kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование здоровьесберегающих технологий для формирования осознанного отношения к собственному здоровью у учащихся начальных классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Итоговая работа направлена на формирования осознанного отношения к собственному здоровью у учащихся начальных классов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование здоровьесберегающих технологий для формирования осознанного отношения к собственному здоровью у учащихся начальных классов»

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования








Итоговая работа

по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ

«Основные направления региональной образовательной

политики в контексте модернизации российского образования»

по теме:

«Использование здоровьесберегающих технологий для формирования осознанного к собственному здоровью учащихся начальных классов»


СРОКИ ОБУЧЕНИЯ: 1 сессия: с 15 по 19.06. 2016 года

2 сессия с 22 по 26.06. 2016 года







Выполнила: Баканова Наталия Владимировна

учитель начальных классов

ГБОУ ООШ с. Сидоровка







2016 г

Введение

Внимание к вопросам здоровья в последние годы заметно возросло. Изучение результатов медицинских исследований состояния здоровья школьников свидетельствуют о значительном росте большинства заболеваний и функциональных расстройств именно в период обучения детей в школе. Если число здоровых дошкольников сократилось в среднем по России до 15%, т. е. один здоровый ребенок – на шесть больных, то стоит переступить порог школы, соотношение ухудшается. За это время 70 % детей переходит из категории здоровых в группу детей, страдающих нарушениями осанки, остроты зрения, различного рода функциональными отклонениями и хроническими заболеваниями. Процесс обучения в современных условиях требует от ребёнка максимальных усилий. Проблема сохранения и развития здоровья детей в последнее время приобрела статус приоритетного направления. Идея здоровьесбережения учащихся в образовании проходит в национальном проекте «Образование», в президентской инициативе «Наша новая школа», в Федеральных государственных образовательных стандартах.

Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья.

Основная задача школы - сохранить и укрепить то здоровье, с которым учащийся пришёл в школу. Для этого в школе создаются определённые условия, применяются конкретные приёмы и проводятся мероприятия по укреплению и сохранению здоровья школьников. Возросло внимание к здоровью школьников. На школу возложены конкретные обязательства как учебные, воспитательные, так и по охране здоровья детей. Именно школа с 1-го класса способствует воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни. Изучая динамику состояния здоровья детей и в нашей школе, мы обратили внимание на следующий обеспокоивший нас факт: из года в год среди поступающих в первый класс увеличивается количество детей, уже имеющих различные отклонения в здоровье.

Например, в моём классе 32% детей часто болели простудными заболеваниями, 25 % детей имели хронические заболевания, среди которых распространены плоскостопие, сколиоз, резкое снижение зрения, заболевания дыхательных путей. Учащиеся часто пропускали занятия в связи с болезнью. Передо мной встал вопрос: как обеспечить сохранение, укрепление и восстановление здоровья учащихся моего класса? Как организовать учебный процесс, чтобы дети прочно усвоили знания и избежали пика усталости от занятий? Как не навредить и без того слабому здоровью ребёнка? Какие педагогические технологии помогут избежать перегрузки?

Очевидным явился поиск путей решения проблемы сохранения и улучшения здоровья младших школьников, подготовки их к здоровому образу жизни.

Здоровье человека – это актуальная тема для разговора во все времена. Как воспитание нравственности, патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью. Его необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста.

Актуальность моей педагогической деятельности заключается в выборе образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье учащихся. Известно, что школьное образование является основой любой целостной образовательной системы. Именно на этом уровне закладываются основы интеллектуального, физического и духовно-нравственного становления личности.

Поэтому я поставила перед собой ЦЕЛЬ: через применение здоровьесберегающих технологий на уроках, обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Для реализации данной цели я выделила следующие задачи:

1. способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании;

2. содействовать развитию мышления, внимания, памяти в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка;

3.создание условий реализации потребности в двигательной активности на различных этапах урока;

4.формирование привычки ежедневных организованных и самостоятельных упражнений;

5. воспитание потребности в здоровом образе жизни.

Основная часть

Для достижения целей и решения обозначенных задач были выделены следующие группы средств:

1) средства двигательной направленности

2) оздоровительные силы природы;

3) гигиенические факторы.

Учитывая сказанное, в своей работе я придерживаюсь здоровьесберегающей организации учебного процесса.

Я считаю, что от того, как организован урок, в основном и зависит состояние школьников, их возможность сохранять умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременную усталость. Признаками усталости учащихся могут быть:

  • частая смена позы, потягивание;

  • встряхивание руками, закрывание глаз, зевота;

  • подпирание головы, остановившийся взгляд;

  • ненужное перекладывание предметов, разговор с соседом;

  • увеличение количества ошибок, задержка с ответом, непонимание вопроса;

  • частое подглядывание на часы в ожидании конца урока.

Конечно, здоровье учащихся определяется его исходным состоянием на момент поступления в школу, но, тем не менее, придерживаюсь рациональной организации урока, а именно:

- строгая дозировка учебной нагрузки;

- построение урока с учетом работоспособности учащихся;

- соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);

  • - благоприятный эмоциональный настрой;

  • - проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.

Гигиенические показатели, характеризующие урок:

1) Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.

2) Число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма - 4-7 видов за урок.

3) Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма - 7-10 минут.
4) Число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма - не менее трех.
5) Чередование видов преподавания. Норма - не позже чем через 10-15 минут.

6) Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения.

7) Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке - их место, содержание и продолжительность. Норма - на 15-20 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения.

Организационный момент начала урока связан с проверкой состояния кабинета, учебного оборудования, рабочих мест и проверкой отсутствующих. Ещё на перемене проверить подготовку кабинета к работе: состояние парт, доски, освещённость, а также при необходимости – проветривать помещение. Научить детей своевременно до начала урока приводить свое рабочее место в порядок (положить на стол нужные тетради, книги, другие учебные принадлежности и убрать с него все лишнее, если оно есть), а также выполнять обязанности дежурных (вымыть классную доску, положить чистую влажную тряпку и мел). От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности.

Лучший отдых – это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока не допускать однообразия работы. На уроке стараться использовать 4-7 видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо цифр, букв, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, чтение и решение задач, выполнение упражнений и др. Продолжительность видов деятельности – 6-8 минут.

Обязательно следить за посадкой учащихся, чередовать их позы в соответствии с видом работы. Своими действиями я тоже помогаю детям расслабиться. Так, при изложении материала прохожу к боковой стене, возвращаюсь к своему столу, прохожу вдоль ряда к задней стене. Следя за учителем, дети вынуждены поворачивать голову и верхнюю часть туловища то в одну, то в другую сторону. Благодаря этому работоспособность детского организма повышается. Осуществление идеи организации здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса приводит к необходимости использования динамических пауз на каждом уроке.

В начале урока я предлагаю детям провести следующие упражнения: Точечный массаж биологически активных точек лица и головы, чтобы окончательно «разбудить» их и задать соответствующий рабочий настрой на целый день. При массаже активизируется кровообращение в кончиках пальчиков, что предотвращает застой крови не только в руках, но и во всем теле, так как кончики пальцев непосредственно связаны с мозгом. Более тысячи биологически активных точек известно в настоящее время на ухе, поэтому, массируя их, можно опосредованно воздействовать на весь организм. Мы стараемся так помассировать ушные раковины, чтобы уши «горели». Упражнение выполняем в такой последовательности:) точка на лбу между бровями («третий глаз»);парные точки по краям крыльев носа (помогает восстановить обоняние);точка посередине верхнего края подбородка; парные точки в височных ямках; три точки на затылке в углублениях; парные точки в области козелка уха.

  • «Перекрестные движения» – активизируют оба полушария головного мозга, готовят к усвоению знаний. Под музыку выполняются перекрестные координированные движения, одновременно с правой рукой движется левая нога, и наоборот. Выставить руку и ногу вперед, в сторону, назад.

    • «Качание головой» - улучшает мыслительную деятельность и мозговое кровообращение. Дышать глубоко, уронить голову вперед, плечи расправить. Головой медленно качать из стороны в сторону до тех пор, пока не уйдет напряжение. Подбородок вычерчивает на груди слегка изогнутую линию.

  • «Ленивые восьмерки» - активизируют структуры, обеспечивающие запоминание, повышают устойчивость внимания. Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь по три раза сначала одной рукой, потом другой, затем сразу обеими руками.

  • «Симметричные рисунки» - улучшают зрительно-моторную координацию. Нарисовать в воздухе обеими руками симметричные рисунки

Во время урока снять напряжение помогают следующие упражнения:

  • «Лобно-затылочная коррекция» - улучшает мозговое кровообрщение. Упражнение выполняется в течение одной минуты, сидя, с закрытыми глазами. Правая рука кладется на лоб, левая - на затылок.

  • «Медвежьи покачивания» - расслабляют позвоночник, мозг, мышцы шеи и глаз. Качаться из стороны в сторону, подражая медведю. Затем подключить руки.

  • «Поза дерева» - снимает статическое напряжение позвоночника.

  • «Поза скручивания» - улучшает кровообращение в позвоночнике, снимает спазм сосудов.

«Дыхательная гимнастика» - гармонирует деятельность дыхательной, нервной, сердечно-сосудистой систем. Трансформирует отрицательные эмоции в положительные. Ритмичное дыхание: вдох в два раза короче выдоха.

Во время уроков значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы, туловища, особенно спины, мышцы работающей руки. Правильный подбор 3-4 физкультминуток значительно снижает утомление и улучшает внимание учащихся. Проведение физкультминутки во время урока имеет и оздоровительную направленность, являясь корригирующей гимнастикой, предупреждает появление сколиоза. Таким образом, в состав упражнений для физкультминуток необходимо включать: упражнения по формированию осанки, укреплению зрения, укреплению мышц рук, отдых позвоночника, упражнения для ног, релаксационные упражнения для мимики лица, потягивание, массаж области груди, лица, рук, психогимнастику, упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.

Часто на уроках русского языка, математики, окружающего мира организуется групповая работа, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе. Организуется такая работа по-разному: места  размещаются так, чтобы ученики могли видеть лица друг друга, или, ученики работают стоя. Можно использовать игры «Пересадки» «Самый умный». Групповая работа в какой-то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой.

Снятие психологического напряжения в конце работы на уроке происходит благодаря релаксации. Цель проведения релаксации – снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения учебного материала. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии. Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.

Для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, рассматриваю на уроках задачи, которые непосредственно связаны с понятиями «знание своего тела», «гигиена тела», «правильное питание», «здоровый образ жизни», «безопасное поведение на дорогах».

Заключение

Работа по формированию здорового образа жизни даёт хорошие  результаты: проводимые занятия по обучению детей бережному отношению к собственному здоровью, приносят детям чувство удовлетворения, радость. После занятий учащиеся наиболее ответственно относятся к своему здоровью и здоровью окружающих, становятся  более требовательными и заботливыми друг к другу. «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь» (Гиппократ).






Результативность

Одной из важнейших задач, стоящих перед каждым учителем, является сохранение здоровья детей. Можно считать, что здоровье ученика в норме, если:

  • в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребёнок умеет преодолевать усталость;

  • в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;

  • в эмоциональном плане – ребёнок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;

  • в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;

  • в нравственном плане – он признаёт основные общечеловеческие ценности. Результативность моего опыта отслеживалась ежегодно в течение 4 лет со 1-го по 4-й классы посредством исходного, текущего и итогового мониторинга. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках привело к положительным результатам:

  • учащиеся стали меньше болеть и пропускать занятия;

  • у детей с нарушением зрения на данный момент отмечается улучшение остроты зрения (по данным медицинского осмотра);

  • улучшилась успеваемость и качество знаний учащихся по предметам;

Используя здоровьесберегающие технологии, становится и легче, и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.





Информационные источники


  1. Брызгалова С.И. Проблемное обучение в начальной школе. Учеб.пособие. Калининград. 2007 г.

  2. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. М. «Вако». 2007 г.

  3. Ильющенков В.В., Береснева Т.А. Здоровье и образование. СПб.2005 г.

  4. Коваленко В.И. Здоровьесберегающие технологии.М. «ВАКО». 2010 г.

  5. Коваленко В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер. М. «ВАКО».2012 г.

  6. Коваленко В.И. Школа физминуток. М. «ВАКО». 2012 г.

  7. Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя. М. «Глобус».2012 г.

  8. Севрук А. И., Юнина Е. А. Здоровьесберегающий урок// Школьные технологии. – 2012.

  9. Современные образовательные технологии. Основные понятия и обзор. Мн. НИО.2010 г.












