3) понимать значение русских пословиц, поговорок, фразеологизмов, возникновение которых связано с едой;
4) осознавать их употребления в современных ситуациях речевого общения.
Назва ние этапа | Времен- ные рамки этапа | Содержание этапа |
Деятельность учителя | Деятельность детей |
1.Самоопределение к деятельности | 2 мин | Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Устанавливает тематические рамки. Здравствуйте, ребята! Сегодня мне хотелось бы начать урок со слов русского поэта Николая Алексеевича Некрасова: «Правилу следуй упорно: чтобы словам было тесно, а мыслям — просторно». Настроимся на активную работу. | Слушают и объясняют смысл высказывания Н.А. Некрасова – настраиваются на работу. |
2.Актуализация знаний и мотивация | 5 мин | Актуализирует необходимое и достаточное для открытия нового. Вы уже знаете, что в русском языке есть много пословиц и устойчивых выражений, в которых упоминается слово «каша». Попробуйте объяснить выражения: Мало каши ел Расхлёбывать кашу Каша во рту Каша в голове Сапоги каши просят | Объясняют выражения: 1.Слабый, хилый человек. 2. Распутывать неприятное дело. 3. Невнятное произношение. 4. Нет ясности в понимании чего-то. 5. Обувь износилась до дыр. |
3. Постановка учебной проблемы | 1 мин | Сформулируйте тему нашего урока и запишите её в тетрадь. | Запись в тетради: Каша – кормилица наша. |
4. Работа в группах. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе | 6 мин | Прочитать текст и пересказать его. В древности существовал обычай братчины, когда пиршество готовили коллективно. Каждый человек должен был принести свою долю продуктов. Если человек не хотел участвовать в общем деле, о нём говорили, что с ним каши не сваришь. Сейчас мы говорим так о человеке, с которым трудно договориться. Каша была обязательным угощением на свадьбе. В прошлом о свадебном пире так и говорили: чинить кашу. Так, Новгородская летопись рассказывает, что Александр Невский дважды кашу чинил, то есть устраивал свадьбу в двух городах: и в Торопце, и в Новгороде. Свадьба рассматривалась как дело хлопотное, отсюда и значение выражения заваривать кашу – «затевать хлопотное, сложное дело». | Умение работать в малых группах, умение слушать и слышать, умение быть внимательным. Для оценки устного сообщения ученика используется набор критериев: точность (вся информация передана без искажения), ясность (говорить так, чтобы тебя понимали одноклассники), чёткость (не торопиться, не «съедать окончания», «без пауз неоправданных»). Лидер от группы отвечает, а остальные делают пометы на оценочном листе. Оценочный лист Я – ясность изложения Ч – чёткость речи Т – точность ? – есть вопрос У каждого ребёнка оценочный лист, где ученик, выслушивая сообщение одноклассника, ставит «плюс» или «минус». Если какой-то информации не было в сообщении, то задают вопрос. Одна группа делает сообщение, другая группа оценивает выступление, передвигая магниты по соответствующим шкалам. В случае необходимости комментируют свою оценку. |
| | Наблюдает работу в малых группах (у каждого ученика листок с текстом) Отмечает продуктивные образцы взаимодействия в группе (типы помощи друг другу). Оценка по критериям: - Вся ли информация передана верно? - Удалось ли рассказать уверенно, чётко, ясно? Помогает формулировать «щадящие» высказывания критики, обращает внимание на самые удачные ответы. Похвала (что получилось) Замечание (что пока не получается) Совет (что сделать, чтобы получилось) Шкала с магнитами нарисована на доске | |
«Открытие» нового знания. Работа в паре. | 1 мин | Прочитайте пословицу и объясните её смысл. | Читают и объясняют смысл пословицы. Пословица говорит о том, что что-то необходимое, полезное не может помешать делу, испортить что-либо. |
Включение в систему знаний. Работа в паре. | 8 мин | Определите, названия, каких каш можно объяснить с помощью названия растений, из зёрен которых они готовятся. Запишите в тетрадь слова парами. | Пшённая каша готовится из зёрен проса. |
| Овсяная каша (овсянка) готовится из зёрен овса. |
