kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа "Пушкин и музыка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научно-исследовательская работа выполнена ученицей 4-го класса на научно-практическую конференцию по теме "Пушкин и музыка". Выявлена актуальность темы, хорошо проанализировна литература, выполнен обзор произведений А.С. Пушкина, композиторов. Проведено анкетирование среди одноклассников, которое выявило незнание учеников о музыкальном наследии поэта. Материал может быть использован на уроках литературного чтения, музыки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Пушкин и музыка"»

Пушкин и  музыка Проект подготовила: ученица 4-1 класса Серегина Ольга Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа № 1 города Анадыря»

Пушкин и музыка

Проект подготовила:

ученица 4-1 класса

Серегина Ольга

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1 города Анадыря»

Содержание.

Содержание.

  • Введение.
  • Цель работы.
  • Задачи.
  • Актуальность темы
  • Пушкин в музыке.
  • Вывод.
  • Заключение.
  • Список используемой литературы.
Объект исследования: произведения русских музыкальных классиков, которые использовали пушкинскую тематику.

Объект исследования:

произведения русских музыкальных классиков, которые использовали пушкинскую тематику.

Предмет исследования: музыкальные иллюстрации произведений А.С. Пушкина.

Предмет исследования:

музыкальные иллюстрации

произведений А.С. Пушкина.

Цель:   познакомиться с музыкальными иллюстрациями произведений  А.С. Пушкина.

Цель:

познакомиться с музыкальными

иллюстрациями

произведений

А.С. Пушкина.

Задачи проекта:

Задачи проекта:

  • Проследить, в каких произведениях русских музыкальных классиков используется пушкинская тематика.
  • Познакомиться с произведениями А.С. Пушкина, положенными на музыку.
  • Провести анкетирование среди одноклассников с целью выявить знание музыкальных произведений на стихи А.С. Пушкина.
Гипотеза: Возможно, рассматривая музыкальные иллюстрации, я узнаю, почему произведения великого поэта положены на музыку, что за композиторы их написали.

Гипотеза:

Возможно, рассматривая музыкальные иллюстрации, я узнаю, почему произведения великого поэта положены на музыку, что за композиторы их написали.

Результаты анкетирования:

Результаты анкетирования:

  • Вопрос 1. Как часто вы обращаетесь к произведениям А.С.Пушкина?
  • Часто – 7 из 22 (31,8 %)
  • Редко – 15 из 22 (68,2 %)
  • Вопрос 2. Знаете ли вы, что многие стихотворения А.С.Пушкина легли в основу музыкальных произведений?
  • Да – 10 из 22 (45,5 %)
  • Нет – 12 из 22 (54,5 %)
  • Вопрос 3. Назовите конкретные произведения А.С.Пушкина, положенные на музыку.
  • Не назвали – 20 из 22 (90,9 %)
  • Назвали – 2 из 22 (9,1 %) (назвали произведения «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане», «Русалка»).
Меня интересовало:

Меня интересовало:

  • Много ли произведений А.С. Пушкина легли в основу музыкальных произведений?
  • Что привлекало композиторов в произведениях А.С. Пушкина?
Изучив литературу, я узнала биографию поэта. А.С. Пушкин родился 6 июня (по старому стилю 26 мая)1799 года в Москве. В небогатой дворянской семье, однако, предками Александра Сергеевича были Александр Невский и царский арап Абрам Петрович Ганнибала.  Ученые предполагают, что сказки Пушкина были придуманы в глубоком детстве. Няня Пушкина - Арина Родионовна часто рассказывала ему сказки. Когда Пушкин вырос, он добавил фантазии в сказки, которые ему рассказывала няня.

Изучив литературу, я узнала биографию поэта.

А.С. Пушкин родился 6 июня (по старому стилю 26 мая)1799 года в Москве. В небогатой дворянской семье, однако, предками Александра Сергеевича были Александр Невский и царский арап Абрам Петрович Ганнибала.

Ученые предполагают, что сказки Пушкина были придуманы в глубоком детстве. Няня Пушкина - Арина Родионовна часто рассказывала ему сказки. Когда Пушкин вырос, он добавил фантазии в сказки, которые ему рассказывала няня.

Из беседы с учителем музыки я узнала, что на стихи А.С. Пушкина написан романс М.И. Глинка «Я помню чудное мгновенье…»

Из беседы с учителем музыки я узнала, что на стихи А.С. Пушкина написан романс М.И. Глинка «Я помню чудное мгновенье…»

Пушкин и музыка Глинка  На сказки Пушкина, было, написано много опер и музыки.  Михаил Иванович Глинка - является основоположником русской классической музыки и первым отечественным композитором-классиком, достигшим мировой славы. Глинка непосредственно общался с Пушкиным.  Сказки Пушкина вдохновили композитора на создание музыкальных сочинений. Так появилась опера – сказка

Пушкин и музыка Глинка

На сказки Пушкина, было, написано много опер и музыки.

Михаил Иванович Глинка - является основоположником русской классической музыки и первым отечественным композитором-классиком, достигшим мировой славы. Глинка непосредственно общался с Пушкиным.

Сказки Пушкина вдохновили композитора на создание музыкальных сочинений. Так появилась опера – сказка "Руслан и Людмила".

М.П. Мусоргский  Модест Петрович Мусоргский - один из самых гениальных русских композиторов 19 столетия, член Могучей кучки.  В опере «Борис Годунов» запечатлил драматические вехи российской истории, показав сочетание массовых народных сцен, неповторимый характер людей.

М.П. Мусоргский

Модест Петрович Мусоргский - один из самых гениальных русских композиторов 19 столетия, член Могучей кучки.

В опере «Борис Годунов» запечатлил драматические вехи российской истории, показав сочетание массовых народных сцен, неповторимый характер людей.

Опера «Борис Годунов»

Опера «Борис Годунов»

Римский- Корсаков

Римский- Корсаков

  • А.С. Пушкина в мире литературы называют великим русским поэтом сказочником, а в мире музыке есть композитор, которого знают как музыкального сказочника. Его имя – Н. А. Римский – Корсаков.
  • - Сам композитор о себе сказал: "Мой род – это сказка, былина… и непременно русские". Композитор написал много музыкальных произведений на тему русских сказок и былин.

"Сказка о царе Салтане"

  • В опере Римский – Корсаков весь сюжет сохранил точно таким, как его придумал Пушкин. Композитор придумал такие удивительные музыкальные образы и живописные темы героев, что слушая музыку, без слов понимаешь, "видишь" что происходит. Римский – Корсаков как бы "нарисовал" сказку, но музыкальными красками.
Н.А.Римский-Корсаков Опера «Сказка о царе Салтане»

Н.А.Римский-Корсаков

Опера «Сказка о царе Салтане»

Опера « Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»

Опера « Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»

Опера

Опера

П.И. Чайковский  Петр Ильич Чайковский написал оперу «Пиковая дама». В ней очень ярко передаются краски, темпы в музыке.

П.И. Чайковский

Петр Ильич Чайковский написал оперу «Пиковая дама». В ней очень ярко передаются краски, темпы в музыке.

«Евгений Онегин»

«Евгений Онегин»

По сюжетам Пушкина было поставлено более 20 опер. Среди них всемирно известные:

По сюжетам Пушкина было поставлено более 20 опер.

Среди них всемирно известные:

  • «Борис Годунов» (Мусоргский),
  • «Евгений Онегин» (Чайковский),
  • «Каменный гость» (Даргомыжский),
  • «Мазепа» (Чайковский),
  • «Моцарт и Сальерьи» (Римский-Корсаков),
  • «Пиковая дама» (Чайковский),
  • «Русалка» (Даргомыжский),
  • «Руслан и Людмила» (Глинка),
  • «Алеко» (Рахманинов).
Вывод:

Вывод:

  • Из литературы я узнала, что все самые гениальные композиторы XIX, XX веков с волнением «оживляли» в музыке творения поэта. Только в дореволюционное время количество романсов на стихи А. С. Пушкина превышало 500, а в наше время уже более 1000: романсы Глинки, Даргомыжского, Римского-Корсакова, Бородина, Балакирева, Рахманинова, Глазунова, Прокофьева, Свиридова и многих других. Высшие достижения русской оперной классики навеяны гением Пушкина: «Руслан и Людмила» М. Глинки, «Русалка», «Каменный гость» А. Даргомыжского, «Борис Годунов» М. Мусоргского, «Евгений Онегин», «Пиковая дама» П. Чайковского.
Заключение: Наверное, целой жизни не хватит, чтобы изучить все произведения А.С. Пушкина, положенные на музыку. Я рассказала лишь о нескольких из них. Стихи великого поэта привлекали и продолжают привлекать композиторов и сегодня. В ходе исследования я узнала, что любовь и тяготение композиторов к творчеству Пушкина объясняется тем, что мысли и чувства поэта близки всем людям, все его произведения ярки и эмоциональны. Бесконечное разнообразие тем и образов позволяет каждому находить у Пушкина родное, близкое своему внутреннему миру, зажигаться его поэтическим вдохновением.

Заключение:

Наверное, целой жизни не хватит, чтобы изучить все произведения А.С. Пушкина, положенные на музыку. Я рассказала лишь о нескольких из них. Стихи великого поэта привлекали и продолжают привлекать композиторов и сегодня.

В ходе исследования я узнала, что любовь и тяготение композиторов к творчеству Пушкина объясняется тем, что мысли и чувства поэта близки всем людям, все его произведения ярки и эмоциональны. Бесконечное разнообразие тем и образов позволяет каждому находить у Пушкина родное, близкое своему внутреннему миру, зажигаться его поэтическим вдохновением.

Заключение:

Заключение:

  • Работая над проектом, я обратила внимание на выражение: «Пушкин – наше всё». Несколько раз слышала это выражение, но только сейчас поняла его значение. Бородин, Римский-Корсаков, Даргомыжский, Глинка оставили нам прекрасные образцы лирических интерпретаций поэзии Пушкина. Все дальше уходит время, а неумолкающая лира поэта по-прежнему волнует и вдохновляет, пробуждая добрые чувства. Совершенно справедливо мнение Георгия Свиридова о том, что «великий и вечный Пушкин не принадлежит исключительно какому-либо времени, каждое время поет его по-своему», и молодые музыканты современности так же, как их предшественники отдают и будут отдавать дань его бессмертной музе.
Список используемой литературы.

Список используемой литературы.

  • Смирнова Э. “Русская музыкальная литература” –
  • М.: Музыка, 2001.
  • Материалы и статьи, опубликованные в Интернете.
  • http://pyshkin-literatyra.ru/index.html
  • http://create-daydream.narod2.ru/
Благодарю за внимание!

Благодарю за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Исследовательская работа "Пушкин и музыка"

Автор: Колебер Галина Федоровна

Дата: 09.04.2016

Номер свидетельства: 316795

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Урок русской литературы А.С.Пушкин. «Маленькие трагедии». «Моцарт и Сальери» "
    ["seo_title"] => string(78) "urok-russkoi-litieratury-a-s-pushkin-malien-kiie-traghiedii-motsart-i-sal-ieri"
    ["file_id"] => string(6) "130249"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415866423"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Тема  урока: А. С. Пушкин  «Сказка о царе Салтане…" (Закрепление)"
    ["seo_title"] => string(63) "tiema-uroka-a-s-pushkin-skazka-o-tsarie-saltanie-zakrieplieniie"
    ["file_id"] => string(6) "287236"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454439395"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Образ Петербурга в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Традиции Пушкина, Гоголя, Некрасова. "
    ["seo_title"] => string(116) "obraz-pietierburgha-v-romanie-f-m-dostoievskogho-priestuplieniie-i-nakazaniie-traditsii-pushkina-gogholia-niekrasova"
    ["file_id"] => string(6) "165365"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422800858"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» "
    ["seo_title"] => string(63) "a-s-pushkin-skazka-o-miortvoi-tsarievnie-i-o-siemi-boghatyriakh"
    ["file_id"] => string(6) "153683"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421062238"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Урок литературы в 9 классе "Невольник чести" (Последние годы жизни и творчества А.С.Пушкина) "
    ["seo_title"] => string(100) "urok-litieratury-v-9-klassie-nievol-nik-chiesti-posliedniie-ghody-zhizni-i-tvorchiestva-a-s-pushkina"
    ["file_id"] => string(6) "182369"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425498112"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства