Исследовательская деятельность как необходимое условие в развитии УУД
Исследовательская деятельность как необходимое условие в развитии УУД
В данной презентации идет речь об организации учебной деятельности мсследовательского характера как об одном из эффективных способов познания ребенком окружающего мира.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Исследовательская деятельность как необходимое условие в развитии УУД»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10 г. ПавловоИсследовательская деятельностькак необходимое условие в развитии универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС 2 поколения
Учитель начальных классов
МБОУ СШ №10
ДЕМЕНТЬЕВА Ольга Жановна
Актуальность темы
В требованиях ФГОС второго поколения чётко ставится задача достижения предметных, метапредметных и личностных результатов, в том числе компетентностей исследовательского характера, начиная с младших школьников. Важное значение для достижения этой цели имеет организация учебной деятельности исследовательского характера.
Новые подходы в образовании требуют получения универсальных результатов образования, проявляющихся, прежде всего, в личностном развитии учащихся. Исследовательская деятельность в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребёнком.
Всякий здоровый ребёнок рождаетсяисследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление экспериментировать традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Ребенок настроен на познание мира и хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к познанию создает условие для исследовательского обучения.
Исследовательская деятельность – высший уровень деятельности, это самостоятельный поиск знаний, овладение основными правилами и действиями, творение того, чего еще не было. При такой работе включаются практически все виды УУД. Только знания, добытые исследовательским путем, становятся прочно усвоенными и осознанными. И пусть дети не сделают новых открытий, они повторяют путь учёного: от выдвижения гипотезы до её доказательства или опровержения, они сами открывают для себя новые знания.
Исследования ученых показали,что человек запоминает :
10 % того, что он читает,
20 % - из того, что слышит,
30 % - из того, что видит,
50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях,
80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем,
90% когда непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов.
В ходе исследовательской деятельности учащиеся:
-учатся умению самостоятельно добывать знания;
-испытывают потребность в непрерывном самообразовании: интерес к познанию развивается по собственной инициативе, без внешнего стимула;
-развивают навыки самоорганизации;
-формируют адекватную самооценку;
-приобретают навыки речевой культуры: написания текста, произнесения монолога, ведения беседы, дискуссии, интервьюирования и других форм коммуникативного взаимодействия;
-осваивают умения создания специальных материалов для представления результатов исследования: компьютерных презентаций, слайд-шоу, видеофильмов и др.
Для успешного развития исследовательских умений важно учитывать степень подготовленности учащихся к этой деятельности.
Для определения уровня развития познавательного интереса на уроках учителями ведётся наблюдение за тем, как ученик воспринимает знания, решает различные учебные задачи, работает в группе. Анализируется мотивация к познавательной деятельности и отношение каждого ученика к занятиям. На основе полученных данных корректируются: объём и степень сложности предъявляемых заданий.
В процессе исследовательской деятельности формируются различные обще-учебныеумения и навыки:
Рефлексивные
Поисковые
Оценочные
Умения и навыки работы в сотрудничестве
Коммуникативные
Презентационные
Реализацияисследовательской деятельности
Урок
Внеурочная деятельность
Внеклассная работа
Эффективные урочные формы организации исследовательской деятельности
Применение исследовательского метода обучения
Проведение нестандартных уроков
Проведение учебного эксперимента
Решение нестандартных логических задач
Домашнее задание исследовательского характера
Эффективные внеурочные формы организации исследовательской деятельности
Кружковые занятия
Школьные ученические научно-исследовательские общества
Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, предметных неделях, интеллектуальных марафонах
Учебно-исследовательская деятельность как составная часть учебных проектов
Этапы организации исследовательской деятельности
Мотивация исследовательской деятельности;
Постановка проблемы;
Сбор фактического материала;
Систематизация и анализ полученного материала;
Выдвижение гипотез;
Проверка гипотез;
Доказательство или
опровержение гипотез
Для учителя очень важно оценивание степени сформированности УУД: умений и навыков исследовательской деятельности.
Оценивать можно:
-степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над учебным исследованием;
-степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
-степень осмысления использованной информации;
-оригинальность идеи;
-осмысление проблемы и способ ее решения;
-формулирование цели исследования;
-владение рефлексией;
-творческий подход в процессе работы.
Умения, необходимые при организации учебно-исследовательской деятельности
Умение организовать свою работу;
Умения и знания исследовательского характера;
Умения работать с информацией;
Умение представить результат своего труда
Исследовательская деятельность младших школьников – это совместная деятельность учеников, учителя и родителей. Цель ее– создание благоприятных условий для развития творческой личности.
Повышение эффектив-
ности процесса обучения
Активизация личностной позиции ученика
Расширение мировоззре-
ния уч-ся
Повышение интераса к предмету
Овладение механизмом самообуче-
ния и само-
образования
Результаты использова-
ния учебно-
исследова-
тельской деятельности
Превращение обучения в увлекатель-
ный процесс
Повышение мотивации к учебной деятельности
Комфортное психологическое самочувствие уч-ся
С целью развития исследовательских способностей учащихся в нашей школе была разработана программа кружка ««Всезнайка» для учеников 2- 4 классов. Программа составлена на основе учебного пособия автора А.И.Савенкова «Я –исследователь»
Работа по организации исследовательской деятельности начинается с проведения диагностики по изучению интересов и склонностей обучающихся. На основе полученных данных создается образ класса, планируется дальнейшая работа.
С первых занятий кружка ребята знакомятся с теоретическими понятиями: исследование, открытие, исследователь, исследовательские умения, опыт, наблюдение и наблюдательность, эксперимент, гипотеза, схемы, результат, защита, доклад. Они практикуются в исследовательских заданиях: экспресс-исследованиях, играх – исследованиях, мини-исследованиях, учатся проводить наблюдение, делать опрос, ставить простейшие опыты.
Примерная тематика мини-исследований
2 класс
3 класс
«Любимые игры нашего класса»
«Что может быть опасным в доме?»
«От чего зависит хорошее настроение»
«Почему осенью одни деревья краснеют, а другие желтеют»
«Из чего может состоять аромат осени?»
«Какой Я?»
«Что я люблю и что я не люблю»
«Что есть и пить при кашле?»
4 класс
«Полезна или опасна жвачка?»
«Может ли путь от школы домой представлять опасность?»
«Традиции моей семьи»
«Как жили люди в старину?»
«Любимые занятия моих одноклассников»
«Где найти витамины зимой»
«Игры наших родителей, бабушек и дедушек»
«Моя родословная»
«Фамильный герб»
«Компьютер- это опасно или нет?
«История старинных вещей»
«Почему так названы улицы нашего города?»
«Что читали мои родители, бабушки и дедушки?»
«Профессии моих предков»
«Зелёная аптека в нашем огороде»
«Что нужно делать, чтобы жить дольше?»
«Как отмечают Новый год в разных странах»
Занимаясь исследовательской деятельностью ребята ведут себя по-разному: одни активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам, в интернете, другие втягивают в свою работу родителей, но есть и такие, которых приходится брать в “помощники”, обращаясь к ним с просьбой о помощи. Ребёнок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую работу.
Особого внимания требует завершающий этап исследовательской деятельности - защита своей работы. Свои проекты дети защищают на школьных, районных, городских и областных конференциях. Ребята с начальных классов приучаются к публичным выступлениям и отличаются мобильностью, динамизмом, умением аргументировать свои суждения.
Выполнил:
ученик2 Б классаМБОУ СОШ № 10
Руководитель: Дементьева О.Ж.
Выполнил ученик 3Б классаМБОУ СОШ № 10
ЛАЗАРЕВ Антон
Преподаватель
ДЕМЕНТЬЕВА О.Ж.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 10 г. Павлово
Исследовательская работа О чем «говорят» кошки?
Работу выполнил ученик 4 Б класса
МБОУ СОШ №10 Шитов Алексей,
Научный руководитель – Дементьева О.Ж .
Исследовательская работа
К какому виду породы лайкаотносится моя собака?
Выполнил ученик 4 б класса МБОУ СОШ № 10 Лобанов Михаил Владимирович
Руководитель:Дементьева Ольга Жановна
МБОУ СОШ № 10 г. Павлово
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
работа
Чем отличаются фрукты от овощей?
Работу выполнил
Шитов Алексей Юрьевич,
3 Б класс
Научный руководитель –
Дементьева О.Ж.
Исследовательская работа
Почему черепаха медленно
передвигается
Выполнила: Володина Екатерина
4 Б класс, МБОУ СОШ№ 10
Руководитель: Дементьева О.Ж.
Исследовательская работа:Трудна ли жизнь у кошек?
Работу выполнила ученица 4 Б класса МБОУ СОШ №10 Путихина Екатерина
Руководитель: Дементьева Ольга Жановна
Если ученик сумеет провести исследование, справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в различных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к современным условиям.
Мы всегда должны помнить, что дети приходят в школу учиться, то есть учить себя. А исследовательская деятельность в образовательном процессе позволяет достичь максимального эффекта.