| Манная каша готовится из зёрен пшеницы, превращённых в очень мелкую крупу. |
| | | Рисовая каша готовится из зёрен риса. |
| Гречневая каша готовится из зёрен гречихи. |
| Перловая каша готовится из ячменя. |
Применение нового знания | 2 мин | Прочитайте пословицу. Объясните, как вы её понимаете? | Читают и объясняют смысл пословицы. Умение правильно отвечать на вопрос. Пословица говорит о том, что сам затеял что-либо хлопотное, неприятное, сам и выпутывайся. |
Физкультминутка | 1 мин | | Обучающиеся выполняют движения по образцу. |
Первичное закрепление. | 5 мин | Послушайте и скажите, из чего варили кашу, о которой упоминается в «Сказке о попе и о работнике его Балде» А.С. Пушкина? Балда говорит: «Буду служить тебе славно, Усердно и очень исправно, В год за три щелка тебе по лбу, Есть же мне, давай варёную полбу» На Руси была популярна полбенная каша, которую варили из зёрен полбы. Полба – это низкий сорт пшеницы, который выращивался на Руси в большом количестве. Полба неприхотлива, она не требует никакого ухода. Ей не страшны ни вредители, ни сорняки. Полбенная каша очень полезная. | Умение слушать и слышать, быть внимательным. |
Я вам прочитаю небольшой текст. О чём здесь говорится? «Самая любимая и популярная каша у русских людей – гречневая. Эта каша всегда ставилась на праздничный стол. Она считается национальным русским кушаньем, хотя и появилась довольно поздно, только в 15 веке». Какая из пословиц может быть заголовком этого текста? | Выбирают пословицу и объясняют свой выбор. |
Работа в группах. Развитие умения, применение нового знания. | 8 мин | Прочитайте текст. Ответьте на вопросы: как появились названия «суворовская каша», «гурьевская каша»? В одном из дальних походов русскому полководцу Александру Васильевичу Суворову доложили, что кормить солдат нечем, осталось понемногу разных видов крупы: пшеничной, ржаной, ячменной, овсяной гороховой. Каши из любого из этих видов зерна не хватило бы и на половину армии. Тогда Суворов приказал сварить все оставшиеся крупы вместе. «Суворовская каша» солдатам очень понравилась, а имя великого полководца теперь носит одна из каш. 2. Однажды граф Дмитрий Александрович Гурьев обедал у своего знакомого. На десерт была подана совершенно необычная на вид и вкус каша. Граф считал себя большим знатоком кулинарного дела, но такой изумительной каши он ещё не ел. Узнав от гостеприимного хозяина, что её приготовил крепостной повар, он выкупил этого повара. И теперь уже гости графа Гурьева стали воздавать хвалу великолепной каше, неизменно подававшейся в его доме на десерт. Слава о «гурьевской каше» разнеслась по всей России. 3. Надумала венгерская королева как-то «гурьевской каши» перед сном поесть. Русский посол ей в день ангела полный рецепт предоставил: мёд да миндаль, да манной каши на сливках, да изюму с цукатами чайную чашку верхом. До того вкусно, | Умение работать в группах, сотрудничать со сверстниками. Умение отвечать на поставленный вопрос. |
| | что повар на королевской кухне, пробуя, наполовину съел. И горничная, по коридору несла, тоже попробовала. Однако и королеве осталось. Знакомство с А.С. Суворовым и Д.А. Гурьевым. Как вы думаете, что объединяет этих людей? | Рассматривают портреты полководца А.В. Суворова и графа Д.М. Гурьева. Высказывают свои мнения. |
Работа над пословицами и скороговоркой | 3 мин | Прочитайте пословицы о каше. Прочитайте шуточную скороговорку поэтессы Ирины Петровны Токмаковой. Как вы считаете, связаны ли по значению слова «каша» и «кашалот»? Верно, кашалот - это крупнейшее из зубатых китов. Длина кита 20 м (длиной с вагон), масса 50 тонн (весом с танк). У этих китов огромная голова, она составляет третью часть тела кашалота. Один только зуб весит 2 кг. Едят кашалоты рыбу и кальмаров. | Читают хором пословицы о каше. Обобщают знания. Нет, каша – это кушанье, а кашалот – это морское животное. |
11. Домашнее задание | 1 мин | | Записывают домашнее задание в дневник. |
12. Рефлексия деятельности. Итог урока | 2 мин | Организует рефлексию. Алгоритм самооценки. | Заполнение анкеты |