Научно-исследовательская работа выполнена ученицей 4-го класса на научно-практическую конференцию по теме "Пушкин и музыка". Выявлена актуальность темы, хорошо проанализировна литература, выполнен обзор произведений А.С. Пушкина, композиторов. Проведено анкетирование среди одноклассников, которое выявило незнание учеников о музыкальном наследии поэта. Материал может быть использован на уроках литературного чтения, музыки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Пушкин и музыка"»
Пушкин имузыка
Проект подготовила:
ученица 4-1 класса
Серегина Ольга
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 города Анадыря»
Содержание.
Введение.
Цель работы.
Задачи.
Актуальность темы
Пушкин в музыке.
Вывод.
Заключение.
Список используемой литературы.
Объект исследования:
произведения русских музыкальных классиков, которые использовали пушкинскую тематику.
Предмет исследования:
музыкальные иллюстрации
произведений А.С. Пушкина.
Цель:
познакомиться с музыкальными
иллюстрациями
произведений
А.С. Пушкина.
Задачи проекта:
Проследить, в каких произведениях русских музыкальных классиков используется пушкинская тематика.
Познакомиться с произведениями А.С. Пушкина, положенными на музыку.
Провести анкетирование среди одноклассников с целью выявить знание музыкальных произведений на стихи А.С. Пушкина.
Гипотеза:
Возможно, рассматривая музыкальные иллюстрации, я узнаю, почему произведения великого поэта положены на музыку, что за композиторы их написали.
Результаты анкетирования:
Вопрос 1. Как часто вы обращаетесь к произведениям А.С.Пушкина?
Часто – 7 из 22 (31,8 %)
Редко – 15 из 22 (68,2 %)
Вопрос 2. Знаете ли вы, что многие стихотворения А.С.Пушкина легли в основу музыкальных произведений?
Да – 10 из 22 (45,5 %)
Нет – 12 из 22 (54,5 %)
Вопрос 3. Назовите конкретные произведения А.С.Пушкина, положенные на музыку.
Не назвали – 20 из 22 (90,9 %)
Назвали – 2 из 22 (9,1 %) (назвали произведения «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане», «Русалка»).
Меня интересовало:
Много ли произведений А.С. Пушкина легли в основу музыкальных произведений?
Что привлекало композиторов в произведениях А.С. Пушкина?
Изучив литературу, я узнала биографию поэта.
А.С. Пушкин родился 6 июня (по старому стилю 26 мая)1799 года в Москве. В небогатой дворянской семье, однако, предками Александра Сергеевича были Александр Невский и царский арап Абрам Петрович Ганнибала.
Ученые предполагают, что сказки Пушкина были придуманы в глубоком детстве. Няня Пушкина - Арина Родионовна часто рассказывала ему сказки. Когда Пушкин вырос, он добавил фантазии в сказки, которые ему рассказывала няня.
Из беседы с учителем музыки я узнала, что на стихи А.С. Пушкина написан романс М.И. Глинка «Я помню чудное мгновенье…»
Пушкин и музыка Глинка
На сказки Пушкина, было, написано много опер и музыки.
Михаил Иванович Глинка - является основоположником русской классической музыки и первым отечественным композитором-классиком, достигшим мировой славы. Глинка непосредственно общался с Пушкиным.
Сказки Пушкина вдохновили композитора на создание музыкальных сочинений. Так появилась опера – сказка "Руслан и Людмила".
М.П. Мусоргский
Модест Петрович Мусоргский - один из самых гениальных русских композиторов 19 столетия, член Могучей кучки.
В опере «Борис Годунов» запечатлил драматические вехи российской истории, показав сочетание массовых народных сцен, неповторимый характер людей.
Опера «Борис Годунов»
Римский- Корсаков
А.С. Пушкина в мире литературы называют великим русским поэтом сказочником, а в мире музыке есть композитор, которого знают как музыкального сказочника. Его имя – Н. А. Римский – Корсаков.
- Сам композитор о себе сказал: "Мой род – это сказка, былина… и непременно русские". Композитор написал много музыкальных произведений на тему русских сказок и былин.
"Сказка о царе Салтане"
В опере Римский – Корсаков весь сюжет сохранил точно таким, как его придумал Пушкин. Композитор придумал такие удивительные музыкальные образы и живописные темы героев, что слушая музыку, без слов понимаешь, "видишь" что происходит. Римский – Корсаков как бы "нарисовал" сказку, но музыкальными красками.
Н.А.Римский-Корсаков
Опера «Сказка о царе Салтане»
Опера « Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»
Опера
П.И. Чайковский
Петр Ильич Чайковский написал оперу «Пиковая дама». В ней очень ярко передаются краски, темпы в музыке.
«Евгений Онегин»
По сюжетам Пушкина было поставлено более 20 опер.
Среди них всемирно известные:
«Борис Годунов» (Мусоргский),
«Евгений Онегин» (Чайковский),
«Каменный гость» (Даргомыжский),
«Мазепа» (Чайковский),
«Моцарт и Сальерьи» (Римский-Корсаков),
«Пиковая дама» (Чайковский),
«Русалка» (Даргомыжский),
«Руслан и Людмила» (Глинка),
«Алеко» (Рахманинов).
Вывод:
Из литературы я узнала, что все самые гениальные композиторы XIX, XX веков с волнением «оживляли» в музыке творения поэта. Только в дореволюционное время количество романсов на стихи А. С. Пушкина превышало 500, а в наше время уже более 1000: романсы Глинки, Даргомыжского, Римского-Корсакова, Бородина, Балакирева, Рахманинова, Глазунова, Прокофьева, Свиридова и многих других. Высшие достижения русской оперной классики навеяны гением Пушкина: «Руслан и Людмила» М. Глинки, «Русалка», «Каменный гость» А. Даргомыжского, «Борис Годунов» М. Мусоргского, «Евгений Онегин», «Пиковая дама» П. Чайковского.
Заключение:
Наверное, целой жизни не хватит, чтобы изучить все произведения А.С. Пушкина, положенные на музыку. Я рассказала лишь о нескольких из них. Стихи великого поэта привлекали и продолжают привлекать композиторов и сегодня.
В ходе исследования я узнала, что любовь и тяготение композиторов к творчеству Пушкина объясняется тем, что мысли и чувства поэта близки всем людям, все его произведения ярки и эмоциональны. Бесконечное разнообразие тем и образов позволяет каждому находить у Пушкина родное, близкое своему внутреннему миру, зажигаться его поэтическим вдохновением.
Заключение:
Работая над проектом, я обратила внимание на выражение: «Пушкин – наше всё». Несколько раз слышала это выражение, но только сейчас поняла его значение. Бородин, Римский-Корсаков, Даргомыжский, Глинка оставили нам прекрасные образцы лирических интерпретаций поэзии Пушкина. Все дальше уходит время, а неумолкающая лира поэта по-прежнему волнует и вдохновляет, пробуждая добрые чувства. Совершенно справедливо мнение Георгия Свиридова о том, что «великий и вечный Пушкин не принадлежит исключительно какому-либо времени, каждое время поет его по-своему», и молодые музыканты современности так же, как их предшественники отдают и будут отдавать дань его бессмертной музе.