«Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе»
«Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе»
Данная презентация отражает опыт работы учителя начальных классов по здоровьесбережению обучающихся. Эта работа может быть полезна педагогам, воспитателям, родителям. Здесь представлены сравнительные таблицы,графики,схемы практической реализации педагогического проекта, даны интересные физминутки на уроках, проеден анализ проделанной работы, сделаны выводы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе» »
Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе
Горшина Светлана Юрьевна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №9 г.о. Самара
Анализ ситуации
«Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто»
Сократ
Условия воспитания и обучения являются той средой, в которой вынужден постоянно находиться ребёнок в возрасте от 3 до 18 лет. Именно в эти годы отмечается интенсивный рост и развитие организма молодого человека, происходит его биологическое и социальное созревание, формируется мировоззрение, готовность к разнообразной трудовой и творческой деятельности.
Организм младшего школьника отличается незавершенностью развития важных для школьного обучения органов и функциональных систем (центральной нервной системы, зрительного и слухового анализаторов, опорно – двигательного аппаратов). Проанализировав данные нашей школьной статистики по заболеваемости первоклассников (на начало учебного года), я отметила, что дети приходят в первый класс уже с набором хронических заболеваний, а, значит, имеют слабое здоровье. Возникает проблема: как организовать учебно – воспитательный процесс, который способствовал бы не только качественному овладению общеучебными умениями и навыками, но и благоприятному росту, развитию ученика и укреплению его здоровья.
Работа очень сложная, но и очень важная, так как разработка адекватной оценки здоровьесбережения школьника, как в области знаний, так и в личностном понимании является своевременной и необходимой.
Здоровье и отношение к здоровью педагогов, обучающихся, воспитанников имеют большое значение в связи с тем, что образовательные учреждения являются важнейшим звеном социализации детей, где среди прочих ценностей усваивается ценность здоровья, формируется мотивация на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих.
Следовательно, проблема здоровья младшего школьника сегодня как никогда актуальна, этот вопрос стоит настолько остро, что мы вправе и должны поставить задачу: «Что важнее – физическое состояние детей или их обучение?». Еще Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того превышает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля». Конечно, эту проблему можно также переадресовать родителям, врачам, но по данным Всемирной организации здравоохранения медицина может изменить здоровье населения , влияя на него не более, чем на 10%.
Ведущим фактором здоровья является образ жизни, формировать который может и признана школа.
Традиционная работа специалистов образования по сбережению здоровья школьников направлена в основном на сохранение и укрепления физического (соматического) и психологического (эмоционального) здоровья учащихся. Однако, в сете новых требований образования, в условиях модернизации и введения ФГОС, диапазон рассмотрения проблемы сбережения здоровья следует расширить до понимания его в контексте социального развития личности так как на одной из последних Всероссийских научно-практических конференций именносоциальное здоровье школьников было провозглашено как национальная идея современной России.
У каждого из видов здоровья (физического, психического и социального) есть соответствующие средства реализации в условиях школьного обучения.
Выявлен ряд организационныхтрудностей, которые способны существенно повлиять на эффективность осуществления методики здоровьесбережения. Ими являлись:
- отсутствие медицинского и технического оборудования;
- недостаточный уровень готовности персонала (как педагогов, так и медицинских работников) к перестройке работы класса в данном направлении;
- отсутствие в штатном расписании ставок специалиста по культуре здоровья;
- недостаточность нормативной базы, регламентирующей деятельность школы в данном направлении;
- нарушение духовной и физической защиты обучающихся, отсутствие условий и мотивации к сохранению здоровья своего и окружающих.
Нельзя не отметить и тех объективныхпрепятствий,которые по сути своей стали базовыми и причиной которых являлосьотсутствие чёткой и последовательной методики здоровьесбережения в образовательном учреждении в целом.
Цель:
Создать благоприятные условия для реализации прав детей на духовно-нравственное, интеллектуальное и физическое развитие, удовлетворение запросов семьи и учащихся в организации учебно-воспитательной работы.
Основные концептуальные задачи:
В области формирования личностной культуры
Организовать активную пропаганду здорового образа жизни.
Воспитать в детях потребность в здоровом образе жизни.
Привить санитарно-гигиенические навыки и навыки бережного отношения к собственному здоровью.
В области формирования социальной культуры
1. Создать здоровый микроклимат в классном коллективе.
В области формирования семейной культуры
1. Охранять здоровье каждого ученика, вовлекая каждого учащегося и членов его семьи в физкультурно-оздоровительную деятельность.
Ожидаемые результаты:
- Повышение авторитета, престижности и популярности нашего образовательного учреждения;
- Снижение поведенческих рисков, опасных для здоровья, пропусков уроков (по болезни) на 40%;
- Увеличение разновидности внеурочной деятельности обучающихся в образовательном учреждении, вовлечение 80% учащихся в занятия физкультурно-оздоровительного характера;
- Высокие показатели мотивации школьников и высокие результаты образовательной деятельности.(повышение уровня успеваемости до 90%);
- Положительная динамика показателей здоровья и психологического статуса участников образовательного процесса, знание и применение у учащихся норм здорового образа жизни;
- Активная жизненная позиция всех участников образовательного процесса, а именно: увеличение количества учащихся, занимающихся научно-исследовательской и физкультурной деятельностью (количество участников и победителей олимпиад, конкурсов);
- Привлечение 80% родителей в массовую и физкультурно-оздоровительную деятельность класса.
система влияний и условий формирования здоровой личности, а также возможностей для её развития
Изучение психолого-педагогической литературы
Базовые национальные ценности лежат в основе физического развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию.
Виды универсальных учебных действий:
- личностные
- регулятивные
- познавательные
- коммуникативные
Проблеме обеспечения и укрепления здоровья младших школьников посвящено значительное количество разработок, монографий, статей, пособий.
1. Так, книга известного педагога Валентины Ковалько содержит теоретическую и практическую информацию о современном состоянии педагогики здоровьесбережения в начальной школе.
2. В учебно – методическом пособии Л.В. Баль «Формирование здорового образа жизни российских учащихся» даны методические рекомендации по формированию здорового образа жизни.
4. В санитарно – гигиенических нормативных документах изложены требования к учебной мебели, ее расположению в классе, освещению и микроклимату кабинета и т.д.
5. Особо следует отметить вклад в решение проблемы здоровья А.С. Бусыгина. Им разработаны фундаментальные философские основы теории и практики сохранения здоровья человека, дано новое представление о соотношении Жизни-Здоровья-Знания-Интеллекта-Мудрости.
6.Значимость определения стратегических задач в аспекте своевременного осмысления проблемы укрепления здоровья молодежи в условиях образовательных учреждений раскрыта в работах Л.П. Вашлаевой, М.Я.Виленского, Т.К. Виноградовой.
7.Анализ научной литературы показывает, что проблема воспитания здоровья, формирования здорового образа жизни у учащихся не новая. Делались попытки ее решения на философском уровне (Гиппократ); психологическом (Л.Выготский), медико-валеологическом (Н.М. Амосов, М.М. Безруких, Д.В. Колесов) и педагогическом (А.С. Бусыгин, В.И. Виленский, В.Е. Иванова) уровнях.
При умелом сочетании они позволили мне практически реализоватьобеспечение системного здоровьесберегающего подхода, осуществление которого стало способствовать воспитанию здоровых, социально активных детей и взрослых, способных к творческому преобразованию окружающей среды.
Осуществление системного здоровьесберегающего подхода возможно лишь в случае понимания, из каких элементов состоитсистема здоровьесберегающего образования.
Педагогические технологии
как «система поэтапной организации учебного процесса, которая обеспечивает достижение результата, соответствующего цели, с помощью совокупности операций, средств и способов их применения, реализующих определённую модель обучения и воспитания».
Практическая реализация:
Мною на протяжении многих лет активно используетсятехнология сотрудничества, которая создает все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья ребенка. Разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребенка, использовать их для более полного развития личности. Важнейшая черта этой технологии - приоритет воспитания над обучением- позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья учащегося.
Объяснение нового материала на уроке веду с опорой на субъективный опыт учащегося, как это предполагается втехнологии личностно-ориентированногообучения. В результате использования этого метода дети учатся обращаться к своему личному опыту, предъявлять свою собственную позицию, искать и находить свои оригинальные способы деятельности ( урок-практикум, урок-исследование, урок-путешествие, урок- творческая мастерская,и т.д.)
Использую стратегии: мозговой штурм, ключевые слова, чтение с пометками.
В 1 классе часто применяюсказкотерапию,где дети учатся вместе со сказочными героями преодолевать трудности, быть здоровыми, добрыми и справедливыми.
Огромные возможности для душевного здоровья имеетмузыкотерапия.Она является интересным и перспективным направлением, которое используют в лечебных и оздоровительных целях.
Большое значение имеют игровыеоздоровительные технологии, которые позволяют решить целый комплекс важных вопросов в работе с младшими школьниками, удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научиться владеть своим телом, развивать не только физические, но и умственные и творческие способности.
Ориентация на «зону ближайшего развития»позволяет учесть его возможности, способности, темпы развития, влияние окружающей среды и условий. При умелом использованиитехнологии развивающего обучениясильные ученики активно реализуют свое стремление быстрее продвигаться вперед и вглубь, слабые – меньше ощущают свое отставание от сильных. Они стремятся их догнать.
Все шире в учебном процессе используюинформационные технологии.Преимущество их перед остальными в том, что информация стремительна, в большем объеме, наглядна, интерактивна, уровень работоспособности на таких уроках не снижается до конца урока. А главное – на таких уроках задействованы практически все органы чувств ребенка.
В результате – уровень обученности у моих учеников 100 %, качество -93% (по материалам последнего тестирования.)
Образовательные и учебные программывозможно считать здоровьесберегающими при условии, что:
-они предполагают достижение целей и решение образовательных задач в сфере здоровьесбережения в той же мере, что и в познавательной, социальной, эмоциональной;
-они в равной степени направлены на физическое, социальное, эмоциональное развитие ребёнка;
-они предполагают постоянство (на протяжении всего периода обучения ребёнка в школе), отсутствие фрагментарности и динамичность в аспекте здоровьесбережения;
-обязательным компонентом является постоянное развитие компетентности учителей в сфере здоровьесбережения, методических и материально-технических ресурсов.
Практическая реализация:
В соответствии с новым учебным планом введен 3-й час физической культуры, разработаны курсы внеурочной занятости:
«Подвижные игры»,
«Здоровье – интеллект».
«Поговорим о здоровом питании»,
«Оздоровительная гимнастика»,
«Туристическими тропами родного края».
Духовная среда,
где духовность рассматривается как «высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, когда основными ориентирами её жизнедеятельности становятся непреходящие человеческие ценности». Неотъемлемым при этом становится создание в школе энергетического пространства с установкой в деятельности учеников и учащихся на успех, высокие результаты, творческий поиск.
Практическая реализация:
Учащиеся и родители прослушали серию классных часов и стали активными соучастниками родительских собраний, консультаций с приглашением специалистов Центра социологических исследований, центра «Семья». ЦПП по следующим темам:
- «Рациональное питание младших школьников»
- Режим работы»
- «Здоровье – категория педагогическая»
- «Спасем детей- спасем Россию».
В период с февраля по март 2014 года все учащиеся класса прошли лечебный оздоровительный курс в санатории «Дружба».
100% учащихся занимаются в кружках, секциях, клубах, творческих объединениях (в рамках работы школьного Социально-педагогического комплекса «Ориентир»).
Внеурочная занятость учащихся
Физическое окружение
–создание необходимых условий, способствующих не только сохранению здоровья, но и, возможно, его некоторому улучшению. Сюда же относятся и санитарно - гигиенические факторы, которые могут представлять собой неблагоприятные условия для здоровья (шум, освещённость, воздушная среда, размер помещений, дизайн и цвет, состояние сантехнического оборудования, условия и качество питания, экологические состояние прилегающей территории и т.д.).
В процессе обучения используются приемы зрительно-образного моделирования (комплекс упражнений с использованием интерактивной доски, проектора), формирующие психомоторную систему учащихся, происходит чередование занятий повышенной и пониженной активности, на уроках используется функциональная музыка.
Гимнастика
для глаз
Закройте глаза,
сосчитайте до 5,
откройте глаза
Закройте левой рукой левый
глаз, пусть отдохнет.
* Наблюдайте за бабочками
правым глазом.
Молодцы!
*Закройте правой рукой
правый глаз, пусть отдохнет.
* Наблюдайте
за птичкой левым глазом.
Игра « День и ночь»
Если поет петушок,
проснитесь
и потанцуйте вместе с ним .
Если кричит сова,
закройте глаза и спите.
Представьте, что на вас дует ветер.
Поморгайте глазами.
ВСЕМ СПАСИБО! БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!
Информационное окружение
–система условий для обеспечения широкой информированности школьников о здоровье как жизненном приоритете. Очень важным при этом выступает информирование о формах и последствиях рискованного поведения и формирование навыков здоровьесберегающего поведения.
Практическая реализация:
В школе создано сетевое окружение.
В каждом кабинете есть выход в сеть Интернет, установлены программы фильтрации.
Также постоянным источником информации служит школьное радио,
школьная газета «Переменка»,
активно функционирует медиа-центр.
Особое внимание уделяет младшим школьникам психолог. Ею проведены релаксирующие упражнения по избавлению от физического и психического напряжения, тренинги, упражнения по повышению самооценки и уверенности в себе, игры по снижению тревожности, уроки общения.
Социальное окружение и взаимоотношения
являются одним из главных компонентов образовательной среды и условий формирования здоровьесберегающей среды. От учителя в большей степени зависят психологический климат на уроке, наличие эмоциональных разрядок, стиль педагогического общения, характер и процедура оценивания, особенности работы с детьми группы риска, соответствие используемых методик обучения возрастным и функциональным возможностям школьников, степень ограничения в свободе учащихся. Немалую важность имеют личностные особенности учителя и родителей детей, их способность к психоэмоциональному переключению, состояние здоровья и отношение к своему здоровью, готовность учителя к внедрению здоровьесберегающих технологий как в школе так и дома.
Практическая реализация:
Активно привлекаются к спортивной деятельности и родители. В течение года были организованы массовые оздоровительные мероприятия:
- Участие во Всероссийском «Дне бега», «Лыжне России»;
- Лыжные прогулки в лес.
Такими бы я хотела видеть своих учеников!
ВЫВОДЫ и ИТОГИ
1. Дети стали гораздо меньше болеть, поэтому улучшилось качество знаний.
2 .На уроках и во внеурочное время постепенно увеличивается объем работы, как следствие – повышается уровень внимания и хорошая работоспособность, усиливается стремление к творческой активности. Ребята ждут новых интересных заданий , сами проявляют инициативу в их поиске.
3. Улучшается и общий психологический климат на уроках: дети не боятся ошибок, помогают друг другу, с удовольствием участвуют в различных мероприятия, конкурсах, фестивалях. Процесс обучения и воспитания проходит в атмосфере доброжелательности, уважения, доверия.
4. Администрация школы для реализации учебного и воспитательного процесса выделила лабораторное оборудование (интерактивную доску, проектор, принтер, персональный компьютер, наглядные и информационные пособия).
5. В школе разработана целевая программа «Здоровое поколение», которая включила в себя целый комплекс мероприятий различных служб, направленный на оздоровление обучающихся. Что говорит о системном подходе решения поставленной задачи в ОУ в целом.
6. Прошло значительное обновление медицинского и технического оборудования в ОУ.
Опыт моей работы нашел отражение и трансляцию на педагогическом совете школы, родительских собраниях, заседании районного методического объединения, районном конкурсе «Лучший классный руководитель» (2 место), в школьном печатном издании «Информационный методический бюллетень МБОУ СОШ №9 г.о. Самара» №2, №3.
А самое главное – повысился приоритет здорового образа жизни, а так же рост физического развития и физической подготовленности всего нашего дружного классного сообщества.