Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа в начальных классах»
Элементы исследовательскойдеятельности в начальной школе
Учитель начальных классов МБОУ СОШ №3 г.Рязани Симакова Ирина Викторовна
целенаправленность
Систематичность
«Проектная и исследовательская деятельность обучающихся»
Выполнение учащимися творческих и исследовательских проектов предметного и межпредметного характера.
Учебный год
Название проекта
2011-2012
Количество участников.
1 класс
Города-побратимы Рязани (Новый Афон)
2012-2013
2012-2013
6 чел
2 класс
Моя родословная
Всемирная выставка
(23 %)
2 класс
23 чел (100%)
2012-2013
2012-2013
23 чел (100%)
Путешествие по континентам
2 класс
23 чел (100%)
2 класс
Путешествие в мир сказки
2013-2014
23 чел (100%)
3 класс
Осенние странички
2013-2014
24 чел (100%)
3 класс
Зимние странички
2013-2014
2013-2014
24 чел (100%)
Путешествие в мир сказки
3 класс
2014-2015
24 чел (100%)
Конкурс-проект творческих команд «Эму»
3 класс
24 чел
Я – читатель
2014-2015
4 класс
(100%)
2014-2015
33 чел
4 класс
Любимой школе 75 лет
Мой Пушкин. Путешествие в мир сказки.
4 класс
(100%)
5 чел
2014-2015
2014-2015
Моё человечество.
(15%)
4 класс
33 чел
(100%)
33 чел
4 класс
Моей семьи война коснулась
(100%)
30 чел
(91%)
Целенаправленность
Работа с одаренными детьми
ШКОЛА№3И НАШ СЕМЕЙНЫЙ АЛЬБОМ
Фомина Ксения,
4«А» класс
ё
Исследовательская деятельность в начальной школе
как одно из условий внедрения ФГОС
(из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «СОШ №3» г.Рязани
Симаковой Ирины Викторовны)
«Исследовать - значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто»
А. Сент-Дьердьи
Сегодня современное общество нуждается в образованных, творческих, деятельных молодых людях и делает социальный заказ на формирования грамотной и социально-мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей себе свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможность их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить. Сама жизнь выдвигает неотложную практическую задачу - воспитание человека - творца, созидателя и новатора, способного разрешать возникающие социальные и профессиональные проблемы нестандартно, инициативно и грамотно. Эти новые требования общества нашли своё отражение в федеральных государственных образовательных стандартах. Выдвигая в качестве основополагающей идеи компетентный подход в образовательном пространстве, он нацеливает нас, педагогов, на использование новых современных образовательных технологий, а также применение новых методов и приёмов, ориентированных на формирование и индивидуальное развитие личности, формирование у учащихся ключевых компетенций. Акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, принимать решения, планировать действия, эффективно сотрудничать, быть открытыми для новых контактов. Эти задачи невозможно решить путём «вручения» ученикам соответствующих знаний. Современная школа работает в
смешении акцентов со знаниевого на компетентностный подход к образованию. Все это вынуждает учителя уходить от привычной структуры урока, традиционных педагогических технологий. Поэтому одним из приоритетных направлений развития нашего образовательного учреждения считаем организацию исследовательской деятельности учащихся. Исследовательская деятельность - это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности. Исследовательская деятельность учащихся логично вписывается в структуру ФГОС и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу. В процессе исследовательской деятельности формируются многие ключевые компетенции, прописанные в Стандарте: личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные. Младший школьный возраст - благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности, так как в этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траектории, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс ценностей, качеств, способностей, потребностей личности, лежащих в основе ее творческого отношения к действительности. Именно в начальной школе закладываются основы исследовательской деятельности. Дети младшего школьного возраста, как отмечают многие учёные, уже по природе своей исследователи. Их влечёт жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать, самостоятельно искать истину. В условиях правильно организованной исследовательской деятельности учащиеся овладевают такими нравственными качествами, как трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость. Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться. Для достижения названных выше результатов недостаточным является единичное использование приемов исследовательской деятельности школьников, необходима целостная система обучения исследовательской деятельности. На сегодняшний день нам удалось выстроить такую целенаправленную, систематическую исследовательскую работу на всех ступенях обучения с учетом возрастных психолого-физиологических особенностей учащихся. Такая система
представляет собой интеграцию исследовательской деятельности в урочную и внеурочную деятельность.
Каждый из нас – изначально, по своей природе, исследователь. Однако ни для кого не секрет, что по мере взросления человек утрачивает непосредственное стремление к познанию мира. То, что в детстве казалось удивительным, – становится обыденным, что поражало в юности - в зрелости потеряло свое очарование. Социальные отношения, традиции – все это формирует представление о незыблемости и неизменности мира. Ситуация определенности зачастую лишает нас изначального стремления к свершению открытий. Для того, чтобы стремление к приобретению новых знаний не утрачивалось, необходимо воспитывать исследовательскую культуру. Современному человеку все чаще приходится проявлять поисковую активность. Поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к исследовательским методам обучения. Как стимулировать природную потребность ребенка в новизне? Как развить у него способность искать новое? Как научить видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям? Как правильно излагать и защищать свои идеи? Эти вопросы очень актуальны для совр. школы.
Мне хотелось бы вкратце познакомить вас с тем, каким образом я организовывала исследовательскую деятельность с учениками на протяжении всего периода обучения – 4 лет. Эти ребята пришли в 1 класс и начали учиться по новым ФГОСам. Сразу же с первого класса мы с ними вместе осваивали надпредметный курс «Мир деятельности», где среди прочего исследовали, узнавали, какие личностные качества помогают Смайлику, а значит, и настоящему ученику, учиться (Слайд 4 Смайлик с лучами).
Таким же образом, в виде лучей, я хочу представить те постулаты, на которых, на мой взгляд, строилась исследовательская работа на протяжении 4 лет обучения. Это –
Целенаправленность
Систематичность
Работа с одаренными детьми (Слайд 5)
Немного раскрою каждый пункт. Систематичность подразумевает спланированную деятельность, выполняемую регулярно. Хочу познакомить
на примере следующего слайда (Слайд 7 проекты), каким образом мы с ребятами работали над проектами на протяжении 4 лет. Тематика проектов диктовалась как учебной деятельностью (особенно литературное чтение и окружающий мир), так и внеурочной деятельностью.
Следующий постулат – целенаправленность. (Слайд 8)
Лично мне ближе такая исследовательская деятельность, которая помимо интеллектуальных качеств личности, затрагивает и душу ребенка, стимулирует творческие способности. Среди таких видов исследований, конечно, можно отметить работу по составлению родословной (сначала все очень просто, потом к 3,4 классу прибегают к архивам, составляют гербы семьи)
Велась работа по изданию книжек – малышек. («Мир гласных», «Мир согласных»)
Литературный проект «Мой ПУШКИН». Ребята изучали биографию Пушкина, знакомились с его сказками и решили поставить спектакли: в 3 классе «Сказку о мертвой царевне и о 7 богатырях» , в 4 классе - «Сказку о царе Салтане». С костюмами и реквизитом немного помогли родители, декорации делали сами, роли учили наизусть, создали и напечатали программки, афиши. Получилось здорово! (Слайды 9,10,11)
Литературный проект «Читательский дневник».
Я стараюсь, чтобы исследовательская деятельность затрагивала душу ребенка. И уж тем более приятно, когда инициатива в исследовании идет не только от учителя, а исходит от самих учеников. До сих пор помню, как мы изучали «Аленушкины сказки» Д.Н.Мамина-Сибиряка и я рассказала ребятам о том, что жена писателя умерла при родах и он один воспитывал свою дочь Аленушку. Ребята сами многие разузнали о Елене Маминой, принесли материал, рассказали, узнали о ее болезни (не смеялись ли над ней одноклассники; идея инклюзивного обучения), узнали о ее литературном таланте, о том, как сложилась ее недолгая жизнь.
У меня сохранилась папка с исследованиями детей.
Следующий проект, над которым мы работали, назывался « На какой улице я живу?». У меня сохранились работы детей.
Слайд 12- ЭМУ – командный исследовательский квест
Говоря о принципе целенаправленности, не могу не рассказать о нашем участии в командной игре Эму. Мы почувствовали себя командой, участвовали абсолютно все 24 человека, это в 4 классе нас объединили и стало в классе 33 человека. Это был просто драйв. Все ждали нового задания, желание было докопаться, узнать, открыть (есть сюжет и каждый день даются задания). В итоге мы заняли 3 место по России (слайд 13 грамота и сертификат).
Третий постулат – работа с одаренными детьми (Слайд 14). Мной была выявлена группа детей, которым действительно очень интересно исследовать новое и у которых есть тяга к этому виду деятельности, им это самим нравится. В соответствии с разработанной мной циклограммой я и строила свою работу. Как результат (Слайд 15) – исследование «Моя семья и школа №3» (призовое место на научно-практической конференции к юбилею школы) и грамоты за внеурочную деятельность (слайд 19), и призовые места в интеллектуальных играх «Старт», «Русский медвежонок» (слайд 18), и самое почетное – призовое место на городском конкурсе - олимпиаде среди учащихся 4-ых классов «Юный эрудит» (слайд 16).
На занятиях по курсу «Мир деятельности» мы узнали , что знания нужны настоящему ученику в том числе и для того, чтобы делать мир лучше (слайд 20), и мы и старались делать мир лучше!