Приложение

Гимнастика для глаз

Упражнения очень просты. Тем не менее позволяют сохранить хорошее зрение всем школьникам, но особенно полезны для детей с близорукостью. Гимнастика способствует приостановлению или замедлению ухудшения зрения.

1. Упражнения для укрепления мышц век, улучшения кровообращения и расслабления мышц самого глаза. Выполняется сидя:

- крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз;

- быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

2. Упражнения для снижения утомления и облегчения работы на близком расстоянии (при чтении, письме), особенно полезны при длительной зрительной работе. Выполняется стоя:

- вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз;

- вытянуть руку вперед, смотреть на конец пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица. Медленно приближать палец к носу, не сводя с него глаз до тех пор, пока палец не станет двоиться. Повторить 6-8 раз;

- посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

3. Упражнения для укрепления мышц глаз:

- в среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет1-6. Повторить 1-2 раза.

Элементы гимнастики:

  • Сидя за столом, расслабиться и медленно подвигать глазами слева направо. Затем справа налево. Повторить по 3 раза в каждую сторону.

  • Медленно переводить взгляд вверх-вниз, затем наоборот. Повторить 3 раза.

  • Представь вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и, наметив на нём определённую точку, следить за вращением этой точки. Сначала в одну сторону, затем в другую. Повторить 3 раза.

  • Положить ладони одну на другую так, чтобы образовался треугольник, закрыть этим треугольником глаза и повторить все упражнения в той последовательности, какая описана выше. Глаза под ладонями должны быть открытыми, но ладони не плотно лежащие на глазницах, не должны пропускать свет.

  • Смотреть на кончик носа до тех пор, пока не возникнет чувство усталости. Затем расслабиться на 5-6 секунд.

  • Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабить глазные мышцы, посмотреть вдаль, считая до пяти.

  • Учащиеся стоят возле парт. Вначале они выполняют наклон в правую сторону и при этом подмигивают правым глазом, затем они выполняют наклон в левую сторону и подмигивают левым глазом.


С помощью подобных офтальмотренажёров (цветы, пирамидки, тарелки) развиваются зрительно-моторная реакция, стереоскопическое зрение, различительно-цветовая функция, чувство локализации в пространстве.


Офтальмотренажёры

1. Пирамидки.

Задания: найди две одинаковые; сосчитай, сколько колец красных, чёрных, зелёных,...

Сколько всего колец?

Сколько всего колпачков?...


2. Тарелки (подобно).

3. Дрессированная муха.

Передвигать муху из одного домика в другой: вверх, вправо, влево, вниз. В каком домике сейчас муха?

Управление мухой по направлениям, заданным учителем движением руки.

Если в ячейки вписать примеры, можно использовать и на устном счёте: закрыть глаза, по команде мысленно переместить муху, решить пример в данной ячейке.

















4. «Погляди в окно».

На стекло окна в разных местах крепятся предметные рисунки: осенью - листья, зимой -снежинки, весной - цветы, бабочки. Задание: переводить взгляд с одной картинки на другую, затем вдаль за стекло.

Развитие ручной моторики

Рекомендуются различные упражнения, направленные на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движения пальцев рук.

1. Обведение контуров предметных изображений.

2. Работа с бумагой «Оригами».

3. Игра на рояле. Дети последовательно касаются кончиками пальцев стола:

одним пальцем 1, 2, 3, 4, 5; 5, 4, 3, 2, 1;

двумя пальцами 1-5,1-4, 1-3, 1-2; 1-2, 1-3, 1-4, 1-5.

4. Стихотворные игры:

а) Этот пальчик хочет спать. Этот пальчик лег в кровать. Этот пальчик чуть вздремнул. Этот пальчик уж уснул. Этот крепко-крепко спит. Тише-тише, не шумите! Солнце красное взойдет, утро ясное пройдет. Будут птички щебетать, будут пальчики вставать!

б) Лодочка плывет по речке, оставляя на воде колечки (кисти рук складываются в лодочку, выполняются соответствующие движения).

в) Пальчики перебираем и цепочку собираем (большим и указательным пальцами имитируются сцепленные кольца) и т.д.

5. «Оса». Поднять руку, сжатую в кулак, затем выпрямить указательный палец и вращать им.

6. Пальцы в замок. Попеременное сгибание и разгибание пальцев.

7. Перекатывание в пальцах карандаша.

8. «Улитка». Рука лежит на столе ладонью вниз, указательный и средний пальцы вытягивают вперед, остальные пальцы сгибаются.

«Моя семья»

Этот пальчик- дедушка,

Этот пальчик- бабушка,

Этот пальчик- папочка,

Этот пальчик- мамочка,

А вот этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья! (Поочерёдное сгибание пальцев, начиная с большого.)

«Капуста»

Мы капусту рубим-рубим,

Мы капусту солим-солим,

Мы капусту трём-трём,

Мы капусту жмём-жмём.

(Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочерёдное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки.)

3) «Мы наши пальчики сплели

И вытянули ручки.

Ну а теперь мы от Земли

Отталкиваем тучки.»

( Упражнение выполняют стоя. Дети сплетают пальцы, вытягивают руки ладонями вперёд, а потом поднимают их вверх и тянутся как можно выше.)

4) «Руки мы на стол положим,

Повернём ладонью вверх.

Безымянный палец тоже

Хочется быть не хуже всех.

( Дети кладут правую руку на парту ладонью вверх, сгибают и разгибают безымянный палец. Затем проделывают то же самое левой рукой. Повторяют упражнение несколько раз.)

Упражнение для шеи

Перекатывание головы с максимальным расслаблением мышц шеи (голова “катится” по корпусу) сначала к левому плечу, потом к правому плечу (очень медленно, не более 4 раз), мышцы лица расслаблены, подбородок касается груди.

Дыхательные упражнения

  • Вдох через нос, выдох – через рот.

  • Краткий глубокий вдох, замедленный выдох.

  • Медленный глубокий вдох, краткий резкий выдох.

  • Медленный глубокий вдох, медленный выдох, чтобы воздух выходил узкой струйкой

  • Глубокий вдох, выдох толчками.

  • Полный выдох и задержка дыхания на несколько секунд, затем вдох короткими активными порциями.

  • Глубокий вдох, выдох с громким счётом до 16 (можно использовать активные движения руками «толчки»).

  • Глубокий вдох, на выдохе произнести 5-10 звуков «ф», делая короткие промежутки между звуками.

  • Вдох через левую ноздрю, выдох через правую (3 раза) и наоборот.

  • Глубокий вдох, на выдохе усиливать или ослаблять звук: жужжание пчелы, писк летающего комара, рычание собаки, воздух, выходящий из проколотой шины.

  • «Надувание шара»: сидя, на вдохе через нос выпячивать живот, на выдох е- втянуть по возможной амплитуде.

  • «Каша кипит»: правая рука на животе, левая на груди; втянуть живот и сделать вдох грудью; опуская грудь, делать выдох и выпячивать живот, произнося «ф-ф-ф-ф».

  • «Семафор»: сидя, пятки и носки вместе, руки в стороны – вдох, медленно выдыхая, руки вниз, произнося звук «с-с-с-с».

  • Произнесение скороговорок на выдохе:

    • Брит Клим брат, брит Глеб брат, брат Игнат бородат.

    • В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося.

    • Орёл на горе, перо на орле. Гора под орлом, орёл под пером.

Комплекс мероприятий в движении с помощью мудры,

(сплетения пальцев), могут снять сердечный приступ, одышку, боль, усталость

Мудра «Спасающая жизнь» (при простудных и сердечных заболеваниях): подушечкой концевой фаланги указательного пальца касаемся основания большого пальца, одновременно складываем (соединяем) подушечки среднего, безымянного и большого пальцев, мизинец направлен вверх.

Мудра «Энергия» (для мочеполовой системы, позвоночника, способствует выводу шлаков):

складываем (соединяем) подушечки среднего, безымянного и большого пальцев, большой палец и мизинец направлены вверх.

Мудра «Земля» (для снятия стресса и для защиты от негативного энергетического воздействия): безымянный и большой пальцы соединяются подушечками. Оставшиеся пальцы выпрямлены. Выполняется обеими руками.

Мудра для снятия усталости: подушечки безымянного, мизинца и большого пальца соединены вместе, а оставшиеся пальцы свободно выпрямлены. Выполняется обеими руками одновременно. Руки держать свободно, без напряжения.

Мудра для улучшения психофизического состояния организма: безымянный и большой пальцы соединяются подушечками с небольшим надавливанием. Оставшиеся пальцы выпрямлены. Руки держать свободно, без напряжения.

Мудра при переутомлении: пальцы правой руки смыкаются произвольно с пальцами левой руки (в замок). Большие пальцы обеих рук соединены по всей длине боковыми поверхностями, образуя голову черепахи. Руки держать свободно, без напряжения.

Упражнения на расслабление всего организма:

«Водопад»

Закрыть глаза. Глубоко вдохните и выдохните… Представьте, что вы стоите возле водопада. Но это необычный водопад. Вместо воды в нём вниз падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашим головам… Вы чувствуете, как расслабляются лоб, затем рот, мышцы шеи. Белый свет течёт по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Свет течёт по груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются, и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно и с каждым вдохом и выдохом вы наполняетесь свежими силами…( пауза 15 секунд). Теперь мысленно поблагодарите этот водопад света за то, что он вас чудесно расслабил… Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза.

Снежная баба”.

Дети представляют, что каждый из них снежная баба. Огромная, красивая, которую вылепили из снега. У нее есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и она стоит на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и снежная баба начинает таять. Далее дети изображают, как тает снежная баба. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Снежная баба превращается в лужицу, растекшуюся по земле.

Птички”.

Дети представляют, что они маленькие птички. Летают по душистому летнему лесу, вдыхают его ароматы и любуются его красотой. Вот они присели на красивый полевой цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на ее макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева. А вот подул теплый летний ветерок, и птички вместе с его порывом понеслись к журчащему лесному ручейку. Сев на краю ручья, они почистили клювом свои перышки, попили чистой, прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь приземлимся в самое уютное гнездышко на лесной полянке.

«Медуза» - сидя на стуле, совершать плавные движения руками, подражая медузе, плавающей в воде. Упражнение лучше всего выполнять под спокойную музыку.

«Роняем руки» - расслабляет мышцы всего корпуса. Дети поднимают руки в стороны и слегка наклоняются вперёд. По команде учителя снимают напряжение в спине, шее и плечах. Корпус, голова и руки падают вниз, колени слегка подгибаются. Затем дети выпрямляются, последовательно разгибаясь в тазобедренном, поясничном и плечевом поясе, и принимают исходное положение. Упражнение повторяется.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Баканова Наталия Владимировна

Дата: 17.07.2016

Номер свидетельства: 337620

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(259) "Использование здоровьесберегающих технологий для формирования осознанного отношения к собственному здоровью у учащихся начальных классов"
    ["seo_title"] => string(148) "ispolzovaniiezdoroviesbierieghaiushchikhtiekhnologhiidliaformirovaniiaosoznannoghootnoshieniiaksobstviennomuzdoroviuuuchashchikhsianachalnykhklassov"
    ["file_id"] => string(6) "337619"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1468749284"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(261) "Курсовая работа по теме "Модель деятельности учителя начальных классов, направленная на формирование гражданской идентичности обучающихся". "
    ["seo_title"] => string(160) "kursovaia-rabota-po-tiemie-modiel-dieiatiel-nosti-uchitielia-nachal-nykh-klassov-napravliennaia-na-formirovaniie-ghrazhdanskoi-idientichnosti-obuchaiushchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "167135"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423053856"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Психолого-педагогическая здоровьесберегающая технология  внеклассного мероприятия «Мы вместе» "
    ["seo_title"] => string(118) "psikhologho-piedaghoghichieskaia-zdorov-iesbierieghaiushchaia-tiekhnologhiia-vnieklassnogho-mieropriiatiia-my-vmiestie"
    ["file_id"] => string(6) "238316"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1444550175"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(222) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Окружающий мир» (автор: Плешаков А.А.) для 1 класса на 2014-2015 уч. год УМК «Школа России» "
    ["seo_title"] => string(134) "rabochaia-programma-po-uchiebnomu-kursu-okruzhaiushchii-mir-avtor-plieshakov-a-a-dlia-1-klassa-na-2014-2015-uch-ghod-umk-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "227345"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1440690460"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса ("Планета знаний") "
    ["seo_title"] => string(76) "rabochaia-proghramma-po-okruzhaiushchiemu-miru-dlia-2-klassa-planieta-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "172409"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423816843"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства