Психолого-педагогическая здоровьесберегающая технология внеклассного мероприятия «Мы вместе»
Психолого-педагогическая здоровьесберегающая технология внеклассного мероприятия «Мы вместе»
Тема проекта: Психолого-педагогическая здоровьесберегающая технология внеклассного мероприятия «Мы вместе»
Основные пути реализации:
- приобщение к здоровому образу жизни,
- развитие кругозора,
- воспитание культуры общения,
- формирование нравственных и волевых качеств,
- организация совместно с родителями физкультурно-оздоровительных мероприятий.
Описание большой игровой программы
1 блок – «Инструменты взаимодействия»: знакомство, умение работать в команде, толерантность, чувство времени, актерские и лидерские навыки.
2 блок – «Творчество личности»: фантазия, воображение, осведомленность, актерские навыки, выбор ролей, ораторское мастерство.
3 блок – «Партнерское взаимодействие»: развитие навыков эмпатийного восприятия идей участников, тактичного взаимодействия в эмоционально трудных ситуациях.
4 блок – «Ралли выживания»: создание позитивного настроя участников игры на совместное взаимодействие, осознание круга своего общения, своих взаимоотношений с ним, интеграция полученного опыта общения. (Приложение 1)
Содержание игры
1 блок – «Инструменты взаимодействия» Время: 1 час 30 минут.
Тема: «Знакомство»
Цели: знакомство и сплочение группы;
Задачи:
- активизация пассивных участников;
- актуализация ресурсов лидерства участников;
- расширение представлений о командном духе.
1-я часть Регистрация участников. Время: 10 минут.
Блиц-опрос.
Вопрос
Дети
Родители
Что вы ожидаете от сегодняшней игры?
Хорошего настроения.
Призового места.
Поиграть со своими родителями.
Призов.
Массу положительных эмоций.
Весело провести время.
Познакомиться с новыми людьми.
Вспомнить детство.
2-я часть «Нетрадиционное приветствие» Время: 10 минут.
Участники хаотично передвигаются, при встрече приветствуют друг друга разными способами:
кивком головы;
улыбкой;
глазами;
локтями;
прикосновением плеча к плечу;
прикосновением коленки к коленке;
3-я часть «Образование команд» Время: 10 минут
Упражнение «Цветное королевство» (4 цвета команды: желтая, красная, зеленая, оранжевая) свободный выбор команд по цветовой гамме конфет.
4-я часть Командные игры. Время: 60 минут.
Цель: познакомить участников друг с другом и подготовить к дельнейшей совместной работе.
Упражнения на знакомства участниковкоманд
Задача: снятие эмоционального напряжения у детей и взрослых.
Упражнение «Снежный ком» (запоминание имен)
Упражнение «Самопрезентация» (рассказ о себе)
Упражнение «Поиск сокровищ» (создание мини групп по интересам)
2 блок – «Творчество личности» Время: 1 час 30 минут
Тема: «Постановка сказки» (Теремок, Репка, Маша и медведь, Колобок)
Цель: самопрезентация и презентация команды, творческое преобразование Я-образа.
Оздоровительный эффект русских народных сказок и сказок собственного сочинения.
Каждая команда готовит афишу представления, сочиняют сценарий сказки с оптимистичным концом, костюмы для персонажей, музыкальное оформление и всей командой показывает сказку зрителям.
В сказках дети и родители могут отождествлять себя с героями и следовать их примеру, могут отрегулировать страхи, тревоги, свои маленькие проблемы.
Психологический смысл блока
Раскрепощение участников, обучение уверенному поведению, ответственность за свою часть в общей работе, сплочение и повышение взаимного доверия участников, эмоциональная встряска, преодоление страха, развитие артистизма, смелости, тренировка внимательности, наблюдательности, умение слушать и говорить, разрушение возрастных барьеров между участниками.
Кофе-пауза. (фиточай, фрукты, ароматерапия, релаксация при свечах)
Время: 30 минут
3 блок – «Партнерское взаимодействие» Время: 1 час 30 минут
- умение действовать сообща, прислушиваться к себе и окружающим в совместной деятельности.
Психологический смысл блока
Умение изобретать в условиях ограниченности материалов, времени, координация совместных действий, сплочение, умение выдвигать идеи, брать на себя лидерские функции, создание условий для поиска своих сильных сторон, тренировка уверенного поведения в ситуации публичной презентации, тренировка качества творческого мышления, интеллектуальная разминка, мобилизация внимания, умение быстро действовать в нестандартной обстановке, уверенное поведение в ситуации представления публике результатов своего труда.
4 блок – «Ралли выживания» Время: 1 час 30 минут
Этап «Паровозик»
Цель: перенести игроков на вытянутых руках над головами через всю команду.
Психологический смысл упражнения.
Сплочение, повышение взаимного доверия участников, тренировка уверенного поведения, в нестандартной ситуации положившись на партнёра.
Описание: участники команды садятся друг за другом на пол, обхватив ногами впереди сидящего игрока, вытягивают руки над головой, и передают одного из игроков друг другу. Каждый игрок должен принять участие.
Этап «Скала»
Цель: каждый участник должен поочерёдно переправиться с одного конца шеренги на другой.
Психологический смысл упражнения.
Сплочение, разрушение пространственных барьеров между участниками, повышение чувствительности к телесным движениям, тренировка уверенного поведения в ситуации вынужденного физического сближения, необходимости решать нетривиальную задачу в межличностном взаимодействии.
Описание: Команда выстраивается рядом возле гладкой и ровной стены, на расстоянии 30см от стены проводится линия. Начиная с первого человека, команда переправляется на противоположный конец. В результате должна получиться та же линия, в том же порядке.
Этап «Один стул»
Цель: сесть командой на один стул.
Психологический смысл упражнения.
Тренировка слаженности действий участников, умение регулировать свое поведение таким образом, чтобы не столько стремиться достижению единолично, сколько действовать согласованно с командой.
Описание: у команды имеется один стул, на котором они должны разместиться всей командой, не касаясь ногами пола.
Этап «Ручеек»
Цель: прокатить мяч по жёлобу.
Психологический смысл упражнения.
Тренировка решительности, умение интуитивно понимать намерения других людей и координировать с ними свое поведение, а также проявлять решительность, действовать в соответствии с быстро меняющейся ситуацией.
Описание: у каждого игрока имеется лист бумаги А3, из которого он делает желоб. Вся команда составляет единый желоб, по которому прокатывается мяч. Команда, перемещаясь и сохраняя желоб, несет мяч до финиша, где стоит корзина. Уронив мяч, команда начинает упражнение с исходной позиции.
Этап «Крокодил»
Цель: быстро разгадать слова и фразы.
Психологический смысл упражнения.
Развитие воображения, наблюдательности, умение выражать эмоциональные состояния (при ограниченности доступных для этого средств) и понимать мимику ведущего.
Описание: команда выбирает одного человека, который получает задание (слово или фразу) после чего он показывает загаданную фразу своей команде. Во время объяснения запрещено, что–либо говорить и показывать на какие либо предметы, разрешено только показывать образы. Суть игры заключается в том, чтобы быстрее разгадать большее количество слов за определенное время.
Рефлексия Упражнение «Свеча по кругу» Время: 15 минут
Участники встают в общий круг, каждый высказывает свое мнение о проведении игры, передавая горящую свечу друг другу. После обмена впечатлений участники получают сертификат участия. (Приложение 4)
Заключительный этап игры – запуск «Дирижабля желаний»! Каждая команда зажигает свой бенгальский огонь, загадывая индивидуальные желания, поджигают Дирижабль, который улетает в вечернее небо.
По завершению проекта организаторы игры организовали индивидуальные консультации с родителями, анкетирование детей. Результат проведенной работы превзошел все ожидания. Каждая семья отметила положительные изменения во взаимоотношениях внутри семьи и в школе. (Приложение 3)
Проект «Мы вместе» показал свою эффективность в профилактике утомления и нервно-психических расстройств ребенка и в снятии напряжённости в семье.
Основные результаты игры « Тропа успеха»:
Родители (98%) с удовольствием участвовали, никто не оставил игру - все дошли до финала.
Повысилась самооценка детей, они стали более коммуникабельными и спокойными.
Появилось более дружелюбное отношение родителей к школе, возросло число добровольцев в родительском комитете.
Улучшились взаимоотношения детей между собой в семьях и с одноклассниками.
Другие педагоги начальной школы проявили желание провести такую игру в своих классах.
Итог проекта «Мы вместе»
В результате совместной проектной деятельности ученики и родители признали, что формирование здорового образа жизни включает в себя физическое совершенство, психическое здоровье, социальную безопасность.
Через месяц после игры детям предложен проективный тест «Домики». Методической основой теста является цвето-ассоциативный эксперимент, известный по тесту отношений А. Эткинда. Тест «Домики» разработан О.А. Ореховой и позволяет провести диагностику эмоциональной сферы ребенка.
Высчитывается вегетативный коэффициент. Он характеризует энергетический баланс организма: его способность к энергозатратам. Получились следующие результаты: 18 человек (70%) из класса – с оптимальной работоспособностью. Дети отличаются бодростью, здоровой активностью, готовностью к энергозатратам. Нагрузки соответствуют возможностям. Образ жизни позволяет ребенку восстанавливать затраченную энергию.
2 человека (7%) показали перевозбуждение. Требуется нормализация темпа деятельности.
6 человек (23%) – с энергетическим показателем характеризующим компенсируемое состояние усталости. Самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счет периодического снижения активности. Необходима оптимизация рабочего ритма, режима труда и отдыха.
Сама методика дала психотерапевтический эффект, который достигается самим использованием цвета, возможностью реагирования негативных и позитивных эмоций.
Дальнейшее развитие деятельности по данной проблеме, а именно, сохранению психического здоровья детей в начальной школе, видится в расширении форм проведения оздоровительных мероприятий, вызывающих в максимальной степени положительные эмоции учащихся. Тем самым преследуется цель, с одной стороны, улучшить настроение, самооценку школьников, с другой – снизить уровень нервно-психического напряжения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогическая здоровьесберегающая технология внеклассного мероприятия «Мы вместе» »
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №17»
Автор:Клюева Маргарита Юрьевна, педагог-психолог, первая квалификационная категория (Соавторы:Богомолова Марина Ивановна, учитель начальных классов, первая квалификационная категория; Сёма Тамара Александровна, зам. директора по воспитательной работе первая квалификационная категория)
Тема проекта: Психолого-педагогическая здоровьесберегающая технология
внеклассного мероприятия «Мы вместе»
«Жизнь – это путь, который ведет домой»
Народная мудрость
Введение
Существует множество определений здоровья, но мы остановимся на общепринятом: здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.
Весь парадокс в том, что мы сами можем возвращать и сохранять свое здоровье. Сила внутри нас, надо только научиться ею пользоваться. В этом и состоит основной постулат валеологии.
В статье В. Горячего «Здоровье детей – категория педагогическая» доктор медицинских наук, профессор Владимир Филиппович Базарный сказал, что болезнь – медицинская категория. Здоровье – категория резервов жизни, жизнеспособности человека как целостного существа в единстве и его телесных и психических характеристик. Такие резервы формируются в процессе воспитания. А это уже область педагогики. Следовательно, здоровье - категория педагогическая. (№2)
Есть две доктрины здоровья: западная, опирающаяся на тезис Сократа «человек, познай самого себя», и восточная, основанная на тезисе Конфуция «человек, сотвори себя сам».
Путь к здоровью у каждого свой. Нам хотелось очертить одну из стартовых площадок. Та, что начинается в детстве, в семье, с маминой улыбки. Наше сознание бережно хранит в эмоциональной памяти воспоминания. Особенно ярко окрашены эмоциями наши детские воспоминания. Структура мозга, отвечающая за наши эмоции, регулирует и физиологические функции. Позитивное настроение способствует оздоровлению души.
Педагоги школы №17 в своей работе используют здоровьесбергающие технологии в проектной деятельности во внеурочное время. Наиболее яркие проекты в начальной школе.
В 1 «В» классе (учитель Богомолова Марина Ивановна) первоначальная диагностика детей выявила приоритетное направление в изучении здоровья учащихся младшего школьного возраста.
Фактическое состояние здоровья учащихся
Группы
2009-2010
2010-2011
1
-
-
2
27
26
3
1
1
4
2
1
Эмоциональное самочувствие
Параметры
2009-2010
2010-2011
Положительное
43 %
93 %
Неустойчивое
53 %
0
Негативное
4 %
7 %
Эмоциональная самооценка
Параметры
2009-2010
2010-2011
Позитивная
67 %
63 %
Незрелая
27 %
18 %
Негативное
6%
18%
Основные факторы неустойчивого самочувствия детей:
1. нестабильная самооценка (мало друзей в классе, систематические неудачи)
2. повышенная тревожность (реакция на учебные трудности)
По методикам М. Люшера, Н.Г. Лускановой
Рекомендации учителю:
1. Для снижения негативного эмоционального реагирования использовать индивидуальные занятия «Островок успеха».
2. Обсудить режим дня и научить его соблюдать.
3. Организовать совместную деятельность школы и семьи по сохранению психического и эмоционального здоровья детей.
Очень важно, чтобы и в каждой семье родители следили за своим благополучием: психическим, эмоциональным, физическим и духовным. Нездоровье в любом из этих аспектов может вызвать серьезные осложнения во взаимоотношениях родителей и детей, в супружеской жизни, фактически во всех отношениях с людьми, что может способствовать нарушению эмоционального самочувствия и влиять на эмоциональную самооценку ребенка и приводит в дальнейшем к различному роду неврозам и некоторым другим заболеваниям.
В школе созданы условия для сохранения психофизического здоровья:
2 спортивных зала (один для начальной школы);
зал для занятий ритмикой;
спортивная площадка на пришкольной территории;
игровая площадка для начальной школы;
столовая;
стоматологический, медицинский и процедурный кабинеты;
бассейн;
тренажерный зал;
фито-бар;
комната психологической разгрузки.
Естественно и в классе немаловажное значение играет:
Оздоровительная среда:
мониторинг посещения спортивных секций;
организация спортивно-массовой работы в классе;
учёт динамики работоспособности в течение дня и недели;
дни здоровья;
уроки здоровья;
Комфортная пространственная среда:
работа по организации системы рационального питания;
соблюдение питьевого режима;
ароматерапия;
санитарный день (в конце каждой четверти);
соответствующее оформление классной комнаты;
создание возможностей для соблюдения правил гигиены;
комнатные цветы для очищения воздуха;
Необходимая психологическая среда:
совместная работа психолога и классного руководителя по различным вопросам диагностики и коррекции;
работа с родителями по вопросам здоровьесбережения.
Педагог учитывает и такую биологическую предпосылку нормального развития ребёнка, как пространство. В классе есть экологические уголки, кулер с водой, настольные игры. Диапазон оптимальных цветов в интерьере класса, наиболее благотворно влияющих на человека, - это зелёные шторы, обои, доска.
Против простудных заболеваний и стрессов используется ароматерапия. В классе применяются бактерицидные и противовоспалительные свойства растений (лук, чеснок).
В начальной школе в первую очередь внимание уделяется воспитательному аспекту « оздоровления», т.к. процессы формирования личности наиболее интенсивно идут в самом раннем возрасте.
Физкультура, прогулки на свежем воздухе, спортивные игры – это движение. Оно стимулирует процессы роста, развитие и формирование организма, способствует становлению и совершенствованию высшей психической и эмоциональной сферы, активизирует деятельность жизненно важных органов и систем, поддерживает и развивает их, способствует повышению тонуса.
Учитель с привлечением родителей, приняли решение по формированию здоровой школьной среды для обеспечения позитивного психологического климата в классе.
Созданные проекты направлены на сохранение и укрепление психического здоровья детей младшего школьного возраста.
Тесная связь с родителями дает возможность своевременно информировать их об эмоциональном состоянии, консультировать по вопросам профилактики эмоциональных перегрузок и срывов, совместно анализировать внеклассные мероприятия с акцентом на причинах неудовлетворительного поведения учеников.
На протяжении 2-х лет в содержание проектной деятельности вносились коррективы, в связи с обнаруженными проблемами в эмоциональном (психологическом) здоровье класса или отдельных учеников, а также для превентивной работы по сохранению душевного покоя детей. Изменения вносились с целью сплочения семьи, установления взаимопонимания между родителями и детьми, создания комфортных, благоприятных условий для развития ребёнка.
Проектная деятельность учителя и родителей:
Компонентыздоровья
Год обучения
Темы проекта
1 класс
Отказ от вредных привычек
«Мои полезные привычки»
Выбор одежды
«Все дело в шляпе»
Положительные эмоции
«Подари улыбку миру»
Рациональное питание
«Классный погребок»
Закаливание и оздоровление
«В здоровом теле- здоровый дух»
Движение
«Мама, папа, я – дружная семья»
Эмоциональное благополучие
«История моей семьи»
2 класс
Положительные эмоции
«Радуга настроения»
«Ледяная сказка»
Рациональное питание
«Мы то, что мы едим»
Эмоциональное благополучие
«Мы вместе»
Проекты направлены на создание условий для успешнойадаптации ребёнка в семье, школе и в обществе через усиление центрального защитного фактора - сплочённости семьи.
Все совместные проекты класса способствовали сохранению психического здоровья детей. Основой их были проявления эмоций и чувств от совместной деятельности и конечного результата. В проектах принимали участие семьи, ранее приходившие только на родительские собрания. По мере реализации проекта родители становились друзьями и единомышленниками.
Особое внимание заслуживает проект «Мы вместе», который направлен на сохранение физического здоровья, психологического комфорта в межличностных отношениях и эмоционального благополучия в семье.
Проект «Мы вместе» - игра для детей младшего возраста и их родителей.
Авторы: Учитель начальной школы – Богомолова Марина Ивановна,
Педагог-психолог – Клюева Маргарита Юрьевна,
Зам. директора по воспитательной работе – Сёма Тамара Александровна.
Игровая программа включает в себя 4 блока, рассчитана на 7 часов совместной деятельности: учителя, детей, родителей.
Место проведения: Актовый зал, рекреации, кабинеты, спортивный зал.
Количество участников: 25 учащихся, 30 родителей, 8 старшеклассников, 4 педагогов.
Основные пути реализации:
- приобщение к здоровому образу жизни,
- развитие кругозора,
- воспитание культуры общения,
- формирование нравственных и волевых качеств,
- организация совместно с родителями физкультурно-оздоровительных мероприятий.
Большое внимание уделено игровому фактору. Игра для ребёнка младшего школьного возраста - это эффективный метод развития интеллекта и характера, лучшее средство развития эмоций. В игре осуществляется профилактика психических расстройств и отклонений в поведении.
Основным аспектом игровой деятельности проекта «Мы вместе» стала игра взрослых и детей «Тропа успеха».
Задача «Тропы успеха» состоит в том, чтобы на интересе детей к играм расширить и закрепить арсенал двигательных умений, снять чувство психологической усталости, тонизировать нервную систему, улучшить эмоциональное состояние, а взрослые также смогут вспомнить силу детской радости.
Учитывая, что школьная среда чаще всего закрытое помещение с ограниченным пространством, где может происходить угасание образно-чувственного восприятия мира, сужение зрительных горизонтов, угнетение эмоциональной сферы детей, организаторы решили провести большую игру на всей территории школы. Для этого был выбран выходной день. Определены места для работы в группах на большом расстоянии друг от друга.
Описание большой игровой программы
1 блок – «Инструменты взаимодействия»: знакомство, умение работать в команде, толерантность, чувство времени, актерские и лидерские навыки.
2 блок – «Творчество личности»: фантазия, воображение, осведомленность, актерские навыки, выбор ролей, ораторское мастерство.
3 блок – «Партнерское взаимодействие»: развитие навыков эмпатийного восприятия идей участников, тактичного взаимодействия в эмоционально трудных ситуациях.
4 блок – «Ралли выживания»: создание позитивного настроя участников игры на совместное взаимодействие, осознание круга своего общения, своих взаимоотношений с ним, интеграция полученного опыта общения. (Приложение 1)
Содержание игры
1 блок – «Инструменты взаимодействия» Время: 1 час 30 минут.
Тема: «Знакомство»
Цели: знакомство и сплочение группы;
Задачи:
- активизация пассивных участников;
- актуализация ресурсов лидерства участников;
- расширение представлений о командном духе.
1-я часть Регистрация участников. Время: 10 минут.
Блиц-опрос.
Вопрос
Дети
Родители
Что вы ожидаете от сегодняшней игры?
Хорошего настроения.
Призового места.
Поиграть со своими родителями.
Призов.
Массу положительных эмоций.
Весело провести время.
Познакомиться с новыми людьми.
Вспомнить детство.
2-я часть «Нетрадиционное приветствие» Время: 10 минут.
Участники хаотично передвигаются, при встрече приветствуют друг друга разными способами:
кивком головы;
улыбкой;
глазами;
локтями;
прикосновением плеча к плечу;
прикосновением коленки к коленке;
3-я часть «Образование команд» Время: 10 минут
Упражнение «Цветное королевство» (4 цвета команды: желтая, красная, зеленая, оранжевая) свободный выбор команд по цветовой гамме конфет.
4-я часть Командные игры.Время: 60 минут.
Цель: познакомить участников друг с другом и подготовить к дельнейшей совместной работе.
Упражнения на знакомства участниковкоманд
Задача: снятие эмоционального напряжения у детей и взрослых.
Упражнение «Снежный ком» (запоминание имен)
Упражнение «Самопрезентация» (рассказ о себе)
Упражнение «Поиск сокровищ» (создание мини групп по интересам)
2 блок – «Творчество личности» Время: 1 час 30 минут
Тема: «Постановка сказки» (Теремок, Репка, Маша и медведь, Колобок)
Цель: самопрезентация и презентация команды, творческое преобразование Я-образа.
Оздоровительный эффект русских народных сказок и сказок собственного сочинения.
Каждая команда готовит афишу представления, сочиняют сценарий сказки с оптимистичным концом, костюмы для персонажей, музыкальное оформление и всей командой показывает сказку зрителям.
В сказках дети и родители могут отождествлять себя с героями и следовать их примеру, могут отрегулировать страхи, тревоги, свои маленькие проблемы.
Психологический смысл блока
Раскрепощение участников, обучение уверенному поведению, ответственность за свою часть в общей работе, сплочение и повышение взаимного доверия участников, эмоциональная встряска, преодоление страха, развитие артистизма, смелости, тренировка внимательности, наблюдательности, умение слушать и говорить, разрушение возрастных барьеров между участниками.
Кофе-пауза. (фиточай, фрукты, ароматерапия, релаксация при свечах)
Время: 30 минут
3 блок – «Партнерское взаимодействие» Время: 1 час 30 минут
- умение действовать сообща, прислушиваться к себе и окружающим в совместной деятельности.
Психологический смысл блока
Умение изобретать в условиях ограниченности материалов, времени, координация совместных действий, сплочение, умение выдвигать идеи, брать на себя лидерские функции, создание условий для поиска своих сильных сторон, тренировка уверенного поведения в ситуации публичной презентации, тренировка качества творческого мышления, интеллектуальная разминка, мобилизация внимания, умение быстро действовать в нестандартной обстановке, уверенное поведение в ситуации представления публике результатов своего труда.
4 блок – «Ралли выживания» Время: 1 час 30 минут
Этап «Паровозик»
Цель:перенести игроков на вытянутых руках над головами через всю команду.
Психологический смысл упражнения.
Сплочение, повышение взаимного доверия участников, тренировка уверенного поведения, в нестандартной ситуации положившись на партнёра.
Описание: участники команды садятся друг за другом на пол, обхватив ногами впереди сидящего игрока, вытягивают руки над головой, и передают одного из игроков друг другу. Каждый игрок должен принять участие.
Этап «Скала»
Цель: каждый участник должен поочерёдно переправиться с одного конца шеренги на другой.
Психологический смысл упражнения.
Сплочение, разрушение пространственных барьеров между участниками, повышение чувствительности к телесным движениям, тренировка уверенного поведения в ситуации вынужденного физического сближения, необходимости решать нетривиальную задачу в межличностном взаимодействии.
Описание: Команда выстраивается рядом возле гладкой и ровной стены, на расстоянии 30см от стены проводится линия. Начиная с первого человека, команда переправляется на противоположный конец. В результате должна получиться та же линия, в том же порядке.
Этап «Один стул»
Цель: сесть командой на один стул.
Психологический смысл упражнения.
Тренировка слаженности действий участников, умение регулировать свое поведение таким образом, чтобы не столько стремиться достижению единолично, сколько действовать согласованно с командой.
Описание: у команды имеется один стул, на котором они должны разместиться всей командой, не касаясь ногами пола.
Этап «Ручеек»
Цель: прокатить мяч по жёлобу.
Психологический смысл упражнения.
Тренировка решительности, умение интуитивно понимать намерения других людей и координировать с ними свое поведение, а также проявлять решительность, действовать в соответствии с быстро меняющейся ситуацией.
Описание: у каждого игрока имеется лист бумаги А3, из которого он делает желоб. Вся команда составляет единый желоб, по которому прокатывается мяч. Команда, перемещаясь и сохраняя желоб, несет мяч до финиша, где стоит корзина. Уронив мяч, команда начинает упражнение с исходной позиции.
Этап «Крокодил»
Цель: быстро разгадать слова и фразы.
Психологический смысл упражнения.
Развитие воображения, наблюдательности, умение выражать эмоциональные состояния (при ограниченности доступных для этого средств) и понимать мимику ведущего.
Описание: команда выбирает одного человека, который получает задание (слово или фразу) после чего он показывает загаданную фразу своей команде. Во время объяснения запрещено, что–либо говорить и показывать на какие либо предметы, разрешено только показывать образы. Суть игры заключается в том, чтобы быстрее разгадать большее количество слов за определенное время.
Рефлексия Упражнение «Свеча по кругу» Время: 15 минут
Участники встают в общий круг, каждый высказывает свое мнение о проведении игры, передавая горящую свечу друг другу. После обмена впечатлений участники получают сертификат участия. (Приложение 4)
Заключительный этап игры – запуск «Дирижабля желаний»! Каждая команда зажигает свой бенгальский огонь, загадывая индивидуальные желания, поджигают Дирижабль, который улетает в вечернее небо.
По завершению проекта организаторы игры организовали индивидуальные консультации с родителями, анкетирование детей. Результат проведенной работы превзошел все ожидания. Каждая семья отметила положительные изменения во взаимоотношениях внутри семьи и в школе. (Приложение 3)
Проект «Мы вместе» показал свою эффективность в профилактике утомления и нервно-психических расстройств ребенка и в снятии напряжённости в семье.
Основные результаты игры « Тропа успеха»:
Родители (98%) с удовольствием участвовали, никто не оставил игру - все дошли до финала.
Повысилась самооценка детей, они стали более коммуникабельными и спокойными.
Появилось более дружелюбное отношение родителей к школе, возросло число добровольцев в родительском комитете.
Улучшились взаимоотношения детей между собой в семьях и с одноклассниками.
Другие педагоги начальной школы проявили желание провести такую игру в своих классах.
Итог проекта «Мы вместе»
В результате совместной проектной деятельности ученики и родители признали, что формирование здорового образа жизни включает в себя физическое совершенство, психическое здоровье, социальную безопасность.
Через месяц после игры детям предложен проективный тест «Домики». Методической основой теста является цвето-ассоциативный эксперимент, известный по тесту отношений А. Эткинда. Тест «Домики» разработан О.А. Ореховой и позволяет провести диагностику эмоциональной сферы ребенка.
Высчитывается вегетативный коэффициент. Он характеризует энергетический баланс организма: его способность к энергозатратам. Получились следующие результаты: 18 человек (70%) из класса – с оптимальной работоспособностью. Дети отличаются бодростью, здоровой активностью, готовностью к энергозатратам. Нагрузки соответствуют возможностям. Образ жизни позволяет ребенку восстанавливать затраченную энергию.
2 человека (7%) показали перевозбуждение. Требуется нормализация темпа деятельности.
6 человек (23%) – с энергетическим показателем характеризующим компенсируемое состояние усталости. Самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счет периодического снижения активности. Необходима оптимизация рабочего ритма, режима труда и отдыха.
Сама методика дала психотерапевтический эффект, который достигается самим использованием цвета, возможностью реагирования негативных и позитивных эмоций.
Дальнейшее развитие деятельности по данной проблеме, а именно, сохранению психического здоровья детей в начальной школе, видится в расширении форм проведения оздоровительных мероприятий, вызывающих в максимальной степени положительные эмоции учащихся. Тем самым преследуется цель, с одной стороны, улучшить настроение, самооценку школьников, с другой – снизить уровень нервно-психического напряжения.
2. Горячев В. Здоровье детей категория педагогическая., Воспитание школьников №1, -1999г.
3. Дараган И. Профилактика отклоняющегося поведения ребенка в начальной школе . Воспитание школьников, №8,2006 г.
4. Дыхан Л.Б. Здоровье учителя: радость или преодоление. Начальная школа, №3, 2000 г.
5. Елизарова Л.Н., Чирихин С.Н. Здоровительная работа в начальной школе. Начальная школа №9, 2000г.
6. Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы.-Педагогика, №6, 2005 г.
7. Родионов В. Психология здоровья школьников: Технология работы. Курс лекций.- Школьный психолог - 2007г. №17 - 24
Приложение 1.
Программа игры «Мы вместе»
4 ноября 2010 год
Время
Мероприятия
Ответственные
15.00 – 15.10
Регистрация участников
Инструктора городского клуба
«Новая цивилизация»
(4 человека),
организаторы-члены школьного Совета старшеклассников
(4 человека)
15.10 – 15.20
Нетрадиционное приветствие
15.20 – 15.30
Образование команд
15.30 – 16.30
Командные игры
16.30 – 18.00
Постановка сказки
18.00 – 18.15
Кофе пауза
18.15 – 19.30
«Галилео»
19.30 – 21.00
Ралли
21.00 – 21.30
Слайд-шоу
21.30 – 21.45
Рефлексия
21.45 – 22.00
Вечерний сюрприз
22.00
Уход домой
Приложение 2.
Памятка родителям
Совместная игра и общение —
основа позитивных отношений родителей и детей!
Во время игры выстраивайте позитивные отношения.
1. Наблюдайте: деятельность ребенка сообщит Вам о его потребностях!
Наблюдайте за ребенком и «идите» за ним, за его потребностями, что лежит в основе гармоничного развития! Ребенок сам может показать вам, в каком ритме, темпе и направлении идет его развитие.
Подвижные игры - это активные формы обучения, из которых ребенок «формирует» собственную игровую программу в зависимости от своих возможностей и потребностей.
Движение и игра с самого раннего возраста становятся посредниками между ребенком и необходимыми для его полноценного развития способностями, растущими душевными и физическими силами.
2. Помните: каждый ребенок действует в своем ритме и темпе!
3.Регулярные занятия — залог того, что ребенок научится налаживать эффективный контакт с другими детьми и взрослыми.
Благодаря регулярным встречам ребенок учится налаживанию социальных связей, как со сверстниками, так и с другими взрослыми.
4. Не делайте ребенку замечаний в присутствии посторонних! Не поправляйте ребёнка в присутствии посторонних. Если вы скажите ему спокойно, с глазу на глаз, он обратит гораздо больше внимания на ваше замечание.
5. Не читайте ребёнку нотации и не ворчите на него, иначе он будет вынужден защищаться, притворяясь глухим.
6. Не задавайте слишком много вопросов и не устанавливайте множество правил для ребёнка: он перестанет обращать на них внимание.
7. Смена обстановки — хороший способ прекращения ссоры между детьми!
8. Не сравнивайте ребёнка с другими детьми, любите его таким, какой он есть. Если вы хотите развить у ребёнка определенные качества, относитесь к нему так, словно они у него уже есть.
9. Удовлетворяйте любопытство ребенка в любых сферах, учитывая его возрастные особенности! Поощряйте любознательность ребёнка. Если вы попытаетесь отделаться от него, когда он задаёт откровенные вопросы, ребёнок будет искать ответ на стороне.
10.Увлекайте ребенка игровым материалом! Чтобы игра была успешной, предлагайте ему ту или иную игру, которая на ваш взгляд наиболее желанна ему в этот момент.
11. Поддерживайте общение детей друг с другом
Благодаря регулярным встречам ребенок учится налаживанию социальных связей, как со сверстниками, так и с другими взрослыми.
12. Совместная деятельность и наставничество взрослого
Процесс взаимодействия ребенка и взрослого осуществляется через знакомство с разнообразием окружающего мира, социальных отношений и становлением и стимулированием личностных, психологических особенностей.
14. Заинтересованность взрослого
Помните, что степень активности ребёнка, его заинтересованности и готовности к освоению игры во многом зависит от Вашей личной мотивации.
Приложение 3.
Отзывы родителей
Семья Нечаевых.
Игра вызвала бурю положительных эмоций. Нужно было видеть счастливые лица детей и их родителей, горящие глаза и улыбки до ушей! Добрая теплая обстановка игры очень сблизила и детей, и родителей. Мы стали одной дружной семьей!
Семья Почиваловых.
Игра подошла к концу! Каждый участник берет в руки горящую свечу и делится своими впечатлениями от игры. И судя по сказанным в этот вечер словам, наш класс как будто стал одной, большой и дружной семьей. Если раньше мы все при встрече только здоровались или даже проходили мимо друг друга, то сейчас стали общаться: созваниваться, при встрече делимся радостями и проблемами. Все довольные и умиротворенные неспешно расходились по домам. Расставаться никому не хотелось…
Семья Зубовых.
Родители не просто пришли на игру с детьми, а сами отчасти стали ими…
Семья Шваб
Организация игры «Тропа успеха» в классе – это очень нужное и правильное решение для создания теплых, дружеских отношений между родителями и детьми.
Семья Шеиных
Игра «Тропа успеха» позволила родителям лучше узнать своих детей, а детям своих родителей. Все получили массу удовольствий от совместного творческого труда.
Семья Ашуровых
Все дети без исключения выразили свое желание повторить игру еще не один раз. Как участнику игры мне было очень радостно и приятно вновь окунуться в детство, почувствовать себя на …дцать лет моложе и постараться стать одним целым в команде для всех, а не только для своего ребенка. Взрослые старались быть одним организмом, где каждый член команды важен, и у нас это получилось!
Наша семья считает, что цель игры была достигнута.