Просмотр содержимого документа
«Исследовательская деятельность на тему : «Работа над формированием навыков качества чтения младших школьников» »
Исследовательская деятельность учителя начальных классов Дорониной Татьяны Михайловны
Тема исследовательской деятельности : «Работа над формированием навыков качества чтения младших школьников»
Цель исследования : определить возможность использования системы развития читательских умений по формированию навыков качества чтения.
Объектом исследования – является скорость, осознанность, выразительность, правильность как основные характеристики навыка чтения.
Предмет исследования: процесс формирования читательских умений
Гипотеза исследования: уровень сформированности навыков качества чтения младших школьников повысится, если:
- уточнена сущностная характеристика понятия «навык чтения» (компоненты) ;
- учитываются возрастные особенности младших школьников по восприятию графической формы слова и пониманию прочитанного;
- разработана и внедрена система умений по формированию навыков качества чтения младших школьников.
Цель, предмет, гипотеза исследования определили постановку следующих задач:
1.Изучить литературу по вышеуказанной теме.
2. Разработать, апробировать и внедрить систему умений , способствующую развитию скорости, осознанности и выразительности чтения.
3.Провести исследование уровня сформированности умений через навыки качества чтения в классе.
4.Разработать методические рекомендации для учителей по эффективной организации процесса формирования навыков качества чтения младших школьников.
Структура исследовательской деятельности
1.Теоретический аспект проблемы , включающий :
- изучение методической литературы, раскрывающей понятие «навык чтения» , этапы становления навыка чтения, работу над правильностью, беглостью и сознательностью чтения;
- разработать систему читательских умений по формированию навыков качества чтения.
2. Исследовательская деятельность:
- определение уровня сформированности навыков качества чтения на начальном этапе(констатирующий эксперимент);
- внедрение системы читательских умений по годам обучения(2009- 2013 г);
- результативность формирования умений через навыки качества чтения;
- мониторинг уровня сформированности умений.
3.Выводы. Заключение.
Система умений по формированию навыков качества чтения(1 полугодие 1 класс)
Процесс совершенствования навыка чтения чрезвычайно трудный. Поэтому нужно вводить специальные тренировочные упражнения:
Психологические упражнения.
Упражнения на развитие зоркости.
Артикуляционная гимнастика.
Метод динамического чтения.
Упражнения на развитие антиципации.
Упражнения на развитие речи без повторов.
Упражнения на развитие сознательности чтения.
1 ). Психологические упражнения.
Упражнения «Поза», «Расслабиться».
2 ). Упражнения на развитие зоркости.
Это упражнения вида:
1.Какая буква, слог, слово лишние ?
-а, у, о, р, ы.
- ма, ра, ла, ни, са.
- река, речка, ручей, ручка, ручеёк.
2. Что общего в словах и чем они различаются?
Мел – мель, мал – мял, мыл – мил.
3.Работа с предложением .
Лара Лара сама мыла раму.
сама
мыла
раму.
В послебукварный период предложение можно разделить на синтагмы и записать стихотворным набором ;
Дал агроном черенки
И научил,
Как их в землю вкапывать,
Как поливать,
Как с крапивой бороться.
3). Артикуляционная гимнастика.
(Упражнения на правильное произношение звуков, отработку дикции).
Чтение шепотом и медленно:
ра – ра – ра – начинается игра.
ры – ры – ры – у нас в руках шары.
Чтение тихо и умеренно:
арка – арца
арта – арда
арла – арба
арфа – арва
Чтение громко и уверенно:
моль – соль – толь – боль
почка – почва – почта
дверь – зверь – червь
Игры на звукоподражание:
На птичьем дворе
Наша уточка с утра … Кря, кря, кря!
Наши гуси у пруда … Га, га, га!
Наши курочки в окно … Ко, ко, ко!
А как Петя – петушок
Ранним утром по утру
Нам споёт … Ку – ка – ре – ку!
Скороговорки на проговаривание согласных звуков:
К о с и, к о с а, п о к а р о с а.
Н а р е к е п ой м а л и р а к а, и з – з а р а к а в ы шл а др а к а.
Задание: прочитай скороговорку с интонацией удивления, весело, грустно, и др.
4.Метод динамического чтения.
Динамическое чтение – это когда читаются не буквы, слоги или слова, а целые группы слов, то есть блоки. Это чтение только глазами (про себя).
1). Упражнения для развития «поля зрения» по таблицам.
2). Упражнения с фиксацией зрения на средней линии.( ряде чисел)
5. Упражнение на развитие антиципации. (смысловой догадки )
1 Закончи пословицы.
Дома и стены _ _ .
Век живи, _ _ .
Готовь сани летом, _ _ .
2 Восстанови слова.
3 Чтение предложений текста с пропущенными словами.
Собака грызет _ _.
Завтра у нас будут _ _.
Папа забивает _ _.
6. Упражнения на развитие чтения без повторов.
1. Чтение с закладкой.
Закладка движется не под строкой, а по строке, закрывая уже прочитанный слог слева от ученика.
2. Чтение слов, записанных разновеликим шрифтом.
ПЫлеСОС СнеГИри
ВОРобьИ ТетЕрЕВочЕК
3. Деление слов на слоги вертикальными и горизонтальными линиями.
СНЕ/ГО/ПА/ДЫ
СНЕ-ГО-ПА-ДЫ
4. Постоянное наращивание слов.
лес
лесок
перелесок
5. Работа по таблицам, включающим в себя слоги таких структур, как сг,
ссг, сссг (с – согласный, г – гласный )
7. Упражнения для развития темпа( скорости )чтения.
1. Чтение «эхо».
2. Чтение «канои».
3. Чтение «спринт».
Памятка.
Плотно сожми губы и зубы.
Читай только глазами.
Читай как можно быстрей.
Ответь на вопросы к тексту.
Чтение – разводка, с целью обучения детей вертикальному чтению.
Жужжащее чтение.
Чтение с простукиванием ритма.
Чтение со звуковыми помехами (при звучании музыки).
Упражнения на развитие осознанности чтения.
С этой целью можно использовать логические упражнения, время для прочтения слов в которых максимально сокращено. За короткое время ребёнок должен не только успеть прочитать слова, но и произвести определённую умственную работу: сопоставить, обобщить, сгруппировать.
1. Назови одним словом.
Чипс, грог, сова, ласточка, стриж - … .
Ножницы, клещи, молоток, пила, грабли - … .
Шкаф, варежки, фуфайка, пальто - … .
2. Раздели слова на группы.
а) заяц б) корова в) апельсин
горох шкаф автобус
ёжик стул абрикос
медведь коза яблоки
капуста диван автомобиль
волк овца трамвай
огурец стол
3. К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова.
Основным приёмом, обеспечивающим развитие навыков чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием. Вот тогда–то ребёнок открывает в нём что–то новое, что не заметил при первом чтении. Цель учителя здесь: создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразия форм, методов и видов работы, больше внимания уделять словарной работе, чаще использовать различные творческие задания, сочетать коллективную и индивидуальную работу на уроке, учить работать с текстом.
Система умений по формированию навыков качества чтения (2 полугодие 1 класс)
Результаты проведённых мониторингов отражены в гистограммах, из которых наблюдается положительная динамика: СОУ повысилась на 30%
КЗ повысилось на42%
Это обуславливается систематической работой над текстом, выразительностью чтения.
Система умений по формированию навыков качества чтения (2 класс)
№
Тема
1
Формируемые умения качества чтения
Родник земли родной
Т.Айбергенов «Моя Республика»
2
Умение выражать свои мысли правильно, точно
М.Абылкасымова «Родная земля»
3
Приёмы работы над текстом
М.Алимбаев «Родник земли родной»
4
Творческая работа
Нахождение отрывка, который поможет ответить на вопрос
Умение раскрывать основную мысль при устном высказывании
5
С.Сейфуллин «Кокшетау»
Умение плавно орфоэпически читать, без искажений
Устный рассказ- сочинение «Республика Казахстан»
Чтение цепочкой
6
Казахская легенда «Или и Каратал»
Чтение, ответы на вопросы
Составить рассказ о своей маленькой родине
Умение передать слушателям главную мысль при чтении
М.Ауэзов «Степной пейзаж»
1
Составить описание родника
Нахождение отрывка, который поможет ответить на вопрос
Умение подробно пересказывать
Осень – рыжая лиса по жайляу бродит
Соколов- Микитов «Осень в лесу»
Описать Кокшетау, используя слова стихотворения
Умение плавно орфоэпически читать, без искажений
Составление плана
Описать отца девушки Или
Умение плавно орфоэпически читать без искажений
Чтение самого красивого места в рассказе
Описать , какие травы растут в степи, какие птицы и звери там живут, используя сравнения
Составление опорной схемы
Описать осень в лесу, нарисовать рисунок
2
К.Д.Бальмонт «Осень»
3
4
Умение передать слушателям главную мысль при чтении
М.Д.Зверев «Хлопот полон рот у природы»
А.А. Фет «Ласточки пропали»
5
Умение понимать изобразительно - выразительные средства
Нахождение и чтение слов, которые читаются тихо, медленно
Составление плана
1
Энн Хогарт «Мафин и его знаменитый кабачок»
Умение передать слушателям главную мысль при чтении
Описать осенний день, используя сравнения и олицетворения
Умение раскрывать основную мысль при устном высказывании
Написать рассказ «О необыкновенном использовании обыкновенных вещей»
Конкурсное чтение
Инсценирование
Придумать свою закличку,чистоговорку,загадку,
считалку
Подобрать пословицу. Чтение и установление , что правда, а что ложь.Инсценирование.
Нарисовать иллюстрации к сказкам. Составить рассказ «Красивый человек»
1
2
Мы в ответе за всё живое на планете
В.М.Песков «Мир вокруг нас»
Кубинская сказка «Как человек с землёй поспорил»
3
Умение передать слушателям главную мысль при чтении
Пересказ по плану
Умение раскрывать основную мысль при устном высказывании
Н. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка»
4
Нарисовать плакат в защиту природы
Чтение, деление на части
Умение раскрывать основную мысль при устном высказывании
К. Паустовский «Барсучий нос»
Продолжи сказку, сочинив историю о том ,как Человек говорил с Огнём и Горой и как они договорились помогать друг другу
Чтение, деление на части, составление плана
Умение выражать свои мысли правильно, точно
Чтение, озаглавливание частей
Описать чувства, которые испытали мальчик и собака при встрече
Нарисовать иллюстрацию к рассказу
1
2
Белоснежная царица всё покрыла серебром
Г. Скребицкий «Зима»
И.Никитин «Вьюга»
М.Д.Зверев «Спасибо, Матушка зима!»
3
Умение понимать изобразительно - выразительные средства
Конкурсное чтение
Умение понимать изобразительно - выразительные средства
И.З. Суриков «Детство»
4
Описать зимний день ,используя эпитеты
Чтение, ответы на вопросы
Умение раскрывать основную мысль при устном высказывании
Э.Ю. Шим «Живые цветы»
Придумать свою зимнюю историю
Чтение, ответы на вопросы
Умение понимать изобразительно - выразительные средства
Чтение, ответы на вопросы
Написать стихотворение или рассказ о своём детстве
Расскажите, как можно помочь птицам зимой
1
Все работы хороши!
А. Дуйсенбиев «Молоковоз»
Умение передать слушателям главную мысль при чтении
Деление на части
Описать картинки, которые можно нарисовать к стихотворению
2
Д. Крюсс «Говорящая машина»
3
4
Умение раскрывать основную мысль при устном высказывании
А. Раскин «Как папа выбирал профессию»
Братья Гримм «Маленькие человечки»
1
Умение раскрывать основную мысль при устном высказывании
Чтение и ответы на вопросы
Нахождение отрывка, который поможет ответить на вопрос
Порассуждай, что сказка в наше время становится былью
Составить рассказ, как ты понимаешь слова «быть человеком»
Умение раскрывать основную мысль при устном высказывании
Весна – утро нового года
Г.А. Ладонщиков «Медведь проснулся»
2
Чтение и ответы на вопросы
Умение передать слушателям главную мысль при чтении
Продолжить сказку
А. Асылбеков «Весна»
Г.Я. Снегирев «Весной»
Умение понимать изобразительно - выразительные средства
Чтение, ответы на вопросы
Продолжить сказку
Найти приметы весны
Составить рассказ, как зимовали звери в лесу
Чтение и ответы на вопросы
Описать приход весны в родной край
3
Н.Н. Носов «Бобик в гостях у Барбоса»
Умение раскрывать основную мысль при устном высказывании
Чтение и ответы на вопросы
Написать рассказ «Как Барбос объясняет Бобику, что такое «утюг» или для чего нужна зубная щётка
4
1
Эльсе Бесков «Домовой в витрине»
Лето – румянец года
Г.А. Ладонщиков «Хорошо»
2
Умение раскрывать основную мысль при устном высказывании
Деление на части, озаглавливание
Умение плавно читать, без искажений
В.В. Бианки «Неслышимка»
3
Описать, каким вы представляете Нуссе
Умение плавно орфоэпически читать , без искажений
В.В. Бианки « Лесной оркестр»
Описать летний день
Чтение , ответы на вопросы
Составление плана
Умение плавно орфоэпически читать , без искажений
Беседа с сопровождением выборочного чтения
Описать птичку «неслышимку». Что было в ней необычного?
Описать одного из участников лесного хора
Фрагменты работы над темами по формированию читательских умений
Тема: Осень – рыжая лиса по жайляу бродит
М. Д. Зверев «Хлопот полон рот у природы»
Цель:умение понимать изобразительно - выразительные средства
Учитель
Почему слово «Осень» написано с большой буквы?
Дети
Потому что об Осени говорится, как о живом существе.
Учитель
Как называется этот приём в литературе?
Дети
Олицетворение. Олицетворение – это такое изображение, когда предметы, явления природы, растения и животные наделяются человеческими качествами – даром речи, способностью мыслить и чувствовать.
Учитель
Найдите и выпишите слова и выражения, которые говорят об Осени, как о живом существе.
Цель : умение раскрывать основную мысль при устном высказывании
Учитель
Сформулирована ли основная мысль в сказке?
Дети
Да. Надо очищать ручейки от мусора, ухаживать за землёй, не рвать цветы.
Учитель
Найдите в тексте предложение, в котором выражена основная мысль.
Дети
Чтобы жить, надо не только брать, но и отдавать свою любовь и заботу соседям по планете.
Тема: Ласковые руки и добрые сердца
В.К. Железников «Рыцарь»
Цель : умение передать слушателям главную мысль при чтении
Учитель
О чём этот рассказ?
Дети
Рассказ о том, как Саша заступился за свою бабушку.
Учитель
Как надо прочитать слова мальчика, чтобы передать слушателям основную мысль?
Дети
Решительно, твёрдо и ничего не боясь.
Учитель
Найдите в тексте эти слова и прочитайте.
Дети
… Саша покраснел, потом побледнел и вдруг бросился со всех ног за машиной. Он подскочил к шофёру и крикнул ему в лицо:
- Если вы ещё раз когда– ни будь закричите на мою бабушку, я вас…. я вас ударю!
Он кричал высоким тонким голоском. Вот сейчас что – то должно было случиться….Саша стоял, как дикий зверёк, - решительный, отчаянный, готовый до конца отстоять свою бабушку. Он сейчас совсем не боялся и совсем не стеснялся, это было с ним впервые. Пусть все- все люди смотрят на него, а он ничего не боится. Пусть на него смотрят случайные прохожие…
Цель : умение выражать свои мысли правильно, точно
Учитель
Многие поэты сочиняют песенки, потешки, прибаутки. Попробуйте и вы.
Это – ложка,
Это – чашка.
В чашке – гречневая …..
Детикашка
Учитель
Придумайте конец считалки.
За стеклянными дверями
Стоит Бобик с пирогами.
- Бобик, миленький дружок,
Дети
Съешь скорее пирожок!
А потом иди играть
И водилку выбирать!
Учитель
Придумайте свою считалку.
Дети
Вышла кошка на крылечко помяукать, как овечка.
Раз, два, три, четыре, пять-
Ты мяукаешь опять.
Учитель
Допишите скороговорку.
Простокваши дали Клаше.
Недовольна Клаша:
- Не хочу я …
Дети
простокваши.
Учитель
Дайте просто…..
Дети
каши.
Учитель
Придумайте чистоговорку по данному началу:
Ща-ща-ща - мы несём домой
Дети
леща.
Учитель
Шу-шу-шу - я письмо
Дети
пишу.
Учитель
Оч-оч-оч – наступила
Дети
ночь.
Учитель
Ать-ать-ать – мы идём
Дети
гулять.
Учитель
Придумайте загадки о предметах, которые вы хорошо знаете.
Дети
Полосатый мяч на поле лежит. (Арбуз)
Зелёная лампочка на ветвях висит .(Груша)
Золотая шишка из лоскутков сшита. (Ананас)
Тема: Белоснежная царица всё покрыла серебром
«Русская народная сказка «Морозко»
Цель: умение плавно орфоэпически читать без искажений
Чтецкая зарядка
воду носила печёт блины
скотину поила – кормила кинулась встречать
печь топила заголосила
избу мела (падчерица) (старуха)
зубами стучит
руки, ноги
отмёрзли
окостенела
(старухина дочь)
заплакал пощёлкивает
испугался постукивает
обрадовался спрашивает
(старик) (Морозко)
Тема: Весна – утро нового года
Цель : умение творчески работать по тексту
Учитель Сочините рассказ о том, как зимовали звери в лесу.
Опишите приход весны в родном крае.
Уровень сформированности каждого умения повысился
Наблюдается положительная динамика
Наблюдается положительная динамика:
СОУ повысилась на 10%
КЗ осталось на одном уровне
Система умений по формированию навыков качества чтения (3 класс 2011-2012уч. г.)
Фрагменты работы над темами по формированию читательских умений
Тема: Сказка – умница и прелесть, с нами рядышком живёт. Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»
Цель: умение творчески работать по тексту
Тема: М. Алимбаев «Отчизна»
Вывод: наблюдается отрицательная динамика. Это обуславливается пропуском занятий по болезни и отсутствием контроля со стороны родителей.
Система умений по формированию навыков
качества чтения (4 класс- 2012- 2013 учебный год)
№раздела
Тема раздела
Название произведения
1.
Формируемые умения качества чтения
«Родные просторы – твоих дорог начало»
М.Айтхожина «Горсть земли»;
Ф.Унгарсынова «Любовь к степи»
М.Сарикова «Алатау»
Приёмы работы над текстом
Умение высказывать оценочные суждения
Творческая работа
Нахождение отрывка, который поможет ответить на вопрос
Написать сочинение о своём родном крае, его красоте и силе притяжения
2.
«Преданья
старины
глубокой»
«Ер – Таргын»
«Миф о царе Ушинаре»
«Борьба Ра с Апопом»
«Дедал и Икар»
«Подвиги Геракла»
«Баран с золотым руном»
«Миф об аргонавтах»
«Робин Гуд»
«Звёздные песни Алтая»
«Загадки царицы Савской»
«Сказание о Лунной красавице»
Умение раскрывать основную мысль при устном высказывании
Выделение самого яркого эпизода и его пересказ
Подобрать к пословицам подходящие по смыслу отрывки из текста
3.
«Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу...»
( поэтические странички)
А.Майков «Осень»;
С.Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…»;
Б.Пастернак «Золотая осень»;
М.Алимбаев «Когда листопад»
Умение понимать изобразительно – выразительные средства
Конкурсное чтение
Написать сочинение про осень по мотивам стихотворений
4.
«Писатели
и поэты ХIХ – ХХ вв. – детям»
А.С.Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…»
А.С.Пушкин «Бой Руслана с головой»
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане….»
М.Ю.Лермонтов «Утёс»; «Сосна»
М.Ю.Лермонтов «Три пальмы»
И.А.Крылов «Лебедь, Щука и Рак»;
«Стрекоза и Муравей»
И.А.Тургенев «Перепёлка»
Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»
«Мороз - воевода»
А.И.Куприн «Белый пудель»
С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»
В.г.Короленко «Слепой музыкант»
Умение при чтении передать слушателям главную мысль
Выразительное чтение наизусть
Составление диафильма
5.
«Зимним холодом пахнуло на поля и на луга...»
( поэтические странички)
И.Бунин «Зимним холодом пахнуло»
К.Бальмонт «К зиме»
Л.Чарская «Зима»
А.Дуйсенбиев «Зима в лесу»
6.
Умение понимать изобразительно – выразительные средства
«Писатели
и поэты ХIХ – ХХ вв. – детям»
Х.-К. Андерсен «Русалочка»
В.Гауф «Карлик Нос»
В.Гюго «Козетта»
Г.Гейне «В белый сад выходишь утром»
Р.Киплинг «Рикки – Тиккки – Тави»
А.П.Платонов «Разноцветная бабочка»
А.Грин «Алые паруса»
Нахождение нужной интонации
Умение раскрывать основную мысль при чтении
Написать сочинение о зиме по мотивам стихотворений
Выразительное чтение диалога
Написать отзыв
7.
8.
« Всё весны дыханием согрето…»
(поэтические странички)
А.Фет «Я пришёл к тебе с приветом»
Ф.Тютчев «Весенняя гроза»
«Писатели
и поэты ХIХ – ХХ вв. – детям»
М.Горький «В доме деда»
М.Горький «Бабушка»
Г.Н.Троепольский «Прощание с другом»
С.Михалков «Мы с приятелем вдвоём»
М.М.Пришвин «Старый гриб»
К.Г.Паустовский «Дремучий медведь»
К.Г.Паустовский «Стальное колечко»
А.Барто «Три очка за старичка»
А.Барто «Не поднимается рука»;
«Серёжа учит уроки»
Ю.Сотник «Как меня спасали»
В.Ю.Драгунский «Девочка на шаре»
А.Г.Алексин «Самый счастливый день»
Кир Булычёв «Джинн в коробке»
В.Высоцкий «Песня о друге»; «Вершина»
Ч.Айтматов «Волки идут по следу»
Умение плавно орфоэпически читать без искажений
Умение высказывать оценочные суждения
Умение выражать свои мысли правильно и точно
Конкурсное чтение
Нахождение отрывка, который поможет ответить на вопрос
Выразительное чтение и пересказ
Написать сочинение о зиме по мотивам стихотворений
Составить характеристику героям
Составить характеристику героям
9.
Казахская литература
Ы.Алтынсарин «Щедрый человек»
Абай Кунанбаев «Лето»
С.Торайгыров «Я стану человеком»
С.Сейфуллин «Домбра»
М.Ауэзов «Сирота»
С.Бегалин «Ёж Есена»
М.Алимбаев «Юрта»
Б.Сокпакбаев «Меня зовут Кожá»
М.Магауин «Без хозяина»
О.Сулейменов «Яблоки»
С.Бегалин «Сеид»
Б.Сокпакбаев «Сердце матери»
С.Жунусов «Немой ботинок»
Умение при чтении передать слушателям главную мысль
Умение высказывать оценочные суждения
Нахождение нужной интонации при чтении
Озаглавливание частей и составление плана
Нарисовать иллюстрации и по ним составить связный рассказ, используя новые слова
Придумать другую концовку
10.
«Шелестят зелёные серёжки, и горят серебряные росы…»
(поэтические странички)
С.Есенин «С добрым утром!»
И.Никитин «Утро»
И.Бунин «Гаснет вечер…»
Умение понимать изобразительно – выразительные средства
Выразительное чтение
Иллюстрации
Фрагменты работы над темами по формированию читательских умений
Тема: Казахская литература. С. Сейфуллин «Домбра»
Цель: умение при чтении передать слушателям главную мысль
Тема: Писатели и поэтыXIX – XXвв.детям. Р. Киплинг «Рикки- Тикки - Тави»
Цель: Умение высказывать оценочное суждение.Умение раскрывать основную мысль при устном высказывании.
Тема:А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане,
о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче
и о прекрасной царевне Лебеди»
Цель: умение понимать изобразительно-выразительные средства языка
Учитель:
Если эпитет – это красочное определение, то является ли выделенное слово эпитетом?
а)Всинемнебе звёзды блещут. (нет)
б)Натянул на лукдубовый…(нет)
в)Город новыйзлатоглавый… (нет)
г)Сгрустнойдумой на лице… (да)
д)…чудныйостров навестить (да)
е)А под нейхрустальныйдом… (нет)
ж)Царь ступил на дворширокий… (нет)
Тема: А. С. Грин «Алые паруса»
Цель: умение понимать изобразительно-выразительные средства языка
Учитель:
Впиши сравнения
а) Эгль всесторонне рассматривал яхту с любопытством(слона), поймавшего бабочку.
б)Глаза незнакомца были серые, как(песок), и блестящие, как(чистая сталь), с взглядом смелым и сильным.
в)Каждая черта Ассоль была выразительно легка и чиста как полёт(ласточки)
г)- Хорошо, что твоё имя так странно, так однотонно, как свист(стрелы)или шум морской(раковины)
Тема: К. Г. Паустовский «Стальное колечко»
Цель: умение понимать изобразительно-выразительные средства языка
Учитель:
Укажите изобразительно – выразительные средства языка, использованные автором
а) Паровоз с размаху налетел на станцию. (олицетворение)
б) – Носи на здоровье! Этот перстенёк совершенно чудесный. Гляди, как горит! (метафора, эпитет)
в) Горячий свет бил в оконце. (олицетворение, эпитет)
г) Весна шла, и звон ручьёв с каждым её шагом становился громче и громче. (олицетворение)
Вывод:Дети справились с заданиями без затруднений, т. к. умеют понимать изобразительно – выразительные средства языка.
Вывод:
Результаты представленной диаграммы показывают, что уровень сформированности читательских умений повысился и находится на доступном уровне
Вывод: из диаграммы видно, что темп чтения у учащихся повысился
Вывод : из приведённой диаграммы видно, что на конец года учащиеся читают только целыми словами и слог + целое слово
Мониторинг СОУ и КЗ навыка чтения 2012 -2013г.
Вывод : наблюдается положительная динамика
Сравнительный мониторинг уровня сформированности читательских умений
Сравнительный мониторинг способа чтения
Вывод: наблюдается положительная динамика
Сравнительный мониторинг скорости (темпа) чтения
Сравнительный мониторинг СОУ и КЗ навыка чтения
Заключение
Таким образом, проведенная мною в течение нескольких лет систематическая работа по теме « «Работа над формированием навыков качества чтения младших школьников» , дала свои результаты. Мои ученики научились самостоятельно высказывать оценочные суждения, повысился темп чтения,улучшился способ чтения, развилась оперативная память и творческое мышление, научились выражать свои мысли правильно и точно, раскрывать основную мысль при устном высказывании ,плавно орфоэпически читать без искажений, при чтении передать слушателям главную мысль, понимать изобразительно-выразительные средства языка, творчески работать по тексту.
Вспоминаются слова В. А. Сухомлинского о том, что можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения - невоспитанный человек, нравственный невежда. Выражение “уметь читать” включает в себя широкий спектр понятий: от умения складывать слоги в слова до умения не только прочитать текст, но и осознавать его, эмоционально отзываясь на каждый поступок героя, переживая за него. В. А. Сухомлинский отмечал: “уметь читать – это означает быть чутким к красоте слова, к его тончайшим оттенкам ”.