kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Каша- кормилица наша"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок поможет систематизировать знания о крупах, познакомит с родиной основных зерновых культур, с народными традициями и обрядами связанные с крупами. А поможет в этом виртуальное путешествие в страны, где родиной являются те или иные  зерновые культуры.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Каша- кормилица наша"»



Урок по технологии в 6 классе «Каша - кормилица наша».

Учитель технологии МБОУ ТСОШ№3

Авдиенко Галина Георгиевна.

Цели урока:

1. Систематизировать знания о крупах и блюдах из них; познакомиться с родиной основных круп, с традициями и обрядами русского народа, связанными с зерновыми культурами, крупами, изучить технологию приготовления каши

2. формировать устойчивый интерес к народным традициям, истории и культуре своего народа, научить приготовлению некоторых блюд русской кухни, воспитывать бережное отношение к продуктам питания, привить навыки работы в коллективе.

Оборудование.

Глобус; образцы круп; таблица “Виды круп и их признаки”; презентация

ХОД УРОКА:

I. Вхождение в урок.

(На слайде изображение пшеничного поля, дети стоят полукругом возле поля)

- Девочки , мы находимся на краю пшеничного поля. Давайте встанем в круг и возьмёмся за руки. Стоит яркий солнечный день, ветерок колышет спелые колосья. Пшеница передаёт вам тепло этого дня (пожмите руку друг другу и передайте это тепло).

- Ну, вот теперь и мы согреты теплом этого дня, которого, надеюсь, нам хватит до конца занятия. (Дети садятся)

- Посмотрите ещё раз на пшеничное поле, скажите, какое у вас сегодня настроение, с чем вы его можете сравнить? Оно как нежное маленькое зёрнышко, которое хочет укрыться в тепле, как колосок, который тянется к солнцу.

Наш народ хлебосолен. Хлеб на праздничном столе всегда стоит на почётном месте. Дорогих гостей встречают хлебом - солью. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Не каждый знает, что, принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.

Считается, что впервые хлеб появился на земле свыше 15 тысяч лет назад. Первый хлеб имел вид жидкой каши. Она и является прародительницей хлеба.

Археологи предполагают, что однажды во время приготовления зерновой каши часть её вывалилась и превратилась в румяную лепёшку. Своим приятным запахом, аппетитным видом и вкусом она удивила человека. Тогда-то наши предки из густой зерновой каши стали выпекать пресный хлеб в виде лепёшки.

II. Выведение темы и цели занятия.

Давайте с вами вспомним:

- Какие продукты и блюда получают из зерновых культур? (хлеб, хлебобулочные изделия, каши)

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем занятии? (о блюдах из зерна)

- как вы думаете, какая тема нашего урока?

- Тема нашего урока : "КАША- КОРМИЛИЦА НАША".

- Давайте определим цели занятия:

УЗНАТЬ…(новое по теме, полезность данных продуктов, где родина какой культуры)

ПОВТОРИТЬ…(какие бывают виды каш…)

ПОМНИТЬ! (о том, что нужно бережно относиться к хлебу)

3.Актуализация знаний.

Я предлагаю вам отправиться в путешествие Цель нашего кругосветного плавания: найти новые растения, собрать о них данные, узнать какие крупы получаются из них, научиться использовать их в кулинарии.

Крупы получают из различных зерновых культур. К зерновым культурам относятся хлебные злаки (пшеница, овес, ячмень, рис , просо, кукуруза), бобовые (бобы, фасоль, горох, чечевица, соя), а также гречишное растение - гречиха. Из одних делают муку, а из других крупу.

В старорусском языке слово «каша» означает то же самое, что и «пир». На Руси варили каши жидкие, которые назывались «размазни», рассыпчатые – «крутые» и полужидкие «кашицы». Кашу варили на молоке и воде, при их изготовлении использовали различные добавки – грибы, сало, мясо, лук и т.д. Без каши не обходился ни один праздничный стол. Специальные каши варили в честь любого знаменательного события. Её подавали на поминальный стол, при заключении соглашений, окончании строительства церкви, подавали на свадьбе. Так, жених и невеста должны были обязательно при гостях сварить кашу, а затем съесть её, так проверялась прочность их чувств. При рождении ребёнка готовились «бабина каша» - крутая, пересоленная, которую должен был съесть молодой отец.

У русских князей существовал обычай – в знак примирения между врагами варить кашу. Без каши мирный договор считался недействительным. С тех пор про несговорчивых людей говорят: «С ним кашу не сваришь».

Во время исторического перехода армии великого полководца А.Суворова через Альпы родился знаменитый рецепт суворовской каши. К концу перехода закончились почти все припасы. Оставалось чуть-чуть гороха, пшена, перловки, гречки. Задумавшись над тем, как накормить истощенных солдат, Суворов отдал вдруг приказ – все крупы варить в общем котле, добавив лук и масло. Оказалось вкусно и полезно, а такую кашу до сих пор называют суворовской.

Крупы имеют большую пищевую ценность, они снабжают организм углеводами и растительными белками. Крупы содержат от 68-77% углеводов и до 12% растительного белка. Больше всего белка содержится в манной, гречневой, овсяной крупах. В гречневой и овсяной содержится 65-68 % углеводов, представлены в основном клетчаткой, поэтому гречневую и овсяную крупу рекомендуют использовать в питании пожилых людей. Манную крупу и рис, в которых углеводы представлены в основном крахмалом, рекомендуется использовать в детском питании. В крупах "содержатся витамины группы В и витамины РР, особенно богаты ими овсяная и гречневая крупы.

По качеству крупы должны удовлетворять следующим основным требованиям: иметь цвет, вкус и запах, присущие данному виду крупы, быть без посторонних привкусов и запахов. Вот эту характеристику круп вы должны отметить в путешествии.

Я приглашаю всех на корабль и своё путешествие мы начинаем с порта Владивостока, который находится на Дальнем Востоке.

(звучит шум морской волны)

Ближайшая остановка от порта Владивосток – это Япония, а рис одна из самых распространённых культур в мире, особенно в Азии. Первое знакомство будет с рисом.

1-я ученица но фоне японской музыки рассказывает о культуре рис.

РИС – самая распространенная крупа. По площадям посева и по валовому сбору зерна рис занимает второе место после пшеницы. Большинство исследователей считают, что именно рис стал первым культурным растением. Интересно, что китайское слово “земледелие” пишется и произносится как “возделывание риса”

Занятная легенда о появлении риса есть у жителей острова Калимантан (выступающая прикрепляет фишку “РИС” к острову Калимантан, находя его на карте). В далёкие времена небо было намного ближе к земле. Боги часто спускались к людям, праведные люди иногда поднимались на небо.

Однажды попал туда храбрый и справедливый юноша, увидел семена риса.

- Что это? – спросил юноша. Его проводили к богу Пуа Ламоа. Бог оказался добрым, угостил гостя варёным рисом. Юноше блюдо очень понравилось. Он хотел взять зёрна на землю, но боги не позволили, сказав, что это пища богов. Юноша ушёл, но несколько забились в его сандалии. С тех пор человек ест вдоволь зёрна риса.

В древней столице Японии – Киото на холме Фунаоко – есть священный камень. Две каменные пестро окрашенные лисицы охраняют его. На его ступенях стоит мисочка с рисом и чашки с солью и водой. Сюда приходят просить божество риса о помощи, повторяя своё желание и обходя вокруг камня, это желание обязательно сбудется.

На острове Сулавеси существует такой обычай: когда рождается ребёнок, ему дают попробовать варёного риса, считая, что вкусив его ребенок уже не захочет расставаться с земным существованием и обязательно будет жить.

В Индии при обряде венчания жрец посыпает жениха и невесту рисовой мукой. Тут же рис приносится богам в жертву. Индия считается родиной риса. Сначала его выращивали используя только муссонные дожди, но позже заметили, что рис лучше растёт на “заливных местах”. Рис называют сыном воды и солнца. В Европу рис привёз Александр Македонский. Сейчас существует около 30 видов риса.

В Японии новобрачным подносят рисовые лепёшки, как символ благополучия, долголетия и изобилия. Готовят из риса и ритуальные блюда:

на Новый год в Японии – рисовый торт “Соба” – символизирующий щедрость и процветание; таши-коми соба – длинная новогодняя лапша из рисовой муки;

-Учитель

Рис присутствует на столе у всех народов мира, например:

в Англии любят рисовый пудинг;

в Болгарии – гювеч -рис с овощами (слоями);

в странах Востока и Азии- плов.

А сейчас наш корабль подходит к берегам КИТАЯ, где мы познакомимся с культурой ПРОСО

ПРОСО. Вспомните детскую игру:

- А мы просо сеяли-сеяли. Просо в нашей стране одна из важнейших культур, а пшено – ценный продукт питания. По содержанию белка пшено превосходит рис, по жирам уступает только овсянке. Из проса получают муку: “Проса не посеешь – блин не испечёшь”, – говорится в пословице. Родиной проса считают Китай. Уже 5000 лет назад, просо использовали в религиозных ритуалах. До сих пор в церквях пекут просфоры –булочки из муки проса. В течении столетий основным продуктом для африканских народов было просо и сорго. Умение толочь просо в ступке и готовить из него пищу- было основой подготовки девушки к взрослой жизни. При этом в такт толкущего пестика пелись песни. Лепешка из проса – первая твёрдая еда, которую дают младенцу. Сухие стебли проса хороший строительный материал. Стебли используют на корм скоту, обменивают на другие товары. Амбар полный проса – знак богатства и изобилия

Мы подплываем к южным берегам материка Евразии .В междуречье Тигра и Ефрата выращивают пшеницу.

2-я ученица рассказывает про пшеницу.

ПШЕНИЦА занимает наибольшую площадь посевов. Основную часть зерна перема- лывают на муку, выпекают хлеб. Из другой части – делают крупы: полбу, пшеничную, манную. Родиной пшеницы считают Междуречье Тигра и Ефрата. Существует легенда: Аппунаки – боги земли- питались травой и кореньями. Боги задумали улучшить их жизнь и слепили из глины юношу пастуха Лахара и его сестру Ашнан – богиню зерна. Лахар пас коз, Ашнар возделывала зерно. Спорилось дело в руках у Ашнар, Лахар стал завидовать сестре. Они поссорились. Лахар говорил: “Без меня великие боги не имели бы молока и тёплых одежд!” Ашнар возражала: “Что делали бы боги без хлеба и вина?” Собрался великий суд богов и вынес своё решение: “Только хлебом можно насытиться, ибо оно укрепляет тело, а вино веселит сердце. Хлеб и вино важнее, чем молоко и шерсть”.

“Сказка ложь, да в ней намёк…” Пушкинский балда нанялся работать за горшок полбы. Маленьких детей начинают кормить манной кашей, потому что она очень хорошо усваивается организмом.

Наш корабль делает остановку на Ближнем востоке, где родиной считается культура ЯЧМЕНЬ.

Рассказ 3-ей ученицы о ячмене.

ЯЧМЕНЬ. По географии распространения на земном шаре, ячмень не имеет себе равных. Он успевает вызревать даже за полярным кругом. По своей питательности он превосходит пшеницу, овес и рожь. В его зерне содержится много крахмала и белка, причем очень ценного.

Родиной ячменя бесспорно считают Сирию, Ирак, Иран и другие страны. В Европу ячмень пришёл из Греции. В Америку его завезли европейцы только после её открытия.

В Древней Греции ячмень служил и как знак отличия. Например – наградой на празднике в честь богини Диметры, была мера ячменного зерна и венок из его колосьев.

В России процесс возделывания ячменя являлся религиозным ритуалом. Много ли можно получить из ячменного зёрнышка? А это как посмотреть. Садили ячмень на Прокопия, зацвёл можжевельник самое время ячмень сеять.

– Уж я пашеньку пашу,

Сам на солнышко гляжу…

18 августа – житник, начало уборки ячменя: “Ох и слава Богу, что жито пожали и в копны поклали !” Часть колосьев “бороду” в землю закопали: вернули земле-матушке силу на рост потраченную. Ячмень житом зовется, значит: жить, жизнь. Был ячмень символом домовитости, семейного очага. На свадьбах невесту осыпали зерном ячменя.

Из ячменного зерна получают ячневую и перловую крупу. Перловку называют “мужицкий рисом”, а ячневую крупу вообще плохо знают, а ведь это любимые каши Петра Первого: “Это родная, не итальянская пища!”

А сейчас мы подходим к берегам Латинской Америке, и узнаем секреты кукурузной каши.

4-я ученица рассказывает о кукурузе.

КУКУРУЗА –растение не помнящее родства. Нигде нет такого растения, которое можно было считать ее родичем. Многие народы считают, что кукурузу создали боги. Индейская легенда рассказывает, что Бог Зари и Бог Сумерек трудились семь дней и ночей и создали кукурузу.

Она – цвета золота, олицетворяющего богатство,

- для сердца боги взяли каплю молока косули,

- для стойкости– позвоночник барсука,

- для силы- каплю крови пумы,

- для духа– перо из боевого украшения воина,

- для вечности –крупицу голубой яшмы,

- добавили коготь ястреба, чтобы их творение облетело весь мир. Вложили всё это в змеиную шкуру, обновляющуюся каждый год и закопали в землю. Инки, ацтеки и майя, живущие в Латинской Америке обожествляли кукурузу, а в день посева и уборки пели гимны. Крупа из кукурузы называется маисом. Жители средиземноморья (Болгария, Венгрия) из кукурузной муки готовят мамалыгу. Нам же кукуруза известна как целые отварные початки, как попкорн “взорвавшиеся” зёрна сахарной кукурузы или хлопья.

Родиной овса считают Данию, и наш корабль направляется туда.

5-я ученица рассказывает о овсе.

ОВЁС. Все знают, что овсяная каша полезна и детям, и взрослым, но редко кто её любит. Кроме овсяной крупы, из которой хозяйки готовят каши, блины, кисели, из овса можно получать толокно (размоченное, раздавленное и размолотое овсяное зерно), геркулес (овсяные хлопья) овсяное печенье. Особо хочется отметить толокно. Делали его в северных странах так: мешок овса замачивали в реке или озере на сутки, затем томили в русской печке пока не набухнет и приобретёт приятный запах, зарумянивали, а потом в ручную толкли в ступке, отсюда и название ТОЛОКНО. Родиной овса считают Данию. На Руси письменные документы X века свидетельствуют об использовании овса.

Для овса нет плохой земли. Овёс сквозь лапоть прорастёт. Дающий силу Геркулеса.

Особо хочется рассказать об англичанах всегда следящих за своим здоровьем. Традиционный завтрак их состоит из овсяной каши с молоком, чай с молоком, поджаренный тост и джем. Про эту особенность англичан слагают различные прибаутки.

В гостях хорошо, а дома лучше . Мы с вами плывем домой и познакомимся с растением гречиха, хотя родиной гречихи считается Индия.

6-я ученица рассказывает о гречихе.

ГРЕЧКА. С давних времен в России гречневая “черная” каша считалась исконно русским блюдом, нашей национальной культурой. Русский агроном А. Н. Энгельгардт так пишет: “Гороховый суп или гороховый кисель с охотки едят, как лакомство, но его нельзя есть ежедневно, он скоро надоедает. Между тем гречневая каша не надоедает никогда. Из всех круп она выделяется своей питательностью, большим содержанием железа, калия, фосфора, меди, цинка”. Все исследования сходятся на то, что Родина гречки – Индия. Из Индии она проникла в Китай и оттуда на Дальний Восток. Существовала версия, что гречиху в Россию завезли татары в XIII веке, но это не нашло географического подтверждения. О популярности гречихи говорит большое количество пословиц, поговорок, обрядов, примет:

гречневая каша-матушка наша, хлеб ржаной отец родной;

гречневая каша сама себя хвалит;

не страшен мороз, что на дворе трещит, когда гречневая каша в печи стоит.

В деревнях был обычай: на Васильев день (14 января) варить гречневую кашу, это содействовало лучшему урожаю. Обязательно отмечали день Акулины-гречишницы (26 июня), когда начинали сеять гречиху. Гречиха прекрасный медонос, а гречишный мед наряду с липовым считается самым душистым и целебным. Из гречихи получают гречневую крупу, дроблёные крупы: ядрицу, сечку и продел. Из этой крупы можно приготовить вкусные блюда, многие из которых забыты. В. А. Гиляровский в книге “Москва и москвичи” писал: “На мостовой, перед охотным рядом, ходили пирожники, блинники, квасники, торговцы гречневиками, жаренными на постном масле. ” (Гречневики- это маленькие пирожные из гречневой каши с яйцом).

Известна была нашим предкам и лемешка – блюдо из гречневой муки, заваренной в кипятке, с добавлением сала (шкварок). горячую массу клали в черепки (от слова “черепок” – миска)и запекали: дома – в печи, в походе в костре. Со временем лемешка переросла в пудинг, крупеники, запеканки.

ИТАК, наконец-то мы вернулись домой. Наш корабль встречал шторма и ураганы, попутные ветра и штиль… И вот вахтенный крикнул: “Земля! Родная земля!” После отдыха, встречи с друзьями, каждый ученый подводит итог увиденного и услышанного.

- -Уважаемые путешественники ,сколько вы круп изучили?

Мы с вами познакомились с диковинными кушаньями, услышали про экзотические блюда, но основой питания русского человека является “щи да каша – пища наша”

Про кашу в народе сложилось множество пословиц и поговорок: А какие пословицы и поговорки знаете вы?

Гречневая каша – матушка наша, а хлеб ржаной – отец родной.

Каша – кормилица наша.

Русского мужика без каши не накормишь.

Кашу маслом не испортишь.

Щи да каша – радость наша.

Каша-то густа, да чашка пуста.

Где щи да каша – там и наши.

Трудно найти другое блюдо в русской кухне, которое так часто упоминалось в сказках, былинах, пословицах. Каша непременный атрибут пиров, символ богатства и благополучия, да и свадебный пир в Древней Руси называли кашей. Её варили в доме отца невесты, но если его род по происхождению и положению был ниже, чем род жениха, то кашу готовили у жениха, причем самые знатные и почетные гости.

Арабский путешественник Ибн-Фатлан рассказывает, что наши предки, заключая мирный договор, тоже варили кашу и вместе с бывшими врагами ели в знак союза и дружбы. Отсюда и выражение: “С ним каши не сваришь”.

Кашу любили цари и простые люди. Встречалась она в меню Ивана Грозного, любимыми были ячневые каши у Петра Первого. Известна русская каша даже в Париже. Эта знаменитая гурьевская каша создана министром финансов России графом Д. Гурьевым в честь победы над Наполеоном. Однажды графа пригласили в гости отобедать. На “заедки” (десерт) была подана прекрасно оформленная и очень вкусная каша. Граф позвал повара, расцеловал его. Позже он выкупил кулинара Захара Кузьмина с его семьёй и дал им вольную. Кого только не потчевал граф этой кашей, после победы над Наполеоном о гурьевской каше узнал и Париж.

Каша заслуживает особого уважения. Вот и мы будем очень аккуратны и внимательны при сортировке риса, гречки или пшена. Это ПЕРВИЧНАЯ ОБРАБОТКА. Некоторые крупы замачивают (перловку, горох), некоторые поджаривают (гречку, геркулес), чтобы получилась душистая и рассыпчатая. Основным видом ТЕПЛОВОЙ ОБРАБОТКИ является варка. Известно три вида каш: рассыпчатая, вязкая, жидкая. Каждому виду соответствует своё количество жидкости (см. учебник). На основе каш можно приготовить запеканки, крупеники (запеканки с творогом), пудинги (более пышные, чем запеканки, из-за взбитых с сахаром яичных белков). Хороши рисовые пудинги.

Приготовление каш, пудингов, запеканок – большое искусство. В давние времена этим занимался специальный человек – кашевар – и посуда у него была специальная. Это были две кастрюли, входящие одна в другую. Готовую кашу подают в глиняном горшке. На нем должна быть нарисовано волнистая полоса, символизирующая бесконечность жизни.

Сейчас каши варят в кастрюлях с толстым дном, подают тарелках с кусочком масла.

Как много блюд можно приготовить из обычного зёрнышка Вам наверно интересно самим их приготовить? На следующем уроке мы научимся готовить блюда из круп. Я думаю вы не будете разочарованы.

4.) Практическая работа.

Блюда из круп.

5.) Д/З. Принести рецепты блюд с использованием крупы.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Каша- кормилица наша"

Автор: Авдиенко Галина Георгиевна

Дата: 21.05.2017

Номер свидетельства: 417456

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Карточка – задание «Каша-кормилица наша»"
    ["seo_title"] => string(41) "kartochka_zadaniie_kasha_kormilitsa_nasha"
    ["file_id"] => string(6) "418955"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1495907568"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Внеурочная деятельность "Каша-кормилица наша""
    ["seo_title"] => string(47) "vneurochnaia_deiatelnost_kasha_kormilitsa_nasha"
    ["file_id"] => string(6) "518666"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1567066420"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(40) ""Каша - кормилица наша""
    ["seo_title"] => string(24) "kasha_kormilitsa_nasha_1"
    ["file_id"] => string(6) "578512"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1618766527"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "разработка урока по технологии "Блюда из круп бобовых и макаронных изделий" "
    ["seo_title"] => string(80) "razrabotka-uroka-po-tiekhnologhii-bliuda-iz-krup-bobovykh-i-makaronnykh-izdielii"
    ["file_id"] => string(6) "208925"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430940537"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Интерактивная викторина  «Своя игра» «Русская каша-кормилица наша» "
    ["seo_title"] => string(69) "intieraktivnaia-viktorina-svoia-ighra-russkaia-kasha-kormilitsa-nasha"
    ["file_id"] => string(6) "104244"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1402678896"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства