Просмотр содержимого документа
«Использование здоровьесберегающих технологий для формирования осознанного отношения к собственному здоровью у учащихся начальных классов»
Использование здоровьесберегающих технологий для формирования осознанного отношения к собственному здоровью у учащихся начальных классов
Автор: Баканова Наталия Владимировна
учитель начальных классов ГБОУ ООШ с. Сидоровка
Исследования здоровья детей.
По данным исследований Минздравмедпрома и Госкомэпиднадзора России
14 % детей практически здоровы,
50 % имеют функциональные отклонения,
35 - 40 % - хронические заболевания.
Здоровье учащихся
Проблемы
Причины
Малоподвижный образ жизни.
Вредные привычки.
Незнание средств, форм.
Недостаточная освещённость.
Перегрузка учебными занятиями.
Накапливание отрицательных эмоций.
Заболевание опорно-двигательного аппарата.
Нарушение осанки, плоскостопие.
Снижение зрения.
Нервно-психические расстройства.
через применение здоровьесберегающих технологий на уроках, обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании;
содействовать развитию мышления, внимания, памяти в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка;
создание условий реализации потребности в двигательной активности на различных этапах урока;
формирование привычки ежедневных организованных и самостоятельных упражнений;
Гигиенические условия в классе (кабинете):
Критерии урока с позиции
здоровьесбережения
1.Смена видов учебной деятельности(4-7 видов).
2.Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности не более 10 минут.
3.Количество методов не менее трёх.
4.Использование разных форм работы.
5.Наличие оздоровительных моментов на уроке(на 20-й минуте, по мере утомления).
чистота,
температура и свежесть воздуха,
рациональность освещения класса и доски,
наличие/отсутствие монотонных, неприятных раздражителей и т. п.
Следует отметить, что утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.
Начало урока
Точечный массаж
Перекрестные движения
Коси коса, пока роса.
Роса долой –
И мы домой.
Качание головой
« Ленивые восьмерки»
«Симметричные рисунки
Открывайся, третий глаз, Научи скорее нас.
Лучше станет наша память. Вы проверьте это сами.
«Уши»
Мягко расправить и растянуть одноимённой рукой внешний край уха в направлении вверх наружу от верхней части к мочке уха.
Во время урока
Дыхательная гимнастика
«Ладошки»
Лобно-затылочная коррекция
Медвежьи покачивания
«Насос»
«Кошка»
Поза дерева
«Маятник
головой»
«Ушки»
Поза скручивания
«Повороты головы»
«Перекаты»
Физкультминутки
В состав упражнений для физкультминуток можно включить:
упражнения по формированию осанки,
укреплению зрения,
укрепления мышц рук,
отдых позвоночника,
упражнения для ног,
релаксационные упражнения для мимики лица,
потягивание,
массаж области груди, лица, рук, ног,
психогимнастика,
упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.
Пальчиковая гимнастика
Посадили зернышко,
Выглянуло солнышко.
Солнышко, свети — свети!
Зернышко, расти — расти!
Появляются листочки,
Распускаются цветочки.
Маленькие ножки
За водой ходили,
Домой не спешили.
Воду набирали,
Крышку закрывали.
Упражнения для мышц глаз
Проследите глазами
за Винни Пухом
. 1. «Солнышко». Мягкие движения носом по кругу с движением глаз.
Ах, как долго мы писали, глазки у ребят устали(поморгать глазами).
Посмотрите все в окно, (вправо-влево)
Ах, как солнце высоко(посмотреть вверх),
Мы глаза сейчас закроем(закрыть глаза ладошками),
В классе радугу построим, вверх по радуге пойдём, Вправо, влево повернём, а потом скатимся вниз,
Жмурься сильно, но держись.
Следите глазами за большой пчелой
ОФТАЛЬМО
ТРЕНАЖЁРЫ.
Конец урока
Релаксация
«Водопад»
Закрыть глаза. Глубоко вдохните и выдохните… Представьте, что вы стоите возле водопада. Но это необычный водопад. Вместо воды в нём вниз падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашим головам… Вы чувствуете, как расслабляются лоб, затем рот, мышцы шеи. Белый свет течёт по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Свет течёт по груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются, и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно и с каждым вдохом и выдохом вы наполняетесь свежими силами…( пауза 15 секунд). Теперь мысленно поблагодарите этот водопад света за то, что он вас чудесно расслабил… Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза.
“Снежная баба”.
Дети представляют, что каждый из них снежная баба. Огромная, красивая, которую вылепили из снега. У нее есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и она стоит на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и снежная баба начинает таять. Далее дети изображают, как тает снежная баба. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Снежная баба превращается в лужицу, растекшуюся по земле.
“Птички”.
Дети представляют, что они маленькие птички. Летают по душистому летнему лесу, вдыхают его ароматы и любуются его красотой. Вот они присели на красивый полевой цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на ее макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева. А вот подул теплый летний ветерок, и птички вместе с его порывом понеслись к журчащему лесному ручейку. Сев на краю ручья, они почистили клювом свои перышки, попили чистой, прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь приземлимся в самое уютное гнездышко на лесной полянке.
«Медуза»-сидя на стуле, совершать плавные движения руками, подражая медузе, плавающей в воде. Упражнение лучше всего выполнять под спокойную музыку.
«Роняем руки»- расслабляет мышцы всего корпуса. Дети поднимают руки в стороны и слегка наклоняются вперёд. По команде учителя снимают напряжение в спине, шее и плечах. Корпус, голова и руки падают вниз, колени слегка подгибаются. Затем дети выпрямляются, последовательно разгибаясь в тазобедренном, поясничном и плечевом поясе, и принимают исходное положение. Упражнение повторяется.
Здоровье ученика в норме, если:
в физическом плане– здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребенок умеет преодолевать усталость;
в социальном плане– он коммуникабелен, общителен;
в эмоциональном плане– ребенок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;