kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская деятельность как необходимое условие в развитии УУД

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презентации  идет речь об организации учебной деятельности  мсследовательского характера как об одном из эффективных способов познания ребенком окружающего мира.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская деятельность как необходимое условие в развитии УУД»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10 г. Павлово    Исследовательская деятельность   как необходимое условие в развитии универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС 2 поколения Учитель начальных классов МБОУ СШ №10 ДЕМЕНТЬЕВА Ольга Жановна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10 г. Павлово Исследовательская деятельность как необходимое условие в развитии универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС 2 поколения

Учитель начальных классов

МБОУ СШ №10

ДЕМЕНТЬЕВА Ольга Жановна

Актуальность темы В требованиях ФГОС второго поколения чётко ставится задача достижения предметных, метапредметных и личностных результатов, в том числе компетентностей исследовательского характера, начиная с младших школьников. Важное значение для достижения этой цели имеет организация учебной деятельности исследовательского характера.

Актуальность темы

В требованиях ФГОС второго поколения чётко ставится задача достижения предметных, метапредметных и личностных результатов, в том числе компетентностей исследовательского характера, начиная с младших школьников. Важное значение для достижения этой цели имеет организация учебной деятельности исследовательского характера.

Новые подходы в образовании требуют получения универсальных результатов образования, проявляющихся, прежде всего, в личностном развитии учащихся. Исследовательская деятельность в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребёнком.

Новые подходы в образовании требуют получения универсальных результатов образования, проявляющихся, прежде всего, в личностном развитии учащихся. Исследовательская деятельность в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребёнком.

  • Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем . Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление экспериментировать традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Ребенок  настроен  на познание мира и  хочет  его познавать. Именно это внутреннее стремление к познанию создает условие для исследовательского обучения.
Исследовательская деятельность – высший уровень деятельности, это самостоятельный поиск знаний, овладение основными правилами и действиями, творение того, чего еще не было. При такой работе включаются практически все виды УУД. Только знания, добытые исследовательским путем, становятся прочно усвоенными и осознанными. И пусть дети не сделают новых открытий, они повторяют путь учёного: от выдвижения гипотезы до её доказательства или опровержения, они сами открывают для себя новые знания.

Исследовательская деятельность – высший уровень деятельности, это самостоятельный поиск знаний, овладение основными правилами и действиями, творение того, чего еще не было. При такой работе включаются практически все виды УУД. Только знания, добытые исследовательским путем, становятся прочно усвоенными и осознанными. И пусть дети не сделают новых открытий, они повторяют путь учёного: от выдвижения гипотезы до её доказательства или опровержения, они сами открывают для себя новые знания.

Исследования ученых показали,  что человек запоминает :

Исследования ученых показали, что человек запоминает :

  • 10 % того, что он читает,
  • 20 % - из того, что слышит,
  • 30 % - из того, что видит,
  • 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях,
  • 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем,
  • 90% когда непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов.
В ходе исследовательской деятельности учащиеся: -учатся умению самостоятельно добывать знания; -испытывают потребность в непрерывном самообразовании: интерес к познанию развивается по собственной инициативе, без внешнего стимула; -развивают навыки самоорганизации; -формируют адекватную самооценку; -приобретают навыки речевой культуры: написания текста, произнесения монолога, ведения беседы, дискуссии, интервьюирования и других форм коммуникативного взаимодействия; -осваивают умения создания специальных материалов для представления результатов исследования: компьютерных презентаций, слайд-шоу, видеофильмов и др.

В ходе исследовательской деятельности учащиеся:

-учатся умению самостоятельно добывать знания;

-испытывают потребность в непрерывном самообразовании: интерес к познанию развивается по собственной инициативе, без внешнего стимула;

-развивают навыки самоорганизации;

-формируют адекватную самооценку;

-приобретают навыки речевой культуры: написания текста, произнесения монолога, ведения беседы, дискуссии, интервьюирования и других форм коммуникативного взаимодействия;

-осваивают умения создания специальных материалов для представления результатов исследования: компьютерных презентаций, слайд-шоу, видеофильмов и др.

Для успешного развития исследовательских умений важно учитывать степень подготовленности учащихся к этой деятельности. Для определения  уровня развития познавательного интереса  на уроках учителями ведётся наблюдение за тем, как ученик воспринимает знания, решает различные учебные задачи, работает в группе. Анализируется мотивация к познавательной деятельности и отношение каждого ученика к занятиям. На основе полученных данных корректируются: объём и степень сложности предъявляемых заданий.
  • Для успешного развития исследовательских умений важно учитывать степень подготовленности учащихся к этой деятельности.
  • Для определения  уровня развития познавательного интереса  на уроках учителями ведётся наблюдение за тем, как ученик воспринимает знания, решает различные учебные задачи, работает в группе. Анализируется мотивация к познавательной деятельности и отношение каждого ученика к занятиям. На основе полученных данных корректируются: объём и степень сложности предъявляемых заданий.
В процессе исследовательской деятельности формируются различные обще-учебные   умения и навыки: Рефлексивные Поисковые Оценочные Умения и навыки работы в сотрудничестве Коммуникативные Презентационные

В процессе исследовательской деятельности формируются различные обще-учебные умения и навыки:

  • Рефлексивные
  • Поисковые
  • Оценочные
  • Умения и навыки работы в сотрудничестве
  • Коммуникативные
  • Презентационные

Реализация  исследовательской деятельности Урок Внеурочная деятельность  Внеклассная работа

Реализация исследовательской деятельности

  • Урок
  • Внеурочная деятельность

Внеклассная работа

Эффективные урочные формы организации исследовательской деятельности

Эффективные урочные формы организации исследовательской деятельности

  • Применение исследовательского метода обучения
  • Проведение нестандартных уроков
  • Проведение учебного эксперимента
  • Решение нестандартных логических задач
  • Домашнее задание исследовательского характера
Эффективные внеурочные формы организации исследовательской деятельности Кружковые занятия Школьные ученические научно-исследовательские общества Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, предметных неделях, интеллектуальных марафонах Учебно-исследовательская деятельность как составная часть учебных проектов

Эффективные внеурочные формы организации исследовательской деятельности

  • Кружковые занятия
  • Школьные ученические научно-исследовательские общества
  • Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, предметных неделях, интеллектуальных марафонах
  • Учебно-исследовательская деятельность как составная часть учебных проектов

Этапы организации исследовательской деятельности

Этапы организации исследовательской деятельности

  • Мотивация исследовательской деятельности;
  • Постановка проблемы;
  • Сбор фактического материала;
  • Систематизация и анализ полученного материала;
  • Выдвижение гипотез;
  • Проверка гипотез;
  • Доказательство или
  • опровержение гипотез
Для учителя очень важно оценивание степени сформированности УУД: умений и навыков исследовательской деятельности. Оценивать можно: -степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над учебным исследованием; -степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли; -степень осмысления использованной информации; -оригинальность идеи; -осмысление проблемы и способ ее решения; -формулирование цели исследования; -владение рефлексией; -творческий подход в процессе работы.

Для учителя очень важно оценивание степени сформированности УУД: умений и навыков исследовательской деятельности.

Оценивать можно:

-степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над учебным исследованием;

-степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;

-степень осмысления использованной информации;

-оригинальность идеи;

-осмысление проблемы и способ ее решения;

-формулирование цели исследования;

-владение рефлексией;

-творческий подход в процессе работы.

Умения, необходимые при организации учебно-исследовательской деятельности

Умения, необходимые при организации учебно-исследовательской деятельности

  • Умение организовать свою работу;
  • Умения и знания исследовательского характера;
  • Умения работать с информацией;
  • Умение представить результат своего труда
Исследовательская деятельность младших школьников – это совместная деятельность учеников, учителя и родителей. Цель ее– создание благоприятных условий для развития творческой личности.

Исследовательская деятельность младших школьников – это совместная деятельность учеников, учителя и родителей. Цель ее– создание благоприятных условий для развития творческой личности.

Повышение эффектив- ности процесса обучения Активизация личностной позиции ученика Расширение мировоззре- ния уч-ся Повышение интераса к предмету Овладение механизмом самообуче- ния и само- образования Результаты использова- ния учебно- исследова- тельской деятельности Превращение обучения в увлекатель- ный процесс Повышение мотивации к учебной деятельности Комфортное психологическое самочувствие уч-ся

Повышение эффектив-

ности процесса обучения

Активизация личностной позиции ученика

Расширение мировоззре-

ния уч-ся

Повышение интераса к предмету

Овладение механизмом самообуче-

ния и само-

образования

Результаты использова-

ния учебно-

исследова-

тельской деятельности

Превращение обучения в увлекатель-

ный процесс

Повышение мотивации к учебной деятельности

Комфортное психологическое самочувствие уч-ся

С целью развития исследовательских способностей учащихся в нашей школе была разработана программа кружка ««Всезнайка» для учеников 2- 4 классов. Программа составлена на основе учебного пособия автора А.И.Савенкова «Я –исследователь»

С целью развития исследовательских способностей учащихся в нашей школе была разработана программа кружка ««Всезнайка» для учеников 2- 4 классов. Программа составлена на основе учебного пособия автора А.И.Савенкова «Я –исследователь»

Работа по организации исследовательской деятельности начинается с проведения диагностики по изучению интересов и склонностей обучающихся. На основе полученных данных создается образ класса, планируется дальнейшая работа.

Работа по организации исследовательской деятельности начинается с проведения диагностики по изучению интересов и склонностей обучающихся. На основе полученных данных создается образ класса, планируется дальнейшая работа.

С первых занятий кружка ребята знакомятся с теоретическими понятиями: исследование, открытие, исследователь, исследовательские умения, опыт, наблюдение и наблюдательность, эксперимент, гипотеза, схемы, результат, защита, доклад. Они практикуются в исследовательских заданиях: экспресс-исследованиях, играх – исследованиях, мини-исследованиях, учатся проводить наблюдение, делать опрос, ставить простейшие опыты.

С первых занятий кружка ребята знакомятся с теоретическими понятиями: исследование, открытие, исследователь, исследовательские умения, опыт, наблюдение и наблюдательность, эксперимент, гипотеза, схемы, результат, защита, доклад. Они практикуются в исследовательских заданиях: экспресс-исследованиях, играх – исследованиях, мини-исследованиях, учатся проводить наблюдение, делать опрос, ставить простейшие опыты.

Примерная тематика мини-исследований   2 класс   3 класс «Любимые игры нашего класса»  «Что может быть опасным в доме?»   «От чего зависит хорошее настроение»  «Почему осенью одни деревья краснеют, а другие желтеют»  «Из чего может состоять аромат осени?»  «Какой Я?» «Что я люблю и что я не люблю»  «Что есть и пить при кашле?»   4 класс  «Полезна или опасна жвачка?»   «Может ли путь от школы домой представлять опасность?»  «Традиции моей семьи»  «Как жили люди в старину?»  «Любимые занятия моих одноклассников»  «Где найти витамины зимой» «Игры наших родителей, бабушек и дедушек»   «Моя родословная»  «Фамильный герб»  «Компьютер- это опасно или нет?  «История старинных вещей» «Почему так названы улицы нашего города?» «Что читали мои родители, бабушки и дедушки?» «Профессии моих предков» «Зелёная аптека в нашем огороде»  «Что нужно делать, чтобы жить дольше?» «Как отмечают Новый год в разных странах»    

Примерная тематика мини-исследований

2 класс

 

3 класс

«Любимые игры нашего класса»

«Что может быть опасным в доме?»

«От чего зависит хорошее настроение»

«Почему осенью одни деревья краснеют, а другие желтеют»

«Из чего может состоять аромат осени?»

«Какой Я?»

«Что я люблю и что я не люблю»

«Что есть и пить при кашле?»

 

4 класс

«Полезна или опасна жвачка?»

«Может ли путь от школы домой представлять опасность?»

«Традиции моей семьи»

«Как жили люди в старину?»

«Любимые занятия моих одноклассников»

«Где найти витамины зимой»

«Игры наших родителей, бабушек и дедушек»

 

«Моя родословная»

«Фамильный герб»

«Компьютер- это опасно или нет?

«История старинных вещей»

«Почему так названы улицы нашего города?»

«Что читали мои родители, бабушки и дедушки?»

«Профессии моих предков»

«Зелёная аптека в нашем огороде»

«Что нужно делать, чтобы жить дольше?»

«Как отмечают Новый год в разных странах»

 

 

Занимаясь исследовательской деятельностью ребята ведут себя по-разному: одни активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам, в интернете, другие втягивают в свою работу родителей, но есть и такие, которых приходится брать в “помощники”, обращаясь к ним с просьбой о помощи. Ребёнок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую работу.

Занимаясь исследовательской деятельностью ребята ведут себя по-разному: одни активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам, в интернете, другие втягивают в свою работу родителей, но есть и такие, которых приходится брать в “помощники”, обращаясь к ним с просьбой о помощи. Ребёнок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую работу.

Особого внимания требует завершающий этап исследовательской деятельности - защита своей работы. Свои проекты дети защищают на школьных, районных, городских и областных конференциях. Ребята с начальных классов приучаются к публичным выступлениям и отличаются мобильностью, динамизмом, умением аргументировать свои суждения.
  • Особого внимания требует завершающий этап исследовательской деятельности - защита своей работы. Свои проекты дети защищают на школьных, районных, городских и областных конференциях. Ребята с начальных классов приучаются к публичным выступлениям и отличаются мобильностью, динамизмом, умением аргументировать свои суждения.
Выполнил: ученик 2 Б класса МБОУ СОШ № 10 Руководитель: Дементьева О.Ж.

Выполнил:

ученик 2 Б класса МБОУ СОШ № 10

Руководитель: Дементьева О.Ж.

Выполнил ученик 3Б класса  МБОУ СОШ № 10 ЛАЗАРЕВ Антон Преподаватель ДЕМЕНТЬЕВА О.Ж.

Выполнил ученик 3Б класса МБОУ СОШ № 10

ЛАЗАРЕВ Антон

Преподаватель

ДЕМЕНТЬЕВА О.Ж.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10 г. Павлово Исследовательская работа    О чем «говорят» кошки?   Работу выполнил ученик 4 Б класса  МБОУ СОШ №10 Шитов Алексей, Научный руководитель – Дементьева О.Ж .

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 10 г. Павлово

Исследовательская работа О чем «говорят» кошки?

Работу выполнил ученик 4 Б класса

МБОУ СОШ №10 Шитов Алексей,

Научный руководитель – Дементьева О.Ж .

Исследовательская работа      К какому виду породы лайка  относится моя собака? Выполнил ученик 4 б класса МБОУ СОШ № 10 Лобанов Михаил Владимирович Руководитель:Дементьева Ольга Жановна

Исследовательская работа

К какому виду породы лайка относится моя собака?

Выполнил ученик 4 б класса МБОУ СОШ № 10 Лобанов Михаил Владимирович

Руководитель:Дементьева Ольга Жановна

МБОУ СОШ № 10 г. Павлово ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ работа Чем отличаются фрукты от овощей? Работу выполнил Шитов Алексей Юрьевич, 3 Б класс Научный руководитель – Дементьева О.Ж.

МБОУ СОШ № 10 г. Павлово

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ

работа

Чем отличаются фрукты от овощей?

Работу выполнил

Шитов Алексей Юрьевич,

3 Б класс

Научный руководитель –

Дементьева О.Ж.

Исследовательская работа Почему черепаха медленно передвигается Выполнила: Володина Екатерина 4 Б класс, МБОУ СОШ№ 10 Руководитель: Дементьева О.Ж.

Исследовательская работа

Почему черепаха медленно

передвигается

Выполнила: Володина Екатерина

4 Б класс, МБОУ СОШ№ 10

Руководитель: Дементьева О.Ж.

Исследовательская работа:  Трудна ли жизнь у кошек ? Работу выполнила ученица 4 Б класса МБОУ СОШ №10 Путихина Екатерина Руководитель: Дементьева Ольга Жановна

Исследовательская работа: Трудна ли жизнь у кошек ?

Работу выполнила ученица 4 Б класса МБОУ СОШ №10 Путихина Екатерина

Руководитель: Дементьева Ольга Жановна

Если ученик сумеет провести исследование, справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в различных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к современным условиям.

Если ученик сумеет провести исследование, справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в различных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к современным условиям.

Мы всегда должны помнить, что дети приходят в школу учиться, то есть учить себя.  А исследовательская деятельность в образовательном процессе позволяет достичь максимального эффекта.

Мы всегда должны помнить, что дети приходят в школу учиться, то есть учить себя.  А исследовательская деятельность в образовательном процессе позволяет достичь максимального эффекта.

Спасибо за внимание!

Спасибо

за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Исследовательская деятельность как необходимое условие в развитии УУД

Автор: Дементьева Ольга Жановна

Дата: 10.11.2016

Номер свидетельства: 357562

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(257) "Выступление - обобщение опыта "Технология деятельностного обучения как условие развития УУД младших школьников  на примере УМК «Гармония»" "
    ["seo_title"] => string(157) "vystuplieniie-obobshchieniie-opyta-tiekhnologhiia-dieiatiel-nostnogho-obuchieniia-kak-usloviie-razvitiia-uud-mladshikh-shkol-nikov-na-primierie-umk-garmoniia"
    ["file_id"] => string(6) "111305"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1407336574"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "«Проектно- исследовательская деятельность, как средство формирования УУД в условиях реализации ФГОС НОО»"
    ["seo_title"] => string(80) "proiektno_issliedovatiel_skaia_dieiatiel_nost_kak_sriedstvo_formirovaniia_uud_v_"
    ["file_id"] => string(6) "436709"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1509800775"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Формирование УУД через проектно-исследовательскую деятельность (из опыта работы) "
    ["seo_title"] => string(88) "formirovaniie-uud-chieriez-proiektno-issliedovatiel-skuiu-dieiatiel-nost-iz-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "222297"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1436127370"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Развитие познавательных способностей младших школьников в процессе исследовательской деятельности. "
    ["seo_title"] => string(112) "razvitiie-poznavatiel-nykh-sposobnostiei-mladshikh-shkol-nikov-v-protsiessie-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "124370"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414689548"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Развитие познавательных способностей обучающихся  в процессе исследовательской деятельности. "
    ["seo_title"] => string(109) "razvitiie-poznavatiel-nykh-sposobnostiei-obuchaiushchikhsia-v-protsiessie-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "160889"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422125632"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства