.04.2021

Номер свидетельства: 578512

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Карточка – задание «Каша-кормилица наша»"
    ["seo_title"] => string(41) "kartochka_zadaniie_kasha_kormilitsa_nasha"
    ["file_id"] => string(6) "418955"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1495907568"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Внеурочная деятельность "Каша-кормилица наша""
    ["seo_title"] => string(47) "vneurochnaia_deiatelnost_kasha_kormilitsa_nasha"
    ["file_id"] => string(6) "518666"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1567066420"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "разработка урока по технологии "Блюда из круп бобовых и макаронных изделий" "
    ["seo_title"] => string(80) "razrabotka-uroka-po-tiekhnologhii-bliuda-iz-krup-bobovykh-i-makaronnykh-izdielii"
    ["file_id"] => string(6) "208925"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430940537"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Интерактивная викторина  «Своя игра» «Русская каша-кормилица наша» "
    ["seo_title"] => string(69) "intieraktivnaia-viktorina-svoia-ighra-russkaia-kasha-kormilitsa-nasha"
    ["file_id"] => string(6) "104244"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1402678896"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(39) ""Каша- кормилица наша""
    ["seo_title"] => string(22) "kasha_kormilitsa_nasha"
    ["file_id"] => string(6) "417456"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1495389965"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства