Использование логических задач на уроках математики как средство повышения качества знаний учащихся
Использование логических задач на уроках математики как средство повышения качества знаний учащихся
Повышение качества знаний учащихся начальной школы через использование логических задач на уроках математики: важной ролью изучения проблемы развития логического мышления детей на уроках математики в начальной школе; недостаточной разработанностью в научной литературе путей развития логического мышления учащихся начальных классов на уроках математики; созданием условий развития логического мышления младших школьников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование логических задач на уроках математики как средство повышения качества знаний учащихся»
Тема:
«Использование логических задач на уроках математики в начальной школе как средство повышения качества знаний учащихся».
Актуальность исследования обусловлена:
1) важной ролью изучения проблемы развития логического мышления детей на уроках математики в начальной школе;
2) недостаточной разработанностью в научной литературе путей развития логического мышления учащихся начальных классов на уроках математики;
3) созданием условий развития логического мышления младших школьников.
Цель исследования:
Повышение качества знаний учащихся начальной школы через использование логических задач на уроках математики
Объект исследования:
процесс развития логического мышления младших школьников Предмет исследования:
уроки математики в начальной школе
ГИПОТЕЗА
Если систематически и целенаправленно использовать на уроках математики логические задачи, то это будет способствовать развитию логического мышления младших школьников.
Исследовательская база : ГУ СОШ № 40 г. Павлодара
4 класс.
Организация опытно – экспериментальной работы
Методика «Обобщение»
Методика «Сравнение»
Методика «Классификация»
«Выделение существенного».
Таблица 1- Уровень сформированности приема выделять существенное
Низкий уровень
Средний уровень
50%
Высокий уровень
33%
17%
Таблица 2 - Уровень сформированности приема сравнения (критерий правильности)
Таблица 2 -Уровень сформированности приема сравнения
Низкий уровень
Средний уровень
58%
Высокий уровень
25%
17%
Таблица 3-Уровень сформированности приема обобщения
Низкий уровень
Средний уровень
42%
Высокий уровень
42%
25%
Таблица 4 -Уровень сформированности приема классификации
Низкий уровень
Средний уровень
33%
Высокий уровень
33%
42%
Организация работы по развитию логического мышления на уроках математики.
Наибольший эффект может быть достигнут в результате применения различных форм работы над задачей. Это:
- Работа над решённой задачей.
- Решение задач различными способами.
- Правильно организованный способ анализа задачи – с вопроса или от данных к вопросу.
- Представление ситуации, описанной в задаче (нарисовать "картинку").
- Самостоятельное составление задач учащимися.
-Решение задач с недостающими или лишними данными.
-Изменение вопроса задачи.
-Использование приёма сравнения задач и их решений.
-Запись и сравнение двух решений на доске – одного верного и другого неверного.
-Составление аналогичной задачи с измененными данными и др.
Таблица 5- Уровень сформированности приема выделять существенное
Низкий уровень
Средний уровень
17%
Высокий уровень
33%
50%
Таблица 2 - Уровень сформированности приема сравнения (критерий правильности)
Таблица 6 -Уровень сформированности приема сравнения
Низкий уровень
Средний уровень
25%
Высокий уровень
33%
33%
Таблица 7-Уровень сформированности приема обобщения
Низкий уровень
Средний уровень
8%
Высокий уровень
42%
50%
Таблица 8 -Уровень сформированности приема классификации
Низкий уровень
Средний уровень
8%
Высокий уровень
25%
67%
Таблица 9 Сравнительный анализ сформированности умения выделять существенное
Таблица 10 - Сравнительный анализ сформированности умения обобщать
Выводы:
Экспериментально доказана эффективность созданного комплекса заданий математического характера по развитию логического мышления младших школьников.
Таким образом, цель работы достигнута, гипотеза исследования подтверждена, а поставленные задачи решены.