МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
интерактивной викторины «Своя игра» «Русская каша-кормилица наша»
Авторы: Кирсанова О.Н. Антонова О.В
Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 104, VIII вида» МБС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 104, VIII вида»
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предметное внеурочное мероприятие по СБО «Своя игра». Это коллективная форма организации внеклассной работы по СБО в 5–8 классах, направленная в первую очередь на привитие интереса к предмету у школьников с ограниченными возможностями здоровья. Специально разработанное внеклассное занятие является наиболее эффективным средством успешного закрепления усвоенных знаний и соотношения этих знаний с воспринимаемым материалом. Знание материала является обязательным условием активного участия в игре, а иногда – обязательным условием выигрыша. Игра даёт возможность не только совершенствовать, но и приобретать новые знания, так как стремление выиграть заставляет думать, вспоминать уже пройденное и запоминать всё новое.
Положительное влияние на личность учеников оказывает также и групповая деятельность. Ключевой особенностью интерактивной викторины от, казалось бы, схожих по значению тренажёров и игр, является ориентация на коллективную работу с объектом. Викторина рассчитана на работу сразу нескольких классов и способна выделять различные аспекты работы людей в группе: как соревновательные, так и объединяющие.
Методическая разработка представляет собой внеклассное мероприятие, которое проводится среди учеников седьмых классов. Аналог телевизионной викторины «Своя игра». Мероприятие проводится в рамках недели СБО. В викторину включены вопросы по таким темам, как «Сказки», «Продукты», «Посуда», «Народная мудрость», «Крупы».
Для участия в викторине не требуется углубленных знаний по указанным темам, однако необходим широкий кругозор, знания, полученные в ходе изучения предмета СБО, общая эрудиция.
В ходе викторины ученики приобретают навыки общения, навыки поведения в затруднительной ситуации, активизируется долговременная память, активность учеников, способность переключать внимание с одной темы на другую. Повышается эрудиция как игроков, так и зрителей.
Роль преподавателя заключается в подготовке вопросов викторины и компьютерной презентации по этим вопросам, в подборе участников игры, в подготовке ведущих и учащихся, проводящих паузы между турами. Велика роль преподавателя в эмоциональном настрое учеников на игру, который необходим, чтобы мероприятие прошло интересно, задорно, дало положительный эмоциональный заряд учащимся.
II. ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ВИКТОРИНЫ «СВОЯ ИГРА»
ЦЕЛИ ИГРЫ:
Цель данного мероприятия познакомить детей с историей возникновения каш, рассказать о значении их для здоровья человека.
ЗАДАЧИ ИГРЫ:
Образовательные:
Развивающие:
Развивать внимание, сообразительность, находчивость, мышление, наблюдательность, любознательность.
Воспитательные:
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ К ИГРЕ:
1) Подготавливаются по 6 вопросов по следующим темам «Посуда», «Продукты», «Народная мудрасть», «Крупы», «Кот в мешке», «Сказки». Вопросы подразделяются на 6 уровней сложности: стоимостью 1, 2, 3, 4,5 и 6 баллов.
2) Подготавливается видеоролик «Каша».
3) Создается предварительно презентация, и вносятся в нее составленные вопросы.
4) Выбираются 5 игроков от класса. Для проведения игры необходимо 2-е ведущих, один из которых управляет компьютерной презентацией, другой задает вопросы, три человека для подсчета баллов игроков (Жюри).
НЕОБХОДИМОЕ ВРЕМЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ мероприятия: 40 минут.
МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ мероприятия:
- Персональный компьютер
- Мультимедиапроектор
- Распечатка вопросов ведущему (Приложение 1)
- Сигнальные карточки команд
- Презентация «Своя игра» в программе Microsoft Office PowerPoint.
III. ХОД ПРОВЕДЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ВИКТОРИНЫ «СВОЯ ИГРА»
ХОД ВИКТОРИНЫ
Ведущий: Здравствуйте, ребята!
Сегодня мы собрались с вами на игру героиня которой, Его Величество Каша.
Слушайте внимательно, так как это может помочь вам с ответами. С кашей человек сталкивается с самых первых моментов своей жизни.
(Вопрос в зал: «С какой кашей?» (Манной)
Верно с манной, а как вы думаете, почему именно каша? (Она придает силы)
С древних времен на пирах Богов подавали кашу, как одно из самых изысканных блюд. На Руси кашу ели на пирах свадебных, (молодоженам давали) и на похоронах (кутья, рисовая каша с изюмом), и даже при заключении мира между воюющими племенами обязательно нужно было сварить и съесть кашу, и если вдруг, мир не был заключен стороны не пришли к одному решению говорили: «С ним каши не сваришь»
В русской литературе есть произведения, в которых упоминается каша, Великий русский поэт А. С. Пушкин в «Сказка о попе и работнике Балде», упоминается каша под названием полба.
Полба- это дикорастущий сорт пшеницы с приятным ореховым вкусом.
Произведение Н. Носова «Мишкина каша», и русские народные сказки «Каша из топора», «Лиса и Журавль».
Сегодня мы с вами можем побывать на месте Богов и сами приготовить кашу и даже украсить.
Ведущий: Разрешите представить нашу счетную комиссию.
Ведущий: итак, начинаем нашу викторину. Представляю участников нашей викторины.
ПРАВИЛА ИГРЫ:
Творческое задание: Перед началом игры предполагается посмотреть фильм, где показаны фотографии, как можно украсить каши. Каши у всех будут одинаковы, и находятся на столике перед вами, здесь же находиться и продукты, которые могут понадобиться для украшений. От каждой команды для творческого конкурса необходимо 2 человека, они возьмут готовую кашу и все, что необходимо для украшений.
Игра состоит из двух туров, один из которых финальный. В каждом туре участвуют по 2 игрока. В викторине принимают участие три седьмых класса. Каждый класс должна представить пять участников, предварительно распределив кто участвует в творческом задание, кто в II туре. Каждый следующий тур усложняется, поэтому важно правильное распределение участников. Баллы, получаемые участниками во всех турах, суммируются, таким образом, определяется группа – победитель.
В ходе II тура викторины участник выбирает категорию вопросов: «Посуда», «Продукты», «Народная мудрасть», «Крупы», «Кот в мешке», «Сказки». и стоимость вопроса: 1, 2, 3, 4, 5 и 6 баллов. Отвечает на вопрос тот, кто первым поднимет сигнальную карточку. При правильном ответе количество баллов игрока увеличивается, при неправильном ответе баллы снимаются. Отвечать надо быстро, ответы не обсуждаются. Если Вам попался «кот в мешке», то вы отдаете свой вопрос любому из игроков на выбор, при этом категория и стоимость вопроса неизвестны, выбранный игрок обязан дать ответ на вопрос.
Ведущий: Итак, игроки готовы. Зрителей прошу не выкрикивать, не подсказывать, так как в этом случае ответ засчитан не будет, и баллы будут сняты.
Начинаем игру!
Пауза: Тематический видеоролик.
Ведущий: представляю игроков II тура. Вам предлагается каждому выбрать категорию вопросов по очереди, если вы не даете правильный ответ, право ответа есть у других команд.
Звучит музыкальная заставка. Начинается игра.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ:
По общему количеству набранных баллов сообщается группа – победитель.
Поздравляем! (награждение).
Огромное спасибо участникам викторины, всем, кто помогал проводить игру, преподавателям за подготовку вопросов, зрителям, активно поддерживающим своих игроков. Наша игра прошла весело, интересно, мы узнали много нового и проверили свою эрудицию.