IV этап. Применение новых знаний. Узнав об именах собственных и нарицательных, мы сможем выполнить различные упражнения. Задание 1.На карточке записаны слова: (О, о)ка, (Ш, ш)ар, (Г, г)агарин, (Б, б)арсик, (Н, н)ина (П, п)етровна, (Р, р)акета, (Л,л) ошадка. - На какие бы группы вы разделили слова? Варианты ответов учащихся: - Имена собственные и нарицательные. - Имена одушевлённые и неодушевлённые. - Слова, которые называют один предмет. Слова, которые называют несколько предметов. - Слова, которые можно переносить. Слова, которые нельзя переносить. Учитель: - Молодцы! Вы назвали много вариантов. Мы с вами будем записывать слова в два столбика: Собственные Нарицательные имена имена Учитель: - Каким правилом будете пользоваться? Вариант ответа учащегося: - Собственные имена пишутся с большой буквы, а нарицательные имена пишутся с маленькой буквы. Учитель: - Проверьте посадку, наклон тетради. Соблюдая правила каллиграфии, выполните задание. Проверьте, так ли у вас? ( Во время проверки на экране появляется запись). Учитель: - Ребята, как вы думаете, что надо сделать, чтобы выровнять столбики? Варианты ответов учащихся: - Подобрать свое слово. Например: _________ - Запишите пример своего слова во второй столбик. Каким правилом будете пользоваться? Вариант ответа учащегося: - Нарицательные имена пишутся с маленькой буквы. ФИЗМИНУТКА «Машина физминутка» (Слайды с музыкой) А сейчас возвращаемся к учебнику. Задание 2 (У) с.15, упр.15. «Ребусы». Разгадайте ребусы и запишите имена собственные. Продолжаем разгадывать ребусы. Подчеркните заглавную букву. Задание 3 (З-П) Следующие задания связаны с нашей родиной. Отгадайте слово. В нем 6 букв. Первая буква этого слова в алфавите 20 (Т), вторая - в алфавите 1(а), третья – в алфавите 14(м), четвертая – 2(б), пятая буква - в алфавите 16(0), шестая буква – в алфавите 3(в).Какое слово получилось? (На столах лежит «помощник»-алфавит) Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран. Что мы здесь видим? Тамбов на карте генеральной Кружком означен не всегда: Он прежде город был опальный, Теперь же право хоть куда. М.Ю. Лермонтов Задание 4 (З-П)«Подумай» Самостоятельная работа с проверкой по эталону. (Читаю текст) Обратите внимание, какие в нашей области красивые названия городов. А какие водоёмы встречаются? Задание следующее: 1ряд и половина второго выписывает из текста названия городов, а 3ряд и оставшиеся из второго ряда выписывают названия рек и озёр. Приступаем к работе. Тамбовская область включает города: Тамбов, Котовск, Мичуринск, Моршанск, Кирсанов, Уварово, Жердевка. В области протекает много рек и озёр. Самые длинные реки-Цна и Ворона. Самые крупные озёра-Рамза, Ильмень, Ореховое, Лебяжье, Крутое. Самопроверка. РЕЗЕРВ: Стих. Измайлова о большой букве. Буква обычная выросла вдруг, Выросла выше всех букв-подруг. Буква расти не сама захотела, Букве поручено важное дело. Ставится буква у строчки в начале, Чтобы начало все замечали. Имя, фамилия пишутся с нею, Чтобы заметней им быть и виднее, Чтобы звучали громко и гордо Имя твоё, имя улицы, города. Буква большая – совсем не пустяк! В букве большой уважения знак! Ребусы на слайдах. Записать отгадки в 2столбика: имена собственные и нарицательные, выделив орфограмму. |